«Нет» - бумаге, «да» - ЭДО: новый законопроект

Министерство экономического развития посчитало, что бизнес тратит на хранение бумажных документов целых 3,5 триллиона рублей. Да-да, вооот столько нулей. Поэтому надо бизнесу помочь — избавить от унылых бумажек.
«Нет» - бумаге, «да» - ЭДО: новый законопроект

Министерство экономического развития посчитало, что бизнес тратит на хранение бумажных документов целых 3,5 триллиона рублей. Да-да, вооот столько нулей. Поэтому надо бизнесу помочь — избавить от унылых бумажек.

Новый проект закона навеян известной национальной программой по цифровизации. Минэкономразвития предлагает деловую документацию перевести в электронный вид и так сэкономить.

Изменения касаются усовершенствования правового регулирования в сфере электронного документооборота. В том числе и хранения электронных дубликатов бумажных документов. Это, кстати, важное замечание — одно дело документ изначально созданный в электронном виде, другое — оцифрованный с бумажного носителя.

Сейчас большинство документов хранится в бумажном виде, даже если создана его электронная копия. Сроки хранения довольно длительные, в основном до 5 лет, но в отдельных случаях и дольше (например, по кадрам). Если у вас немаленькая организация, много первички, то хранение обойдется недешево. Просто в кучу документы в углу не свалишь (а вдруг проверка?), приходится выделять место в офисе, а то и отдельное помещение. При значительных объемах «макулатуры» еще и архивариуса придется нанимать, чтобы следил за порядком.

Плюс те же персональные данные требуют особых услових хранения, чтобы обеспечить к ним допуск только уполномоченных лиц, а еще есть коммерческая тайна. В общем, если делать все как положено, то придется потратиться.

Что обещает улучшить законопроект

Планируется, наконец, установить регулирование долговременного хранения документов в электронном виде, дать возможность хранить электронные документы в другом формате (конвертация) с сохранением их юридической значимости.

Какие плюшки обещает нам законопроект:

  • Можно будет дублировать бумажные документы в электронном виде и дублировать в более удобном формате электронные документы, для этого придумают специальную процедуру, чтобы сохранить юридический статус документов. Авторы проекта продумали и саму процедуру оцифровки:
  1. дубликат должен создаваться лицом его подписавшим или другим лицами, уполномоченными на это федеральным законом;
  2. необходимо сохранить визуальное представление документа — содержание и форму;
  3. дубликат должен быть подписан усиленной электронной подписью или собственноручной (вот тут не совсем понятно, ведь речь то об электронной копии) подписью лица, которая позволит установить дату и время подписи.
  • Будет урегулирован механизм перевода (конвертации) электронных документов в иной формат.
  • Для организаций, осуществляющих создание и хранение электронных дубликатов документов (в качестве предпринимательской деятельности), устанавливается требование по аккредитации.
  • Устанавливается порядок хранения и передачи электронных документов, которые хранятся в организациях, оказывающих вышеуказанные услуги по хранению, чтобы не допустить утраты электронных документов.
  • Предусматривается возможность сокращение сроков хранения бумажных документов, с которых изготовлены электронные дубликаты, до 1 года.

Самая радостная новость — оцифровать можно будет любые документы, если иное не установлено отдельными нормативными правовыми актами. Например, можно будет упаковать в электронный архив:

  • Документы бухгалтерского учета от первички до регистров;
  • Банковские документы (их кстати, многие уже хранят электронно, чтобы не распечатывать выписки и приложения к ним);
  • Кадровые документы, включая соглашения о персональных данных, приказы и т.д. Для дистанционных сотрудников уже предусмотрели возможность обмена электронными документами, скоро такая возможность будет и у других работников;
  • Результаты инвентаризации (километровые описи со складов);
  • Аудиторские заключения и прочие.

Вы можете не ждать, когда законопроект пройдет все чтения и вступит силу (по дороге еще ни раз его перепишут). Использовать ЭДО можно уже сегодня. Например, подключиться к облачному сервису 1C: СтартЭДО.

Почему в облаке и почему именно 1C: СтартЭДО?

Про облачные технологии уже, кажется, и объяснять ничего не надо, но напомним — это удобно. Никаких увесистых программ, никакой привязки к компьютеру. Даже работу с документами внутри компании можно сделать проще с помощью 1С:Документооборот. Все это для бухгалтера — вещи мегаважные. Но кому мы рассказываем!

Что касается сервиса 1C: СтартЭДО, то кроме очевидны облачных преимуществ он позволяет быстро обмениваться юридически значимыми документами с контрагентами и в бухгалтерии их проведение существенно упрощается — входящие документы автоматически добавляются в информационную базу 1С.

Вы можете работать с любым количеством пользователей, имеющих сертификат электронной подписи. Входящие документы — не ограничены, исходящие — в пакете до 20 комплектов документов в месяц (комплект это, например, накладная счет фактура), стоимость отправки с 21-го комплекта — 10 рублей за комплект. На такие деньги не купишь и жвачку, а вот отправить документы на другой конец страны — запросто!

8 способов сэкономить время бухгалтера.

Лайфхаки, о которых вы не знали. Узнайте полезные лайфхаки по работе в 1С в бесплатной книге от Scloud.

Хочу ЭДО!

Оставьте свои контактные данные в форме ниже и мы расскажем, как легко перейти на облачный учет и документооборот:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

7
  • Afrikan

    На практике электронный документооборот как минимум вдвое увеличил количество бумаги.

    Распечатывается сам документ и плюсом к нему вся эта муть служебная, которая подтверждает электронность. Зачем это делается - никто не знает.

    • Елена Балаклицкая

      А зачем распечатывать? Если документ был электронным и, например, загружен сразу в программу, то какой смысл в его распечатке? Я декларации, например печатаю, это мой бзик, но на них уже стоит отметка - когда отправлено, когда принято и нет смысла даже квитанции к ним печатать, когда просят отправить, например, тот же банк - прикрепляю все в электронном виде. Аналогично выписки банка - многих хранят только в электронном виде.

      • Afrikan

        Например вот зачем: как то давным- давно, может быть лет 15 назад, когда я тоже не распечатывал ЭД мне вдруг понадобилось посмотреть документ за прошлый период. Оказалось, что сертификат которым он был подписан уже устарел и чтобы получить доступ и посмотреть документ мне пришлось исполнить танец с бубном.

        После того, как несколько горе- ИТшников (в разных компаниях) не смогли настроить архивирование (либо архивная копия была повреждена) я утвердился в мысли что бумажный копии необходимы.

        А что будет с ЭД, если перестанешь платить оброк провайдеру - даже и думать не хочу.

        Кстати, с тех пор наблюдал несколько поколений салариманов, которые гордо не печатали документы, а потом горько плакали. Однажды контрагент (весьма монополистичный и крупный) тупо закрыл свой архив ЭД, так как подал в суд на компанию и эта компания не смогла даже свои документы получить, чтобы в суде доказательную базу показать. А были бы бумажные бумажки - такого не произошло бы.

        • Елена Балаклицкая

          Я могу сказать, что у меня такие ситуации тоже бывали. Поэтому вот ту же отчетность я распечатываю. Но, вот с теми же выписками (коих может быть не одна тележка) - смысл их печатать? На моих вот никаких внятных отметок, подтверждающих подлинность все равно нет, а то что есть можно сделать и в фоторедакторе - не доказательство. За 15 лет ни разу эти выписки именно в печатном виде никому не понадобились, даже проверяющим. А в базу я их автоматом гружу. Поэтому если и перестраховываться, то с тем же успехом их можно хранить просто на компьютере, а если уж приспичит -распечатать. Причем у меня всегда есть дубляж архива, базы у меня хранятся минимум в двух местах. А как быть с электронными документами, которыми обмениваются через ЭДО с поставщиками или клиентами? Смысл то как раз в избавлении от тонны макулатуры. Бумажные документы тоже имеют тенденцию портиться, сгорать, затопляться. У нас как-то в магазине затопило подвал, очень хорошо затопило. Вся техника и документы, что находились ближе к полу - ф топку. Чеки кассовые давно уже копируют или сканируют - выцветают за месяц. У меня как-то умудрилось выцвести заявление работника, не знаю уж какими исчезающими чернилами было писано))) Но я согласна - есть у нас чудо-компании, не только госы. Вот для аукциона сканим печатные формы - заполнили, подписали, печать поставили, отсканировали и потом подписали ЭП - спрашивается зачем? А заказчик как художник - он так видит)

          • Afrikan

            Заставить вас печатать документы никто не сможет. Раз вам так удобнее - пожалуйста. У меня слишком много исполнителей, которые еще и меняются регулярно. Мне проще получить от них бумагу, чем контролировать, все ли они сделали для сохранности электродокументов.

      • - -

        Есть замечательное изречение из "Законов Мерфи"

        Первый закон Чизхолма:

        Все, что может испортиться, портится. Все, что не может испортиться, портится тоже.

        Это я к тому, что сбои, у того кто предоставляет документооборот, тоже случаются.

  • напишу о своем)) что за прелесть это ФИПС (Роспатент). Им все надо отправлять по почте с ЖИВЫМИ подписями. Хотя, одновременно все подается через личный кабинет. В период К-вируса (хотя у них всегда не спешно), сроки рассмотрения "растянулись" в разы. Сведения считаются не поданными, пока: вначале через личный кабинет, потом почтой, потом они у себя визируют входящие в канцелярии, потом направляют в отделы по принадлежности, потом инспектор подгружает скан полученных документов по почте, потом что-то сбоится и так до бесконечности. Причем они стали работать только дистанционно. Эпопея началась в апреле, до сих пор не можем закончить. Так что будут именно "плюшки", как сказано в статье. На все законопроекты, могу сказать только (причем, последнее время только это)- ржу не могу.

Роспатент получил на 32% больше заявок на регистрацию брендов

За первые четыре месяца 2024 года бизнес подал больше 44 тысяч заявок в Роспатент.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Практически каждый работодатель несет затраты на командировки. Чтобы учесть такие расходы, необходимо подтвердить их документально. Разбираем, какие документы для этого понадобятся.

Какие документы подтверждают командировочные расходы

Заболевшие родители будут получать пособие, даже если уже в отпуске по уходу за ребенком

Родители сталкиваются с отказами Социального фонда в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности одному из родителей, когда второй находится в отпуске по уходу за ребенком. Депутаты планируют это исправить.

Лучшие спикеры, новый каждый день

ВС обобщил судебную практику по спорам о нарушении авторских и смежных прав в интернете: главные выводы

Президиум Верховного Суда 29 мая утвердил Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в сети Интернет.

ВЭД

БРИКС будет развивать независимую систему внешних расчетов

Расчеты по внешнеэкономическим контрактам планируют вести в цифровых валютах. Страны БРИКС активно ищут альтернативные способы платежей.

Требования налоговиков можно обрабатывать с помощью искусственного интеллекта

Российская IT-компания создает нейросеть, которая может быстро подбирать нужные документы по запросам ФНС и налоговых. Бухгалтеру нужно только проверить данные и вовремя отправить ответ на требование.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предложения Ильинского Предпринимательского клуба по налоговой реформе. Обзор для бухгалтера

30 мая 2024 года в помещении Торгово-Промышленной палаты РФ проходили Общественные обсуждения Ильинского Предпринимательского клуба проходили при участии представителей бизнеса, науки, юридических компаний и налоговых экспертов.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

Рассказываем, что представляет собой процедура банкротства ИП, в каких ситуациях предприниматель признается банкротом и какие у этой процедуры последствия.

Банкротство ИП: как происходит и какие будут последствия

По заявлению и уведомлению работодатель должен предоставить сотруднику социальный вычет по НДФЛ

Чтобы получить социальный налоговый вычет по НДФЛ на лечение, обучение, фитнес, не обязательно ждать окончания года и сдавать декларацию 3-НДФЛ. Оформить вычет можно через работодателя.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу

Компании часто привлекают внештатных исполнителей на проектные, разовые задачи или нерегулярный объем услуг. Разбираемся, с кем безопаснее сотрудничать по ГПХ — с плательщиками налога на профдоход или с физическими лицами без специального статуса.

Самозанятые или физлица по ГПХ: с кем безопаснее сотрудничать бизнесу
Импорт

Уголовная ответственность может грозить тем, кто ввозит контрафакт

Статью УК за оборот контрафакта дополнят наказанием для импортеров, которые ввозят товары без маркировки в Россию.

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков

Бизнес на разливных пенных напитках считается одним из стабильных и достаточно быстро окупает вложения. Продукция востребована, независимо от времени года, кризиса и прочих обстоятельств.

Как открыть магазин по продаже пива: гид для новичков
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Блокировка банковского счета налоговой инспекцией: что делать

Разберем алгоритм действий при блокировке банковского счета налоговой инспекцией.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Импорт

Импортерам добавят отчетности

В России начинается проведение эксперимента по обеспечению импортерами утилизации отходов и упаковки от использования отдельных групп товаров.

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Отношение к роботизации в обществе неоднозначное. Ее сторонники считают, прогресс в XXI веке иначе невозможен, а противники опасаются, что повсеместная замена человека машиной приведет к массовой безработице. Как на самом деле внедрение роботов влияет на рынок труда в целом и на отдельно взятую компанию в частности?

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Увольнение генерального директора по собственному желанию в 2024 году

Для того, чтобы рядовой сотрудник компании получил в трудовой книжке запись об увольнении по собственному желанию, ему достаточно в письменной форме уведомить руководство о своем намерении, отработать утвержденные законом две недели, необходимые организации для поиска нового работника, забрать документы в отделе кадров, собрать личные вещи в коробку и попрощаться с коллегами. А вот процесс увольнения генерального директора более длителен и сложен. Сейчас расскажем почему.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

Сбер запускает банкоматы в Луганске, Донецке и Макеевке

Жители новых регионов смогут оформлять карты Сбербанка, открывать вклады, брать кредиты и заключать договоры об обслуживании юридических лиц.

Платить ли взносы и НДФЛ с командировочных, если не совпадают даты в документах

Расходы, в случаях, когда работник выехал в командировку раньше или задержался, можно учесть в расходах для целей налогообложения, но должно быть письменное разрешение руководителя на эти даты.

Платить ли взносы и НДФЛ с командировочных, если не совпадают даты в документах

Своим сальдо ЕНС можно поделиться с другой компанией или ИП

Можно сделать зачет суммы переплаты на ЕНС в счет другого лица.

Интересные материалы

Перерегистрация ККТ: когда и как провести

Применять ККТ разрешено только после того, как произойдет ее регистрация в налоговой. В дальнейшем может потребоваться перерегистрировать онлайн-кассу. В нашем материале разберем случаи, когда должна проводиться эта процедура. Поговорим о том, как заполнить соответствующее заявление и какой код причины в нем указать.

Перерегистрация ККТ: когда и как провести