Налог на прибыль

Представительские расходы. Оформляем первичные документы

В соответствии с существующим бухгалтерским, а с 1 января 2002г. и налоговым законодательством, организация имеет право включить представительские расходы в себестоимость продукции и учесть данные затраты при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако для того, чтобы это сделать, организация должна иметь на руках все перфвичные документы, подтверждающие, что данные расходы были произведены.

В соответствии с существующим бухгалтерским, а с 1 января 2002г. и налоговым законодательством, организация имеет право включить представительские расходы в себестоимость продукции и учесть данные затраты при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Однако для того, чтобы это сделать, организация должна иметь на руках все перфвичные документы, подтверждающие, что данные расходы были произведены.

Нужно отметить, что представительские расходы представляют собой планируемые и целевые расходы.

Попробуем разобраться, что же из себя будут представлять первичные документы, на основании которых можно принять к учету представительские расходы. Согласно требованиям бухгалтерского законодательства, предъявляемых к документированию бухгалтерских операций, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Причем в соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если в данном альбоме не содержится необходимой формы документа, который необходим организации, она вправе разработать нужную ей форму самостоятельно. Однако нужно иметь в виду, что такой самостоятельно разработанный документ будет признан первичным учетным документом только при условии того, что он содержит все необходимые реквизиты, а именно:

а) наименование документа;

б) дату составления;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) натуральные и денежные измерители хозяйственной операции;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Данное требование к первичным документам вытекает из пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговое законодательство также выдвигает аналогичное требование к документированию. Это закреплено в статье 252 НК РФ, где указано, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством России.

Таким образом, включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ или услуг) возможно только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и их величина.

Оформление первичных документов, связанных с представительскими расходами состоит фактически из трех последовательных этапов:

•  оформление общих документов;

•  оформление документов, связанных с конкретным мероприятием;

•  оформление документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств.

Первый этап включает в себя составление сметы представительских расходов на отчетный год. Данная смета утверждается протоколом общего собрания учредителей (акционеров).

После этого руководитель организации издает внутренние организационно-распорядительные документы, в которых отражается:

•  Перечень лиц, имеющих право получать средства в подотчет на представительские расходы;

•  Порядок выдачи подотчетных сумм на представительские расходы;

•  Порядок расходования таких сумм;

•  Документальное оформление и порядок списания подотчетных сумм по представительским расходам;

•  Нормы отдельных видов представительских расходов;

Второй этап документирования представляет собой оформление документов, связанных с конкретным мероприятием. К таким документам относятся приказ руководителя о назначении ответственного за проведение официальной встречи (переговоров), приказ о направлении приглашения на встречу, содержащий в обязательном порядке цель прибытия представителей сторонней организации, и, конечно же, программа встречи с указанием даты, места, сроков проведения и Ф.И.О. участников.

Принимая решение о проведении официального приема (встречи), руководитель принимающей организации должен издать приказ о направлении приглашения на деловую встречу, содержащий цель прибытия представителей сторонней организации. Такой целью могут быть: либо проведение переговоров в рамках уже заключенного контракта, либо установление взаимного сотрудничества по основной деятельности организации. В обязательном порядке назначается ответственное лицо за проведение официального мероприятия.

В бухгалтерскую службу организации представляется программа проведения деловой встречи с указанием даты, места и сроков проведения деловой встречи, количества приглашенных лиц и участников со стороны организации и со стороны приглашенных. Кроме того, в бухгалтерию должна быть представлена утвержденная руководителем смета представительских расходов, составленная на основании применяемых, на предприятии норм расходования средств на отдельные виды представительских расходов. После утверждения такой сметы подотчетному лицу в виде аванса выдаются денежные средства по расходному кассовому ордеру.

Как правило, денежные средства на представительские расходы, выдаются сотрудникам предприятия под отчет. Следовательно, на предприятии должен быть приказ руководителя о порядке выдачи подотчетных средств, в котором должен содержаться перечень лиц, которым такие денежные средства могут быть выданы. Порядок осуществления контроля над расходованием и списанием средств на представительские расходы также устанавливается приказом по организации.

Ниже приведена примерная форма Приказа по предприятию о представительских расходах:

ООО «Мелена»

г. Москва от 02.01.2004г.

Приказ №__2____

О представительских расходах на 2004г.

Приказываю:

Установить на 2004г. следующие нормы расходования средств на представительские расходы:

Вид представительских расходов

Расходы на одного человека в день, руб.

Проведение официального приема (завтрак, обед или другое аналогичное мероприятие)

До 1000

Транспортное обслуживание

До 600

Буфетное обслуживание во время переговоров

До 200

Оплата услуг приглашенного переводчика:

для руководителя делегации;

для членов делегации из расчета 1 переводчик на 5 человек

До 500

До 400

Назначить ответственным за расходованием средств на представительские расходы, правильное и своевременное оформление связанных с ними документов, заместителя генерального директора Трофимова В.В.

Предоставлять отчет о приеме каждой делегации в течение 3 рабочих дней после окончания приема.

Генеральный директор

ООО «Мелена» Ерохин И.С.

М.П.

Последний этап предусматривает оформление ответственным лицом отчета о расходах на проведение официального мероприятия и его результатов и сдачу авансового отчета с документами, подтверждающими, что данные расходы произведены.

После проведения деловой встречи в бухгалтерию должны быть представлены отчет о расходах на проведение деловой встречи и акт на списание представительских расходов (авансовый отчет) ответственного за проведение официального мероприятия с оправдательными документами.

Из подотчета данные суммы списываются по истечении срока, на который они выданы, при представлении документов, подтверждающих понесенные расходы. При этом необходимо составление исполнительной сметы или акта по каждому случаю приема делегации по утвержденной руководителем форме. Исполнительная смета должна содержать такие реквизиты, как дата, место и программа проведения деловых встреч, список участвующих лиц с обеих сторон, величина расходов. Все произведенные расходы должны быть обоснованы приложенными к исполнительной смете правильно оформленными первичными документами.

Расходы на представительские цели должны быть подтверждены документами об оплате транспортных расходов, об оплате услуг переводчика, счетами предприятий общественного питания, другими первичными учетными документами.

Произвольно составленные акты не могут служить оправдательными документами, подтверждающими расходование средств.

Отчет о проведении деловой встречи может быть оформлен следующим образом:

УТВЕРЖДАЮ:

________________

Генеральный директор

ООО «Мелена»

Ерохин И.С.

«_ 05 __» _ февраля _ 2004г.

Отчет

о проведении деловых переговоров с представителями ООО «Радуга»,

проведенных 03-04 февраля 2004 г.

Участники переговоров:

ООО «Мелена»: ООО «Радуга»:

Ерохин И.С. Иваненко П.П.

Трофимов В.В. Круглов Н.П.

Смирнова Н.Ф. Липатова Г.Н.

Тема переговоров:

Организация совместного производства и реализации мебели

Программа встречи:

03 февраля 2004 г.

9.00 ч. - 12.00 ч. Переговоры

12.00ч. – 13.00ч. Обед

13.00ч. – 17.30ч. Экскурсия по мебельному комбинату, ознакомление участников переговоров с процессом производства.

04 февраля 2004г.

9.00ч – 14.00ч. Переговоры

14.00 - 16.00ч. Обед и заключительный прием по поводу состоявшихся переговоров

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

В Кубанском Государственном Университете прошла деловая встреча студентов из акселератора «БизнесКуб» с успешными российскими предпринимателями. 

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор дат поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
1

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями

С помощью самозанятых бизнес может быстро найти исполнителей для решения срочных, разовых, узкоспециализированных или проектных задач. Но такое сотрудничество несет некоторые риски — снизить их помогает платформа Консоль.Про.

Как сократить издержки и снизить риски сотрудничества с внештатными исполнителями
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в России начнут делать просекко, хакеры следят за перепиской в Telegram, а водителей оштрафуют за езду на зимней резине и за парковку во дворе

Подготовили обзор главных событий дня — 31 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Советы бухгалтерам в преддверии выходных. Похмелье: никогда не было и вот опять

Выходные прошли, а похмелье осталось? Рассказываем клеркам, как себе помочь, и напоминаем про красные флаги.

6
Маркетинг

Дистанционные продажи лекарств выросли в 10 раз

Минздрав ожидает, что к концу 2024 года объемы онлайн-продаж лекарственных средств составят 100 млрд рублей.

Интересные материалы

Бухгалтерский учет штрафов

От ответственности за налоговые правонарушения не застрахована ни одна компания. В нашей статье расскажем, как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату налоговых санкций, а также приведем примеры проводок.

Бухгалтерский учет штрафов