Товарный знак

Как выбрать «правильный» товарный знак

Реальная действительность постпандемийного периода навсегда изменила общественное сознание и российскую экономическую ситуацию. В особенности это касается последних 2 лет. В ответ на многие вызовы современности, в том числе беспрецедентные западные санкции, российский бизнес доказал свою приспосабливаемость к любым жизненным переменам. 
Как выбрать «правильный» товарный знак
Иллюстрация: DS stories/pexels

На встрече с руководителями компаний по вопросам развития промышленности президент Путин 3 августа 2023 года заявил, что рост производства в России в годовом измерении может составить 12%.

Рост производства способствует появлению на рынке новых российских товаров, соответственно, можно ожидать и пропорционального увеличения количества новых товарных знаков российских заявителей с выводом на рынок новой продукции.

При создании нового товара и его продвижении на рынке производителю следует задаться вопросом, почему потребитель должен купить именно этот товар или воспользоваться именно данной услугой? Что их выделяет из множества аналогичных предложений на рынке?

Узнаваемость любому предлагаемому на рынке товару или услуге обеспечивает товарный знак, поскольку товарный знак является лицом, визитной карточкой товара.

Товарный знак — это лаконичный визуальный сигнал покупателю, и чем выше степень его узнаваемости, тем выше вероятность, что потенциальный покупатель приобретет маркированный им товар.

По этой причине товарный знак — не просто средство индивидуализации, а очень эффективный маркетинговый инструмент, который способен оказать существенное влияние на продвижение товара на рынке при условии, что товарный знак будут символизировать положительный, привлекательный, надежный и вызывающий доверие образ товара. 

При этом недостаточно создать привлекательный товарный знак, важно своевременно обеспечить его правовую охрану.

Согласно статистике, ежегодно публикуемой в отчетах «Роспатент в цифрах и фактах», за последние 5 лет в России было зарегистрировано следующее количество товарных знаков:

Год

Поданные на регистрацию товарные знаки

Зарегистрированные товарные знаки / в % от поданных

2018

76 062

66 056 / 86,84%

2019

87 509

66 707 / 76,23%

2020

93 926

68 048 / 72,45%

2021

107 030

70 860 / 66,21%

2022

112 041

81 137 / 72,42%

Очевидно, что не каждое заявленное в качестве товарного знака обозначение достигает регистрации.

Причиной того, что практически каждому третьему поданному на регистрацию обозначению Роспатент отказывает в регистрации, является его несоответствие требованиям законодательства, и в большей части вследствие несоответствия заявленного обозначения критериям охраноспособности товарного знака.

Критерии охраноспособности товарного знака отражены в основаниях для отказа в регистрации, изложенных в основном в статье 1483 ГК, которые в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом: 

Товарный знак:

  • должен обладать различительной способностью и не должен порождать в сознании потребителя ложное представление о товаре, его изготовителе или месте производства,

  • не должен нарушать публичных, общественных интересов, а также права третьих лиц на различные объекты интеллектуальной собственности.

В свою очередь, охраноспособность товарного знака оценивается применительно к товарам (услугам), в отношении которых предполагается использование и регистрация товарного знака.

Различительная способность товарного знака — критерий, напрямую вытекающий из природы (существа) товарного знака, образующий его основную функцию: отличать товары одного производителя от аналогичных товаров другого производителя.

Не обладают различительной способностью и являются неохраноспособными следующие обозначения:

  • простые геометрические фигуры, линии, цифры, числа;

  • отдельные буквы или их сочетание, не обладающие словесным характером и не имеющие оригинального графического исполнения;

  • общепринятые наименования, термины и символы;

  • реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию для обозначения этих товаров;

  • сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар, в том числе простые указания товара, иные описательные обозначения;

  • обозначения, ставшие видовыми (номенклатурными) наименованиями товаров в результате их длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров;

  • условные обозначения, применяемые в науке и технике.

  • форма товаров, обусловленная свойством или назначением товаров.

Отсутствие различительной способности заявленного обозначения в целом или отдельных его элементов, занимающих в составе обозначения доминирующее положение, в большинстве случаев ведет к отказу в его регистрации.

Исключения:

  • регистрация обозначений, не обладающих различительной способностью допускается при условии, если такие обозначения приобрели различительную способность в результате их длительного использования до даты подачи заявки (приобретенная различительная способность);

  • неохраноспособные элементы могут быть включены в состав товарного знака в качестве неохраняемых, если они не занимают в его составе доминирующего положения;

  • обозначения, состоящие только из неохраноспособных элементов, могут быть предметом правовой охраны в случае, если такие элементы образуют комбинацию, обладающую качественно иным уровнем восприятия по сравнению с восприятием отдельно взятых элементов, то есть если комбинация таких элементов является в достаточной степени оригинальной и в целом обладает различительной способностью.

Далее, не предоставляется охрана элементам / обозначениям, способным породить в сознании потребителя ложное представление о товаре, его изготовителе или месте производства, а также нарушающим публичные, общественные интересы, в том числе:

1. Представляющих собой или содержащих элементы (п. 3. ст. 1483 ГК):

  • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

  • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

2. Тождественным или сходным до степени смешения с (п. 4. ст. 1483 ГК):

  • с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия;

  • с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах.

К элементам / обозначениям, нарушающим публичные, общественные интересы, относятся, в том числе, следующие объекты, включающие, воспроизводящие или имитирующие официальные символы, наименования, отличительные знаки либо их узнаваемые части (п. 2 ст. 1483 ГК):

  • официальные символы, наименования, отличительные знаки,

  • наименования (сокращенные или полные) международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки,

  • официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия. 

Исключение: 

  • такие объекты, их узнаваемые части или имитации могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента при наличии согласия соответствующего компетентного государственного органа, органа международной или межправительственной организации.

Основания для отказа в регистрации товарных знаков, которые нарушают права третьих лиц, регламентированы пунктами 6-10 статьи 1483 ГК, согласно которым не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных со следующими более ранними объектами третьих лиц:

  • с товарными знаками других лиц, в том числе общеизвестными;

  • с географическим указанием или наименованием места происхождения товаров;

  • с фирменным наименованием или коммерческим обозначением (их отдельными элементами), наименованием селекционного достижения;

  • с объектами авторского права;

  • с промышленным образцом, знаком соответствия;

Также не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, элементами которых являются охраняемые средства индивидуализации других лиц или сходные с ними до степени смешения.

Вышеуказанные ограничения установлены, как правило, в отношении однородных товаров, то есть товаров близких по своей природе и назначению. 

При разработке и выборе товарного знака важно:

  • проверить охраноспособность товарного знака;

  • усилить различительную способность (фантазийные товарные знаки менее уязвимы для отказа в регистрации);

  • проверить наличие / отсутствие более ранних прав на тождественные и сходные товарные знаки третьих лиц в отношении однородных товаров;

  • проверить наличие используемых товарных знаков и обозначений без регистрации;

  • избегать включение элементов, способных ввести в заблуждение в отношении товара, производителя, места производства;

  • избегать имитации и ассоциирования с товарными знаками других лиц, наименованиями известных компаний.

Таким образом, при создании товарного знака следует учитывать основное требование — наличие различительной способности и отсутствие предпосылок к возникновению конфликтных ситуаций с правами третьих лиц на сходные объекты.

Усилить различительную способность обозначения можно путем добавления словесных и/или изобразительных элементов, выполнения буквенной/словесной части с использованием оригинального шрифта или их графической стилизации.

Следует также избегать использования в товарном знаке описательных характеристик, реальных или вводящих в заблуждение географических указаний, общепринятых терминов, символов или графических заимствований.

В случае, если производитель планирует длительное время использовать неохраноспособное обозначение, необходимо учесть риски параллельного использования аналогичного обозначения иными лицами, что может привести к столкновению интересов разных лиц в отношении подобных объектов.

Одна из проблем, с которой сталкивается часть заявителей при регистрации товарных знаков, обусловлена стремлением соответствовать формату современных трендов в области дизайна товарных знаков. Это относится как к графической составляющей создаваемых товарных знаков, например, использование геометрических фигур вместо букв в словесной части товарного знака, так и к словесной. 

Включение в состав товарных знаков, например, элементов БИО, ЭКО, НАНО и т.п. увеличивает количество потенциальных препятствий в регистрации и создает лишний информационный шум при проведении поиска по товарному знаку и экспертизе заявленного обозначения.

Использование товарных знаков на экранах смартфонов создало тенденцию в дизайне, связанную с включением в состав товарных знаков простых и максимально минимизированных графических элементов.

С одной стороны, это увеличивает узнаваемость товарного знака, однако, с другой стороны, при регистрации товарных знаков с такими графическими элементами появляются риски сходства с товарными знаками третьих лиц, а именно, с их графическими элементами.

Применение нестандартных шрифтовых и графических решений увеличивает степень отличия товарного знака от иных товарных знаков третьих лиц. Следует также более тщательно прорабатывать шрифтовую часть словесного элемента товарного знака, избегая копирования нестандартных авторских шрифтов.

Еще одной тенденцией при создании дизайна товарных знаков является использование цветовых градиентов. Оригинальный градиент формирует магию восприятия товарного знака, однако точно такой же градиент, использованный в графической или словесной частях товарного знака другим лицом, способен создать предпосылку для столкновения интересов в случае, если велика вероятность смешения товарных знаков.

Зачастую дизайнеры, преследуя задачу ухода от потенциального препятствия в регистрации, стилизуют буквенную часть товарного знака настолько оригинальным образом, что утрачивается словесный характер товарного знака в целом или появляется возможность свободно его интерпретировать. Решение проблем, связанных с регистрацией товарного знака, не должно приводить к ослаблению уровня восприятия товарного знака потенциальными потребителями.

Баланс между стремлением идти в ногу с современными тенденциями в дизайне товарных знаков и пониманием сути товарного знака как, прежде всего, средства индивидуализации вашего товара — ключ к успеху в меняющееся непростое для всех и одновременно открывающее окно новых возможностей и способов реализации идей время. 

Начать дискуссию

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году
18

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Можно ли уволить сотрудника по собственному желанию, находящегося в отпуске

В этой статье рассмотрим вопрос увольнения сотрудника по собственному желанию, находящегося в отпуске. Также обсудим последовательность процедуры увольнения и расчета с сотрудником в данной ситуации.

Налоги не изменятся до 2030 года, но это не точно. Налоговики недоговаривают в актах проверок и признают нормальные компании фиктивными. «Ночной бухгалтер» № 1699

Власти запутались — меняют они налоговую систему или нет. То собирают кучу поправок по НДС, НДФЛ, УСН, налогу на прибыль, то говорят, что базово ничего не поменяется до 2030. Адвокат рассказал на «Клерке», какие грубые ошибки (намеренные?) совершают налоговики в актах проверок и почему обычные компании в них становятся фиктивными.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Убей в себе бухгалтера. И стань директором

Как руководителю бухгалтерской компании перестать быть бухгалтером и стать директором.

HR

Как сообщить команде об увольнении сотрудника: подходы и последствия

На самом деле, планировалось, что здесь будет пост про «Клерк», его сильную команду и интересные проекты. И только тот, кто дочитает статью до конца, узнает, что же случилось на самом деле.

Как сообщить команде об увольнении сотрудника: подходы и последствия
Ведение бизнеса

Индустрию видеоигр назвали элементом МСП

Глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин на полях ПМЭФ-2024 заявил, что индустрия видеоигр является цифровым элементом малого и среднего предпринимательства (МСП).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Сбер и Центробанк создадут омниканальный платежный QR-код

Чтобы сохранить конкуренцию на финансовом рынке, Центробанк принял предложение Сбера и будет работать над созданием омникального QR-кода. Он позволит банкам модифицировать технологию платежей.

Бесплатно с УСН

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК

Лимит дохода по УСН вырастет до 450 млн рублей, но при доходах от 60 млн не получится избежать НДС.

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК
Законопроекты

Понятия «мастер-план» и «семейный туризм» пропишут в законодательстве

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на ПМЭФ-2024 предложила закрепить в законодательстве понятия «мастер-план» и «семейный туризм».

Госзакупки

Методы и способы определения начальной максимальной цены контракта в 2024 году

В каждом извещении и документации по закупке заказчик должен указать начальную максимальную цену контракта.

Методы и способы определения начальной максимальной цены контракта в 2024 году
НДФЛ

Депутат: расширение прогрессивной шкалы по НДФЛ не приведет к массовому уходу от налогов

Введение с 2025 года в России усовершенствованной прогрессивной шкалы налогов не приведет к широкомасштабному уклонению от налоговых обязательств, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политики и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Общество

За что могут оштрафовать дачников и садоводов в 2024 году? Пять серьезных штрафов

Прежде чем отправляться на дачу, не забудьте ознакомиться с новыми законами и освежить в памяти старые требования и правила, чтобы ненароком не попасть на штраф во время дачного отдыха.

За что могут оштрафовать дачников и садоводов в 2024 году? Пять серьезных штрафов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Пенсии

Почему при большом стаже назначили минимальную пенсию, а тем, у кого мало стажа, размер пенсии больше

Очень часто люди, имея большое количество лет страхового стажа, сталкиваются с тем, что им назначают небольшие пенсии или даже ниже, чем у тех людей, у которых стажа гораздо меньше.

Почему при большом стаже назначили минимальную пенсию, а тем, у кого мало стажа, размер пенсии больше

Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Ручной учёт — вор времени и денег компании. В этой статье на простых примерах покажем, сколько компании теряют денег на обслуживании b2b-клиентов без helpdesk-системы.

Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Расширена территория опережающего развития на Сахалине

Правительство утвердило постановление о расширении территории опережающего развития (ТОР) на Сахалине.

ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность с Вьетнамом. Логистика, оформление, НДС

Как торговать и на что обратить внимание при взаимодействии с этим государством, расположенным на полуострове Индокитай, рассмотрим в статье.

Внешнеэкономическая деятельность с Вьетнамом. Логистика, оформление, НДС
Экономика России

👀 Основные предложения и заявления Путина на ПМЭФ-2024

7 июня президент принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, где сделал ряд важнейших заявлений и предложил новые инициативы.

Налоговики отказывают в ознакомлении с материалами проверки. Что говорят суды и НК?

Рассмотрим ситуацию, когда налоговый орган вдруг решил отказать в ознакомлении с материалами налоговой проверки, а к акту налоговой проверки не приложил все документы, якобы подтверждающие налоговое правонарушение.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Стартует прием заявок на компенсацию затрат на НИОКР

Компании, которые проводят научно-исследовательские работы, смогут вернуть до 50% затрат по проектам.

Интересные материалы

Минфин: донастройка УСН создаст условия для масштабирования малого бизнеса

При подготовке законопроекта о донастройке режима УСН авторы нашли баланс между интересами бизнеса и ФНС.