Интернет и IT

Берем трафик напрокат

За последние пару лет аудитории большинства крупных российских интернет-СМИ выросли в разы. Хотя аудитория Рунета в целом росла куда медленнее. Откуда же взялись все эти новые активные читатели, которые, между прочим, приносят владельцам онлайновых ресурсов неплохой доход? Ведь расценки на рекламу напрямую зависят от посещаемости.

За последние пару лет аудитории большинства крупных российских интернет-СМИ выросли в разы. Хотя аудитория Рунета в целом росла куда медленнее. Откуда же взялись все эти новые активные читатели, которые, между прочим, приносят владельцам онлайновых ресурсов неплохой доход? Ведь расценки на рекламу напрямую зависят от посещаемости.

Ксения Болецкая

Ларчик открывается просто. Имея достаточно средств, любой сайт может просто-напросто купить себе аудиторию — или, говоря языком интернетчиков, “нагнать трафик со стороны”. Технологий такой “нагонки” известно великое множество. Другое дело, что солидные СМИ до недавнего времени старались не связываться с ними. Теперь времена изменились: все понимают, что без накруток в конкурентной борьбе просто не выжить. Отсчет этой своеобразной гонки вооружений можно вести с лета 2005 г., когда сетевая газета “Взгляд” купила под свои новости место на главной странице портала Mail.ru, сместив оттуда РБК. За счет Mail.ru и других партнерских площадок “Взгляд” получал до 85% своего ежедневного трафика и быстро вышел в лидеры Рунета по посещаемости. А этим летом в гонку за трафиком включились даже те, кто традиционно относился к накруткам весьма скептически: ИД “Коммерсант” и “Ведомости”.

Еще несколько недель назад единственным дополнительным источником трафика для сайта Vedomosti.ru был новостной раздел “Яндекса”. Новости портал собирает самостоятельно, газета не тратит на это ни копейки, зато получает таким образом до 5% дополнительных посетителей в день. Kommersant.ru размещает новости не только на “Яндексе”, но и на партнерской Gazeta.ru, которая опять же приносит площадке не так много дополнительного трафика — около 4,5% посетителей. Аудитории обоих газетных сайтов стабильно увеличивались. Однако до темпов роста активно раскручивающихся на партнерских площадках Rbc.ru и “Взгляда” было очень далеко. “Мы считали, что нагонять трафик со стороны — это что-то неэтичное, чуть ли не обман рекламодателей”, — рассказывает руководитель отдела онлайновых проектов “Коммерсанта” Виктор Кузин.

ДВИЖЕНИЕ МАСС

Перелом в сознании ведущих интернет-СМИ произошел в начале этого года. Отчасти издания подтолкнули к этому рекламные агентства, считает главный редактор сайта Vedomosti.ru Виктор Саксон. Сейчас рекламодатели готовы тратить в Рунете достаточно большие бюджеты, но у площадок не хватает посещаемости для их размещения. Покупка трафика на стороне стала вполне логичным выходом.

70% посетителей медийных ресурсов “скачут” с площадки
на площадку

51% постоянных пользователей Рунета считают себя зажиточными

“Ведомости” и “Коммерсант” пошли тем же путем, что когда-то “Взгляд”: источником дополнительного трафика избран Mail.ru — второй по посещаемости сетевой ресурс в Рунете. C июня оба издания размещают в разделе этого портала информеры — краткие заголовки своих новостей. Стоимость размещения — около $20 000 в месяц.

Сейчас переходы посетителей с Mail.ru обеспечивают сайту “Ведомостей” до 30% дневного трафика. За один только июнь недельная аудитория Vedomosti.ru выросла почти в 3 раза, достигнув 149 800 посетителей. Что не замедлило сказаться на ценах: с сентября расценки на рекламу на Vedomosti.ru вырастут в среднем на 70%. Выходит, затраты на покупку трафика более чем оправданны?

“Не все так просто, — возражает генеральный директор рекламного интернет-агентства AdWatch Лев Глейзер. — Нагон трафика бьет по эффективности площадки”. Прежде всего, покупая трафик, площадка загоняет себя в порочный круг: “заемная”, пришлая аудитория не оседает на ней. Как только ресурс перестает загонять к себе посетителей с других сайтов, его посещаемость быстро сдувается до прежних размеров. В качестве доказательства Глейзер приводит историю с той же газетой “Взгляд”, которая в марте этого года перестала размещаться на первой странице Mail.ru. За считаные дни посещаемость сайта Vzglyad.ru упала в 3 раза — до 508 000 человек в неделю. С тех пор аудитория так и не восстановилась до уровня прошлого года.

Однако “ловцы трафика” с доводами Глейзера не согласны. Они надеются, что со временем часть заемной аудитории все же начнет самостоятельно и, что самое важное, бесплатно посещать их ресурсы. Того же Саксона из “Ведомостей” история со “Взглядом” ничуть не смущает: “У них просто было слишком мало времени, чтобы переварить ту огромную аудиторию, которую они получили”.

О том, что значительная часть купленных посетителей рано или поздно становится лояльной, говорит и руководитель интернет-проектов ИД “Эксперт” Иван Давыдов: “Сейчас мы покупаем около 50% нашей дневной аудитории. С осени наш трафик вырос в 10 раз. Несколько раз мы проводили эксперимент и отключали рекламу. В такие дни посещаемость падала в 2 раза, но благодаря постоянному росту трафика и сохранявшемуся соотношению между собственной и привлеченной аудиторией мы не возвращались к первоначальному значению. По нашим оценкам, мы удерживаем до 20% купленной аудитории”. Пусть так. Но есть одна закавыка. Своим рекламодателям интернет-ресурсы продают не только лояльную, а всю купленную аудиторию. Нет ли в этом обмана?

А ЗРИТЕЛЬ КТО?

Главная проблема заемного трафика, утверждает руководитель по медиапланированию агентства “Медиасеть” Анатолий Новожилов, состоит в снижении эффективности рекламы. Как правило, даже деловые издания для привлечения внимания пользователя с другой площадки используют специально созданные “вкусные” заголовки, ссылки на свои разделы о светской жизни, спорте, скандалах. Например, “Взгляд” рекламирует свой сайт, обещая поделиться “секретами крепкого сна”. “Эксперт” завлекает обещаниями показать “дембельский альбом Путина”. “Вряд ли посетителя, перешедшего по подобной ссылке, интересуют новости о компаниях или биржевая аналитика”, — говорит Новожилов. Между тем рекламодатели, размещая свои баннеры на деловых ресурсах, рассчитывают получить аудиторию вполне определенного профиля. Из-за случайных посетителей, которых интересует крепкий сон, а не котировки акций “Роснефти” или “Газпрома”, отдача от рекламы снижается, заключает эксперт.

Доводы Новожилова выглядят весьма стройно и логично. Действительно, готов ли посетитель, заинтересовавшийся баннером о секс-скандале с участием русской теннисистки, после перехода на деловой ресурс “пролистать” его страницы и рассмотреть рекламу, которая там размещена? Если ответ — “скорее всего, нет”, то у площадок с большой долей заемного трафика количество кликов по рекламным баннерам должно быть ниже, чем у ресурсов с собственной аудиторией.

Однако на практике эта логика не работает. По словам директора по исследованиям агентства MindShare Interaction Юлии Удовенко, CTR (соотношение числа переходов к числу показов) по баннеру с автомобилем Volvo новой модели, размещенному на РБК, известном умением привлекать аудиторию с “желтых” и эротических сайтов, оказалось выше, чем у “Коммерсанта”. А директор по планированию Smart Communications Наиса Голуб добавляет, что CTR у Gazeta.ru, имеющего большое ядро собственной лояльной аудитории, часто оказывается ниже, чем у “Взгляда”. Вот ведь парадокс! Купленный трафик, получается, хорош для рекламодателя?

“CTR далеко не единственный и не главный показатель эффективности рекламы, — возражает исполнительный директор сайта Afisha.ru Дмитрий Степанов. — Разумнее судить по тому, какое число показов баннеров привело к реальным покупкам или контрактам. А то ведь человек может щелкнуть на баннер просто потому, что ему картинка понравилась”.

Увы, использовать этот рецепт могут немногие — так называемым постклик-анализом своих сайтов в Рунете занимаются считаные единицы компаний. Другой, более популярный, способ определения рекламной эффективности площадки — замеры “глубины” просмотра страниц. Если площадка нагоняет случайных посетителей, то среднее число прочитанных страниц, которое приходится на каждого пользователя, уменьшается, указывает Глейзер из AdWatch. По данным TNS Web Index, в июне среднее число просмотренных за день страниц на Vedomosti.ru действительно несколько уменьшилось — с 2,7 до 2,5. При этом CTR, по уверениям Саксона, не пострадало и осталось на прежнем уровне.

И все же, настаивают Глейзер и Новожилов из “Медиасети”, эффективность площадки, использующей заемный трафик, снижается. Точно это можно будет выявить, если замерять, какое количество времени посетитель проводит на странице, где размещена реклама, добавляет Глейзер. Тогда рекламодатель по аналогии с телевизионным роликом получает некую гарантию, что посетитель будет видеть его баннер какое-то время.

Но подавляющее большинство отечественных рекламодателей оценивает эффективность своих кампаний именно по CTR. Поэтому доказать на цифрах прямую связь между снижением отдачи от рекламы и покупкой трафика на стороне, похоже, невозможно.

ИМИДЖ — НИЧТО

Более очевидным с точки зрения логики выглядит тезис о том, что привлечение трафика из сомнительных источников отрицательно влияет на имидж площадки. Многие, даже самые солидные, интернет-издания не брезгуют размещать свои “завлекалочки” на эротических и даже откровенно порнографических ресурсах.

На сайте “Эксперта” реклама автодилера “Атлант-М” долго висела по соседству с баннером с игривым вопросом “Временные жены или проститутки?”. Менеджера по маркетингу “Атлант-М” Елену Болбас это совершенно не смущает: “А что, интересующиеся "клубничкой" мужчины перестали ездить на машинах или их ремонтировать?”

Столь же спокойно относятся к “желтым” баннерам и другие деловые сайты, рекламодатели и рекламные агентства, представители которых были опрошены корреспондентом SM. “Ничто человеческое нашим потенциальным клиентам не чуждо. Какой смысл отмахиваться от этого?” — пожимает плечами Удовенко из MindShare Interaction.

Но почему же тогда рекламодатели не размещают свою рекламу непосредственно на сайтах эротических знакомств или порносайтах, где внимание аудитории к правильно поданному контенту гарантировано? Те же посетители обойдутся рекламодателю на порядок дешевле до того, как они перейдут на деловой сайт.

“Представить себе рекламу Sony на порносайте просто невозможно! — отмахивается Голуб из Smart Communications. — А вот на "Эксперте" — пожалуйста”.

Ссылки со скандальными заголовками появляются благодаря обмену трафиком с партнерскими сайтами. Например, еще в мае около 20% посетителей приходило на сайт Expert.ru c портала Redtram.ru, где есть большой раздел “Только для взрослых”.

Но почему деловое издание привлекает к себе аудиторию из таких сомнительных источников? Давыдов из “Эксперта” прагматичен: “Мы это делаем, потому что это работает. К тому же содержание партнерских ссылок мы все-таки фильтруем”.

“Ведомости” и “Коммерсант” пока все же предпочитают не рисковать и не связываются с баннерообменными сетями, от которых в любой момент можно получить скандальную рекламу. “Лучше мы заплатим дополнительные деньги, но не станем размещать у себя чужие ссылки странного содержания”, — говорит Саксон. В какой-то степени этого правила придерживаются и в РБК. На новостных разделах самого Rbc.ru ссылок на чужие статьи не найти. Хотя на принадлежащую холдингу службу знакомств LovePlanet.ru посетители привлекаются с того же Redtram.ru.

Если реклама имиджевая, а не продуктовая, CTR для нее не так важно. Играет роль лишь тематическая направленность площадки. “Как прямой путь увеличения продаж реклама на Rbc.ru практически не работает, — рассказывает директор по маркетингу компании "Комкор" Вадим Ваньков, — там CTR очень маленькое. Но мы платим за эту рекламу, потому что баннер на РБК влияет на нашу узнаваемость”. “В глазах рекламодателей РБК действительно очень хороший бренд, — соглашается Степанов из Afisha.ru. — При этом любой специалист по интернет-рекламе сможет показать вам, как работает эта гигантская машина по "отмыву" трафика, с какого рода ресурсов берется значительная часть посетителей Rbc.ru. Но юридически доказать это практически невозможно, да рекламодателей эти доказательства не особенно и интересуют”.

Онлайновым версиям деловых газет и журналов даже проще: их офлайновая репутация автоматически переносится на сайт. “Если издание деловое, то и у сайта характеристики соответствующие”, — рассуждает Болбас из “Атлант-М”.

Вполне понятно, что имидж деловой площадки подкрепляется соответствующими характеристиками аудитории, которую хотят видеть рекламодатели. Но тут их ожидает сюрприз. В мире бумажной прессы издания вполне четко делятся по профилю. Например, у “Комсомольской правды”, судя по весеннему замеру TNS, люди с высокими доходами составляют 15,6% читателей, у “Известий” — 22%, у “Коммерсанта” — уже 28%. Среди посетителей сайтов Izvestia.ru и Kommersant.ru обеспеченных людей равное количество — 51%. У сайта же “Комсомольской правды” эта доля, по данных TNS, даже выше — 54%. А у нагоняющего трафик “Взгляда” — 52%.

Объяснить этот феномен можно, взглянув на общую структуру доходов московской интернет-аудитории, на основании замеров которой TNS получает данные по посещаемости ресурсов. Большая часть москвичей (51%), которые посещают Интернет хотя бы раз в неделю, относят себя к людям с доходом выше среднего. В такой ситуации, где бы рекламодатель ни размещался, он везде найдет высокодоходную аудиторию. Понятно, что высокодоходным Рунет будет до тех пор, пока проникновение Интернета в России и даже в Москве останется невелико и костяк дневной аудитории так и будут составлять офисные клерки.

“Судя по данным TNS, профиль нашей аудитории практически неотличим от тех ресурсов, которые привлекают посетителей откровенной порнографией, — говорит Давыдов из "Эксперта". — Видимо, Рунет на самом деле не так велик, как кажется снаружи, и основную часть ресурсов читают одни и те же люди”. По оценке Глейзера, новостями интересуются 10-15% российской интернет-аудитории, при этом им все равно, где читать новости — на сайте газеты “Твой день”, “Ведомостей” или РБК. В итоге около 70% посетителей медийных ресурсов, говорит глава AdWatch, просто переходит с площадки на площадку. “А если человек перешел по новости, какой бы она ни была скандальной, он уже является целевой аудиторией большинства рекламодателей”, — подытоживает руководитель проекта TNS Web Index Надежда Тютюник.

Получается, выиграет тот ресурс, который при наличии солидного бренда сможет нагнать к себе как можно большее число посетителей. Поэтому можно предположить, что нынешнее “чистоплюйство” сайтов “Коммерсанта” и “Ведомостей” — явление временное.

Директор по маркетингу “Миэля” Михаил Лоскутов, перечисляя факторы, по которым компания выбирает ресурс для проведения рекламой кампании, в первую очередь называет направленность площадки, ее охват, а уж только затем цену размещения. Источники трафика при этом он называет в последнюю очередь. Болбас из “Атлант-М” еще более категорична: “Нас интересует имидж площадки, а не то, откуда приходят ее посетители”.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9

Начать дискуссию

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направлялись на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3
Банки

Доля просроченных микрозаймов сократилась до 32%

80% клиентов МФО получают займы дистанционно.

УСН

Изменения по УСН: НДС и новые лимиты

К каким переменам ИП и организациям на УСН надо приготовиться в 2024-2025 гг.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Зарплата

Большинство компаний МСП повысили зарплаты: каким именно специалистам

В основном бизнес повысил оклады линейным специалистам и руководителям отделов. Доходы выросли, в том числе и у бухгалтеров.

При назначении налоговых выплат будут учитывать детей до 23 лет

Семьи могут претендовать на налоговые вычеты, если дети до 23 лет получают очное образование.

Отпускные

Топ-4 трудностей с отпусками: с чем столкнулись бухгалтеры в 2024 году

Собрали ответы Роструда на частые вопросы об отпусках без сохранения зарплаты и компенсации за неиспользованный отпуск.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

В поездах можно перевозить животных без их владельцев

Оформить документы и забронировать билет владельцы питомцев смогут на сайте РЖД, в информации нужно указать особенности ухода за домашним животным.

Какой будет налоговая система с 2025 года: реальность и предложения экспертов

30 мая 2024 года в рамках Ильинского клуба предпринимателей при ТПП прошли общественные обсуждения налоговых реформ и изменений в НК, в том числе предложенных Минфином с 2025 года.

Какой будет налоговая система с 2025 года:  реальность и предложения экспертов
НДС

Медицинские товары облагаются НДС 10%, если на них есть регудостоверение

По медицинским изделиям может быть ставка НДС 10%, если они входят в перечень, не быть вообще НДС, если они входят в другой перечень или НДС 20%, если ни в один перечень этот товар не входит.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор

Калькулятор вам поможет быстро найти ответ на вопрос «сколько дней между датами». Если вам нужно быстро что-то рассчитать, воспользуйтесь бесплатным калькулятором на Клерке». Задайте начальную дату, конечную дату — и получите результат.

Теперь рассчитывать дни станет проще, на «Клерке» появился удобный калькулятор
3

Интересные материалы

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
9