Личные финансы

Управление личным капиталом

К финансовому благополучию стремится каждый. Консультанты советуют: чтобы его достичь, необходимо сделать две вещи. Во-первых, навести порядок в собственных финансах. Во-вторых, придти к четкому пониманию того, какие вложения будут эффективными, а какие нет.

К финансовому благополучию стремится каждый. Консультанты советуют: чтобы его достичь, необходимо сделать две вещи. Во-первых, навести порядок в собственных финансах. Во-вторых, придти к четкому пониманию того, какие вложения будут эффективными, а какие нет.

В октябре Русская Школа Маркетинга провела семинар, посвященный управлению личными финансами. О том, как контролировать свои деньги и преумножить их, а также как можно защитить свое будущее, рассказывал директор консалтинговой группы «Личный Капитал» Владимир Савенок . Начав семинар, он заметил, что людей всегда волнует два вопроса: где взять деньги и что с ними делать. Причем эти вопросы возникают не одновременно, а поэтапно: сначала первый, затем второй. В течение двух дней, пока шел семинар, г-н Савенок постарался хотя бы отчасти рассказать, как можно решить обе эти проблемы.

Что происходит?

Прежде всего лектор заверил аудиторию, что отличительной чертой миллионеров является то, что они массу времени уделяют планированию своих денежных потоков. А как подметил американец Томас Стэнли, чтобы стать миллионером, нужно думать, как миллионер. В связи с этим г-н Савенок призвал всех для начала попробовать зафиксировать свои расходы на бумаге. Это даст понимание того, что происходит. Затем на основе этой информации уже можно будет спланировать свои будущие траты наиболее оптимальным способом.

Финансы каждого отдельного человека или домохозяйства по сути ничем не отличаются от финансовых потоков корпорации. И те, и другие получают доходы и несут расходы. Однако компании в обязательном порядке составляют отчетность, а вот о людях такого сказать нельзя. Большинство из них не считает нужным этим заниматься.

Плохие и хорошие

По словам Владимира Савенка, финансовый консультант начинает работу с новым клиентом с того, что предлагает ему сформировать баланс и Отчет о прибылях и убытках. Конечно, это нельзя назвать отчетностью, составленной по правилам бухгалтерского учета. Но все же такие таблицы любому человеку помогут оценить его финансовую ситуацию. В балансе необходимо перечислить все активы и пассивы, которыми клиент владеет. Специалисты по планированию личных финансов относят к пассивам любую задолженность, подразделяя ее на «плохую» и «хорошую». Плохие пассивы – это те, которые «поедают» деньги клиента. Обычно к этой категории относятся банковские кредиты. «Хорошие» пассивы – это «выгодная» задолженность, как например, беспроцентный заем. По наблюдениям лектора, пассивов у многих людей нет, так как большинство предпочитает в долг не брать. Если же они все-таки присутствуют, их необходимо учесть в таблице с такими колонками:

  • наименование пассива (дружеский заем, банковский кредит и проч.);
  • размер пассива, то есть сумма, которую необходимо вернуть (с учетом процентов);
  • сумма, которая выплачивается за месяц;
  • величина процентов.

Активы также делятся на «плохие» и «хорошие». Хорошие – те, которые приносят деньги. Например, квартира, которую владелец сдает в аренду или акции, которые растут в цене. Плохие – те, которые не приносят дохода, однако при желании могут быть реализованы. Допустим, та же квартира простаивает, собственник вносит за нее коммунальные платежи, однако в ней никто не живет. Помещение «не работает» и следовательно, является плохим активом, который следует как можно быстрее перевести в разряд «хороших».

Чтобы понять, какова отдача от каждого актива, следует составить такую таблицу (см. таблицу).

Таблица. Расчет годовой эффективности каждого актива

Активы

Текущая рыночная стоимость каждого актива

Доход, который приносит данный актив

Доходность каждого актива в процентах

квартира

70000$

0$

0%

акции

10000$

1000$

12,5%

В первой колонке «Активы» следует перечислить все, что стоит каких-либо денег (за исключением мебели, бытовой техники и предметов, выручка от продажи которых незначительна). Это могут быть ценные бумаги, недвижимость, счет в банке и проч.

В третьей колонке нужно указать годовой доход, который приносит каждый актив. Например, если в акции было вложено два года назад 8000 долларов, а сейчас их стоимость 10000, то доходность в среднем составляет 1000 в год.

Последняя колонка «Доходность каждого актива» наиболее интересна. Она позволяет человеку увидеть, насколько рационально он инвестировал деньги, сравнить отдачу от своих активов.

В целом, нецелесообразно, если число активов превышает 10 (жилье и автомобиль не считаются). Для грамотного управления большим количеством активов потребуется много времени и специальные финансовые знания. Если же человек не располагает такими ресурсами, то дробить активы не рекомендуется.

Отчет о доходах и расходах

Он делается не для того, чтобы «посадить всех на хлеб и воду», а для того, чтобы понимать, что происходит с деньгами. И на основании этого знания направлять их туда, где они принесут наибольшую отдачу.

Как ни странно, люди, у которых несколько источников доходов, зачастую не задумываются, откуда они получают наиболее выгодные поступления. Просто получают деньги и сразу же их тратят. В отношении расходов дело обстоит еще сложнее. Обычно их не учитывают вообще. Когда же человек начинает в течение двух-трех месяцев проводить детальных учет своих затрат, то он выясняет очень много интересного о собственных привычках расходования денег. И далеко не всегда оказывается, что эти привычки полезны. По словам г-на Савенка, сюрпризов следует ждать почти каждому человеку.

Чтобы составить отчет, необходимо сгруппировать доходы и расходы по статьям. Их перечень индивидуален, но наиболее распространенные выделить можно (см. таблицу 2). Однако не следует статьи чересчур детализировать, иначе можно увязнуть в мелочах. Например, вряд ли целесообразно учитывать, что за месяц человек потребляет молоко на 120 рублей. Эти затраты нужно объединить с другими расходами на продукты питания, а не выносить в отдельную статью.

Наиболее распространены следующие статьи расходов:

  • аренда квартиры, коммунальные платежи;
  • продукты питания;
  • сотовая связь;
  • ремонт, покупка крупных вещей;
  • содержание автомобиля;
  • содержание домашних животных;
  • одежда, обувь;
  • медицина;
  • отпуск;
  • обучение;
  • интернет;
  • бытовая химия;
  • проценты по кредиту;
  • страховки;
  • хобби, спорт;
  • обеды на работе;
  • развлечения.

Доходную часть бюджета обычно образуют такие статьи:

  • заработная плата;
  • доходы от бизнеса;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  • банковский процент;
  • дивиденды.

Владимир Савенок предупредил, что зачастую люди полагают, будто знают, сколько у них составляет каждая статья расходов. Как правило, они ошибаются: невозможно такую информацию держать в голове. Поэтому лектор особенно настаивал на том, чтобы все свои учетные операции зафиксировать визуально. Только таким образом можно будет четко увидеть ситуацию и решить, что делать дальше. Собственно говоря, эти слова подтвердились на семинаре. Один из участников год назад открыл пенсионную программу в одной из страховых компаний. Все это время он исправно вносил платежи. И только при заполнении таблицы доходов и расходов он, разобравшись в договоре, обнаружил, что в итоге должен заплатить страховой компании процентов на 10 больше, чем она обязалась выплатить ему.

Для чего составляется отчет

После того, как клиент расписал все свои ежемесячные доходы и расходы, необходимо вычислить конечный результат и оценить его. Цель этого расчета – выяснить, какую же сумму человек может направлять на инвестирование. Поэтому эти вычисления должны быть интересны всем, кто хочет сделать себе определенный задел на будущее. Обладая информацией о своих доходах и расходах на два-три месяца, можно точно спланировать свои затраты на следующий месяц. Рекомендуется отказаться от нерациональных трат и направить деньги туда, где это наиболее разумно. Например, крайне нерациональными г-н Савенок считает потребительские кредиты. Ведь деньги, которые можно было направить на инвестирование, оказываются потраченными на обслуживание кредита. «Моя клиентка, - рассказал Владимир, - при ежемесячном доходе в пять тысяч долларов решила купить себе телевизор за три тысячи в кредит. Зачем это делать? В подобной ситуации нет никакой необходимости прибегать к заимствованию. Если же какую-то вещь человек не может себе позволить купить сразу, то лучше немного подождать и накопить требуемую сумму, чем переплачивать 20-25 процентов банку».

Нужно отметить, что есть и другой подход поиска «свободных» денег. Некоторые не желают разбираться в том, сколько и на что они тратят. Они предпочитают просто определить для себя сумму, которую каждый месяц могут выделять на инвестирование. Такой подход, несомненно, проще.

Итак, не вопрос «где же взять деньги», ответ оказался очень прост: нужно пересмотреть и сократить свои расходы. Если это невозможно, тогда следует искать возможность увеличения доходов.

Риск: скрыться невозможно, придется управлять

Финансовым рискам подвержены все без исключения. Чтобы их снизить, необходимо соблюдать несколько несложных правил.

Во-первых, у каждого человека должен быть так называемый резервный фонд. Он должен быть равен сумме расходов за три-шесть месяцев. Причем важно, чтобы эти деньги были абсолютно ликвидны. Значит, они должны храниться либо на расчетном счете, либо в наличной форме. Тогда в случае непредвиденных обстоятельств (потеря работы, срочный ремонт машины), человеку не придется лихорадочно искать деньги. Он будет в состоянии решить свои проблемы без посторонней помощи.

Во-вторых, Владимир Савенок посоветовал позаботиться о своих пенсионных накоплениях. В этом плане лучше не надеяться на государство, а постараться самостоятельно обеспечить себе поступление доходов в тот период, когда не будет физической возможности активно зарабатывать. Для этих целей можно открыть личную пенсионную программу, либо приобрести недвижимость, которую в будущем можно будет сдавать в аренду.

В-третьих, людям, у которых есть иждивенцы, необходимо позаботиться о защите своей семьи. Для этого следует застраховать свою жизнь, поскольку предвидеть все жизненные обстоятельства никто не в состоянии.

Кроме того, нужно упомянуть и о защите своих накоплений. Они подвергаются рыночному, страновому и валютному рискам. Чтобы уменьшить эти опасности, нужно свои вложения диверсифицировать по разным отраслям, странам и валютам. Единственное, не следует чрезмерно увлекаться – контролировать раздробленные активы, как уже было сказано, слишком проблематично.

Основы инвестирования

Любой инвестиционный план начинается с цели, причем определенной количественно. Например, после выхода на пенсию человек хочет получать полторы тысячи долларов ежемесячно. Или через 10 лет планирует оплатить своему ребенку высшее образование, или купить через год мебель. Естественно, что цель клиент определяет в зависимости от того, насколько он состоятелен. Затем рассчитывается, какую сумму следует ежемесячно выделять в своем бюджете на инвестирование, чтобы через несколько месяцев или лет получить желаемое.

Стратегия инвестирования может быть различной: консервативной, умеренной или агрессивной. Именно в таком порядке возрастает риск и увеличивается возможность преумножить свои сбережения. Как рассказал г-н Савенок, чтобы понять, насколько клиент готов рисковать, финансовый консультант предлагает написать на бумаге, какую часть своего инвестиционного капитала готов повергнуть риску и какую доходность (высокую, среднюю или низкую) он хочет получить. Например, клиент определяет, что 40 процентов капитала он намерен вложить в консервативные инвестиции, 40 – в умеренно рисковые и 20 – в агрессивные финансовые инструменты. Как правило, молодые люди более склонны к риску, а зрелые – к тому, чтобы просто сохранить имеющиеся сбережения. После этого необходимо написать, сколько процентов своих сбережений человек готов хранить в России, а сколько за границей. Это тоже своего рода оценка рисков, ведь у нас довольно высок страновой риск и наиболее консервативные финансовые инструменты предполагают инвестирование за рубежом.

Набор финансовых инструментов

В зависимости от выбранной стратегии инвестирования (консервативной, умеренной или агрессивной) подбираются финансовые инструменты, посредством которых она и будет реализована. Они также делятся на консервативные, умеренно-консервативные и агрессивные.

Консервативные инструменты инвестирования гарантируют сохранность капитала и получение минимальной доходности (на сегодняшний день не более трех-пяти процентов годовых). К ним относятся:

  • облигации эмитентов рейтинг не ниже А (по оценке таких международных рейтинговых агентств, как Moody ' s , Standard & Роог' s , Fitch ) ;
  • страхование компании и пенсионные фонды;
  • депозиты;
  • недвижимость;
  • инвестиционные компании и банки, инвестирующие деньги клиентов в консервативные инструменты (как правило, облигации).

В числе умеренно-консервативных инструментов следует назвать:

  • паевые инвестиционные фонды и банки, инвестирующие средства клиентов в акции крупных компании и облигации;
  • акции крупных компаний и облигации.

Агрессивные инструменты – это:

  • акции малых и средних компаний, подверженные значительным ценовым колебаниям;
  • опционы и фьючерсы;
  • валютный рынок;
  • бизнес.

В заключение следует отметить, что стоимость различных активов возрастает по-разному. Часть из них быстро увеличивается в цене, другая медленно, стоимость некоторых вложений может уменьшиться. Здесь самое главное правило – оценивать свой инвестиционный портфель в целом. Не паниковать, если в какой-то промежуток времени определенный вид активов окажется невыгодным. Эти потери при сбалансированном инвестиционном портфеле покроет рост другого актива.

Бюджет необдуманных покупок

Владимир Савенок, директор консалтинговой группы «Личный Капитал»

«Когда я начал контролировать свои расходы, то решил, что буду учитывать только относительно крупные покупки. Мелочь же я относил на статью «Продукты». В итоге по итогам месяца оказалось, что на эту статью пришлось 70 процентов всех расходов. Я продолжал вести учет еще некоторое время, и у меня получилось, что на продукты уходит в среднем от 50 до 80 процентов ежемесячного дохода. Это чуть ли не классический бюджет бедного человека. Не считая себя таковым, я решил еще пару месяцев вести более детальный контроль. В итоге получилось, что непосредственно на продукты уходило 25 процентов расходов, а все деньги просто распылялись.

Отчет о доходах и расходах интересно сделать, чтобы придти к пониманию того, как ты тратишь деньги. Это не значит, что нужно перестать, например, покупать ребенку леденцы и прочие мелочи. Просто получившиеся цифры могут лишний раз остановить от приобретения хлама, которым ты вряд ли когда-нибудь воспользуешься. Покупка ненужных вещей бьет по карману незаметно, но постоянно. Для себя я сделал выводы: кое-что уменьшил, что-то убрал. В частности, отказался от содержания второй машины. Думаю, у каждого человека найдется возможность что-то изменить в своем бюджете».

Начать дискуссию

Ввели новый отчет для производителей алкоголя и этилового спирта

Производители этилового спирта и алкогольной продукции должны будут отчитаться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Проголосовать на онлайн-собраниях акционеров стало быстрее

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

НДС

Депутат: НДС для МСП упростит работу с крупным бизнесом

Налог на добавленную стоимость для малого и среднего бизнеса упростит работу с крупным бизнесом, уверен глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, замруководителя фракции «Новые люди» Александр Демин.

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️ Итоги дня: открылся ПМЭФ, старые iPhone уничтожают за 18 секунд, на «Роза Хутор» можно любоваться онлайн, а мошенники раздают крипту в Telegram

Подготовили обзор главных событий дня — 5 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Для ИП с 2-хлетним ребенком нет освобождения от фиксированных взносов

Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно является ИП, но бизнес-деятельность не ведет, она может не платить фиксированные взносы. Но только до 1,5 лет.

Экспорт

Кабмин смягчит требования к продаже валютной выручки

Экспортеры смогут получить разрешение правительственной комиссии не проводить обязательную продажу валюты как по отдельным контактам, так и в отношении всей суммы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Процесс пошел: 28 тысяч представителей МСП выросли до более высокой категории бизнеса

В крупный бизнес перешли 876 компаний, а 26 тысяч микропредприятий выросли до категории малого бизнеса.

Бесплатно с Зарплата

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 

Расчет зарплаты вахтовика — многоэтапная работа с множеством нюансов, которые влияют на итоговый заработок сотрудника. В этом разборе мы на примере разберем все этапы расчета зарплаты при вахтовом методе.

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 

Искусственный интеллект добрался до программы и выступлений на Петербургском экономическом форуме

Заявлено, что над кратким содержанием сессий ПМЭФ-2024 и итогами выступлений работает искусственный интеллект.

Банки

В Системе быстрых платежей появится возможность вносить наличные через банкомат

Пока что пользоваться СБП можно только из личного кабинета банковского приложения. Центробанк собирается подключить банкоматы к проведению операций по Системе быстрых платежей.

Кредитомания: почему мы хотим все и сразу

В современном обществе потребления кредитные продукты стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Желание получить желаемое «здесь и сейчас» заставляет многих людей обращаться к кредитам, порождая феномен, который можно назвать «кредитоманией».

Кредитомания: почему мы хотим все и сразу

Росаккредитация: маркетплейсы должны подтверждать качество всех товаров

20 маркетплейсов добровольно участвуют в сертифицировании товаров у Росаккредитации. Это требование хотят сделать обязательным для всех участников рынка.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обязательные ЛНА для ООО в 2024 году

Большинство работодателей должны принимать ЛНА, но не все из них обязательные. Рассказываем, какие ЛНА должны быть в каждой компании, и какие работодатели могут их не утверждать.

Обязательные ЛНА для ООО в 2024 году
УСН

Комментарий дня. Про УСН

У нас на «Клерке» очень активные пользователи. А в диалогах рождается истина. Публикуем для вас самый интересный комментарий дня.

Комментарий дня. Про УСН

Даже дистанционным работникам на неполном дне положен оплачиваемый отгул на диспансеризацию

Роструд разъяснил предоставление дня освобождения от работы для диспансеризации сотрудника, работающего удаленно на неполной ставке.

Должникам вернут оставшиеся после банкротства деньги на покупку жилья

Конституционный Суд постановил распространить иммунитет на деньги, полученные от продажи единственного ипотечного жилья банкрота. Остаток средств исключат из конкурсной массы, чтобы должник смог приобрести новое жилье.

Налоговые перспективы на 2025 год. Налогообложение бизнеса

Какими будут налоговые ставки для бизнеса в 2025 году и останется ли у налогоплательщиков желание заниматься оптимизацией налогов.

ИП на ОСНО учитывают доходы и расходы по правилам от 2002 года

ИП на общем режиме платят НДФЛ. Доходы уменьшаются на профессиональный налоговый вычет. При этом размер вычета не может быть больше размера доходов. То есть убытки не учитываются.

Банки

Центробанк назвал платежный рынок России одним из самых технологичных в мире

Регулятор вместе с банками планирует усовершенствовать работу цифровых финансовых сервисов.

Интересные материалы

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку

Развитие бизнеса часто требует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Многие предприниматели обращаются за кредитами, чтобы закупить новое оборудование или запустить инновационный проект. При этом важно знать, как оптимизировать кредитную нагрузку, чтобы эффективно использовать заемные средства и снизить риски неплатежеспособности.

Как бизнесу оптимизировать кредитную нагрузку