Право

Актуальные вопросы проведения контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так¬же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов.

В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а так­же о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов. Кро­ме того, разъясняются положения нормативных правовых актов, касающиеся необходимости проведения обязательного аудита учреждений, порядка вне­сения изменений в сводную бюджетную роспись, определения полномочий по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета. Ответы подготовил начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Станислав Бычков.

Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств

Можно ли отнести к нецелевому использованию бюджетных средств осуществле­ние стимулирующих доплат медицинскому персоналу за декабрь 2008 г. за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г.?

В соответствии с п. 4 Правил предоставления субсидий из феде­рального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельд­шерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования — учреждений и подразде­лений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федера­ции и Методикой распределения субсидий, утвержденными поста­новлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1088, субсидии предо­ставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соот­ветствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установ­ленном порядке Минздравсоцразвития России.

Кроме того, согласно п. 3 вышеуказанных Правил данные субси­дии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с осуществлением денежных выплат стиму­лирующего характера из расчета 5 тыс. руб. в месяц врачу, 3,5 тыс. руб. в месяц — фельдшеру (акушерке) и 2,5 тыс. руб. в месяц — меди­цинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по ЕСН, стра­ховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Погашение задол­женности по данным выплатам за предыдущий год Правилами не предусматривается.

Таким образом, использование субсидий, предоставленных из фе­дерального бюджета на осуществление денежных выплат медицин­скому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельд­шерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г., на выплату стимулирующих доплат медицинскому персоналу за 2008 г. можно отнести к нецелевому ис­пользованию бюджетных средств.

Министерством экономического развития и торговли субъекта РФ утвержде­ны рекомендуемые цены на социально значимые продукты питания для государ­ственных (муниципальных) закупок. Должно ли рассматриваться превышение указанных цен при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд как нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств?

Статьями 34, 38 БК РФ установлены основные принципы бюджет­ной системы РФ: принцип результативности и эффективности ис­пользования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, определяющие базовые условия их ис­пользования.

В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджет­ных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, опреде­ленным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомле­нием о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, и является основанием для применения следующих мер:

·         наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;

·         изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

·         применение уголовного наказания, предусмотренного УК РФ, при наличии состава преступления.

Кроме того, в соответствии со ст. 301 БК РФ при выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществле­ния государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюд­жетных учреждений привлекаются при наличии состава преступле­ния к ответственности, предусмотренной УК РФ.

Учитывая, что данный перечень цен на социально значимые продук­ты питания только рекомендуется при формировании начальной цены на эти товары, их превышение может квалифицироваться только как неэффективное (неэкономное) использование бюджетных средств.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись

Вправе ли финансовые органы вносить изменения в сводную бюджетную роспись, не внося соответствующие изменения в закон о бюджете, в случае поступления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступ­лений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, не преду­смотренных законом о бюджете?

Согласно ст. 217 БК РФ в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную рос­пись в соответствии с решениями руководителя финансового органа в случае получения тех субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юриди­ческих лиц, имеющих целевое назначение, которые предусмотрены законом о бюджете, но фактическое их поступление превысило утвер­жденные объемы, БК РФ не установлены.

В соответствии со ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим фи­нансовым органом. Таким образом, внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя фи­нансового органа в случае получения любых субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, воз­можно, если иное не установлено порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденным финансовым органом.

Контроль за использованием межбюджетных трансфертов

Правомерно ли проведение финансовым органом субъекта РФ документальных ре­визий и проверок использования государственными органами и бюджетными учре­ждениями субъекта РФ субвенций, выделенных из федерального бюджета?

В соответствии со ст. 7, 84 и 133 БК РФ определение порядка уста­новления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвен­ций из федерального бюджета, относится к бюджетным полномочи­ям Российской Федерации.

Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Прези­дента РФ и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, содер­жат порядок расчета нормативов для определения общего объема суб­венций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) и ежегодно вводятся в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).

Указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ на органы государственной власти субъектов РФ может быть возложена часть полномочий по контролю за осущест­влением расходов бюджетов субъектов РФ, которые связаны с осуще­ствлением переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Таким образом, финансовый орган субъекта РФ может проводить документальные ревизии и проверки использования государствен­ными органами и бюджетными учреждениями субъекта РФ субвен­ций, выделенных из федерального бюджета, в случаях, предусмотрен­ных нормативными правовыми актами Президента РФ и Правитель­ства РФ.

Вместе с тем в соответствии со ст. 270 БК РФ контрольные и фи­нансовые органы субъектов РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соот­ветствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инве­стиций и государственных и муниципальных гарантий условий выде­ления, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Полномочия по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета

Возможно ли проведение внешней проверки годового отчета об исполнении мест­ного бюджета муниципального района представительным органом муниципаль­ного образования без образования органа финансового контроля?

В соответствии со ст. 265 БК РФ законодательные (представитель­ные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

·   предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проектов за­конов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

·   текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп зако­нодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

·   последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об ис­полнении бюджетов.

Контроль законодательных (представитель­ных) органов предусматривает также право со­ответствующих законодательных (представи­тельных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законода­тельных (представительных) органов).

В соответствии со ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмот­рения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджет­ной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Внешняя проверка годового отчета об ис­полнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового кон­троля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом му­ниципального образования в порядке, уста­новленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального об­разования с соблюдением требований БК РФ.

По обращению представительного органа поселения внешняя про­верка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осу­ществляться контрольным органом муниципального района или ор­ганом государственного финансового контроля субъекта РФ, создан­ным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.

Орган муниципального финансового контроля готовит заключе­ние на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение направляется одновременно в пред­ставительный орган и в местную администрацию.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходи­мости проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля (за исключением внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения).

Начать дискуссию

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Зарплата

Среднюю зарплату от 150 тысяч рублей получают только в Магадане и на Чукотке

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Экспорт

ЕАЭС будет свободно торговать с Ираном

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Упростили условия получения субсидий для строительства модульных отелей

Правительство упростило условия выдачи субсидий на строительство модульных отелей на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере.

В НК будет новый налог. 👀«Ночной бухгалтер» № 1691

Так наши чиновники разошлись, что решили добавить в НК новую главу. Органам местного самоуправления дадут право введения на своей территории туристического налога. Минцифры предлагает ввести сбор за использование иностранного ПО, Блиновской начали разблокировку счетов, штраф ГИБДД можно удержать из зарплаты сотрудника и другие новости.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госдума рекомендовала продлить инвестиционный вычет

По НК применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций прекращается в 2024 году.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Частные дома станут более качественными: для ИЖС утвердили ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

НДС

Для крупного общепита могут расширить освобождение от НДС

Пересмотр лимитов позволит ресторанам и кафе открывать новые точки и вкладываться в развитие собственного бизнеса. Ожидается, что вместе с этим вырастут и поступления в бюджет страны.

Бесплатно с ЕНП (единый налоговый платеж)

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Налог к уменьшению по первичной декларации на ЕНС отразится сразу, по уточненной — только через 3 месяца.

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Что можно сделать, если страховая компания не хочет платить, и как обезопасить себя от такой ситуации?

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

Компании все чаще заключают трудовые договоры с работниками за пределами России. С 2024 подход к налогообложению доходов сотрудников за рубежом поменялся (с 2025 он поменяется и для зарубежных исполнителей по ГПХ). Расскажем о правилах, действовавших до 2023 года включительно, ведь периоды 2021–2023 для налоговой проверки еще открыты, и о новых правилах. 

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: за дипфейки хотят ввести уголовку, чиновникам создадут собственную цифровую «Среду», а за оскорбление учителей будут штрафовать

Подготовили обзор главных событий дня — 28 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Рассказываем как работодателю составить платежное поручение на перечисление удержаний из доходов работника судебному приставу и как определить максимальный размер удержаний. Разберём особенности заполнения платежки на выплату зарплаты, из которой были удержаны суммы по исполнительному листу

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Назван среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах

Число регистраций самозанятых продавцов на Wildberries выросло на 225%. В основном они продают свечи, одежду, аксессуары и зарабатывают около 50 000 рублей в месяц.

За что бухгалтер попадет под субсидиарную ответственность

Если на бухгалтера была возложена обязанность по хранению финансовых документов компании, его могут привлечь к субсидиарной ответственности за уничтожение, сокрытие и искажение информации о реальном положении дел бизнеса.

Суд начал снимать арест с имущества Блиновской

Арест сняли с квартиры, на которую нашелся покупатель, а также с одного из банковских счетов Елены Блиновской.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Совету Руководителей было озвучено, что только после того как они поймут, что те заклинания, которые были написаны в глубоком прошлом уже не могут существовать в новой реальности. Те цели, которые они ставили перед Старым Волшебником и есть то, что тормозит переход на новую программу.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку
Банки

Альфа-банк планирует создать свой пенсионный фонд

Запуск программы долгосрочных сбережений стал для Альфа-банка стимулом к созданию собственного негосударственного пенсионного фонда.

Интересные материалы

Ипотека

При отказе от ипотеки жилье можно будет продать по максимально выгодной, а не минимальной цене

Госдума приняла в третьем чтении закон, разработанный Ириной Яровой, который устанавливает порядок самостоятельной реализации залогодателем-физическим лицом заложенного банку имущества.