Заплатить, чтобы заработать: создаем отдел маркетинга с нуля

Для многих предпринимателей штатная должность маркетолога, тем более, профильный отдел в структуре бизнеса кажется  для крупных компаний. Во многих случаях это действительно так, но если у собственника есть амбиции и желание развивать свой проект, без грамотного маркетинга обойтись довольно сложно.
Заплатить, чтобы заработать: создаем отдел маркетинга с нуля
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

О том, как понять, когда пора нанимать маркетолога, где его найти и чем замотивировать, рассказывает основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева.

Как понять, что без маркетолога не обойтись

Малый и средний бизнес формирует 20% российской экономики, только ИП зарегистрировано более 4 млн, еще 9 млн оформлены в качестве самозанятых. Подавляющее большинство этих участников рынка не нуждается в дополнительном маркетинговом продвижении.

Салоны красоты, кафе, автомойки, ремонт мелкой бытовой техники и гаджетов и много чего еще работает в формате услуг для жителей района, и предприниматели вполне этим уровнем довольны. В этом случае достаточно предлагать качественный продукт, за счет которого формируется клиентский поток.

Есть бизнесмены более амбициозные, нацеленные на расширение компании, ее горизонтов, достижение сверх-целей. И вот в этом случае отсутствие маркетолога становится серьезной проблемой.

Есть две основные ситуации, в которых откладывать «на потом» решение этого вопроса уже нельзя.

Первая: бизнес растет, у него есть сайт, есть реклама, соцсети, но прекратился рост лидов.

Как правило, это означает, что компания уже выстроила довольно системные бизнес-процессы, руководитель сам в качестве маркетолога закрыл основные вопросы — с тем же сайтом и страницами в соцсетях, попробовал сделать рекламные запуски. Конечно, все эти действия были связаны с привлечением внешних исполнителей, сама работа не была регулярной из-за загрузки по оперативному управлению компанией.

Рано или поздно наступает момент, когда нужен специалист, который упорядочит процесс, увеличит количество лидов и освободит предпринимателю время на управление бизнесом.

Вторая ситуация: бизнес вырос до такого состояния, когда пора масштабироваться.

Здесь маркетинговый отдел уже не просто «не помешал бы», а настоятельно необходим.

Расширение бизнеса даже в рамках одного города — довольно сложный с организационной точки зрения процесс, предполагающий финансовые затраты. Если речь идет о выходе в другой регион, задача на порядок сложнее. Поэтому эффективный маркетинговый отдел очень нужен для того, чтобы новые филиалы быстро вышли на прибыль.

Какими бывают отделы маркетинга

Предприниматели до сих пор обладают излишне романтическим представлением о маркетинге и специалистах в этой области.

Многие считают их «модными» сотрудниками, чей вклад в компанию невозможно измерить, но при этом зарплаты у них достаточно высокие. На самом деле, главная функция маркетологаувеличить прибыль бизнеса.

Есть разные направления их работы — от создания контента до проведения федеральных рекламных кампаний, но все это лишь инструменты, направленные на увеличение финансовых показателей.

  • Подход «снизу-вверх».

Если компания небольшая, например, стартап или недавно открытый бизнес, то на этом этапе можно обойтись одним маркетологом. Главное, он должен разбираться именно в вашей нише, иметь релевантный опыт и понимать, что и где можно сделать, чтобы увеличить клиентский поток.

Он может не уметь самостоятельно монтировать видео, работать с программами, верстать  сайты, делать рекламные посевы и настраивать таргет, но важно, чтобы он имел представление обо всех этих инструментах, мог поставить задачу и проконтролировать ее исполнение фрилансерами или агентствами на качественном уровне.

В этом плане маркетолог становится координатором всех маркетинговых процессов, а со временем, когда компания вырастет и станет расширять штат, вполне может вырасти до руководителя отдела или директора по маркетингу.

  • Подход «сверху-вниз».

В случае, когда компания занимает уверенные позиции на рынке, имеет свободные финансовые ресурсы и хочет постоянно развиваться, есть смысл рассмотреть расширение маркетингового отдела до полноценного подразделения, которое будет полностью закрывать все направления — от написания текстов до профессионального видео-контента.

Такой формат позволит не только проводить аудит и анализировать эффективные и не очень активности, но и формулировать долгосрочную стратегию, цели, задачи и выполнять это все в срок и «под ключ».

В этом случае, можно нанять грамотного директора по маркетингу, который разработает маркетинговую стратегию для компании, а потом уже укомплектует команду необходимым составом. 

5 шагов для формирования маркетингового отдела   

1. Создаем сильный HR-маркетинг.

Театр, как известно, начинается с вешалки, а большой бизнес не только с хорошей идеи, но и с грамотного HR-менеджера. Именно этот человек занимается формированием команды, непосредственным подбором персонала, адаптацией новых сотрудников, их обучением и внедрением корпоративной культуры.

Одна из частых ошибок в бизнесе — ошибка  с кадрами, и хороший HR не только анализирует навыки соискателя, но и занимается HR-маркетингом, то есть, формирует позитивный бренд на кадровом рынке. Все это позволяет привлечь профессионалов, которые разделяют ценности компании и заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве.

Конечно, работа HR связана с коллективом в целом, но и хорошего маркетолога без него найти будет тяжело.

2. Четко определяем задачи будущего маркетолога.

Чтобы понять, какие конкретно маркетологи нужны, необходимо определить цели и задачи, которые этим специалистам предстоит решать.

Если бизнес находится только в начале развития, достаточно будет глубинного интервью с собственником, через которое станет понятно, чего он реально хочет — увеличения лидов в несколько раз, упорядочивания процессов, достижения иных финансовых целей за понятный промежуток времени. Если компания достаточно большая, то лучше провести стратегическую сессию, по итогам которой будут приняты конкретные цели и задачи, например, на год. Почему важно знать цели, прежде чем нанимать маркетологов в команду.

Слово «маркетолог» объединяет десятки более узких специальностей: это может быть и таргетолог, и SMM-специалист и e-mail маркетолог, у них есть отраслевая специфика и никаких универсалов нет. Нельзя нанять маркетолога из дилерской сети автомобилей, чтобы он развивал бизнес, связанный с детским питанием, а специалист из цветочного магазина вряд ли будет полезен для морского порта.

Четкое определение целей, которые должен будет достичь сотрудник, позволит сразу найти наиболее подходящего для конкретной работы эксперта.

3. Определяем заработную вилку и целевой портрет кандидата.

В зависимости от ниши и профиля рыночная оплата труда маркетолога сильно отличается, поэтому заранее нужно понять, специалиста какого уровня в настоящий момент можно нанять. Но даже небольшой реальный бюджет — не преграда для того, чтобы взять на работу действительно классного спеца.

Зарплата маркетолога часто состоит из не очень большого оклада и премии, привязанной к показателям KPI, которые, кстати, могут варьироваться от месяца к месяцу или от сезона к сезону. Это позволяет найти «дорогого» специалиста и гарантировать ему рост доходов в зависимости от роста доходов компании.

Это еще и эффективный фильтр, отсеивающий тех, кто пришел «работать за зарплату с 9 до 5», от тех, кто активен, заинтересован в росте и готов активно работать, чтобы достигать амбициозных целей.

4. Создаем продающую вакансию.

Очень многие работодатели совершенно недооценивают «упаковку» вакансии для подбора персонала.

Часто это просто невообразимый набор клише от «проактивной работы в режиме многозадачности» до «молодой дружный коллектив, печеньки в офисе». Далее там зачастую приводится неподъемный набор компетенций и задач вроде «знание трех языков, проведение переговоров с первыми лицами компании, документооборот, написание текстов для соцсетей и сценариев для видео, работа с видеоредакторами», и всем этим должен заниматься контент-менеджер с окладом в 2 раза ниже рынка.

Такие вакансии очень сильно обесценивают труд и навыки соискателей, они совершенно не привлекают успешных специалистов, а в коллективе постоянная «текучка».

Маркетологи — это категория специалистов, которым, зачастую, интересна нематериальная мотивация, поэтому в хорошей вакансии можно прописать наиболее значимые плюсы.

Если компания крупная, то это стабильность, возможность делать большие кампании, придумывать интересные кейсы с достойными бюджетами, если компания только растет — там есть большие перспективы в короткие сроки стать управленцем, начальником отдела и востребованным специалистом на рынке. Деньги платят всем примерно на рыночном уровне, но важно привлечь тех, кто будет разделять ценности компании, ее корпоративную культуру, миссию. Это позволит найти не только хорошего и успешного сотрудника, но и лично заинтересованного в развитии бизнеса.  

5. Используем фильтры отбора.

Любой сотрудник должен пройти испытательный срок, за который и он, и работодатель сделают выводы о том, стоит ли дальше продолжать сотрудничество. Но можно использовать несколько фильтров, из-за которых многие могут не дойти даже до этой стадии.

Релевантный опыт

Мы уже говорили, что маркетологи-универсалы — это очень опасный миф, который заставляет работодателя тратить массу времени и сил на поиск идеального кандидата как из примера вакансии в предыдущем пункте.

Если пришел соискатель, лучше сразу понять, какой конкретно у него опыт в вашей нише, чем конкретно он занимался на прежней работе.

Если он говорит, что запускал сайт, что это значит? Он координировал работу с дизайнерами, руководил проектом или писал тексты для разделов? Чем больше совпадений с вашими текущими задачами, тем больше вероятности, что маркетолог быстро вольется в работу и будет ее выполнять эффективно.

Рекомендации

Еще один рабочий фильтр — хотя бы две рекомендации от руководителей соискателя с прежней работы или проектов, в которых он работал. Такие комментарии позволяют более детально и объективно понять круг задач, которые ставились перед соискателем, эффективность исполнения, а кроме этого, например, узнать, как он ведет себя в коллективе, выстраивает отношения, насколько он следует правилам и т. д.  

KPI

Тут речь идет не о том, что в компании должна быть система оценки эффективности сотрудников, а об отношении к этой оценке соискателей.

Важно понимать, чего ждать от сотрудника в будущем — готов ли он к интенсивной работе в нерабочее время или нет, согласен он с двухсоставной оплатой труда или ему комфортнее работать за оклад, как он воспримет изменение ключевых показателей через полгода или месяц.

Это позволит «на берегу» оценить характер потенциального сотрудника, его отношение к нестандартным задачам, стрессоустойчивость и мотивации.  

Маркетинговый отдел является неотъемлемой частью успеха любой компании, будь то стартап или крупная корпорация. Важно понимать, что его эффективность зависит не от количества людей в команде, а от компетентности и стратегического подхода к работе.

Таким образом, вложение времени, ресурсов и внимания в формирование маркетингового отдела принесет ощутимые результаты в будущем, обеспечивая стабильный рост и процветание бизнеса.

Комментарии

1
  • насчет фильтра - нередко встречаются объявления, где хотят найти маркетолога, который умеет и в контент, и в лидген за 50 тысяч рублей. потом не стоит удивляться, что человек с 9 до 5 работает и не проявляет особого энтузиазма

На новый уровень выведут власти управление интеллектуальной собственностью на предприятиях

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

400 000 физлиц испытали боль при знакомстве с Мосбиржей, но обвал фондового рынка не оттолкнул от себя инвесторов

В мае на рынке произошёл «бэмс», вследствие чего инвесторам срочно пришлось искать деньги для распродажи. Мосбиржа поделилась итогами мая 2024 года, а также пересчитала своих клиентов и рассказала, что они покупали активнее всего. Спасибо ей за это. Смотрим объёмы торгов акциями и облигациями, народный портфель мая и другие интересные данные.

400 000 физлиц испытали боль при знакомстве с Мосбиржей, но обвал фондового рынка не оттолкнул от себя инвесторов

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году
19
Лучшие спикеры, новый каждый день

Можно ли уволить сотрудника по собственному желанию, находящегося в отпуске

В этой статье рассмотрим вопрос увольнения сотрудника по собственному желанию, находящегося в отпуске. Также обсудим последовательность процедуры увольнения и расчета с сотрудником в данной ситуации.

Налоги не изменятся до 2030 года, но это не точно. Налоговики недоговаривают в актах проверок и признают нормальные компании фиктивными. «Ночной бухгалтер» № 1699

Власти запутались — меняют они налоговую систему или нет. То собирают кучу поправок по НДС, НДФЛ, УСН, налогу на прибыль, то говорят, что базово ничего не поменяется до 2030. Адвокат рассказал на «Клерке», какие грубые ошибки (намеренные?) совершают налоговики в актах проверок и почему обычные компании в них становятся фиктивными.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Убей в себе бухгалтера. И стань директором

Как руководителю бухгалтерской компании перестать быть бухгалтером и стать директором.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
HR

Как сообщить команде об увольнении сотрудника: подходы и последствия

На самом деле, планировалось, что здесь будет пост про «Клерк», его сильную команду и интересные проекты. И только тот, кто дочитает статью до конца, узнает, что же случилось на самом деле.

Как сообщить команде об увольнении сотрудника: подходы и последствия
Ведение бизнеса

Индустрию видеоигр назвали элементом МСП

Глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин на полях ПМЭФ-2024 заявил, что индустрия видеоигр является цифровым элементом малого и среднего предпринимательства (МСП).

Банки

Сбер и Центробанк создадут омниканальный платежный QR-код

Чтобы сохранить конкуренцию на финансовом рынке, Центробанк принял предложение Сбера и будет работать над созданием омникального QR-кода. Он позволит банкам модифицировать технологию платежей.

Бесплатно с УСН

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК

Лимит дохода по УСН вырастет до 450 млн рублей, но при доходах от 60 млн не получится избежать НДС.

По УСН не будет повышенных ставок и будет НДС: обзор поправок в НК
Законопроекты

Понятия «мастер-план» и «семейный туризм» пропишут в законодательстве

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на ПМЭФ-2024 предложила закрепить в законодательстве понятия «мастер-план» и «семейный туризм».

Госзакупки

Методы и способы определения начальной максимальной цены контракта в 2024 году

В каждом извещении и документации по закупке заказчик должен указать начальную максимальную цену контракта.

Методы и способы определения начальной максимальной цены контракта в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

Депутат: расширение прогрессивной шкалы по НДФЛ не приведет к массовому уходу от налогов

Введение с 2025 года в России усовершенствованной прогрессивной шкалы налогов не приведет к широкомасштабному уклонению от налоговых обязательств, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политики и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Общество

За что могут оштрафовать дачников и садоводов в 2024 году? Пять серьезных штрафов

Прежде чем отправляться на дачу, не забудьте ознакомиться с новыми законами и освежить в памяти старые требования и правила, чтобы ненароком не попасть на штраф во время дачного отдыха.

За что могут оштрафовать дачников и садоводов в 2024 году? Пять серьезных штрафов
Пенсии

Почему при большом стаже назначили минимальную пенсию, а тем, у кого мало стажа, размер пенсии больше

Очень часто люди, имея большое количество лет страхового стажа, сталкиваются с тем, что им назначают небольшие пенсии или даже ниже, чем у тех людей, у которых стажа гораздо меньше.

Почему при большом стаже назначили минимальную пенсию, а тем, у кого мало стажа, размер пенсии больше

Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Ручной учёт — вор времени и денег компании. В этой статье на простых примерах покажем, сколько компании теряют денег на обслуживании b2b-клиентов без helpdesk-системы.

Вы теряете 600 тысяч в год, или сколько стоит ручной учёт в b2b сервисном обслуживании

Расширена территория опережающего развития на Сахалине

Правительство утвердило постановление о расширении территории опережающего развития (ТОР) на Сахалине.

ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность с Вьетнамом. Логистика, оформление, НДС

Как торговать и на что обратить внимание при взаимодействии с этим государством, расположенным на полуострове Индокитай, рассмотрим в статье.

Внешнеэкономическая деятельность с Вьетнамом. Логистика, оформление, НДС
Экономика России

👀 Основные предложения и заявления Путина на ПМЭФ-2024

7 июня президент принял участие в Петербургском международном экономическом форуме, где сделал ряд важнейших заявлений и предложил новые инициативы.

Интересные материалы

Налоговики отказывают в ознакомлении с материалами проверки. Что говорят суды и НК?

Рассмотрим ситуацию, когда налоговый орган вдруг решил отказать в ознакомлении с материалами налоговой проверки, а к акту налоговой проверки не приложил все документы, якобы подтверждающие налоговое правонарушение.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру