RTFM :: WYSIWYG Классификация

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация. И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.

Георгий Сокольский

Источник: Hare.ru @ КБ

Читайте документацию: то что вы видите - это все, что у вас есть

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация.

И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.

Цель данной статьи - вкратце сформулировать требования, состав и структуру документации на информационную систему (ИС) а также рассмотреть решения, удовлетворяющие данным требованиям применительно к платформам V7 и V8.

Исторически именно разработчики первыми озаботились документированием своих разработок. Результатом этих усилий по наведению порядка стали стандарты документирования, базирующиеся на исходных текстах программных модулей. Однако, с ростом масштаба и комплексности ИС, акценты в документировании все больше смещаются с кода в область формализации требований, архитектуры и регламента использования системы. Таким образом, все большее значение приобретают "производные" по отношению к коду документы.

Давайте попробуем разобраться, кто же является потребителем информации о системе, какую информацию и в какой форме он хочет получать, а также из каких источников данная информация может быть ему предоставлена.

В приведенной таблице по горизонтали перечислены категории потребителей информации о системе, по вертикали  элементы документации системы, являющиеся источниками информации. Hа пересечении строк со столбцами – вопросы, закрываемые данным документом для данного пользователя.

Потребители информации Документация на ИС
Техническое задание Программная документация Руководство пользователя Руководство по ведению учёта Руководство по сопровождению
Разработчики Что хочет получить клиент? Какие выдвинуты требования и ограничения со стороны Заказчика? Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это собственно работает?
Внедрение Какова последовательность внедрения системы, оптимальная для Заказчика? Какие наиболее важные функции системы должны быть внедрены в первую очередь? Как взаимосвязаны между собой эти функциональные подсистемы?
Пользователи Что это у меня на экране и зачем оно вообще нужно? Какое действие, когда и с каким объектом должен выполнить данный пользователь системы в рамках выполнения своих функционально-должностных обязанностей?
Сопровождение Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это работает? Как бы мне тут кое-что поменять, чтобы при этом ничего не испортить? Каким образом система перешла в текущее состояние? Какова алгоритмика обработки информации данным объектом ИС? (т.е. каким образом в системе был получен данный результат, и как его можно скорректировать?)

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Категории потребителей информации об ИС сформированы по функциональному признаку. Названия категорий говорят сами за себя. Дополнительной расшифровки заслуживает, пожалуй, лишь категория "Сопровождение". Это специфическая категория потребителей информации об ИС, выполняющего следующие функции:

  • Оперативная поддержка пользователей ИС. То есть именно они будут объяснять пользователю "эту цифру в отчете" и "почему у меня не проводится этот документ".
  • Выполнение заявок пользователей на внесение текущих изменений в конфигурацию ИС и обновление связанной с внесенными изменениями документации ИС.
Документация информационной системы заслуживает более детального описания.

Техническое задание (ТЗ) является, по сути, иерархическим перечнем различных типов требований к информационной системе с указанием критериев оценки соответствия системы данному требованию.

Основу требований к ИС традиционно составляют:

  • Требования к составу и структуре функций системы, формализуемые в модели бизнес-функций Заказчика, поддерживаемых системой.
  • Требования к составу и структуре информационных объектов, используемых в ИС.
При этом я использую классическое функциональное проектирование ИС. Объектно-ориентированное проектирование здесь не рассматриваются прежде всего по из-за значительной сложности дальнейшей интерпретации полученной модели штатными средствами платформы 1C:V7/V8.

Степень детализации модели бизнес-функций определяется возможностью формирования на её основе Руководства по ведению учета для рабочих мест системы.

Кроме указанных выше к системе могут предъявляться самые разнообразные требования, однако в общем все они должны соответствовать т.н. SMART-критериям:

  • (S) Specific/конкретные
  • (M) Measurable/измеримые
  • (A) Achievable/достижимые
  • (R) Realistic/разумные
  • (T) Time-Based/четко привязанные ко времени
Соблюдение этого простого критерия сделает техническое задание действительно рабочим документом, а не декларацией на тему "я тучи разведу руками".

Программная документация, неотъемлемо связанная и интегрированная в конфигурацию (структуру, формы, модули) ИС. Данная информация объективно является наиболее детальным и актуальным описанием собственно ИС и предназначена для программистов, непосредственно вносящих изменения в структуру, формы и программные модули ИС.

Руководство пользователя представляет собой описание объектов системы, с которыми взаимодействуют пользователи ИС, и включает в себя:

  • Краткое описание назначения информационного объекта.
  • Руководство по использованию экранной формы объекта ИС.
Руководство по ведению учета формируется в виде инструкции для рабочего места системы и содержит последовательность действий с объектами системы, которые пользователь должен выполнять в ИС в рамках своих должностных обязанностей. Данное руководство строится на основе модели бизнес-функций предприятия, содержащейся в ТЗ. Именно для обеспечения согласованной модели бизнеса и настраивается информационная система.

Руководство по сопровождению содержит в себе сводную алгоритмику обработки информации информационными объектами ИС. Появление данного документа при наличии исчерпывающе полной Программной документации требует дополнительного пояснения. Дело в том, что Программная документация при всей своей полноте не вполне соответствует потребностям Сопровождения, заключающимся прежде всего в быстром определении сути проблемы. Используя закон Парето (принцип 80/20) можно сказать, что для решения 80% проблем, связанных с эксплуатацией системы достаточно изучить 20% информации о механизмах её работы.

Именно это соображение и примиряет меня с необходимостью поддержания в актуальном состоянии Руководства по сопровождению, являющегося, по сути, дополнительным разрезом в документировании системы.

Итак, мы определили потребителей, их потребности в информации о нашей информационной системе и сформулировали состав документации к ней. Дальше речь пойдет о том, как заставить все это работать применительно к платформе V7/V8.

Продолжение следует…

Начать дискуссию

Минфин предложил поднять ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний до 5% с 2025 года

С 2022 года для них действует льготная нулевая ставка.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

Минфин РФ предлагает расширить прогрессивную шкалу НДФЛ, снизив порог годового дохода для применения ставки 15% до 2,4 млн рублей и введя еще три ступени с максимальной ставкой 22% для доходов свыше 50 млн рублей.

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

⚡️⚡️⚡️ Минфин внес в правительство пакет поправок по налогам. С доходов свыше 2,4 млн в год НДФЛ будет 15%

Министерство финансов России ожидает, что Госдума примет поправки в весеннюю сессию и они начнут работать уже с 1 января 2025 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.

Зарплата

Среднюю зарплату от 150 тысяч рублей получают только в Магадане и на Чукотке

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Экспорт

ЕАЭС будет свободно торговать с Ираном

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Упростили условия получения субсидий для строительства модульных отелей

Правительство упростило условия выдачи субсидий на строительство модульных отелей на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере.

В НК будет новый налог. 👀«Ночной бухгалтер» № 1691

Так наши чиновники разошлись, что решили добавить в НК новую главу. Органам местного самоуправления дадут право введения на своей территории туристического налога. Минцифры предлагает ввести сбор за использование иностранного ПО, Блиновской начали разблокировку счетов, штраф ГИБДД можно удержать из зарплаты сотрудника и другие новости.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госдума рекомендовала продлить инвестиционный вычет

По НК применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций прекращается в 2024 году.

Частные дома станут более качественными: для ИЖС утвердили ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

НДС

Для крупного общепита могут расширить освобождение от НДС

Пересмотр лимитов позволит ресторанам и кафе открывать новые точки и вкладываться в развитие собственного бизнеса. Ожидается, что вместе с этим вырастут и поступления в бюджет страны.

Бесплатно с ЕНП (единый налоговый платеж)

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Налог к уменьшению по первичной декларации на ЕНС отразится сразу, по уточненной — только через 3 месяца.

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги
Страхование

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Что можно сделать, если страховая компания не хочет платить, и как обезопасить себя от такой ситуации?

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

Компании все чаще заключают трудовые договоры с работниками за пределами России. С 2024 подход к налогообложению доходов сотрудников за рубежом поменялся (с 2025 он поменяется и для зарубежных исполнителей по ГПХ). Расскажем о правилах, действовавших до 2023 года включительно, ведь периоды 2021–2023 для налоговой проверки еще открыты, и о новых правилах. 

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: за дипфейки хотят ввести уголовку, чиновникам создадут собственную цифровую «Среду», а за оскорбление учителей будут штрафовать

Подготовили обзор главных событий дня — 28 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Рассказываем как работодателю составить платежное поручение на перечисление удержаний из доходов работника судебному приставу и как определить максимальный размер удержаний. Разберём особенности заполнения платежки на выплату зарплаты, из которой были удержаны суммы по исполнительному листу

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу
Маркетплейсы

Назван среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах

Число регистраций самозанятых продавцов на Wildberries выросло на 225%. В основном они продают свечи, одежду, аксессуары и зарабатывают около 50 000 рублей в месяц.

Банкротство

За что бухгалтер попадет под субсидиарную ответственность

Если на бухгалтера была возложена обязанность по хранению финансовых документов компании, его могут привлечь к субсидиарной ответственности за уничтожение, сокрытие и искажение информации о реальном положении дел бизнеса.

Интересные материалы

Суд начал снимать арест с имущества Блиновской

Арест сняли с квартиры, на которую нашелся покупатель, а также с одного из банковских счетов Елены Блиновской.