Ошибки финансиста: когда управленческая отчетность станет источником рисков

Принято считать, что управленческая (внутренняя) отчетность более полная, подробная и информативная, чем бухгалтерские отчеты. Она дает руководителям и владельцам бизнеса сведения для анализа работы компании и помогает принимать грамотные управленческие решения. Внешние пользователи, например, инвесторы и банки, благодаря такой отчетности могут оценить риски и принять решение об объеме и условиях кредитования или инвестиций.
Ошибки финансиста: когда управленческая отчетность станет источником рисков
Иллюстрация: СберРешения

Рассказываем, как грамотно вести «управленку» без искажения данных и ошибок.

Управленческая отчетность: кому она необходима для работы

Управленческая отчетность, в отличие от бухгалтерской, дело добровольное. Одни компании ее ведут, чтобы отследить изменение финансовых показателей и результативность работы в динамике, в то время как другие эту возможность игнорируют.

В любом случае управленческие отчеты составляются не для контролирующих органов, а для руководства самого предприятия, то есть внутреннего пользования.

Также по разным причинам их можно предоставить инвесторам, кредиторам, страховым и лизинговым организациям.

Формы отчетности законодательством строго не регламентированы. Предприниматели, как правило, разрабатывают бланки самостоятельно, дополняют и адаптируют образцы, которые широко представлены в сети.

Что дает управленческая отчетность:

  1. Понимание реального положения дел в организации.

  2. Полные сведения по предыдущим и текущему периодам. 

  3. Возможность просчитывать разные сценарии развития бизнеса и составлять платежный календарь.

Виды управленческой отчетности

Внутреннюю управленческую отчетность делят на 3 вида:

№ п/п

Вид отчета

Содержание

1

Отчет о движении денежных средств

  • Позволяет контролировать количество денег в бизнесе, поступление и расходование средств (с учетом налогов и дивидендов), отслеживать кассовые разрывы.

  • Отражает все операции, которые проходят по кассе и расчетным счетам.

Рекомендуется составлять ежемесячно.

Дополнительно можно составить платежный календарь, с помощью которого контролируются даты оплат.

2

Отчет о финансовых результатах 

Состоит из доходной и расходной частей, с учетом отдельных видов затрат — на рекламу, оплату труда, себестоимость производства.

Для составления используется метод начисления, то есть в документе нужно отразить также обязательства, по которым еще не было оплаты.

  • Показывает, откуда приходят деньги, куда уходят и на чем получается экономить. 

  • Позволяет контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность.

  • В отчете видно, какие продукты (виды деятельности) приносят нулевую прибыль или являются убыточными.

3

Управленческий баланс

Сводит воедино результаты отчета о финансовых результатах и отчета о движении денежных средств.

Наглядно демонстрирует:

  • как распределяется прибыль предприятия;

  • из каких средств финансируется убыток;

  • откуда можно взять деньги на покрытие других нужд;

  • какими ресурсами обладает компания в целом.

Баланс состоит из двух разделов: пассивов и активов. Общий итог по одному из них должен быть равен другому.

Пример: Отчета о движении денежных средств

Ведение бухгалтерского и налогового учёта

Настройка учебной базы и первый месяц обслуживания за 1 ₽

Анализ управленческих отчетов

Отчетность сама по себе не имеет никакой ценности, если после ее составления нельзя сделать разносторонний анализ.

В идеале руководство должно оценить, насколько эффективно работает команда, выявить проблемные места и принять управленческие решения по их устранению.

Например, аналитика помогает:

  • определить причины снижения выручки;

  • сравнить финансовые результаты компании за разные периоды времени;

  • вычислить неснижаемый остаток, который к концу периода всегда остается на счетах (это суммы возможных средств для инвестиций);

  • оценить долю дебиторской задолженности в составе активов;

  • сравнить долю собственных и заемных средств (определить закредитованность компании) и т.д.

Пример: Управленческого баланса

Кто ведет управленческий учет

Обычно задача ведения управленческого учета возложена на штатного финансиста, главбуха, а в небольших организациях — и на самого владельца бизнеса.

Специалисты с отличным знанием управленческого учета, как правило, дорогие. К тому же потребность в формировании управленческой отчетности не имеет постоянный характер, а нужна от случая к случаю: например, при подготовке отчетности акционерам или для получения кредита в банке. Поэтому содержание такого специалиста в штате часто не выгодно бизнесу. 

К тому же, если у компании есть обособленные подразделения и филиалы, формирование управленческой отчетности становится трудозатратным процессом, который требует дополнительных ресурсов и времени. А данные руководителю нужны здесь и сейчас.

Подготовку управленческой отчетности можно передать на аутсорс, подключив экспертов финансовой сферы. Однако иногда крупный и средний бизнес опасается передавать на аутсорсинг управленческий учет по нескольким причинам:

  1. Сложности с делегированием задачи.

  2. Риски утечки информации, нарушения конфиденциальности.

  3. Технически сложный процесс переноса и настройки учетной базы. 

На самом деле достаточно просто выбрать надежного аутсорсера, тогда все эти проблемы легко решатся.

Например, в компании СберРешения до 31 июля действует особое предложение: стоимость переноса и настройки учетной базы 1С Бухгалтерия, а также первый месяц обслуживания — всего за 1 рубль. Затраты минимальные, а результат можно оценить сразу.

В пользу передачи участка внешнему провайдеру есть несколько аргументов.

Во-первых, у штатного сотрудника, которому делегируют ведение «управленки», уже есть свой круг обязанностей, которые нужно выполнять вовремя, качественного и ответственно. 

Для бухгалтерии всегда в приоритете будет оформление бухгалтерской и налоговой отчетности, ошибки в которой грозят бизнесу штрафами. «Управленка» неизбежно отодвинется на второй план, что обязательно скажется на качестве учета.

Во-вторых, управленческая и бухотчетность имеют значительные отличия (формы документов, методы сбора данных и анализа). Не каждый специалист сможет вести их одинаково хорошо. В частности, в круг компетенций бухгалтера не входит прогнозирование и управление.

Даже если в вашем штате есть специалист, в обязанности которого прямо входит ведение управленческой отчетности, нужно быть уверенными в его компетенциях и результатах работы.

Опираясь на ошибочную аналитику, учредитель или директор будет принимать решения с высокими рисками.

Топ ошибок в управленческом учете, которые приведут к неэффективным решениям

1. Ведение не всех форм отчетности.

Важно понимать, что для полной картины нужно оценивать все данные в совокупности: отчет о движении денежных средств, отчет о финансовых результатах и управленческий баланс. Только в таком случае анализ получится без искажений.

2. Совмещение бухгалтерской и управленческой отчетности (смешение показателей).

Еще раз отметим, что у «управленки» и бухучета разные цели и методы. Если финансовые показатели подсчитывает специалист, который до этого имел дело только с дебитом и кредитом, ошибок не избежать.

3. Работа без регламентов.

Для внедрения управленческого учета потребуется сперва регламентировать некоторые процессы: документооборот, периоды закрытия отчетов, процедуру проверки и т.д.

4. Неверное отражение НДС.

Распространенная ошибка — учет выручки и затрат с НДС при формировании отчета о финансовых результатах. Прибавка налога к чистой сумме уменьшает доходы для экспортеров, а для всех остальных компаний, в целом, искажает итоговые показатели.

5. Отказ от автоматизации управленческого учета.

Вести управленческий учет можно и в простой таблице Excel, если фирма небольшая, а вносимые данные занимают всего несколько строк.

Для крупного и среднего бизнеса общая рекомендация — автоматизировать «управленку».

Во-первых, это вопрос конфиденциальности, надежности и возможности доступа к данным в любой момент. Во-вторых, играют роль удобство использования и скорость аналитики. Выбрать любой показатель из большого объема информации можно за считанные минуты. 

Также есть плюс в гибкости настроек. В том же Excel вам придется вносить правки в формулы вручную, а любая ошибка разрушит стройную структуру данных.

Как вести управленческий учет без ошибок

Управленческая отчетность — полезный инструмент для эффективного построения бизнеса. Она более объемная и подробная, а потому информативнее бухгалтерских документов.

«Управленка» позволяет трезво оценить текущее состояние бизнеса, выявить сильные и слабые места, спрогнозировать прибыль, контролировать дебиторку и кредиторку.

Самый надежный способ подготовить отчет — делегировать работу настоящим профессионалам. С этой задачей отлично справится команда специалистов СберРешений

Ведение бухгалтерского и налогового учёта

Настройка учебной базы и первый месяц обслуживания за 1 ₽

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8K8mzY

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат буду учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор дат поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
1

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в России начнут делать просекко, хакеры следят за перепиской в Telegram, а водителей оштрафуют за езду на зимней резине и за парковку во дворе

Подготовили обзор главных событий дня — 31 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Советы бухгалтерам в преддверии выходных. Похмелье: никогда не было и вот опять

Выходные прошли, а похмелье осталось? Рассказываем клеркам, как себе помочь, и напоминаем про красные флаги.

6
Маркетинг

Дистанционные продажи лекарств выросли в 10 раз

Минздрав ожидает, что к концу 2024 года объемы онлайн-продаж лекарственных средств составят 100 млрд рублей.

Бухгалтерский учет штрафов

От ответственности за налоговые правонарушения не застрахована ни одна компания. В нашей статье расскажем, как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату налоговых санкций, а также приведем примеры проводок.

Бухгалтерский учет штрафов

Интересные материалы

Криптовалюта

Райффайзенбанк прекратит отправку переводов в долларах, есть ли альтернатива

В ближайшее время Райффайзенбанк прекратит отправку денежных переводов в долларах и тем самым заблокирует для многих россиян возможность обмениваться средствами с зарубежными партнерами, знакомыми, родственниками и т.д. К счастью, сегодня есть альтернативные варианты отправки USD за рубеж, и сделать это можно с помощью криптовалютных переводов!

Райффайзенбанк прекратит отправку переводов в долларах, есть ли альтернатива