Маркетинг

Электронные аукционы: практика внедрения

С 2010 г. открытые аукционы в электронной форме стали обязательными для части государственных заказчиков. Относительно их результативности и привлекательности для государственных и муниципальных заказчиков существуют различные мнения.

С 2010 г. открытые аукционы в электронной форме стали обязательными для части государственных заказчиков. Относительно их результативности и привлекательности для государственных и муниципальных заказчиков существуют различные мнения.

Но некоторые вещи очевидны и неоспоримы: открытый аукцион в электронной форме – одна из наиболее удобных форм размещения заказа. Рассмотрим ход внедрения нововведений в практику работы бюджетных учреждений и дадим ответы на самые актуальные вопросы, стоящие на данный момент перед государственными заказчиками.

Утверждение “пилотного” Перечня

С введением электронных торгов для государственных и муниципальных заказчиков исключается возможность недобросовестного сговора между участниками аукциона, что в настоящее время стало серьезной проблемой заказчиков при проведении обычных аукционов. Повышение конкуренции и финансовой результативности электронного аукциона возникают как следствие упрощенного доступа поставщиков и подрядчиков к участию в размещении заказов.

Проведение аукционов на электронных площадках в отсутствии возможности увидеть поставщика, получить какие-либо сведения о нем, ознакомиться с представленными на процедуру документами – для многих заказчиков эта процедура и по сей день представляется весьма сложной и “ненадежной”.  И таких заказчиков нельзя осуждать за излишний консерватизм.

Тем не менее, с 1 января 2010 г. проведение электронных аукционов вменено в обязанность всем федеральным государственным заказчикам. В распоряжении Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р определен перечень товаров, работ, услуг, которые возможно закупить исключительно через электронные аукционы. Следует обратить внимание на то, что проводить обычные “молоточные” аукционы в отношении позиций из указанного Перечня запрещено законодательством.

Данный Перечень является “пилотным”, поэтому срок его действия ограничен – с 1 января по 30 июня 2010 г. Этим промежутком знаменуется первый “пилотный” этап внедрения электронных аукционов в практику размещения заказов.
На позициях “пилотного” Перечня федеральным государственным заказчикам предстоит “обкатать” электронный аукцион как способ размещения заказа. В связи с этим в Перечень вошли весьма важные для каждого заказчика позиции, без которых не может обеспечиваться нормальное функционирование учреждения, например:

  • полиграфическая и печатная продукция;
  • канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника;
  • автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова для автомобилей, детали и принадлежности к автомобилям, гаражное оборудование;
  • канцелярские принадлежности;
  • услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов, электронных вычислительных машин и используемого совместно с ними периферийного оборудования;
  • услуги по уборке зданий.

Включение в “пилотный” Перечень жизненно важных для каждого учреждения товаров и услуг привело к тому, что многие федеральные заказчики были вынуждены осваивать новый для себя способ размещения заказа в более чем оперативном порядке. То есть для многих заказчиков первое полугодие 2010 г. прошло под знаком обучения электронным аукционам. При этом важно отметить, что Минэкономразвития России совместно с ФАС России дало разъяснение по вопросам применения Перечня.

В частности, даны разъяснения относительно того, что товары, работы, услуги из “пилотного” Перечня допускается закупать путем проведения запросов котировок или у единственного поставщика (совместное письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 01.02.2010 № 1157-АП/Д22 (ФАС № АЦ/1940 от 27.01.2010) “О порядке применения процедур размещения заказов для федеральных государственных нужд”). 

Основной перечень. Отмена “молоточных” аукционов

С 1 июля 2010 г. “пилотный” Перечень в соответствии с законодательством о размещении заказов прекратит свое действие, и в силу вступит новая норма. Товары, работы, услуги, включенные в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 236-р (далее – Перечень № 236-р), при закупке которых сейчас предписано проводить “молоточные” аукционы, со второго полугодия 2010 г. предстоит закупать только на электронных аукционах. Замена “молоточных” аукционов электронными – это второй этап внедрения электронных аукционов. Весьма вероятно, что “молоточные” аукционы в скором времени перестанут применяться государственными и муниципальными заказчиками вообще. Хотя стоит оговориться, что у заказчиков остается право их использовать, но только вместо открытых конкурсов (маловероятный сценарий).

“Молоточные” аукционы уже выполнили свою основную функцию: государственные и муниципальные заказчики освоили новый способ закупки исходя исключительно из одного критерия оценки – цены продукции, работ, услуг. Это значит, что по всей России заказчиками уже накоплен вполне достаточный опыт формирования исчерпывающих требований к поставщикам и исполнителям, опыт формирования технических заданий к контрактам и т. п. Сформированы благоприятные и достаточные условия для того, чтобы перевести отбор поставщиков и подрядчиков из аукционных залов и кабинетов заказчиков на электронные площадки в сети Интернет. Важно отметить серьезный опыт заказчиков регионального уровня в проведении электронных аукционов. В региональном государственном заказе в 2009 г. уже половина аукционов проводилась на электронных площадках.

Электронные торги на региональном и муниципальном уровнях

Третий этап внедрения электронных аукционов – переход на электронные аукционы при размещении заказов для региональных и муниципальных нужд. С 1 января 2011 г. региональным и муниципальным заказчикам надлежит проводить электронные аукционы при закупке товаров, работ, услуг, вошедших в Перечень № 236-р.

В это же время планируется ввести в эксплуатацию Общероссийский официальный сайт для размещения информации о размещении заказов. Таким образом, федеральный, региональный и муниципальный заказ образуют единую систему с общими информационным источниками, общими электронными площадками, общим реестром контрактов.
Однако это – дело будущего года. А сейчас перед федеральными заказчиками остро стоит проблема, как проводить электронные аукционы, и еще тысяча более конкретных вопросов. В этой статье опубликованы ответы на самые распространенные из них.

Какими нормами Федерального закона № 94-ФЗ1 регулируется проведение электронного аукциона?

В Законе № 94-ФЗ сейчас предусмотрено две одновременно действующие нормы – ст. 41 и гл. 3.1. Особенности и различия данных способов проведения аукционов приведены ниже в таблице. Стоит отметить, что ст. 41 прекратит свое действие уже в июле 2010 г. 

Может ли федеральный государственный заказчик проводить электронные аукционы по ст. 41 после 1 января 2010 г.?

Отмечу, что в настоящее время среди федеральных государственных заказчиков распространено ошибочное мнение о том, что с 1 января 2010 г. ст. 41 прекратила для них свое действие, и проводить электронные аукционы можно только по гл. 3.1. Это не так. Любой заказчик, включая федерального, регионального или муниципального сам для себя вправе определить тот способ проведения электронного аукциона, какой ему больше подходит. Это право закреплено за заказчиками ст. 65 Закона № 94-ФЗ.

На каких электронных площадках проводятся электронные аукционы?

Провести электронный аукцион в соответствии со ст. 41 Закона № 94-ФЗ можно на любой электронной площадке, которая отвечает требованиям законодательства, в том числе постановления Правительства РФ от 17.03. 2008 № 179. Сложнее обстоит дело с выбором площадки для проведения электронного аукциона по гл. 3.1. В настоящее время провести такой аукцион в соответствии с  распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 755-р можно только на трех установленных “пилотных” площадках:

  • ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан”  – www.zakazrf.ru
  • ОАО “Единая электронная торговая площадка” – www.roseltorg.ru
  • ЗАО “Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов” – www.sberbank-ast.ru

При этом электронные аукционы по гл. 3.1  пока могут проводить исключительно федеральные государственные заказчики. Региональные и муниципальные заказчики в настоящее время не вправе проводить электронные аукционы на данных площадках в соответствии с указанным распоряжением Правительства и статьей 65 Закона № 94-ФЗ. Однако следует отметить, что в Совете Федерации 28 апреля 2010 года был утвержден законопроект, положениями которого право использования «пилотных» электронных площадок распространяется на региональных и муниципальных заказчиков.

Подчеркну при этом, что в соответствии с Законом № 94-ФЗ Минэкономразвития России совместно с ФАС России провело отбор уполномоченных электронных площадок, которые получат право проводить электронные аукционы по гл. 3.1 для всех российских заказчиков. По результатам отбора было определено пять таких площадок, в число которых вошли три вышеуказанных площадки, а также площадки ММВБ (ets-micex.ru) и РТС (rts-tender.ru). Все отобранные площадки прежде, чем начать полномасштабное функционирование, должны пройти технический аудит и подтвердить соответствие техническим требованиям и требованиям законодательства.

Аудит обязаны пройти все отобранные площадки, включая те, которые уже проводят аукционы в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 755-р. После прохождения аудита все площадки получат право обслуживать аукционы федеральных, региональных и муниципальных заказчиков.

Можно ли заключать государственные контракты на бумаге по итогам аукциона, который проводился по главе 3.1?

Заказчик не вправе требовать от победителя аукциона заключения контракта в бумажной форме, поскольку законом установлено, что контракт заключается в форме электронного документа. При этом в случае, если потребуется представить контракт в судебные инстанции или контрольные органы, заказчик может распечатать указанный контракт на бумаге и заверить его подлинность и соответствие оригиналу, который, подчеркну, хранится в электронной форме. Отмечу также, что документ об обеспечении ответственности по контракту также предоставляется победителем аукциона заказчику в электронной форме, а уже после, по требованию заказчика,  ему передается бумажный оригинал.

Как получить электронную цифровую подпись и как представлять контракты, заключенные по итогам аукциона по главе 3.1,  в Федеральное казначейство для санкционирования оплаты?

В соответствии с совместными разъяснениями Минэкономразвития России и Казначейства России любой федеральный государственный заказчик для организации электронных аукционов по гл. 3.1 может безвозмездно получить электронную цифровую подпись в территориальном органе Казначейства по месту открытия лицевого счета (см. письмо Казначейства России от 08.10.2009 42-7.4-05/10.1-592  на сайте zakupki.gov.ru).
Контракты, заключенные по итогам электронного аукциона по гл. 3.1,  следует направлять в Казначейство России также в электронной форме. А Федеральное Казначейство обязано принять такой контракт и санкционировать оплату по нему. Следует вместе с тем отметить, что дополнительные документы к контракту, как-то: дополнительные соглашения, акты, ведомости и так далее, подписываются и хранятся в бумажной форме.

Сопоставление ст. 41 и гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ

Сравнение норм об открытых аукционах в электронной форме, содержащихся в Законе № 94-ФЗ, приведем в виде таблицы.

Таблица
Сравнение ст. 41 и гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ

Показатель сопоставления

Статья 41

Глава 3.1

Комментарий

Сроки действия нормы

До 1 июля 2010 г.

Без ограничений

Срок действия ст. 41 установлен законом, однако многие субъекты Российской Федерации ратуют за продление этого срока

Кто может использовать

Федеральные, региональные, муниципальные заказчики

В настоящее время и до мая-июня 2010 г. только федеральные заказчики

В соответствии с законом аукционы по гл. 3.1 могут проводиться только на уполномоченных площадках. В настоящее время для федеральных заказчиков такие аукционы уполномочены проводить три площадки. Также Минэкономразвития России проводит отбор пяти общероссийских операторов электронных площадок.

Где можно провести электронный аукцион

На любой электронной площадке

Только на уполномоченных электронных площадках

Оплата услуг площадки заказчиком

Устанавливается электронной площадкой

Не взимается

По гл. 3.1 Закона электронная площадка проводит аукцион для заказчиков бесплатно – плата (не более 3 тыс. руб.) взимается с победителя аукциона

Сроки проведения

22 дня

В зависимости от начальной максимальной цены контракта (минимально – 23 дня)

Электронные аукционы по ст. 41 и гл. 3.1 сопоставимы по срокам проведения

Этапы проведения

Проводится в один этап

Проводится в три этапа

Электронный аукцион по гл. 3.1 проводится в три этапа: – первое рассмотрение, непосредственно электронный аукцион на площадке; второе рассмотрение и определение победителя. По ст. 41 победитель определяется по итогам электронного аукциона в один этап, рассмотрение заявок не проводится.

Размещение информации на официальном сайте

Требуется

До 1 января 2011 г. извещение и протоколы размещаются на электронных площадках 

Вопросы размещения информации об аукционах по гл. 3.1 регламентируются нормами самой главы и ст. 65 Закона № 94-ФЗ

Комиссия

Не формируется

Формируется

Удобство ст. 41 для заказчика заключается в том, что процедурой не предусматриваются коллегиальные решения, поэтому формирование комиссии не требуется по закону. Заседания комиссии проводятся только в том случае, если аукцион организован по гл. 3.1

Заседания комиссии

0

2

Электронная цифровая подпись для заказчика

В соответствии с регламентом площадки

Обязательна

Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 предусматривает использование электронной цифровой подписи или иных аналогов собственноручной подписи при проведении электронных аукционов

Электронная цифровая подпись для участника размещения заказа

В соответствии с регламентом площадки

Обязательна

Рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе

Не проводится

Обязательно

Ст. 41 не предусматривает проведение рассмотрения заявок – заказчик определяет предмет аукциона, оператор площадки регистрирует (или отклоняет) заявку участников размещения заказа

Ограничения по начальной цене контракта

1 млн. руб.

Ограничения отсутствуют

Ограничения начальной цены контракта или лота в 1 млн. руб. предусмотрены ст. 32 закона для аукционов, которые проводятся по ст. 41 этого же закона

Деление на лоты

Возможно

возможно

Предусматривается возможность определить лоты

Шаг аукциона

Не устанавливается

Шаг не фиксирован, устанавливается верхняя и нижняя границы шага 0,5%-1% от начальной цены контракта

Аукцион по гл. 3.1 проводится с “шагом аукциона”

Интервал для подачи предложения

1 час

10 минут

В главе 3.1 сокращен интервал для подачи ценового предложения

Документация об аукционе

Не разрабатывается

Разрабатывается

По ст. 41 документация об аукционе не разрабатывается. Заказчик формирует извещение и по своему усмотрению прикладывает проект контракта

Публикация протоколов

один протокол

два протокола

По ст. 41 готовится только один итоговый протокол, который публикуется на сайте. По гл. 3.1 все протоколы до 1 января 2011 г. размещаются на электронных площадках

Подписание протоколов

подписывает заказчик

Подписывается членами комиссии и заказчиком

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Не предусмотрено

Обязательно

В гл. 3.1 предусмотрено обязательное обеспечение заявки на участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

По усмотрению заказчика, при этом заказчик обязан принять в т.ч. страхование ответственности

По усмотрению заказчика, кроме страхования ответственности (исключено законодательно)

Заказчик по собственному усмотрению принимает решение об установлении обеспечения исполнения контракта, однако “страхование ответственности исполнителя” исключено  из гл. 3.1 как вид обеспечения

Ответственность заказчика

При формировании извещения

На всех этапах проведения аукциона

По ст. 41 ответственность заказчика может возникнуть только в том случае, если он допустил нарушение при формировании извещения (например, указав торговый знак без слов “или эквивалент”). По гл. 3.1 заказчик несет ответственность за требования в документации об аукционе, за допуск участников размещения заказа и прочее

Ответственность комиссии

Отсутствует

На этапах рассмотрения заявок и выбора победителя электронного аукциона

По ст. 41 ответственность комиссии не предусмотрена

Ограничения по одноименности

Отсутствуют

Отсутствуют

Ограничения по закупке одноименных товаров, работ, услуг не установлены

Возможность заключения контракта с единственным участником аукциона

Отсутствует

Предусмотрена

Гл. 3.1 предусмотрена возможность заключения контракта с единственным участником электронного аукциона, а также с участником, предложившим лучшую после победителя цену контракта. В этом заключается весьма серьезное преимущество гл. 3.1 над ст. 41.

Возможность заключения контракта с участником, предложившим лучшую после победителя цену контракта в случае уклонения победителя от заключения контракта

Отсутствует

Предусмотрена

В указанной таблице приведены основные различия между видами электронных аукционов и заказчику следует сделать выбор в пользу одного из приведенных способов. На сегодня очевидно то, что выбирая аукцион по ст. 41 Закона № 94-ФЗ заказчик столкнется с меньшим количеством организационных процедур (например, не требуется формирование комиссии), отберет победителя с большей оперативностью, при этом потребуется плата за услуги электронной площадки и соблюдение ограничений, предусмотренных Законом. Выбор аукциона по гл. 3.1 сопряжен с обязательным приобретением электронной цифровой подписи, формированием комиссии, однако заказчик получает более широкие возможности с точки зрения рассмотрения технических предложений участников размещения заказа, более серьезную защиту от возможных рисков. Подводя итог, можно отметить, что федеральные государственные заказчики в большинстве своем уже успели получить опыт проведения электронных аукционов, сделали выводы. Для региональных и муниципальных заказчиков, вероятно, более простым решением было бы провести “пилотный” аукцион по ст. 41 с тем, чтобы впоследствии с меньшими усилиями взяться за аукционы по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ.

Есть все основания полагать, что открытые аукционы в электронной форме по главе 3.1  будут набирать популярность среди государственных заказчиков ближе к середине 2010 года, когда утратит силу статья 41 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем, готовность проводить электронные аукционы уже сейчас подтверждают следующие показатели работы «пилотных» электронных площадок: суммарная начальная цена объявленных лотов – 81 млрд. рублей (по данным на 27 апреля 2010 г.). Важно, что данная цифра значительно превышает суммарную стоимость всех контрактов, заключенных в России по итогам проведения электронных аукционов с 2006 года.    

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Здесь и далее – Закон № 94-ФЗ.

Начать дискуссию

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Зарплата

Среднюю зарплату от 150 тысяч рублей получают только в Магадане и на Чукотке

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Экспорт

ЕАЭС будет свободно торговать с Ираном

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Упростили условия получения субсидий для строительства модульных отелей

Правительство упростило условия выдачи субсидий на строительство модульных отелей на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере.

В НК будет новый налог. 👀«Ночной бухгалтер» № 1691

Так наши чиновники разошлись, что решили добавить в НК новую главу. Органам местного самоуправления дадут право введения на своей территории туристического налога. Минцифры предлагает ввести сбор за использование иностранного ПО, Блиновской начали разблокировку счетов, штраф ГИБДД можно удержать из зарплаты сотрудника и другие новости.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госдума рекомендовала продлить инвестиционный вычет

По НК применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций прекращается в 2024 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Частные дома станут более качественными: для ИЖС утвердили ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

НДС

Для крупного общепита могут расширить освобождение от НДС

Пересмотр лимитов позволит ресторанам и кафе открывать новые точки и вкладываться в развитие собственного бизнеса. Ожидается, что вместе с этим вырастут и поступления в бюджет страны.

Бесплатно с ЕНП (единый налоговый платеж)

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Налог к уменьшению по первичной декларации на ЕНС отразится сразу, по уточненной — только через 3 месяца.

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Что можно сделать, если страховая компания не хочет платить, и как обезопасить себя от такой ситуации?

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

Компании все чаще заключают трудовые договоры с работниками за пределами России. С 2024 подход к налогообложению доходов сотрудников за рубежом поменялся (с 2025 он поменяется и для зарубежных исполнителей по ГПХ). Расскажем о правилах, действовавших до 2023 года включительно, ведь периоды 2021–2023 для налоговой проверки еще открыты, и о новых правилах. 

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: за дипфейки хотят ввести уголовку, чиновникам создадут собственную цифровую «Среду», а за оскорбление учителей будут штрафовать

Подготовили обзор главных событий дня — 28 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Рассказываем как работодателю составить платежное поручение на перечисление удержаний из доходов работника судебному приставу и как определить максимальный размер удержаний. Разберём особенности заполнения платежки на выплату зарплаты, из которой были удержаны суммы по исполнительному листу

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Назван среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах

Число регистраций самозанятых продавцов на Wildberries выросло на 225%. В основном они продают свечи, одежду, аксессуары и зарабатывают около 50 000 рублей в месяц.

За что бухгалтер попадет под субсидиарную ответственность

Если на бухгалтера была возложена обязанность по хранению финансовых документов компании, его могут привлечь к субсидиарной ответственности за уничтожение, сокрытие и искажение информации о реальном положении дел бизнеса.

Суд начал снимать арест с имущества Блиновской

Арест сняли с квартиры, на которую нашелся покупатель, а также с одного из банковских счетов Елены Блиновской.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Совету Руководителей было озвучено, что только после того как они поймут, что те заклинания, которые были написаны в глубоком прошлом уже не могут существовать в новой реальности. Те цели, которые они ставили перед Старым Волшебником и есть то, что тормозит переход на новую программу.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку
Банки

Альфа-банк планирует создать свой пенсионный фонд

Запуск программы долгосрочных сбережений стал для Альфа-банка стимулом к созданию собственного негосударственного пенсионного фонда.

Интересные материалы

Ипотека

При отказе от ипотеки жилье можно будет продать по максимально выгодной, а не минимальной цене

Госдума приняла в третьем чтении закон, разработанный Ириной Яровой, который устанавливает порядок самостоятельной реализации залогодателем-физическим лицом заложенного банку имущества.