Да кому нужна эта ERP? 3 типа компаний, которым стоит внедрять «1С:ERP» в 2023

Любой бизнес стремится автоматизировать процессы. Ситуации, когда назревает потребность перейти от лоскутной автоматизации и старых учётных систем к более современным, у всех разные. Каким предприятиям действительно пора внедрять «1С:ERP» и что за трудности ждут их на этом пути? Узнайте из нашей статьи.
Да кому нужна эта ERP? 3 типа компаний, которым стоит внедрять «1С:ERP» в 2023
Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Как выглядели главные причины внедрения ERP-систем ещё несколько лет назад?

По данным Panorama Consulting Solutions, в относительно спокойные времена на мировом рынке бизнес фокусировался на повышении эффективности и росте.

В 2021–2022 гг. в российских реалиях острее встала проблема замены популярной, но устаревшей системы (УПП).

Также в последние месяцы возникла другая – не учтённая в рейтинге – потребность: переход с SAP, Oracle и прочего иностранного ПО.

Заказчик № 1: переход с УПП
Компании, которые вынужденно отказываются от «1С:Управление производственным предприятием».

Сейчас обновления для этой конфигурации выпускаются крайне редко и позже, чем для других продуктов 1С. Порой релиз выходит накануне даты сдачи регламентированной отчётности, и программистам приходится обновлять систему ночью, чтобы бухгалтерия успела подготовить документы. А уже в ближайшие годы (2025–2026 гг.) фирма «1С» планирует прекратить поддержку «1С:УПП». После этого пользователи не смогут формировать в программе корректную регламентированную отчётность.

Диана Винокурова, руководитель отдела внедрения компании «Внедренцы и Программисты»

Какие риски
Велика вероятность незаинтересованности со стороны управленческого состава и пользователей.

В первую очередь потому, что переход не мотивирован реальными нуждами компании (текущая система может быть вполне рабочей), а навязан извне.

Отсюда же – отторжение непривычной функциональности. Скажем, механизмы расчёта себестоимости и планирования производства в «1С:ERP» и «1С:УПП» серьёзно различаются.

На первых этапах пользователям бывает тяжело это принять. Необходимы гибкость и готовность перестроить некоторые процессы.
Что делать:

  • Изучить возможности «1С:ERP» и превратить вынужденные траты в инвестиции.

    Скорее всего для этого понадобится провести реинжиниринг бизнес-процессов: проанализировать их, выявить проблемы, определить желаемое состояние и понять, как прийти к нему с помощью новой функциональности. Так, стоит обратить внимание, что «1С:ERP» соответствует всем стандартам регламентированного учёта, содержит больше функциональных блоков и легко интегрируется с другими конфигурациями семейства 1С.

  • Работать с исполнителем не по классической каскадной модели Waterfall, а по Agile или гибридной методологии.

    Исполнитель должен выстроить план проекта таким образом, чтобы заказчик как можно быстрее получал пользу от перехода за счёт сдачи в эксплуатацию работающих блоков. Это поможет оперативно компенсировать затраты.

Заказчик № 2: переход с иностранного ПО

Компании, которые переходят на 1С с SAP и других иностранных программ. Первая волна таких клиентов уже спала, но потребность в миграции на отечественное ПО продолжает возникать. Это касается, например, российских представительств международных корпораций: их могут отключать от централизованных облачных систем.

В основном компании, ранее работавшие с SAP, привыкли к качественному менеджменту, в них чётче выстроены бизнес-процессы. В обычной ситуации они смогли бы избежать большинства проблем, характерных для проектов внедрения. Однако экстренный формат перехода вносит свои коррективы.

Какие риски

Эта категория заказчиков привыкла доверять каскадной методологии: скорее всего текущее ПО внедрялось именно по ней.

Но классическая модель не всегда эффективна из-за долгих сроков развёртывания системы и невозможности быстро диагностировать ошибки и гибко корректировать содержание проекта.

Из-за этого каскад, который хорошо показывает себя в более стабильных внедрениях, может стать источником переплат.

Ещё одна проблема: по сравнению с теми, кто имеет опыт работы с 1С, пользователям зарубежных систем сложнее адаптироваться к специфике «1C:ERP» (названиям документов, проводок и т.д.).

На обучение и запуск в эксплуатацию может уйти больше времени, чем предполагалось.

Что делать?

  • Рассмотреть вместе с исполнителем варианты гибких методологий (Agile, «1С:Технология быстрого результата», гибридные модели и пр.). Коллективно проработать сценарные планы проекта и решить, по какому пути пойти (классический подход при оптимальном сценарии, гибкий подход, если сроки критически поджимают).

  • Обсудить с исполнителем возможность доработки системы под привычные пользовательские паттерны, чтобы сократить время адаптации. Например, у нас есть опыт переноса в «1C:ERP» кодов из SAP для удобства заказчика.

  • Уделить внимание организации обучения. Сформировать внутри рабочей группы Центр компетенции – структурное подразделение, которое аккумулирует экспертизу и отвечает за поддержку системы и пользователей. Сотрудники, входящие в Центр компетенции, могут участвовать в обучении коллег наряду со специалистами исполнителя, тем самым ускоряя процесс тиражирования знаний о программе.

Заказчик № 3: первое большое внедрение

Чаще всего средний (но иногда и крупный) бизнес, который никогда прежде не внедрял 1С.

Компания либо работала в самописных системах, созданных ещё 15–20 лет назад, либо ограничивалась лоскутной автоматизацией, когда для разных комплексов задач используют разное ПО.

Постепенно руководство понимает, что потребности компании стали выходить за пределы функциональности имеющихся инструментов.

Обычно на это указывают следующие признаки:

Какие риски

Заказчики, у которых не было опыта масштабных внедрений, могут недооценивать важность своей роли в проекте.

Проект 1С всегда больше зависит не от системы и её возможностей, а от организационных изменений, на которые готова компания (менеджмент изменений).

Некоторые управленцы и собственники хотят, чтобы исполнитель сделал всё без их участия, но, к сожалению, это невозможно. Осуществить структурные преобразования, без которых программа не заработает в полную силу, реально только изнутри.

Если ранее компания мало занималась автоматизацией, в ней может не быть человека, который возьмёт на себя функции руководителя проекта (РП) и инициирует необходимые изменения. Без него внедрение рискует «застрять» в бесконечных согласованиях и простоях.

При этом наличие РП тоже не гарантирует успех. Например, ИТ-директору может быть сложно отказаться от текущей системы, особенно это его детище, и в проекте он будет участвовать неохотно.

Что делать?

  • Изучить преимущества внедрения, убедиться, что игра стоит свеч, и донести ценность проекта до всех заинтересованных лиц.

  • Узнать больше о возможностях продуктов 1С применительно к вашей компании можно на консультации с исполнителем.

  • Быть готовыми подключить сотрудников всех уровней: высшее руководство, способное принимать стратегические решения и задействовать административные рычаги, ключевых пользователей, которые войдут в рабочую группу от заказчика, рядовых пользователей, которые должны научиться работать с системой.

  • Составить представление о своей роли в проекте: какие именно аспекты зависят от клиента, где требуется участие и какое. В этом поможет дорожная карта внедрения.

  • Назначить со своей стороны сильного РП. Желательно, чтобы это был человеком с опытом внедрения на прошлом рабочем месте, достаточным количеством времени и полномочий.

***

Узнали себя в одной из описанных категорий? Самое время взяться за планирование внедрения и поиск подрядчика.

Комментарии

1
  • Внедренцы_и_Программисты

    Мы подготовили для вас бонус — калькулятор оценки перехода на «1С:ERP»‎.

    Он поможет:

    • сделать экспресс-оценку и определить «вилку» стоимости,
    • обосновать и защитить бюджет проекта,
    • понять, за счет чего можно сэкономить,
    • проверить, все ли учтено, чтобы не пролететь с доп. расходами во время реализации.

    [Получить калькулятор]

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Один из главных вопросов у бухгалтерской фирмы — как установить цены на свои услуги. Он актуален не только для новой компании, но и для тех, кто работает уже давно. Инфляция «съедает» прибыль, конкурентов становится больше, а требования клиентов — выше. Поэтому важно установить обоснованные цены, которые не отпугнут заказчиков и принесут прибыль самой фирме.

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Несовершеннолетним студентам дали больше трудовых прав

Студентам разрешат работать в выходные и праздники. Сейчас для сотрудников младше 18 лет действует запрет на работу по выходным (кроме творческих работников).

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

Используя электронный документооборот, можно удобно и дистанционно провести сделку по посуточной сдаче объекта недвижимости, подписав договор и акт передачи объекта с помощью кода из СМС-сообщения. Реализовать такую задачу можно с помощью сервиса «Подпислон», который работает на базе Простой электронной подписи (ПЭП). При этом арендаторам не нужно отдельно получать электронную подпись на токене. Все происходит в пару кликов.

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать
Лучшие спикеры, новый каждый день

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

Рассказываем, какие шаги предпринять для ликвидации АО в 2024 году, какие обязательные документы предоставить и где размещать необходимые сведения о ликвидации акционерного общества.

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

7 рабочих методов, доказывающих дробление, которые используют налоговики

Доказательств фиктивного дробления бизнеса множество. Есть прямые и существенные, есть косвенные доказательства, которые действенны только при рассмотрении их в совокупности. Те же доказательства дробления бизнеса могут быть реабилитирующие.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
НДС

С товаров из ЕАЭС будут удерживать НДС на территории России

Если онлайн-площадки продают товары из ЕАЭС жителям РФ, то с заказов будут взимать НДС.

Три лайфхака бухгалтеру для здорового питания. С чего начать

Пищевые привычки — то, с чем мы живем всю жизнь. Они складывались десятилетиями, и порой кажется, что меняют их только какие-то волшебные люди со стальной силой воли.

6
НДФЛ

НДФЛ иностранного работника можно уменьшить на его авансовый платеж по патенту

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ который они оплатили. Для этого нужны документы.

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

С начала 2024 года экспортёрам упростили процедуру подтверждения нулевой ставки НДС. А с 1 июля 2024 года они будут формировать и направлять электронные реестры по новым правилам. Рассказываем об этих и других изменениях Налогового кодекса.

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

НДФЛ в 2024 году: самые важные письма ФНС и Минфина. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по НДФЛ. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с IT-компании

Какие доходы нужны IT-компании для права на налоговые льготы + таблицы с перечнем и разъяснениями

В НК РФ есть закрытый перечень доходов IT-компаний, которые учитывают для права на налоговые льготы. В этом материале – таблица с перечнем и разъяснения Минфина по этой теме.

Какие доходы нужны IT-компании для права на налоговые льготы + таблицы с перечнем и разъяснениями

Бакальчук предложила создать в России министерство маркетплейсов

Основательница Wildberries заявила, что нужно создать министерство, регулирующее ритейл и маркетплейсы.

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

На «Клерке» вышел новый релиз. Наша команда добавила супер опцию для пользователей Трибуну — платное продвижение постов. Расскажем, как это будет работать. Ставьте лайк и забирайте в закладки!

🔥Пост на прокачку! В Трибуне теперь можно прокачивать свои статьи

Сотрудничество с самозанятыми: все за и против

Число самозанятых в России достигло 10 миллионов и каждый день к ним присоединяются более 8,5 тысяч человек. В чем преимущества сотрудничества с плательщиками НПД для заказчиков, и какие есть подводные камни.

Сотрудничество с самозанятыми: все за и против

🚚 Грузоперевозки для клиентов из стран ЕАЭС облагаются НДС по ставке 0% или 20%

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

Ответственность генерального директора за вывод активов

Бизнес терпит крах — и руководство начинает «спасать» имущество, то есть проводить разного рода операции по выводу активов. Или бизнес вполне здоров, но «внезапно» руководителю понадобились деньги — и он производит изъятие в свою пользу. За вывод активов директор несет ответственность.

Ответственность генерального директора за вывод активов

Если автомобиль недолго был на учете, за него не надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Интересные материалы

НК РФ

👔 Сегодня «Клерк» участвует в ТПП в Общественных обсуждениях налоговых реформ и изменений в НК

30 мая Ильинский предпринимательский клуб при Торгово-промышленной палате РФ пригласил представителей бизнеса и налоговых экспертов к обсуждению и формированию конструктивных предложений по налоговым изменениям.

👔 Сегодня «Клерк» участвует в ТПП в Общественных обсуждениях налоговых реформ и изменений в НК