Как рознице начать работать с маркировкой молочной продукции

С декабря 2021 стала обязательной маркировка «молочки» со сроком хранения до 40 дней. И вот уже на пороге новые преобразования, которые коснутся практически всех игроков рынка маркированной молочной продукции. Но в значительной мере – розницы.
Как рознице начать работать с маркировкой молочной продукции

Дата, которую нужно обвести на календаре кружком — 1 сентября. Что изменится и при чём здесь объёмно-артикульный учёт — разбираемся!

Первое изменение в том, что обмен универсальными передаточными документами (УПД) теперь обязателен по ЭДО для всех участников рынка молочной продукции. И не важно, производитель вы, оптовик с огромной сетью покупателей или маленький розничный магазинчик формата «у дома» — УПД через ЭДО и точка. Пока что эта обязанность миновала лишь сегмент HoReCa (отели, рестораны, кафе, кейтеринг), фермеров и госучреждения.

Также с 1 сентября розница, торгующая «молочкой», обязана сканировать 2D-коды при продаже и использовать онлайн-кассы для передачи сведений в «Честный ЗНАК».

Теперь, продавая, например, йогурт, кассир Надежда из магазинчика «Продукты 24» обязана не только пробить его штрихкод, как делала все прошлые 10 лет, но и считать 2D-сканером код Data Matrix, чтобы в систему «Честный ЗНАК» поступили сведения о выбытии конкретно этой единицы йогурта. И для этого кассиру Надежде понадобится не только 2D-сканер, но ещё и онлайн-касса с обновлённой прошивкой.

И, наконец, третье новшество. Ведь, как говорил Шерлок Холмс, есть что-то магическое в числе «три». Для всех участников рынка молочной продукции (кроме, по-прежнему, HoReCa, фермеров и госучреждений) становится обязательным объёмно-артикульный учёт. И именно этот пункт стал наиболее частой причиной вопросов от наших клиентов.

Поэтому мы предлагаем разобраться:

  • что такое объёмно-артикульный учёт маркированной продукции, в чём его отличие от поэкземплярного учёта;
  • какое ПО и оборудование для ведения объёмно-артикульного учёта в розничном магазине. Рекомендации от ЦТО «Такском-Касса».

Для начала — терминология!

Объёмно-артикульный и поэкземплярный учёт: определения и особенности

Объёмно-артикульный учёт (ОАУ. Также возможен вариант «объёмно-сортовой учёт») — вид учёта маркированной продукции, при котором в УПД указывается наименование товара, его GTIN и количество. Это своеобразный переход к поэкземплярному учёту маркированных товаров. Будет применяться пока что только для «молочки», упакованной воды и пива, т. к. это быстрооборачиваемые категории с широким ассортиментом продукции.

Далее — поэкземплярный учёт (он станет обязательным с 1 июня 2025 года). В отличие от ОАУ, при этом виде учёта маркированной продукции каждый экземпляр товара придётся сканировать и указывать в УПД коды Data Matrix каждой единицы товара. Так, например, на сегодняшний день передаётся информация о другой подлежащей обязательной маркировке продукции — например, фотоаппаратах, духах, шинах или одежде.

Теперь попробуем понять, как правильно вести объёмно-артикульный учёт маркированной продукции и что для этого нужно.

Пять шагов к правильной работе с маркированной «молочкой»

Шаг № 1. Оформление ЭП

Если вы только начинаете работать с маркированными товарами или вообще только открываете свой магазин, то сначала надо оформить электронную подпись.

Она понадобится для множества операций: регистрации онлайн-кассы в ФНС, подключения к «Честному ЗНАКУ» и сервису электронного документооборота, сдачи онлайн-отчётности в госорганы, заверения УПД, договоров, накладных, счетов-фактур.

Шаг № 2. Регистрация в системе маркировки «Честный ЗНАК»

Именно в эту систему, как мы уже говорили, вы будете отправлять информацию о выбытии и приёмке маркированных товаров, УПД от поставщиков.

Вы можете сэкономить своё время и заказать нашу услугу «Регистрация в системе „Честный ЗНАК“».

Небольшая ремарка о том, какие ЭП понадобятся. Если вы, например, владелец магазина и у вас есть сотрудники-кассиры, то вам понадобится несколько разных электронных подписей.

Для первичной регистрации в системе «Честный ЗНАК» и регистрации кассы в ФНС нужна подпись первого лица организации или ИП. Эту ЭП можно получить только в ФНС и только лично (нет, бухгалтер МарьИванна или завхоз Петрович не могут приехать вместо директора, даже если ему совсем-совсем некогда). Чтобы посещение ФНС и получение ЭП прошло быстро и спокойно, рекомендуем заранее проверить документы и приобрести токен.

Оформите заявку на нашем сайте и не волнуйтесь, что что-то упустите.

Вашим кассирам или товароведам, работающим с маркированным товаром, понадобится ЭП сотрудника. Получить её можно в удостоверяющем центре «Такском».

Шаг № 3. Приобретение онлайн-кассы

и проверка её готовности к работе с ФФД 1.2, приобретение 2D-сканера штрихкодов.

Установку и подключение кассовой техники, сканеров кодов маркировки и программного обеспечения для онлайн-касс также можно доверить специалистам ЦТО «Такском-Касса».

Для того, чтобы составить этот список, мы пригласили эксперта направления «Маркировка» от ЦТО «Такском-Касса» Вадима Сажина, который дал рекомендации и подготовил перечень оборудования, которое, по нашим наблюдениям, чаще всего приобретают наши клиенты, торгующие маркированной продукцией в розницу.

Онлайн-кассы

1. АТОЛ 27Ф

Идеальный практичный вариант для торговых точек любой сферы деятельности с большой пропускной способностью клиентов — например, крупных магазинов. Оптимально подходит для предприятий корпоративного сегмента и всех, кому необходимы высокая скорость печати.

Подключается практически ко всем существующим видам кассового ПО. ЦТО «Такском-Касса» рекомендует использовать в тандеме с ПО «Бифит касса», Дримкас, Frontol 6.

2. Sigma 10

Даже не совсем касса, а POS-система («готовая точка продаж» или «готовое место продавца») в одном устройстве. Хороший вариант для среднего бизнеса. ПО этой кассы оптимизирует функционал под тип бизнеса. Как это происходит: в начале работы с кассой вы выбираете тип бизнеса: еда (общепит), услуги или торговля. И касса автоматически подбирает те функции, которые нужны в таком случае. Например, учёт столов, бонусную систему и так далее. Под каждый тип есть на выбор 3 тарифа — под разное оборудование.

3. Эвотор 5i

Касса-«трансформер» — с помощью встроенного магазина приложений можно добавлять нужный функционал — интеграции с разными учётными системами, учёт товара, работу с маркировкой или ЕГАИС.

Но кроме модульности это ещё и касса «3в1» — принимает наличные, банковскую карту (есть встроенный эквайринг) и может работать как облачная касса (например, фискализировать оплату с сайта). Подходит для малого и среднего бизнеса.

4. МСПОС К

Самый минимальный недорогой набор для работы с маркировкой (можно считывать коды с помощью камеры, а можно подключить проводной/беспроводной сканер). Рекомендуем использовать в тандеме с ПО «Бифит Касса» — есть работа с товароучётом, интеграция с 1С. Подходит для малого и среднего бизнеса.

5. Меркурий 185ф

Простая автономная касса, подходящая для маленького потока чеков. В ней нет товароучёта, интеграций, но касса идеально работает с маркировкой.

А для того, чтобы выбрать, какой сканер добавить, читайте следующий пункт.

2D-сканер для считывания Data Matrix

1. АТОЛ SB2108 Plus

один из лучших сканеров по соотношению «цена/качество». Из преимуществ — отличное считывающее устройство, которое подойдёт даже для маленьких кодов маркировки. Также этот сканер интегрируется практически со всеми видами кассового ПО. Идеален для больших магазинов, супермаркетов с высокой проходимостью.

2. АТОЛ SB2109 BT

Беспроводной сканер (может работать на расстоянии до 50 метров от кассы), тоже один из лучших по соотношению «цена/качество». Из преимуществ — есть встроенная память (в случае выхода из зоны действия запоминает до 10 тысяч штрихкодов и передаёт их в кассу или товаро-учётную систему при возвращении к ним).

3. МойPOS MSC-6607C2D

Бюджетный 2D-сканер, который подходит для работы с маркировкой. Основное его преимущество — низкая стоимость.

А теперь от технического оснащения перейдём к ПО.

Шаг № 4. Выбор оператора и сервиса ЭДО

Допустим, магазин «Продукты 24» заказал на оптовой базе десять паллет молока с доставкой. И теперь ему нужно:

  1. Проверить коды маркировки при приёмке товаров: сверить GTIN и количество товара в УПД и по факту. А если что-то не совпало — отправлять корректировочный документ (да-да, по ЭДО, а как иначе?).
  2. Если всё в порядке, все коды совпали, то нужно подписать УПД (электронной подписью сотрудника или, если сотрудников нет, то — первого лица) и поручить оператору ЭДО отправку УПД в «Честный ЗНАК».
  3. При продаже обязательно отсканировать Data Matrix с упаковки, и онлайн-касса отправит данные всё в тот же «Честный ЗНАК» (для этого нужен договор с ОФД). Кстати, а ПО вашей онлайн-кассы уже обновлено для работы с маркировкой? Обратитесь в ЦТО «Такском-Касса», если не уверены в этом.

«Такском» предлагает несколько сервисов ЭДО для работы с маркировкой (кстати, они сертифицированы «Честным ЗНАКОМ», а сама компания «Такском» — партнёр того же ЧЗ). Выбор конкретного сервиса, конечно же, зависит и от размеров вашего бизнеса, учётной системы.

Универсальный сервис ЭДО для работы с маркировкой — «Такском-Файлер»

«Файлер» — идеальное решение для розницы, продающей маркированный товар. В нём есть все функции для работы с кодами маркировки Data Matrix: проверка кодов при приёмке товаров и передача документов в «Честный ЗНАК» после подписания. Работает из браузера и без дополнительных настроек: только вы, «Файлер» и ваша электронная подпись. Ничего лишнего.

Кроме web-версии (простой, как электронная почта), есть ещё и приложение для iOS и Android. Кроме функций web-версии бонусом ещё идёт возможность сэкономить на 2D-сканере. Потому что камера смартфона, планшета или, в отдельных случаях, ТСД, сама становится сканером. Можно сверять коды упаковок с кодами в УПД, подтверждать и получать документы в одном устройстве — не нужен 2D-сканер и, например, ноутбук с web-версией программы.

«Файлер» будет хорошим вариантом, если, например, вам ещё нужно вести внутренний документооборот, обмениваться с контрагентами чем-то кроме УПД, создавать и принимать электронные транспортные накладные.

Модуль 1С. Если у вас нет ЭДО, а очень хочется

Обмен, согласование и подписание электронных документов — прямо из 1С.

Это хороший вариант, если вы уже пользуетесь 1С, но у вас нет ЭДО. ЭДО нужен, а осваивать новые программы нет времени. То есть, работаете вы в привычном и знакомом интерфейсе своей 1С, а данные передаются через «Файлер». Что может Модуль 1С:

  • Отправка электронных документов, созданных в учётной системе. Модуль автоматически создаёт электронный документ из оформленной в учётной системе реализации или счёта-фактуры на реализацию, в том числе УПД, и помещает его во вкладку «Черновики». Выбирайте нужные документы и отправляйте их.
  • Маршруты согласования — автоматическая отправка документа по цепочке адресатов внутри компании.
  • Автоматическое сопоставление номенклатуры и принятие к учёту. Модуль умеет сопоставлять номенклатуры во входящих документах с теми, что хранятся в вашей учётной системе и запоминает выбор.

«Станция сканирования». Если у вас уже есть 1С, но вы её сломали переработали

Конфигурация 1С. Специально создана для полной автоматизации бизнес-процессов производителей маркированных товаров.

На первый взгляд, функционал «Станции сканирования» больше подойдёт производителю или оптовику — автоматизация всего цикла маркировки, агрегация кодов от первичной упаковки до паллета, формирование отгрузки заказчику, создание номенклатуры, заказ и распечатка кодов и так далее.

Но часть функций актуальна и для розничной торговли:

  1. Принятие документов УПД в электронном виде прямо в 1С с кодами маркировки
  2. Проверка полученных кодов маркировки с помощью 2D-сканером штрихкодов
  3. Автоматизация принятия к учёту полученных документов в 1С

В каких случаях стоит выбрать именно «Станцию сканирования»: у вас есть своя 1С, но её конфигурация переработана и настроена под ваш бизнес, программа не обновляется и попросту не может поддерживать необходимый функционал по маркировке (который, должен автоматически добавляться с обновлением 1С).

В такой ситуации мы можем предложить «Станцию сканирования», которая будет интегрирована с вашей 1С и выполнять необходимый функционал, при этом все процессы будут практически полностью автоматизированы.

«1С-Такском». Просто ЭДО от «Такском» и 1С. Ничего лишнего, ничего личного.

Обеспечивает обмен УПД, счетами-фактурами и другими документами с поставщиками, покупателями и прочими контрагентами, по защищенным каналам связи, прямо в учётной системе 1С.

Встроенный в типовые (то есть, не изменённые, обновляемые) конфигурации 1С. Не требует установок и внешних платных обработок. То есть, вы получаете полный функционал сервиса ЭДО, но в интерфейсе 1С. Возможности:

  • Накладные и счета-фактуры автоматически создаются в программе 1С на основе входящих электронных документов. За счёт автоматического формирования документов снижается риски ошибок, связанных с ручным вводом данных в 1С.
  • Архив электронных документов. Все электронные документы хранятся в программе 1С — можно быстро найти и отправить необходимые документы в ответ на запрос.

Шаг № 5. Выбор оператора фискальных данных (ОФД)

Как ОФД вообще связан с маркировкой? Сейчас объясним.

Как мы знаем, основное назначение ОФД — передача кассовых чеков в ФНС. Все кассы магазина должны быть подключены к ОФД, иначе — штрафы за несоблюдение 54-ФЗ. Но! Теперь кроме ФНС, информацию от оператора фискальных данных получает ещё и система маркировки «Честный ЗНАК». Зачем? Чтобы фиксировать выбытие кода маркированного товара.

Кроме соблюдения закона ОФД «Такском» — это:

  • Оперативный контроль продаж — всегда с вами — в смартфоне и в браузере ПК: вся информация по сменам, статистика, аналитика по кассирам и кассам.
  • Можно также получить персональный настраиваемый отчёт по разным параметрам.
  • Настройка прав доступа сотрудников — по функционалу, доступной к просмотру информации, торговым объектам.

Выполнив эти 5 действий, вы подготовите свой магазин к торговле маркированной молочной продукцией и обезопасите себя от штрафов (например, за торговлю без маркировки можно отдать до 100 000 рублей). Можно выполнять эту инструкцию пошагово, а можно использовать как чек-лист, чтобы понять, всё ли у вас готово.

Не хотите разбираться сами? Или остались вопросы? Проконсультируйтесь со специалистами «Такском» и закажите услуги маркировки под ключ — быстро, надёжно, без нервов и лишних трат.

Маркировка товаров

Сертифицированные сервисы для работы с маркировкой

Оставьте заявку на подключение или консультацию

Заполните форму ниже, специалисты свяжутся с вами и предложат наши услуги по выгодным ценам:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.