Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Рассказываем, как решили проблему.
Как наладить работу с требованиями ИФНС. Кейс «Фингуру»

Требования от ФНС (решения, уведомления, акты и прочую корреспонденцию от налоговой) не всегда несут какой-либо угрозы бизнесу, но бывают ситуации, когда несвоевременная отработка требования может нанести бизнесу существенный ущерб. Мы столкнулись с этим в самом начале нашего пути. Сейчас мы оказываем полное бухгалтерское обслуживание более трехсот клиентов и столько же регулярно пользуются другими нашими услугами. Сейчас работа с требованиями - это обычная рутина, которая не несет для клиента никакой угрозы..

Если не хотите знать, как мы этого достигли, пролистайте страницу вниз и прочтите, каких результатов мы добились. Скорее всего они заставят вас прочитать всю статью;)

С чего начали

Вначале работа с требованиями не носила системного характера. В результате, чаще всего, бухгалтеры узнавали о поступивших требованиях либо от клиента, либо от банка. Да и эта информация не всегда поступала вовремя. Порой между отправкой и получением проходило дня четыре. Работали в авральном режиме, а часто и вовсе не успевали взять их в работу.

Проверка требований осуществлялась полностью в ручном режиме. Ежедневно бухгалтеры искали поступившие требования в программе для отчетности или звонили клиенту и спрашивали, не поступали ли какие документы от ФНС. За день даже не успевали проверить всех клиентов. А следующий день “обнулял” все старания предыдущего. Бухгалтеры, как пони по кругу, тратили время на поиск требований и их дальнейшую отработку. При этом практически полностью отсутствовали постановка задач и контроль ее выполнения со стороны руководителя. Ничего не утаивая скажем, что на тот период времени отработка поступивших требований составляла не более 20%.

Схема неудобная и, откровенно говоря, не дающая хоть мало-мальски хорошего результата. Мы быстро поняли, что с таким подходом далеко не уйдешь и стали искать пути решения проблемы.

Наш путь решения проблемы

Мы четко понимали от каких проблем хотим избавиться:

  1. Перевести проверку поступивших требований в автоматический режим и освободить бухгалтера от непрофильной работы.
  2. Максимально автоматизировать процесс постановки задач бухгалтеру.
  3. Наладить контроль за их выполнением.

Одномоментно сделать это было невозможно, поэтому к решению приступили поэтапно.

I этап. Отправная точка

Изначально работали по мере поступления проблем. Приходило требование. Если оно доходило до бухгалтера, то он либо отрабатывал его, либо нет (в результате отсутствия системного контроля). Если требование не было отработано, то последствия проблемы всплывали в будущем (недоимки, штрафы за непредставление документов, пени и т.д.). И на решение этих задач бухгалтеру приходилось тратить еще больше сил и времени.

II этап. Начали автоматизировать процесс

На этом этапе мы приступили к первому шагу по автоматизации. Совместно с компанией Контур разработали алгоритм, позволивший осуществлять мониторинг входящих писем от ФНС в полуавтоматическом режиме и уже после их отрабатывать. Программа отфильтровывала только те компании (клиентов), которые получили какое-либо требования от госоргана. Этот механизм позволил решить первую проблему - ручной поиск требований по всей базе клиентов. Бухгалтеры были избавлены от необходимости просматривать входящие письма каждого клиента и смогли больше времени уделять своим основным задачам.

Итак, первая проблема решена - мы научили оперативно проверять наличие требований. Но вторая проблема по-прежнему оставалась.

III этап. Проблема постановки и маршрутизации задач

После получения и расшифровки требований (а в аутсорсе это вопрос особый) стоял вопрос поиска исполнителя, поскольку требования могут касаться разных налогов и требовать участия в их отработке специалистов разного профиля (бухгалтера по учету, бухгалтера по зарплате, специалиста по разблокировке счетов, юрисконсульта и др.). Бухгалтер, открывший “ящик пандоры” мог самостоятельно отработать требование, если оно было по его профилю. Если вопрос не в его компетенции, то чаще всего он просто не понимал, кому его передать (нужный специалист мог быть в отпуске, на больничном и пр.). В качестве временной меры подключался руководитель подразделения, который распределял и ставил задачи нужным подчиненным по электронной почте. Но это, опять же, ручной режим, от которого нужно было уйти.

III этап. Как полностью решили проблему

Окончательно вопрос был решен внедрением и настройкой бизнес-процессов в CRM-системе. Сейчас работа всего подразделения выстроена таким образом. Операционист ежедневно мониторит входящую корреспонденцию (ту самую, которую мы отфильтровали на II этапе) и вносит записи о вновь поступивших требованиях в базу данных: заполняет несколько базовых реквизитов требования (номер, дату, указывает госорган и привязывает его к компании, в отношении которой требование поступило). А также прикрепляет скан требования, чтобы бухгалтер видел, с чем ему предстоит работать. На весь процесс публикации требования в CRM-системе уходит порядка 15-20 секунд.

Дальше к работе подключается настроенный нами бизнес-процесс, который управляет дальнейшей работой с этим требованием в автоматическом режиме:

  • выбирает контролера и исполнителя задачи. Если в силу объективных причин это невозможно, то задача адресуется руководителю, который подбирает нужного исполнителя самостоятельно;
  • параллельно с предыдущим шагом уведомляет клиента о начале работы с требованием;
  • ставит исполнителю задачу. Этого этапа может и не быть, т.к. часто письма носят уведомительный характер;
  • бухгалтер приступает к выполнению поставленной задачи;
  • после выполнения бизнес-процесс формирует запрос бухгалтеру - составить краткий отчет о проделанной работе. Он направляется клиенту и сохраняется в его карточке нашей CRM.

На обработку требований налоговиками обычно отводится от 5 до 10 дней. Чтобы не потерять время, процесс настроен так, что в случае отсутствия каких-либо действий со стороны бухгалтера в течение суток, задача перезапускается, а контролер получает уведомление, что сотрудник к ней не приступал. Это позволило сократить время принятия документов в работу.

Чего удалось добиться

Коротко подведем итоги проделанной работы. В результате автоматизации мы:

  1. Высвободили время бухгалтера для непосредственной отработки требований - он больше не тратит часы на поиск и расшифровку поступившей корреспонденции и постановку задач.
  2. Усилили контроль руководителя подразделения за выполнением задач подчиненными.
  3. Увеличили число отработаны требований с 20% до 100% (от общего количества поступивших).
  4. Позволили бухгалтеру спланировать свою работу по отработке требований с учетом других его задач.

Вот такой процесс мы выстроили за пару лет. Без автоматизации отработки требований мы бы смогли работать с весьма ограниченным числом клиентов. В противном случае - бухгалтеры бы надорвались, клиенты не получили качественных услуг.

А какие процессы получилось автоматизировать вам? Нам будет интересно ;)

Комментарии

4
  • titova-tlt

    получение требования расписан как целый бизнес-процесс, с постановкой задач целой группе лиц! О боги, а то мы ранее не могли его получить и сразу начать исполнять! И не надо целым отделом да каждый день его отслеживать! Осталось только премию в размере месячной зар.платы выписать команде из 10 человек и вручить подарки!!! Они же получили Требование!!! )))

    • Saria

      статья об аутсорсинговой компании. Там этот процесс на самом деле не прост, когда клиентов десятки.

  • Татьяна043

    Уже очень давно у нас поставлена система:

    1. Мы всех Клиентов переключаем сдачу отчетности только на нас,чтобы контролировать весь документооборот с налоговой
    2. Работаем через Астрал отчет как уполномоченные представители
    3. Контроль приема и отправки отчетности, требований писем и т.д. осуществляет отдельный человек. Бухгалтер не имеет дело с приемом и отправкой по ТКС.
    4. Требования принимаются,регистрируются, передаются Бухгалтерам.
    5. Контроль осуществляется двоими людьми: тем,кто принял - это первичный контроль(у нас это офис-менеджер) и руководитель отдела бух.сопровождения.
    6. Аналогично с отчетностью и любыми другими документами в адрес налоговой( от ответов на Требования до уведомления на УСН) - Бухгалтер сам этого не делает. Сроки также контролируются в единой системе ,куда вносится каждый Клиент при приеме на бухсопровождение. Таким образом, как минимум два человека еще следят за сроками: офис-менеджер и руководитель отдела Бухсопровождения.

    За все время у нас может пару раз была блокировка и то в силу объективных причин (зачастую Клиенты не всю информацию могут передать или не воверям): система сама сбой не давала ни разу!

Банкротство: 8 важных изменений в 2024 г.

Закон о банкротстве — один из самых меняющихся законов. Без преувеличения, это касается каждого, кто занимается бизнесом, т.к. у вас могут работать сотрудники, которые банкротятся, либо у вас есть контрагенты, которые будут прибегать к банкротству. Не говоря о том, что и вы можете увидеть полезной для себя такую перспективу

Банкротство: 8 важных изменений в 2024 г.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Удаленка и неполный рабочий день не лишают права на оплату дня проверки здоровья

Роструд разъяснил предоставление дня освобождения от работы для диспансеризации сотрудника, работающего удаленно на неполной ставке.

Что такое личный бренд и зачем он предпринимателю

Зачем нужен личный бренд? Он помогает установить авторитет, привлечь клиентов, выделиться на рынке и создать конкурентное преимущество.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Для налогообложения у ИП не важно, когда услуги оказаны

Минфин разъяснил, как облагаются доходы ИП при переходе с налога на профессиональный доход самозанятого (НПД) на общую систему налогообложения (ОСНО).

1
Банки

Прогноз: из-за ЦБ спрос на кредиты упадет. А на что вырастет?

Россияне перейдут к сберегательной модели поведения и будут больше средств вносить на сберегательные счета, тогда как большинство откажется от кредитов в условиях жесткой денежно-кредитной политики Центробанка.

Купить криптовалюту: где и как делать это безопасно

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту в России: для инвестиций, для сохранения капитала, для перевода средств за рубеж, и т.д. В РФ существует много способов легальной покупки и продажи крипты, но далеко не все из них можно назвать безопасными. На какие сервисы стоит делать ставку, если безопасность для вас на первом месте?

Купить криптовалюту: где и как делать это безопасно
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

В России можно производить никотин не для курения. А продавать нельзя

Минфин дал разъяснение по вопросам производства и продажи никотинсодержащей продукции, предназначенной для сосания – «никотиновых паучей».

Бизнес-образование выйдет на новый уровень

Бизнес-тренеры и преподаватели научат предпринимателей мыслить критически, выступать перед публикой, а также работать в команде.

45 млн тапают хомяка, отскок индекса, льготные ипотеки, КС 16%, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Пока 45 млн людей тапают хомяка, случился отскок! Отскочили и акции, и облигации, только доллар никуда не отскочил. Рубль в ближайший месяц будет крепким, остался последний месяц массовых льготных ипотек, так что все пытаются вскочить в последний льготный вагон. Собрал все важные новости недели и упаковал в пост, который лучше прочитать, чем нет.

45 млн тапают хомяка, отскок индекса, льготные ипотеки, КС 16%, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Минцифры изменят порядок оформления займов через «Госуслуги»

Минцифры изменит порядок оформления займов через «Госуслуги» из-за мошенников

Краткая всемирная история газификации

Идея использования газа много веков привлекала внимание, однако «укротить» газ удалось, по историческим меркам, совсем недавно. И вот уже на свете есть страны, где благодаря ему формируется большая доля государственных бюджетов.

Краткая всемирная история газификации
1
Банки

Массовое погашение кредитов оказалось схемой мошенников

Сбер нашел мошенников, которые погашали кредиты сразу за нескольких заемщиков. Это позволило выявить новую схему финансовых пирамид.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Петров — как держать миллиард в руках и не положить в карман

Очередным собеседником в нашем «Тот еще разговоре» стал Алексей Петров. Этот человек, словно герой из романа, вызывал интерес и восхищение своими проектами.

Алексей Петров — как держать миллиард в руках и не положить в карман
2

Взнос в уставный капитал хозяйственного инвентаря

В хорошем хозяйстве ничего не пропадает. Что там? Веревочка? Давай и веревочку! И веревочка в дороге пригодится: тележка обломается, или что другое, подвязать можно. Гоголь Н. В. «Ревизор».

2
Маркетплейсы

Маркетплейсы обяжут подтверждать качество всех товаров

20 маркетплейсов добровольно участвуют в сертифицировании товаров у Росаккредитации. Это требование хотят сделать обязательным для всех участников рынка.

НДФЛ

Если дивиденды по факту не выплачены, в отчетности их не отражают

Если человеку полагаются дивиденды, но фактически они еще не выплачены, то дохода для НДФЛ нет. И отчетов по НДФЛ (3-НДФЛ и 6-НДФЛ) тоже.

Криптовалюта

Где и как купить Эфириум за рубли в России

В ТОП-3 самых популярных мировых криптовалют входит Ethereum (Эфириум, или просто «Эфир»), оптимально подходящий для инвестиций в 2024 году. Сегодня многие стремятся вложить в него деньги, и в России это можно сделать без каких-либо ограничений. Чтобы купить ETH в Москве, СПБ, ЕКБ, Сочи или любом другом крупном городе, достаточно воспользоваться одним из доступных криптовалютных сервисов!

Где и как купить Эфириум за рубли в России

Минфин: можно ли дважды получить вычет при покупке квартир, оформив вторую на ребенка

Получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ можно только на предельную сумму (сейчас – 2 млн рублей). Второй раз при покупке второй квартиры вычет не дадут, даже если она оформлена на имя ребенка.

1
Инвестиции

Американская брокерская компания начала прессовать российских инвесторов

Инвесторов с невысокой стоимостью активов американский брокер попросил закрыть счет или уменьшить его размер.

Интересные материалы

На новый уровень выведут власти управление интеллектуальной собственностью на предприятиях

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.