Первичные документы

Печать на документе ни к чему

Вопрос не праздный: имеет ли право на жизнь «первичка», на которой нет штампа? Зачастую работники МНС отвечают отрицательно. Мы подскажем, что им ответить.

С. Бездорожева, эксперт ПБ

Вопрос не праздный: имеет ли право на жизнь «первичка», на которой нет штампа? Зачастую работники МНС отвечают отрицательно. Мы подскажем, что им ответить.

Далеко не каждый бухгалтер относится к оформлению документов со всей ответственностью. Страдают от этого другие бухгалтеры, которые эти документы получают. На этот раз мы рассмотрим ситуацию, когда от поставщика вы получили «первичку» без печати. Так, если инспектор при проверке обнаружит непроштампованный бланк, он может посчитать его недействительным. Излюбленное же судьями изречение: «организация не может отвечать за действия своих контрагентов» – вряд ли его вразумит. Наиболее «уязвимы» в этом смысле первичные документы, которые влияют на НДС и налог на прибыль.

Так, отсутствие оттиска, например, в акте приемки-передачи – лишний повод для контролера заявить, что понесенные затраты документально не подтверждены. Как следствие, он может доначислить налог на прибыль. И плюс ко всему еще «попросит» заплатить штраф и пени.

Похожая проблема и с НДС. Одно из условий зачета налога – товары оприходованы (ст. 172 НК РФ). Основанием же для этого является накладная. Так вот, если в ней печати не окажется, инспектор может посчитать налоговый вычет необоснованным.

Как же решить эти проблемы? Есть несколько вариантов. Первое, что приходит в голову, – потребовать у забывчивого контр-агента желанный оттиск. Но этот вариант вряд ли подойдет московской фирме, чей поставщик находится, скажем, во Владивостоке. Второй способ – провести затраты за счет чистой прибыли. Однако в этом случае учредители, сами понимаете, не будут от этого в восторге. Есть и третий вариант...

Раунд первый

Оставить непроштампованный документ в покое. И при этом зачесть НДС и отразить затраты в налоговом учете. Поскольку универсальных аргументов, которые подходят во всех случаях, нет, методично рассмотрим каждый из них. Для начала все документы условно разделим на две группы:

  • документы, форма которых не определена;
  • документы, форма которых установлена Госкомстатом.

Для документов из первой группы (например, акт приемки работ (услуг)) печать обязательным реквизитом не является. Неоспоримым аргументом такого заявления служит закон о бухучете (от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Именно в нем перечислены, какие данные должна содержать «первичка». О печати в законе нет даже упоминания. Отсюда вывод: печать является лишь дополнительным реквизитом. Иными словами, ставить ее на документ или нет – воля бухгалтера.

К месту будет сказано, по поводу печати в актах приемки работ (услуг) давным-давно высказались налоговики. Они признали, что оттиск в документе необходим, только если это определено в договоре. Это официальное мнение приведено в письме ГНИ по г. Москве от 10 февраля 1995 г. № 11-13/2072.

Раунд второй

Разберемся теперь со второй группой документов (форма которых установлена Госкомстатом). Упомянутый закон о бухучете говорит, что они должны быть «...составлены по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации...». Только в этом случае «первичка» принимается. Для начала заметьте, как понимать загадочные слова «составленными по форме», депутаты разъяснить не потрудились. Можно предположить, что документ всего лишь должен быть заполнен на утвержденном бланке. А можно подумать, на документ должны быть заполнены все реквизиты, установленные формой. Понимайте, как хотите.

Итак, непосредственно об утвержденных бланках. На многих внизу красуются загадочные буквы «М.П.». Вы знаете, что они означают? Многие ответят: «конечно, место печати». А почему вы так думаете? Вряд ли найдется вразумительное обоснование. О том, как расшифровывать эту аббревиатуру, не говорит ни один нормативный документ. Поэтому довод инспектора, что, мол, здесь должна стоять печать, поскольку на бланке стоит «М.П.», терпит фиаско.

Но радоваться рано. Как известно, каждую свою форму Госкомстат комментирует (делает указания по ее заполнению). Многое зависит от того, сказано ли в комментарии о печати. Если не сказано, вполне очевидно, что она не обязательна. Если сказано – печать стоять должна. Однако на радость бухгалтерам статисты в своих указаниях «вспоминали» о печатях только иногда. Из наиболее распространенных документов выбор пал на путевой лист, квитанцию к приходному кассовому ордеру и командировочное удостоверение.

В отношении первых двух документов печать поставить придется. Хотя вы можете это сделать даже на глазах у проверяющего (ведь здесь нужна «своя» печать, а не печать контрагента). Ничего крамольного тут нет. Насчет командировочного удостоверения поговорим подробнее.

Нокаут

Если уж сотрудник вдруг вам представил непроштампованное командировочное удостоверение, заставлять его ехать обратно за печатями не стоит. Если разобраться, этот документ нужен, чтобы отразить затраты на командировку в налоговом учете и начислить работнику суточные. На удостоверении свет клином не сошелся. Многие компании его вообще не используют. Отразить затраты и начислить суточные можно и на основании приказа руководителя о направлении в командировку. Так разрешил Минфин России в своем письме от 6 декабря 2002 г. № 16-00-16/158.

«Хорошо, – скажут инспекторы, – предъявите доказательства, что работник в месте командирования фактически был!» Покажите в этом случае ему проездные билеты командированного. Обычно на этом спор затихает.

мнение

Владимир Вермутов, юрист ЗАО «Текстильщики»:

«Понятие “печать” законодательством не установлено. И это не абсурдное заявление. Вспомните, какой документ устанавливает ее форму, содержание? Наверняка, кто-то упомянет о распоряжении мэра Москвы от 25 августа 1998 г. № 843-РМ. А кто его уполномочивал это сделать? Ответа на этот вопрос нет, простите, вернее, есть – никто. Неувязочка выходит. К месту будет заметить, что на развитом Западе многие крупные компании печатей не имеют. И мне было трудно объяснить иностранцу, у которого банки принимают подписанные им чеки на миллионы долларов безо всяких штампов, что для заключения контракта с российской фирмой ему нужно сделать некую печать. Просто не ясно, в чем ее смысл, когда есть личные подписи. И те и другие “поддаются” подделке. Благо сегодня при заключении договора можно ограничиться двумя автографами. Хотя это и общепринятая практика, зачастую налоговики к этому придираются. Если и с вами это случилось, обратите их внимание на арбитраж. В частности, на постановление ФАС Московского округа от 19 января 2004 г. по делу № КГ-А40/10923-03-П, где сказано, что “законом не предусмотрено обязательное скрепление заключаемых договоров печатью”».

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Увеличат МРОТ, проиндексируют пенсии работающим пенсионерам, примут новые лимиты на УСН. Поможем ФНС придумать новые интересные налоги? 💡«Ночной бухгалтер» № 1700

Собрали информацию по новым лимитам для УСН в 2025 году в одну таблицу. МРОТ вырастет на 15%, а пенсии работающим пенсионерам проиндексируют с 1 февраля 2025 года. Налог на убыток и усложненка — бухгалтеры придумывают новые налоги. И другие новости за сегодня.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Индексация пенсий

👴 С 1 февраля 2025 работающим пенсионерам снова начнут индексировать пенсии

На совещании правительства с вице-премьерами Михаил Мишустин сообщил, что индексация пенсий для работающих пенсионеров возобновится с 1 февраля 2025 года. Она коснется 7,8 млн россиян.

Оплатить обучение в автошколе можно материнским капиталом

Старшие дети смогут пройти обучение в автошколе за счет средств материнского капитала, которые родители получат на трехлетнего ребенка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Иван Никитенко: И когда же будет миллиард? Премьера на ютуб-канале «ТоТ еще разговор». Волнуемся

Поговорили с основателем компании ConvertMe о том, как одновременно работать над тремя стартапами и оставаться в зоне комфорта. И когда же будет миллиард?

40

Быстрее, выше, сильнее!

Всех приветствую! Хочу вам сообщить, что теперь буду активно (насколько это позволит время) вести блог на всеми нами уважаемом klerk.ru.

Быстрее, выше, сильнее!
2
Банки

Суд взыскал с Euroclear 1,8 млрд рублей в пользу Транскапиталбанка

Банк не получал доход по облигациям и другим ценным бумагам, поэтому суд постановил взыскать убытки с европейского депозитария.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бесплатно получить земельный участок бизнесу поможет реестр свалок

Главе правительства Михаилу Мишустину направлено предложение о создании реестра свалок, земля которых может затем перейти к ликвидаторам мусора.

Инвестиции

ВТБ объявил о консолидации акций

Чтобы сделать расчеты при проведении торгов удобными, банк ВТБ проведет обратный сплит обыкновенных акций. Их количество сократится с 26 трлн до 5,3 млрд.

Зарплата

Зарплаты учителей уравняют

Чтобы в одном и том же регионе учителя с одинаковой занятостью не получали разные зарплаты, правительство запустит пилотный проект с единой системой оплаты труда педагогов.

3
Общество

Закон будет регулировать БАДы как лекарства

Правительство внесло в Госдуму законопроект, который установит критерии качества биологически активных добавок (БАДов).

4

Производители косметики и бытовой химии могут возместить половину расходов на маркировку

Представители малого и среднего бизнеса, которые производят косметику и бытовую химию, могут подать заявку до 1 октября и возместить 50% затрат на покупку оборудования для маркировки.

Бесплатно с Кадровый учет

Как заменить сотрудника на время отпуска, декрета, больничного: три способа оформления в кадровом учете

Любой незаменимый работник может заболеть, уйти в отпуск, в декрет, в общем, может создаться такая ситуация, что его надо кем-то заменить. Рассказываем, какими способами это можно сделать.

Как заменить сотрудника на время отпуска, декрета, больничного: три способа оформления в кадровом учете
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счета-фактуры и УПД в 2024 году. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как работать с новыми форматами счета-фактуры и УПД, правила отражения прослеживаемых товаров, сроки предоставления документов, особенности заполнения и когда обновленный формат станет обязательным.

Новые форматы счета-фактуры и УПД в 2024 году. Мини-курс
Учет в торговле

Когда скидки и премии для покупателей могут уменьшать базу по налогу на прибыль

Скидки или премии, в том числе за выполнение определенных условий договора, включаются во внереализационные расходы и уменьшают налоговую базу по прибыли.

Когда скидки и премии для покупателей могут уменьшать базу по налогу на прибыль
Право

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Один из ключевых параметров, характеризующих земельный надел, — это вид его разрешенного использования. Именно он определяет назначение объекта капстроительства, который можно будет возвести на данном участке. В нашем материале разберем, по каким правилам происходит перемена вида использования земли. Поговорим о том, как этот порядок отличается в зависимости от того, к какой категории принадлежит корректируемый вид использования.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка
Личный бренд

Как фрилансеру стать конкурентоспособным на международных рынках

Фриланс-среда, пожалуй, наиболее конкурентная, потому что порог входа минимальный. Кто угодно может создать аккаунт и поставить стоимость услуг ниже рынка. Проблема в том, что качество таких услуг оставляет желать лучшего: для заказчика, который видит, что одна и та же услуга стоит $20 и $60, всегда найдется повод задуматься: «А правда ли этот исполнитель столько стоит?».

Как фрилансеру стать конкурентоспособным на международных рынках
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьные контрольные будут занимать не больше 10% времени, пассажир решил в полете открыть дверь самолета, а у Павла Дурова расплавился телефон

Подготовили обзор главных событий дня — 10 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

🔥Викторина на «Клерке». Проверьте свои знания по отпускам и участвуйте в розыгрыше приза

Лето началось, а значит началась сезонная «головная боль» бухгалтеров и кадровиков — оформление отпусков. Вот наша нескучная викторина, в которой вы можете проверить свои знания. Вопросы несложные, но иногда с подвохом. Будьте внимательны!

🔥Викторина на «Клерке». Проверьте свои знания по отпускам и участвуйте в розыгрыше приза
Социальный вычет

Каждый год ФНС предоставляет вычеты многодетным семьям на 36 млрд рублей

Льготы по имущественным налогам семьи с детьми получают без заявлений, в автоматическом режиме.

Интересные материалы

Совфед намерен совершенствовать ко второму чтению законопроект о налоговой реформе

Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев на ПМЭФ-2024 завил, что в основе совершенствования налоговой системы лежат принципы справедливости, сбалансированности и стабильности.