Бухгалтерский учет

Учет запасов по ФСБУ 5/2019: разбираемся, что нужно знать бухгалтеру

В 2021 году организации должны вести учет запасов в регистрах бухгалтерского учета согласно требованиям Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 108н. И появилось уже довольно много публикаций, в которых их авторы делятся своим видением требований ФСБУ 5/2019.
Учет запасов по ФСБУ 5/2019: разбираемся, что нужно знать бухгалтеру

В 2021 году организации должны вести учет запасов в регистрах бухгалтерского учета согласно требованиям Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденного приказом Минфина РФ от 15.11.2019 № 108н. И появилось уже довольно много публикаций, в которых их авторы делятся своим видением требований ФСБУ 5/2019.

Сейчас, когда закончилась трудовая вахта по сдаче деклараций по НДС, можно слегка перевести дух, утереть трудовой пот и посмотреть, что там нужно срочно сделать в 2021 году, чтобы потом не было мучительно больно по окончанию первого квартала.

«Новые стандарты бухучета-2024: как внедрить семь ФСБУ в работу (Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация)» ― экспертный курс Клерка, помогающий разобраться со всеми требованиями, которые надо применять в 2024 году.

Обучение очень удобное: понятные видео лекции, примеры в 1С и тесты. Научиться работать с ФСБУ можно по выгодной цене 12700 4 900 рублей.

Учиться по акции

А надо будет (как обычно, задним числом) внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету, чтобы упростить (или, наоборот, усложнить) учет запасов в регистрах этого самого бухгалтерского учета.

И еще раз хотелось бы отметить, что введенный ФСБУ, в отличие от теперь уже утратившего силу ПБУ 5/01, позволяет организации вести учет запасов наиболее удобным для себя способом. Удобство это состоит, в первую очередь, в том, что способ учета той или иной категории запасов теперь можно выбрать, исходя из конкретных условий работы именно своей организации.

Например, порядок учета запасов, приобретаемых для управленческих нужд. К таковым можно отнести не очень дорогую офисную мебель, практически всю оргтехнику, канцелярские товары, и т. д., и т. п., и пр.

Ранее все (за исключением организаций, имеющих право на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности по упрощенной форме) были обязаны учитывать приобретаемую канцелярку на балансовом счете 10 «Материалы», а уже потом списывать на управленческие расходы проводкой: Дебет счета 10 Кредит счета 26 (или 44).

И это несмотря на то, что приобретенные две пачки бумаги для принтера, или полтора десятка ручек сразу же раздавались сотрудникам, а не хранились долгое время у завхоза (или как его сейчас иногда называют — офис-менеджера).

Теперь же организация имеет право сама выбрать порядок учета всей этой канцелярской мелочи, в зависимости от сложившегося порядка ее закупки, хранения и выдачи сотрудникам.

Допустим, относительно небольшая фирма приобретает всю необходимую ей канцелярку в пределах двух-трех недельной, или там месячной потребности. У офис-менеджера (по-старому — завхоза) нет никакого закутка, в котором аккуратно (или не очень, у кого как) хранятся запасы, достаточные для бесперебойной работы офиса в течение двух-трех лет. Всё, что закупается, тут же раздается по отделам (естественно, при соответствующем документальном оформлении). Ну, и раз, или там два раза в месяц, собираются заявки о нуждах на следующий период.

И стоимость приобретенных запасов такая организация имеет право сразу списать на расходы.

Итак, в бухгалтерию поступили документы от поставщика, где указаны количество и цена приобретенных канцтоваров, и раздаточные ведомости, согласно которых все они переданы в подразделения. После этого бухгалтерия списывает всё приобретенное на управленческие расходы записью:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 60 (71)

Обращаем внимание, в очередной раз, что списывается стоимость приобретенных запасов, а не сами они, как вещи.

Полученный сотрудником хозяйственный инвентарь числится за ним весь установленный срок полезного использования.

Нет, конечно, мы не призываем вести поштучный учет бумаги, ручек, линеек и тому подобной мелочевки. Но вот мебель, калькуляторы, ноутбуки, кондиционеры и другой инвентарь должен иметь фамилию, имя и отчество, то есть числиться за конкретным сотрудником, расписавшимся в свое время за их получение. Он же должен и предъявить их по первому требованию, например, при проведении инвентаризации. А если выданный полгода назад ноутбук куда-то подевался, и пользовавшийся им сотрудник не может внятно объяснить, как это произошло, то придется компенсировать его стоимость организации.

При увольнении весь выданный ранее инвентарь также необходимо будет вернуть.

Нет, повторим, смысла возвращать полученные полгода-год назад ручки шариковые (три штуки), стикеры разноцветные (две пачки) и линейку канцелярскую синего цвета длиной 30 см. (одну штуку). Но вот ноутбук, настольную лампу, а также стол, кресло и два стула для посетителей передать преемнику (или хозяйственникам) обязательно.

Но есть и другие, до сих пор по старинке работающие организации. Там закупка всей необходимой канцелярщины производится два-три раза в год (а то и реже) в достаточно больших количествах (поскольку оптовые закупки обходятся гораздо дешевле в пересчете на единицу товара).

Все приобретенное не раздается сотрудникам, а помещается в святая-святых — специально выделенное помещение, где в образцовом (для офис-менеджера) порядке хранится всё потребное для бесперебойной работы офиса следующие год-полтора-два.

И сотрудник, у которого закончилась бумага, или там, сломался стул, идет к суровому, но справедливому хозяйственнику. Тот, для порядка сделав выговор криворукому расточителю, на которого ни бумаги не напасешься (третья пачка за полгода), ни стульев (уже второй за год), выдает все запрашиваемое. Но перед этим заставляет расписаться в трех-четырех журналах (страницы в которых пронумерованы, прошиты и скреплены печатью).

Вот при таком порядке снабжения организации всем необходимым, по нашему мнению, оптимально оставить старый порядок учета запасов, приобретаемых для управленческих нужд. То есть приобретение запасов для управленческих нужд на основании расчетных документов поставщика и прихода их соответствующим материально-ответственным лицом отражается записями:

Дебет счета 10 Кредит счета 60 (71)

И только после того, как хранитель карандашей и стульев передаст в бухгалтерию ведомости на выдачу сотрудникам им необходимого, та спишет их стоимость с его подотчета:

Дебет счета 26 (44) Кредит счета 10

Решение о переходе к новому порядку учета запасов для управленческих нужд, или об оставлении старого теперь полностью оставлено за руководством организации. Об этом прямо сказано в последнем абзаце п. 2 ФСБУ 5/2019.

Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. При этом затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходами периода, в котором были понесены.

Обращаем внимание, что может, но не обязана. Следовательно, оставить старый порядок, при котором все канцтовары вначале прогоняются через 10 счет, а только потом списываются на расходы, тоже можно. Правила ведения бухгалтерского учета при этом не нарушаются. Все теперь зависит от установленного в организации порядка обеспечения, хранения и расходования запасов, предназначенных для управленческих нужд. А это не в компетенции бухгалтерии.

Организация принимает решение перейти с начала текущего года на списание приобретенных канцтоваров сразу по мере их приобретения. В прошлом году работали по десятилетиями сложившееся схеме, то есть сначала приходовали, а потом уже списывали.

Вот тут тоже на выбор два варианта, что делать с остатком запасов, числящихся за завхозом (офис-менеджером) на 01.01.2021.

Можно по-прежнему их оставить в его подотчете и списать только после предоставления в бухгалтерию раздаточных ведомостей. Это если на складе порядок, и стоимость оставшихся с прошлого года запасов для организации существенна.

Но, допустим, по бумагам за нашим офис-менеджером все еще числится мелочевка на пару тысяч рублей, розданная несколько месяцев назад без оформления ведомостей, накладных и пр. Проводить расследование с допросом подозреваемых, составлением протоколов и выявлением расхитителей?

Можно, конечно, дабы впредь было неповадно. Но фактические затраты на такие розыскные мероприятия могут обойтись в разы дороже, чем стоимость непонятно куда девшегося.

Вот тут руководство организации может воспользоваться п. 47 ФСБУ 5/2019. То есть произвести ретроспективный пересчет стоимости запасов, предназначенных для управленческих нужд.

А если более просто, то можно в январе списать их стоимость (стоимость, а не сами запасы) проводкой:

Дебет счета 84 Кредит счета 10.

И еще раз хотим обратить внимание, что ФСБУ 5/2019 в рассматриваемом вопросе право выбора метода учета управленческих запасов оставляет за организацией. То есть как руководству выгоднее (удобнее, проще и пр.), так и можно поступать.

Бухгалтерия должна только показать как преимущества, так и недостатки как одного, так и другого метода.

Комментарии

10
  • То 84 счет был святая святых, которым может распоряжаться только собственник. А теперь это помойка для списания всего, что пришло в голову создателям новых фсбу

    • Старый ворчун

      Нет. Упоминание сч. 84 относится только к разовому переходу в связи с изменением учетной политики.

      К слову, рекомендуемый метод списания недостачи достаточно сомнителен.

  • Сергей Верещагин

    Не совсем так. Собственник имеет право распределить средства, которые на 84 попадают. Оставить в конторе на развитие, забрать лично себе в виде дивидендов и пр. Да все расходы, которые в НУ не принимаются, тоже в конечном итоге 84 уменьшают, хочет ли это собственник, или нет.

    • Старый ворчун
      Оставить в конторе на развитие, забрать лично себе в виде дивидендов и пр.

      "Оставить на развитие" - не является распределением прибыли и не изменяет сальдо 84.

      .

      расходы, которые в НУ не принимаются, тоже в конечном итоге 84 уменьшают

      В конечном итоге после реформации сч. 84 уменьшают _все_ расходы, независимо от налоговых правил.

  • Victoria_bk

    Сергей, добрый день! Подскажите, пожалуйста, нет ли у Вас статьи по разбору ФСБ-25/18 "Аренда". Не могу понять, касается ли это ФСБУ арендатора офисного помещения (договор на 11 месяцев, затем подписывается новый договор на тот же срок), стоимость аренды 100 000-120 000 в месяц. Если касается, то каким образом вести учет у арендатора. Заранее спасибо за ответ.

    • Сергей Верещагин

      Увы, с этим ФСБУ у меня никак не получается разобраться. Они там такого наворотили, что мои устаревшие мозги этого воспринять не в состоянии.

Алкогольный бизнес будет отчитываться о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах

Производители этилового спирта и алкогольной продукции должны будут отчитаться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Новые контрольные соотношения по РСВ 2024

С начала 2024 года расчёт по страховым взносам сдают по новой форме. ФНС уже дважды обновила контрольные соотношения, по которым нужно проверять, правильно ли заполнен отчёт. Рассказываем, что изменилось, и каким нормам следовать.

Новые контрольные соотношения по РСВ 2024

В Грозном пройдет Кавказский инвестиционный форум

В Министерстве иностранных дел (МИД) России прошла презентация Кавказского инвестиционного форума, который пройдет в Грозном 15-17 июля.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году
7

Алексей Иванов. Сможет ли ученый методолог стать ведущим продуктологом?

Алексей Иванов - директор по продукту «Клерк.Премиум». Мои эмоции после интервью.

2

Правовое сопровождение сделок слияния и поглощения. Стандартный перечень документов, оформляемый при их заключении и исполнении

Целью данной статьи является предоставление информации о том пакете документов, которым (по нашему мнению) должна сопровождаться стандартная M&A сделка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Елизавета Маркова. Универсальный солдат бизнес-сообществ или предприниматель?

Четвертый «ТоТ Еще разговор» вместе с Борисом Мальцевым в офисе Клерка мы провели в прекрасной компании основательницы «Молочное утро» Елизаветы Марковой. Пару слов после интервью.

3

Отмена ЕГЭ, мониторинг зарплат с 2025 года, помогать Минфину будет нейросеть: нет, это не новости из параллельной вселенной 🛸«Ночной бухгалтер» № 1698

Сегодня день богат на любопытные открытия. Минфин собирается привлечь ИИ для помощи с планированием бюджета (тут, наверное, без комментариев), сразу три партии подали в Госдуму проект закона об отмене ЕГЭ с 2025 года, из-за изменений в налоговой системе и в частности в ставках НДФЛ, за расчетами с физлицами будут пристально следить.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Ведение бизнеса

Фермеров призвали объединяться в кооперативы

В Госдуме рассказали, в каком случае фермеры смогут конкурировать с агрохолдингами.

Власти планируют создать абсолютно новую категорию бизнеса — МСП плюс

В категорию МСП+ войдут компании, где работает от 250 сотрудников и оборот больше 2 млрд рублей.

Подайте, кто сколько может...

Это я не побираюсь))) Просто хочу рассказать, что на «Клерке» появились донаты. Заходите в пост — расскажу подробности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
Социальный вычет

ФНС в 2025 году будет предоставлять налоговые вычеты автоматически

Для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ больше не придется писать заявления и подавать декларацию. Средства зачислят автоматически на карту, которую пользователи укажут в личном кабинете налогоплательщика.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

💝 Зарабатывайте донаты на «Клерке»!

Мы сделали возможность зарабатывать пользователям на собственном контенте на «Клерке».

Экономика России

Глава Минфина: активы «Макфы» и Соликамского магниевого завода будут продавать

Государство не собирается держать активы национализированных компаний и заниматься управлением ими. Имущество предприятий будет продано.

Проверки

Число проверок бизнеса по индикаторам риска выросло в 14 раз

Контрольные органы проверили 88 тысяч проверок в 2023 году, во многих случаях поводом стало срабатывание индикаторов риска.

На освоение земельного участка в законе наконец-то пропишут срок: какой

Госдума начала рассматривать законопроект Росреестра о сроке освоения земельных участков.

Роспатент и Корпорация МСП объявили о сотрудничестве

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.

⚡️Что будет с налогами? Они все изменятся. Пора паниковать?

Минфин ошарашил всех налогоплательщиков законопроектом об изменениях в налоговой системе. А изменения просто революционные! Бухгалтерские интернет-сообщества гудят от обсуждений. Что будет, как это будет работать, что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Вышел новый перечень товаров для НДС 10%

Есть перечень продовольственных и детских товаров для ставки НДС 10%. Теперь утвердили еще один – на семена.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: на ПМЭФ гуляют роботы и амурский тигр, Сбер повысил ставки по кредитам, а на заводе Mercedes будут выпускать автомобили Maxeed

Подготовили обзор главных событий дня — 6 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.