ЭДО

Автоматизация документооборота в компании и на предприятии: шаги по внедрению СЭД

Автоматизация процессов документооборота с помощью электронных решений является неотъемлемой частью современных компаний и организаций. Обработка внутренних и внешних документов - это сложный, трудоемкий и проблемный процесс, который может быть упрощен и оптимизирован благодаря использованию системы электронного документооборота (СЭД).
Автоматизация документооборота в компании и на предприятии: шаги по внедрению СЭД
Иллюстрация: EnDocs

Согласно аналитическому порталу TAdviser, российский рынок СЭД, ECM и CSP-систем продолжает расти стабильно в 2021-2022 годах: по итогам 2021 года объем рынка вырос на 10% и достиг отметки в 64,2 млрд рублей. 

Эксперты утверждают, что  специализированные системы, включая СЭД и BPM-системы, становятся востребованными как для коммерческих компаний, так и для государственных учреждений.

Например, в 2022 году наибольшее влияние на российский рынок СЭД, ECM и CSP-систем оказало усиление фактора импортозамещения из-за ухода из России иностранных вендоров и продолжение курса государства на цифровизацию экономики. 

Более того, эксперты TAdviser отмечают, что эти же факторы продолжат оказывать сильное влияние на российский рынок и в 2023 году.

Коммерческие компании видят в СЭД возможность повысить эффективность и прибыльность работы, а для государственных учреждений они представляют собой эффективное решение для оптимизации информационных потоков и работы с обращениями граждан.

Хотя создание офисных документов в цифровом формате является стандартом для большинства компаний, процессы обмена информацией часто не идеальны, и сотрудники вынуждены распечатывать документы и передавать их в «физическом» виде, что отнимает время и усилия.

Внедрение эффективной системы управления информацией и потоками документов на всех уровнях и стадиях существования может решить эту проблему. Комплексная автоматизация деятельности компании с использованием грамотно организованной СЭД позволит значительно повысить эффективность бизнес-процессов.

Информация о структуре и компонентах СЭД

Системы электронного документооборота (СЭД) были созданы для автоматизации традиционной бумажной работы, но сегодня они являются многофункциональными и комплексными продуктами.

В функциональные возможности СЭД входят:

  • Создание и передача внутрифирменных документов в электронном виде;

  • Обработка входящей корреспонденции и нормативных документов;

  • Упрощение контроля за документопотоком;

  • Эффективное управление партнерскими и клиентскими отношениями.

С помощью СЭД компания может работать со всеми документами в электронном формате, включая любую информацию, сохраненную или переданную на ПК. Каждый документ должен быть снабжен атрибутами и идентифицироваться на своей «карточке».

Достоинства СЭД

Существующая базовая структура системы электронного документооборота (СЭД) доказала свою эффективность и удобство для предприятий и учреждений любого размера.

Рынок СЭД активно развивается, так как как государственный сектор, так и бизнес-структуры заинтересованы в сервисах электронного документооборота.

Расширение сферы применения электронных подписей и повышенное внимание к вопросам безопасности информации также способствуют развитию систем СЭД. Качественные и продуманные программы могут эффективно решать эти вопросы.

Современная система документооборота имеет множество преимуществ:

  • Обеспечение прозрачности документопотока и всех бизнес-процессов компании, так как все действия и перемещения документов можно отследить и контролировать;

  • Повышение дисциплины труда и исполнения задач благодаря прозрачности системы, что позволяет удобно фиксировать результаты и факты откликов на требования;

  • Сокращение временных затрат на каждодневный рутинный труд, так как не нужно долго искать, согласовывать бумаги, и оборот их ускоряется;

  • Обеспечение защиты информации от утечки, обеспечивая безопасность данных и строгое разграничение прав доступа;

  • Система основана на принципах, оговоренных в стандартах качества ISO, и легко внедряется среди сотрудников, при условии грамотно организованной системы обучения персонала.

В конечном итоге, система СЭД дает предприятию конкурентные преимущества и помогает поддерживать и развивать внутрикорпоративную культуру, — Максим Соин, директор по развитию EnDocs.

Кроме того, система электронного документооборота (СЭД) включает в себя управление нормативными регистрами, и ее работа должна быть организована в соответствии с требованиями законодательства.

Стандарты и законодательная база для СЭД

В Российской Федерации существует небольшое количество конкретных стандартов и законов, которые регулируют использование электронных бизнес-систем, включая СЭД. При создании СЭД разработчики ориентируются на разнообразные нормативные документы, которые применяются для «классического» делопроизводства. 

Среди нормативных актов, которые имеют основное значение, можно выделить:

  • Федеральное законодательство об электронной подписи (63-ФЗ), об информации и ее защите (149-ФЗ), о персональных данных (152 и 363-ФЗ) и другие;

  • Отраслевые правила и требования, такие как приказы Росстандарта и Росархива, письма Минюста, Минфина и других государственных органов;

  • Постановления федеральных и региональных правительств;

  • Стандарты и ГОСТы, которые регулируют делопроизводство, архивы, системы распорядительной документации, например, Р 7.0.8-2013, ГОСТ Р 7.0.97-2016 и другие.

Иногда нормативные акты противоречат друг другу, а правила имеют рекомендательный характер. Из-за этого разработчики стараются сделать СЭД компании максимально адаптивной и гибкой.

Кроме того, необходимо учитывать постоянно меняющиеся требования к работе с электронными подписями, поскольку это критически важно для сохранения юридической значимости электронного документооборота.

При выборе системы электронного документооборота для корпоративного использования, необходимо убедиться, что все официальные электронные документы организации будут легитимными, их достоверность будет легко определяться.

Функциональные возможности СЭД EnDocs

Сегодня задачи системы электронного документооборота выходят далеко за контур «классического делопроизводства», и это повышает требования к базовой функциональности СЭД.

Система электронного документооборота должна обладать удобными инструментами для настройки и локализации, а также хорошо масштабироваться.

Важно, чтобы разработчик предусмотрел возможность организации единой СЭД в географически удаленных друг от друга подразделениях компании.

Для эффективного функционирования системы необходимо упорядочить электронный обмен информацией между иерархическими уровнями и грамотно внедрить ее на реальном предприятии.

К функциональным возможностям СЭД EnDocs относятся:

1. Автоматизация процесса управления договорами.

Договорной документооборот с EnDocs – это:

  • Быстрая подготовка договоров;

  • Управляемое и оперативное согласование;

  • Надежное хранение и легкий поиск документов.

2. Согласование и оплата счетов в короткие сроки.

Согласование и оплата счетов с EnDocs – это:

  • Единый реестр;

  • Быстрый ввод;

  • Согласование;

  • Интеграция с 1С;

  • Платежный календарь и отчеты;

  • Уведомления.

3. Электронный архив для хранения и упорядочивания документов.

Электронный архив с EnDocs – это:

  • Безопасное хранение документов;

  • Подготовка к налоговым и аудиторским проверкам без лишних усилий;

  • Удобный поиск документов для сверки с контрагентами.

4. Цифровая бухгалтерия для автоматизации процессов обработки и идеальный инструмент для организации бухгалтерского ОЦО.

Цифровая бухгалтерия с EnDocs – это:

  • Поступление документов;

  • Проверка и согласование;

  • Подписание;

  • Учетная система;

  • Электронный архив.

5. Кадровый ЭДО (КЭДО) для упрощения коммуникации с сотрудниками и ускорения подписания документов.

Кадровый ЭДО с EnDocs – это:

  • Бесшовная загрузка документов и данных;

  • Прием сотрудников онлайн;

  • Выпуск ЭЦП онлайн;

  • Статус документов в онлайн;

  • Сложные маршруты согласования и подписания;

  • Уведомления;

  • Доступ с любого устройства и удобный личный кабинет;

  • Интеграция с 1С ЗУП;

  • Работа со всеми типами работников;

  • Электронный архив документов.

Внедрение СЭД и оценка её эффективности

EnDocs предоставляет современные сервисы электронного документооборота, которые позволяют эффективно организовать и поддерживать работу с документами. Разработчик предлагает комплексный подход, который включает в себя не только программный продукт, но также весь спектр услуг по внедрению, обучению и сервисному обслуживанию СЭД.

Для успешного внедрения СЭД в организации необходимо провести ряд этапов:

  • Сначала необходимо изучить текущую ситуацию в компании и разработать план внедрения.

  • Затем необходимо адаптировать СЭД к реальным мощностям компании.

  • После этого производится тестирование работоспособности настроенного продукта.

  • Обучение руководства и персонала может быть проведено как методом "шоковой терапии", так и постепенно.

  • Далее происходит эксплуатация и корректировки процесса работы, масштабирование и решение текущих задач.

Наши бесплатные консультации помогут разработать дорожную карту внедрения и оценить эффективность СЭД в вашей организации.

Эффективность системы документооборота необходимо оценивать не только с точки зрения бизнеса, но и с учетом затрат на ее внедрение. Для этой цели можно использовать методики расчета возврата инвестиций в IT-проекты и нематериальные активы.

Необходимо также учитывать эффект от привлечения сторонних экспертов и возможность дальнейшей прибыльности. Однако, традиционные методики оценки могут быть недостаточно точными, так как они уделяют внимание только затратам на внедрение, не учитывая преимущества оптимизации работы отделов, ускорения обработки документов и упрощения принятия оперативных решений.

Примеры оценки бизнес-эффекта внедрения СЭД можно найти в кейсах наших клиентов. Чтобы правильно оценить эффективность СЭД, необходимо рассматривать ее в комплексе с процессами и бизнес-выгодой от их автоматизации.

В дополнение к общему функционалу, компания EnDocs предлагает готовые прикладные решения для внутреннего и внешнего документооборота, договорного документооборота, электронного архива, хранения контента, кадрового документооборота, делопроизводства, цифрового управления процессами и командой.

Реклама: ООО «Энсол софт», ИНН: 7723410700, erid: LjN8KawtN

Начать дискуссию

На налоговой реформе бюджет заработает 2,6 трлн рублей уже в 2025 году

За три года в бюджет поступят дополнительные 5 трлн рублей от увеличения ставки по налогу на прибыль организаций до 25%.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

💥 «Клерк» поможет бизнесу выбрать наиболее выгодный банк для РКО

Не знаете в каком банке открыть счет? Воспользуйтесь нашим сервисом.

Инвесторы предложили для обмена замороженные активы на 35 млрд рублей

Частные инвесторы подали больше 1 млн заявок на обмен заблокированных иностранных активов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Правительство поддержит МСП в новых регионах грантами на 300 млн рублей

Предприниматели, которые работают в сфере медицины, образования, культуры, спорта и гостиничного дела, смогут получить до 300 тысяч рублей на ремонт помещений, покупку расходных материалов и переоборудование автомобилей.

🙈 (Не) стыдно спросить! Пять глупых вопросов про работу аналитика 1С

Все, что вы хотели узнать, но стеснялись спросить. Мы собрали частые вопросы от наших пользователей и попросили эксперта и автора курса «Аналитик 1С» Александра Соболевский на них ответить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чему учиться, чтобы стать востребованным бухгалтером в эпоху онлайн-сервисов

Многие рабочие процессы сейчас управляются роботами, нейронными сетями или на крайний случай онлайн-сервисами. Зачем работодателю штатный бухгалтер, когда можно просто оформить подписку на сервис? Рассказываем, как победить в этой гонке за рабочее место.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Доходы бюджета за 2023 год превысили 29 трлн рублей, а расходы — 32 трлн

Дефицит федерального бюджета в 2023 году составил 3,229 трлн рублей.

Акцизы

Известна ставка-ориентир акцизов на табак в ЕАЭС с 2025 года

В ЕАЭС утверждена единая индикативная ставка акцизов на табак и диапазоны отклонения от нее на 2029 год.

Бесплатно с Увольнение

Можно ли уволить работника за несвоевременное возвращение из отпуска

Иногда работник задерживается в отпуске. Причины этого могут быть неуважительными, но является ли это основанием для увольнения? Разбираем, в каких ситуациях — да, а в каких — нет.

Можно ли уволить работника за несвоевременное возвращение из отпуска
УСН

Учет уплаты земельного налога фирмой на УСН

«Упрощенцы» платят земельный налог за участки, принадлежащие им на праве собственности. Величина уплаченного налога включается в книгу учета доходов и расходов и уменьшает налогооблагаемую базу упрощенцев, применяющих режим «доходы минус расходы».

Учет уплаты земельного налога фирмой на УСН
Медицина

Когда и как оказывать первую помощь: будет регламент

Минздрав утвердил Порядок оказания первой помощи.

Сбой покупкам не помеха: Верховный суд защитил покупателей товаров по низким ценам

Продавец не может в одностороннем порядке изменить стоимость товара, даже если в магазине произошел технический сбой.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: бургеры подорожали на 58%, Telegram выпустил полезные обновления, а проливные дожди затопили Калининград

Подготовили обзор главных событий дня — 3 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

НДФЛ

С дохода от продажи квартиры надо будет платить НДФЛ по ставке 13% или 15%

Сейчас доход от продажи недвижимости облагается по ставке 13% независимо от суммы такого дохода. С 2025 года ставка будет зависеть от его размера.

Власти увеличат порог для применения УСН

Предпринимателей с доходом свыше 60 млн рублей обяжут платить НДС. На выбор им предложат платить налог по ставке 20% и сохранить вычеты, либо отказаться от вычетов по НДС и платить 5 или 7%.

У работающих родителей будет налоговый кешбэк, но нужно потерпеть до 2026 года. ⏳«Ночной бухгалтер» № 1695

СФР будет возвращать работающим родителям НДФЛ — вот такая рокировочка. Будет вычет за значки ГТО, но смешной. Туристов будет сопровождать по маршруту проводник с аттестатом. Налоговая требует пояснения по уведомлению, но такой нормы в НК нет. И другие новости дня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Амнистия по дроблению, какой ее видит Минфин в законопроекте

3 июня в Госдуму поступил минфиновский законопроект с масштабными изменениями в НК с 2025 года в рамках налоговой реформы.

С 1 июня производители табака перестали клеить бумажные акцизы на сигареты

Теперь власти будут отслеживать налоговую базу компаний, которые платят акцизы на табак, через систему мониторинга.

Панки, хой!

Присоединился к команде Клерка, чтобы развить и улучшить продукты платной подписки. «Клерк.Премиум» ждут изменения.

Панки, хой!
9

Интересные материалы

Как изменятся стандартные вычеты на детей: таблица

С 2025 года вычеты на детей будут в 2 раза больше. Лимит дохода тоже вырастет. И получить вычеты можно будет без заявления.