Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии – хорошее решение? Попробуем разобраться, насколько. Как у любого «глобального» мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.
Коронавирус — на удаленку всем офисом! Плюсы и минусы, подводные камни

Переход на удаленку в период пандемии — хорошее решение? Попробуем разобраться. Ведь как у любого глобального мероприятия, у него есть и плюсы, и минусы, и часть из них существенная.

Кого вообще можно пробовать «дистанцировать»?

Переводить на дистанционную работу можно всех, кому необязательно физически присутствовать на рабочем месте. С современным уровнем развития технологий, список таких должностей и целых сегментов бизнеса достаточно велик:

  • администрация;
  • бухгалтерия;
  • кадровая служба;
  • рекламщики и маркетологи;
  • всевозможные контролеры (качества, обслуживания и т. п.);
  • IT-шники и др.

Практически все офисные должности могут быть переведены на удаленку. При этом отпадает необходимость в обслуживающих работниках, например, офис-менеджерах, уборщиках и так далее.

Первый плюс: работа продолжается с минимальными рисками

Самое главное, ради чего, собственно, все затевалось, — работа идет. При этом социальные обязанности по препятствованию распространению вируса выполнены в полном объеме.

Будет ли такая работа успешной? Зависит от того, как организована удаленка.

Первый минус: стоимость организации удаленки

Чтобы сотрудники имели возможность работать и взаимодействовать друг с другом из дома, с клиентурой и руководством, их надо обеспечить всем необходимым: девайсами, оргтехникой, системами коммуникации.

Хорошо, если есть сервер или облако, к которым можно организовать доступ работников с домашних устройств. Хорошо, если у работников дома есть подходящая для рабочих нагрузок оргтехника.

Если этого нет — обеспечить недостающее придется работодателю.

Впрочем, если подсчитать, во что обойдется функционирование офиса с тепловизорами, регулярной дезинфекцией, организацией превентивных мероприятий по рекомендациям Роспотребнадзора, то, возможно, эти траты окажутся не намного меньше, чем расходы на дистанционку.

А если посчитать потенциальные риски от приостановки работы вообще — например, из-за введения карантина, выгода от удаленки даже начинает просматриваться.

Второй минус: побочные убытки

Не стоит забывать и о побочных убытках при экспресс-переводе сотрудников на удаленную работу. Так, помещения под офисы чаще всего арендуются, и аренда долгосрочная. То есть какое-то время придется платить «за пустующие стены».

Еще пример: часть работников окажется невостребованной вообще. В основном, те, кто обеспечивал жизнедеятельность самого офиса. Как быть с ними? По ТК РФ вынужденное бездействие таких работников считается простоем. А простой не по вине работника оплачивается работодателем. Получается, что до определенного момента придется платить не задействованным в трудовом процессе работникам.

Как вариант — с «лишними» в условиях удаленки работниками можно договориться о неоплачиваемом отпуске, но это спасет на короткое время. Все равно придется принимать по ним решение.

Германский институт Роберта Коха (RKI) дал прогноз, что эпидемия коронавируса будет существовать и влиять на экономику еще, как минимум, 2 года. За 2 года на удаленке можно привыкнуть и обнаружить ряд удобств, чтобы не возвращаться обратно в офис.

Поэтому, примериваясь к переходу на дистанционный офис, просчитайте, сколько времени вы собираетесь так работать. Если год и более, возможно, имеет смысл расторгнуть договор аренды и пересмотреть штатное расписание на предмет сокращения не нужных пока должностей. Тогда после того, как вы проведете правильно процедуру сокращения штатов, минусы обратятся в плюсы: экономию на оплате аренды и обеспечении деятельности офиса.

Кстати, коронавирус — это форс-мажор. Торгово-промышленная палата выдает на этот счет специальные сертификаты для внешнеэкономических контрактов. Расторжение договора аренды в связи с изменением режима работы из-за коронавируса вполне можно признать расторжением из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Третий минус: контроль и управление рабочим временем

Минус удаленки в том, что невозможно уследить сразу за всеми работниками в любое время. Впрочем, минус это только для определенной группы руководителей с авторитарным стилем руководства.

Такие начальники искренне считают, что люди изначально работать не любят и не хотят (кроме него, единственного и неповторимого). Поэтому без постоянного присутствия начальства за плечом все быстренько расслабятся, не самоорганизуются и завалят всю работу.

Если на удаленку отправляются подразделения с таким начальством, следует особенно внимательно отнестись к процедурам контроля эффективности работы сотрудников. В зависимости от специфики деятельности, можно попробовать:

  • Установить не только нормы, но и критерии анализа, по которым периодически проверяется результат работы. Например, работники техподдержки на телефоне обработали за неделю 50 звонков. Результаты оценки звонков — «хорошо» и «отлично». Жалоб нет. Норма 60 звонков не выполнена не потому, что сотрудники плохо работают, а потому, что помощь понадобилась меньшему количеству клиентов.
  • Установить время, когда работники будут выходить на связь с руководством и друг с другом. Периодичность виртуальных «летучек» и совещаний тоже зависит от специфики деятельности. Здесь главное — не перегнуть палку, чтобы работники, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями, не зависали целыми днями в скайпе, лишь бы быть «на виду» у начальника по его желанию. Принцип разумности следует соблюдать и с отчетами о проделанной работе. Ни к чему заставлять работников ежедневно тратить дополнительное время на подробное описание своего рабочего дня. Письменный отчет должен включать только то, что нельзя быстро обсудить на «летучке» в скайпе, например.

Напомним, что учет рабочего времени удаленщика по трудовому договору ведется по тем же основным правилам, что и учет времени «обыкновенного» работника.

Выводы

Большинство минусов от перехода на удаленку при правильном подходе трансформируются в плюсы.

При этом сохраняется самый большой плюс — возможность продолжать работу с минимальными рисками в условиях кризиса из-за пандемии вируса.

При переводе работников на работу дистанционно следует позаботиться о:

  • техническом и материальном обеспечении работающих на дому;
  • минимизации сопутствующих убытков: от аренды фактически пустующего помещения до сокращения должностей, не нужных при удаленке;
  • пересмотре критериев оценки эффективности работы и контроле использования рабочего времени.

Вопросы, рассмотренные в этом посте, касаются в первую очередь работодателей. Могут ли работники сами инициировать свой перевод на удаленку в форс-мажорных обстоятельствах? Как это выполнить? Расскажем при следующей встрече.

Друзья, поддержите нас — подпишитесь на наш блог на Клерке :).

И приглашаем на заглянуть наш сайт blogkadrovika.ru — здесь вы найдете полезную информацию о пособиях, зарплате, кадрах, налогах, пенсиях. Пишем для специалистов и всех, кто хочет научиться разбираться в этих вопросах.

Комментарии

22
    • Старый ворчун

      Что там увольнения - они "Ведение табеля учета рабочего времени" обещают. Интересно, как?

      И подготовку СЗВ-М (6 человек) - всего за 15 тысяч в месяц.

      • MaxC

        На моей памяти....искал я работу году эдак в 1999. Попались мне ребятки с офисом на Калужской площади. А штаб-квартира у них была во Владике.

        Занимались "низковольткой", заказывали в Китае, продавали по всей стране. "Московский" рынок был очень важен для них, это понятно. Сами отцы-основатели сидели во Владике, в приличном офисе в Москве - несколько человек "безнадзорных". Москва для них только-только начиналась без желания "влезать сразу серьезно". На собеседовании стпросил у ребят, а как Владик вас контролирует, разница в часовых поясах и все такое...

        Они сказали - мы должны быть "зелененькими" в ICQ. Кому надо, те там увидят и часики в табеле проставят. 1999 год - вполне себе налаженная удаленка.....

        • Старый ворчун
          мы должны быть "зелененькими" в ICQ. 

          Если комп не выключать, в табеле 24 часа будет?

          • MaxC

            Не уточнял)))

            Нет конечно, в определенное время быть "зелененькими" надо было, когда начальство ставило задачи и истребывало отчеты. А так-то сидение в конторе не приветсвовалось - сейла ноги кормят.

    • MaxC

      Это не теперь актуально, это, если продлится несколько месяцев (а оно продлится и я сейчас не о России в первую очередь, а обо всем мире), поменяет отношение работодателей к организации рабочего процесса в целом. И не только работодателей, но и госчиновников.

      Зачем платить за рабочее место (свет, отопление, кондиционирование, мебель, туалетная бумага, мыло, коферум и т.д.), если сотрудники в течение нескольких месяцев неплохо справлялись (а они справятся в массе, я это знаю) с работой из дома?

      Более того, это поймут и чиновники))) Вот посмотрите, как не боролся в Москве минтранс Макся Ликсутов с пробками и нехваткой парковочных мест - все равно имел в сухом остатке 7 - 9 баллов. А теперь сообщают - в центре Москвы полно пустых парковок..... Думаете, если это продлится хотя бы квартал, то это не понравится тем, кто научится так жить? Да в этом одни плюсы (кроме самого вируса, конечно).

  • Entera

    Бухгалтеров на удаленку сложновато перевести - бумажную первичку кто будет обрабатывать-заносить?

    • Entera

      Хотя вот тут писали о решении, как удаленно заводить первичку хотя бы на время карантина: https://www.klerk.ru/blogs/entera/497324/

    • Старый ворчун
      Бухгалтеров на удаленку сложновато перевести

      Любое обсуждение удаленной/дистанционной работы немедленно вызывает возражение: всех перевести нельзя!

      Да, нельзя - так всех и не надо.

      Про бумажную первичку: 1 человек может приезжать в контору и сканировать входящие бумаги.

      Остальные могут работать со сканами этих документов откуда угодно - хоть из Италии.

      Основная проблема - "литет мента" у некоторых начальников.

      Цитата:

      ============

      "Крупнейшие мировые корпорации издают приказы о работе сотрудников по возможности из дома. В Америке, скажем, примерно треть работников могут так делать на постоянной основе и никуда не ездить. Я думаю, что по крайней мере в Москве эта доля даже намного выше – не меньше половины.

      И только подлый китайский коронавирус заставляет трезвым расчетливым взглядом напуганного перспективой заразиться человека взглянуть на все эти опенспейсы как на явление не только излишнее, расточительное, но и вредное. Воистину, только страх заставляет людей переоценивать, казалось бы, привычные вещи, определяя их истинную ценность, стремящуюся к нулю. Подавляющее большинство офисных работников могут и без всякого вируса месяцами не ездить на работу, создавая трафик, а сидеть дома за компьютером. Все эти бескрайние поля опенспейсов нужны лишь для удовлетворения тщеславия больших и малых начальников, которые, только обозревая массы скученных, лишенных личного пространства (и оттого пребывающих в вялотекущем стрессе) подчиненных, осознают силу и мощь своих «подразделений». Как полков Наполеона. В каждом начальнике ведь сидит маленький Бонапарт.

      А так выйдет он из кабинета с персональным сортиром – а вокруг никого. Пустота. Ужас. И сразу вопрос к себе: а кто я такой, зачем я тут нужен, в чем моя незаменимость в уважаемой корпорации? И не сразу ведь найдешь ответ. Во время телеконференции ты вроде и глядишься как не такой уж важный.

      (............)

      За ненадобностью сотням тысяч клерков мотаться из конца в конец на работу в офис, простаивая в пробках или давясь в похорошевшем общественном транспорте, сразу станет свободнее дышать, пробки исчезнут, каршеринг обанкротится на радость автовладельцам, а цены на парковку пойдут вниз. А если еще четко ставить этим надомникам задачи, то и производительность вырастет. До такой степени, что многие станут лишними. И уйдут во фриланс, свободный, как полет гордого, но всегда голодного орла. Рантье, наживающиеся на аренде офисных помещений, будут сосать лапу и переоборудовать свои квадратные метры под прием оправившихся от коронавируса китайских туристов. А они ведь вернутся."

      • Виктория В

        Вспомнилось почему то как чиновник архива в Испании 10 лет не приходил на работу, но зарплату получал. Вернее приходил, отмечался и уходил))

        https://news.rambler.ru/other/37568657-ispanskiy-chinovnik-desyat-let-poluchal-zarplatu-ne-poyavlyayas-na-rabote/

        • Старый ворчун
          бензина меньше потребляться будет

          но он будет дороже.

          а у #игорьиваныча в любом случае доходы (за наш счет) только добавятся.

          • MaxC

            Да ладно)))

            Есть объективные факторы

            - потепление = -газ, мазут;

            -удаленка = - бензин;

            а Tesla их вообще скоро (когда-нибудь) в гроб с их "вонючкой" загонит)))

            Вообще футурологическая тенденция такая - 1. термояд, 2. универсальный (для всего вообще) источник питания = криогенная батарейка...

            • Старый ворчун
              объективные факторы

              Объективные факторы - это постоянный рост цен на бензин и состояния игориваныча - при любых изменениях цен на нефть.

              • MaxC

                ок. 80 лет жизни Игоря Ивановича, из которых он, пусть 20 лет, позанимается откачкой из болот "вонючки" это не то, о чем я лично буду размышлять в принципе)))

                честно? вообще не интересно! интересно все, что делается для того, чтобы "убить" "вонючников" в планетарном масштабе....

                100 с лишним лет, а дизель выглядит, как дизель Рудольфа Дизеля с мелкими вкраплениями достижений в материаловедении и электронике - по-зо-ри-ще!

                • Старый ворчун
                  100 с лишним лет, а дизель

                  И ещё несколько десятков лет будет так же выглядеть. А дальше думать неконструктивно.

                  • Дмитрий

                    Взять хотябы авиаперевозчиков, и их проблемы. Если это правда, значит не всё так ладно в Датском королевстве. За ними идут автоперевозчики, тоже не в расцвете сейчас. Плюс глобальный тренд на экологию...

                    • Старый ворчун

                      Мой пост 23.03.2020, 18:00 - исключительно о дизельном двигателе. Полагаю, что в обозримом будущем он так и будет крутиться на флоте и на тяжелых грузовиках.

                      • Дмитрий

                        ну хорошо, тогда автоперевозчики и перевозчики морем)

Фермеров призвали объединяться в кооперативы

В Госдуме рассказали, в каком случае фермеры смогут конкурировать с агрохолдингами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Власти планируют создать абсолютно новую категорию бизнеса — МСП плюс

В категорию МСП+ войдут компании, где работает от 250 сотрудников и оборот больше 2 млрд рублей.

Подайте, кто сколько может...

Это я не побираюсь))) Просто хочу рассказать, что на «Клерке» появились донаты. Заходите в пост — расскажу подробности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

ФНС в 2025 году будет предоставлять налоговые вычеты автоматически

Для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ больше не придется писать заявления и подавать декларацию. Средства зачислят автоматически на карту, которую пользователи укажут в личном кабинете налогоплательщика.

💝 Зарабатывайте донаты на «Клерке»!

Мы сделали возможность зарабатывать пользователям на собственном контенте на «Клерке».

Глава Минфина: активы «Макфы» и Соликамского магниевого завода будут продавать

Государство не собирается держать активы национализированных компаний и заниматься управлением ими. Имущество предприятий будет продано.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Проверки

Число проверок бизнеса по индикаторам риска выросло в 14 раз

Контрольные органы проверили 88 тысяч проверок в 2023 году, во многих случаях поводом стало срабатывание индикаторов риска.

На освоение земельного участка в законе наконец-то пропишут срок: какой

Госдума начала рассматривать законопроект Росреестра о сроке освоения земельных участков.

Роспатент и Корпорация МСП объявили о сотрудничестве

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.

⚡️Что будет с налогами? Они все изменятся. Пора паниковать?

Минфин ошарашил всех налогоплательщиков законопроектом об изменениях в налоговой системе. А изменения просто революционные! Бухгалтерские интернет-сообщества гудят от обсуждений. Что будет, как это будет работать, что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Вышел новый перечень товаров для НДС 10%

Есть перечень продовольственных и детских товаров для ставки НДС 10%. Теперь утвердили еще один – на семена.

⚡️ Итоги дня: на ПМЭФ гуляют роботы и амурский тигр, Сбер повысил ставки по кредитам, а на заводе Mercedes будут выпускать автомобили Maxeed

Подготовили обзор главных событий дня — 6 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

УНЭП в КЭДО: преимущества использования и особенности применения

Перевод кадрового документооборота в электронный формат решает как минимум две важные задачи: экономит время и помогает сохранять ресурсы. Причем ресурсы как финансовые (не надо тратиться на бумагу, отправку документов курьерами и хранение архивов), так и природные (меньше бумаги = меньше вырубленных деревьев).

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Изменения в госзакупках, о которых нужно знать всем. Какие требования предъявляют к ИП для участия в тендере

В закон о госзакупках подготовлены изменения. Они коснутся всех участников без исключения. Расскажем, какие изменения вас ждут и как ИП подготовиться к участию в тендере и не допустить критических ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Interactive Brokers закрывает счета российских инвесторов

Инвесторов с невысокой стоимостью активов американский брокер попросил закрыть счет или уменьшить его размер.

Упрощенка плюс НДС равно справедливость

Продолжаем читать проект закона, который вводит для упрощенцев обязанность платить НДС. Ибо одного раза мало. И двух, судя по комментариям, — тоже.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк
1
Бесплатно с Импорт

Бухгалтерский и налоговый учет импорта через посредника

Разберем, как компании покупателю в налоговом и бухгалтерском учете отразить работу с посредником при импорте товаров из-за рубежа.

Бухгалтерский и налоговый учет импорта через посредника
Бесплатно с Персонифицированные сведения

Как сдавать персонифицированные сведения по обособленным подразделениям. Мини-курс

В сегодняшнем мини-курсе, за пару минут видео мы поговорим о том, кто должен сдавать персонифицированные сведения о физических лицах, узнаем о сроках подачи отчетности и условиях сдачи персонифицированных сведений по обособленным подразделениям.

Как сдавать персонифицированные сведения по обособленным подразделениям. Мини-курс

Уведомления, которые нужно сдать в июне 2024 года

УФНС напоминают о том, какие отчеты они ждут от бухгалтеров в июне 2024 года.

Уведомления, которые нужно сдать в июне 2024 года

Интересные материалы

УК РФ

По двум экономическим преступлениям повысили пороги ущерба

Профильный комитет Совета Федерации поддержал изменения в УК, направленные на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства и либерализацию уголовной ответственности за экономические преступления.