⭐️Отличия Управленческого учета от Бухгалтерского

Отдохнули? Тогда вперед за новыми знаниями. Вас ждет цикл статей про Управленческий учет. Ответы на самые часто задаваемые вопросы. Все максимально просто, как 2х2. Давайте так и назовем статьи — Управленка 2х2. Подписывайтесь и поехали!
⭐️Отличия Управленческого учета от Бухгалтерского

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Салют, бизнес-сообщество😎 Кто встречал на полках книжных магазинов учебники “Бухгалтерский управленческий учет”? Я встречал, и это печально. А еще я побывал по обе стороны баррикад: был бухгалтером, а сейчас занимаюсь управленкой. Поэтому четко разделяю эти два вида учета. Уверен, что многие знают эти отличия, но повторение не бывает лишним. Поехали🚀

Параметры

Бухгалтерский учет

Управленческий учет

Направление

Прошлое. Констатация фактов свершившейся хозяйственной деятельности

Будущее. Планирование, прогнозирование финансовой-хозяйственной деятельности в будущем. Финансовое моделирование.

Пользователи данных

Внешние: налоговая, статистика

Внутренние: собственник и лица, принимающие решение

Стандарты

Жестко регламентирован. Формы и сроки представления отчетности устанавливаются извне.

Формы отчетности и сроки ее представления задают внутренние пользователи. Данные должны обеспечивать оперативность и корректность принятия управленческих решений

Четвертое отличие - сроки представления отчетности. Для наглядности.

Бухгалтерский баланс представляется в налоговую 31 марта года, следующего за отчетным. На предприятие какие управленческие решения можно принять по данным трехмесячной давности?

Управленческие отчеты должны быть готовы через 3-5 дней после окончания отчетного периода. Управленческий баланс можно подготовить и 1 января. Актуальность данных может быть в районе восьмидесяти процентов. Для оперативности принятия решений этого бывает более, чем достаточно.

Какие еще отличия добавите? Пишите в комментарии.

Поставь ❤️

Добавь в Избранное⭐️

Подпишись на автора-эксперта на Клерке и в Tg-канале👈

Владислав Савушкин, Бизнес-консультант👉Обращайтесь за советом.

Комментарии

41
      • natti

        В бухгалтерии редко ее встретишь😏

        не совсем верно. в БУ тоже аналитика. только сегодня расход может быть на одной статье, а завтра на другой. для БУ это не важно, а вот для УУ критично.

          • natti

            изходя из своего опыта могу сказать, что очень часто говоря об УУ речь ведут об оперативном учете и бюджетировании. отрицать нужность и полезность данных вещей глупо. спорить есть ли это УУ, его часть или самостоятельные единицы тоже смысла нет. все же для меня УУ это база для определения эфективности/производительности/рентабельности направления/продукции/площади и пр. на основе объективно собранных данных и принятия решения исходя из этих данных.

            но наша бытность вносит свои коррективы. с одной стороны БУ отдали на откуп фискалам, так как НУ им мало. и они сравивают не только данные в рамках разных налоговых форм, но и БУ с НУ. с другой - творчество с пбу и фсбу приводит к тому, что БУ отражает активы и долги, которых по сути нет и не будет, т.е. искажает реальную картину данных. т.о. в нашей реальности УУ стало тем, что как то более-менее отражает реальность в текущем моменте - когда-то это называли просто черной бухгалтерией)))

            • когда-то это называли просто черной бухгалтерией)))

              прозвучало как-то.... вообще этим словом назывались совсем другие вещи.

              Ну а для обсуждаемого больше подходит экономический анализ.

              • natti

                просо я о том, что под видом УУ что только не прячиться. только самого УУ там нет)

                  • natti

                    знаете , смотря что это за 3 отчета и наскольно актуальные в них данные))) например, для небольшого производства - остатки товаров и материалов, дебиторка и кредиторка по срокам долга (а еще + в разрезе заказов), кака-нибудь форма по закупу материалов и сырья (+ со срокам доставки) .... и вполне можно работать.

                    • Вот это уже интересно))) А то все носятся с пинэлькой, балансом и ддской) Отчеты, безусловно, нужные. Но для оперативного управления то, о чем вы написали - вот это топ🚀

                      например, для небольшого производства

                      Да, масштаб привносит свои нюансы)

                      остатки товаров и материалов...кака-нибудь форма по закупу материалов и сырья (+ со срокам доставки)

                      Ну это ж практически готовый Товарный Запас🚀Эффективный управленческий инструмент😎

                      • natti

                        из опыта я разочарована в бюджетировании и планировании. мой опыт получен в свое время в нескальких производственных группах компаний. побольшей части планирование осуществляется методом научного тыка (доходы - это то, что мы "так хотим" и расходы - впихнуть по максимум в рамки желаемого дохода). для крупняка это действительно нужно, и нужно именно качественно. а вот мелочи нужен оперативный учет - что есть сегодня и сколько это в штуках)

                        • Каждому - свое) Кто-то и не сможет до крупняка вырасти или не захочет. И не буду говорить - Потому что УУ нет и так далее) Там совершенно другие причины могут быть.

                          До бюджетирования и планирования надо дорасти. В первую очередь собственникам бизнеса) Но это уже совершенно другая история)))

            • VadimBA

              в нашей реальности УУ стало тем, что как то более-менее отражает реальность в текущем моменте - когда-то это называли просто черной бухгалтерией)))

              Умоляю вас, молчите, принцесса! Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи! 😂

              • VadimBA

                На всякий случай поясняю, что это заимствовано у Шварца.

                • natti

                  признаюсь, для меня фраза не несет никакого скрытого смысла)))

                  • VadimBA

                    признаюсь, для меня фраза не несет никакого скрытого смысла)))

                    Верю! 😂

              • natti

                кто-то рисует таблички и бюджеты, а кто-то - все расходы и все доходы офицальные и не очень отражает и называют модно УУ.

  • Вита Петрова

    пол + потолок / 16 в управленке никому ничем не грозит, ибо по непроверенным и не сверенным данным можно сформировать только относительно-приблизительные отчеты

    • пол + потолок / 16 в управленке никому ничем не грозит

      Если принимается решение на основе такого подхода, то это грозит предприятию потерей денег или других активов. Риск, но можно и выиграть.

      ибо по непроверенным и не сверенным данным можно сформировать только относительно-приблизительные отчеты

      Приведите, пожалуйста, пример.

      • Вита Петрова

        Приведите, пожалуйста, пример.

        У нас в городе энергетики счет за электроэнергию выставляют после 15 числа

        отчеты должны быть готовы через 3-5 дней после окончания отчетного периода

        • Приведите, пожалуйста, пример.

          У нас в городе энергетики счет за электроэнергию выставляют после 15 числа

          отчеты должны быть готовы через 3-5 дней после окончания отчетного периода

          Так управленка не для выставления счетов)

          • Жанна

            хотите сказать, что стоимость расходов на электроэнергию, воду, газ и отопление незначительны и не влияют на результат?

            Да и зарплата не просто так из вредности выплачивается 10-15 числа, а эта статья расходов тоже важна, а вернее, не "тоже", а одна из самых важных (и часто самых больших) наряду с коммунальными услугами.

            Вот и получается, что 3-5-го числа упр.отчетность - это пол-палец-потолок, и в лучшем случае похожа на прогноз погоды по усредненным данным за последние 20 лет.

            • Вот и получается, что 3-5-го числа упр.отчетность - это пол-палец-потолок, и в лучшем случае похожа на прогноз погоды по усредненным данным за последние 20 лет.

              Да, управленческие отчеты, PnL например, можно легко собрать 3-5 числа по такому принципу. Ретроспективные данные и аналитика. Точность может хромать. Но +- на 80% адекватные данные, и можно принимать решения. Ни какой магии)

              хотите сказать, что стоимость расходов на электроэнергию, воду, газ и отопление незначительны и не влияют на результат?

              Нет, не хочу.

              электроэнергию, воду, газ и отопление...Да и зарплата

              По первому блоку - если это коммуналка, то скорее всего они постоянны. Если же как переменные, то легко можно накинуть их на выпуск продукции (калькуляция). Сезонность может быть - зима/лето. Так ли сильно колеблются в динамике эти показатели?

              ЗП +- аналогично😉

              • Жанна

                Да, управленческие отчеты, PnL например, можно легко собрать 3-5 числа по такому принципу. Ретроспективные данные и аналитика. Точность может хромать. Но +- на 80% адекватные данные, и можно принимать решения. Ни какой магии)

                Ваши слова означают, что достаточно несложной програмки, которая на основании имеющихся данных будет выдавать нужные отчеты без участия человека.

                Да, УУ нужен, но это всего лишь, называя вещи своими именами, планирование на основании анализа хозяйственной деятельности по данным предыдущих периодов, с учетом уровня инфляции и сезонности.

                Но УУ звучит красивше и пафоснее 🤪

                  • Жанна

                    эти данные можно взять из бух.учета, они там точные и ежемесячные.

            • VadimBA

              Вот и получается, что 3-5-го числа упр.отчетность - это пол-палец-потолок

              Особенно, если речь идет об арендодателе, который коммуналку должен еще затем перевыставить арендаторам...

        • Arhimed0

          У нас в городе энергетики счет за электроэнергию выставляют после 15 числа

          у нас тоже.

          Так это из-за того что они собирают все свои затраты за месяц и вычисляют себестоимость 1кВт-ч. Из которой и формируется цена...

          отчеты должны быть готовы через 3-5 дней после окончания отчетного периода

          Так им надо не по прилизительным данным управленческого учёта, а ТОЧНЫЕ сведения по бухгалтерии

          Был даже как-то случай. Все акты-счета выставили. Спустя 2-3 дня новые разносили! цена увеличилась на пару копеек

          • У нас в городе энергетики счет за электроэнергию выставляют после 15 числа

            у нас тоже.

            Так это из-за того что они собирают все свои затраты за месяц и вычисляют себестоимость 1кВт-ч. Из которой и формируется цена...

            За +- 2 недели собрать данные и скалькулировать 1кВт-ч - это оперативно, учитывая масштабы.

            Был даже как-то случай. Все акты-счета выставили. Спустя 2-3 дня новые разносили! цена увеличилась на пару копеек

            Опять же, учитывая масштаб по копейке набирается)

          • VadimBA

            цена увеличилась на пару копеек

            Хохмы ради поднял тарифы энергетиков в 2018 г.

            Смотрю Июль/Декабрь-2028: 4,83 / 5,02 / 5,28 / 5,14 / 5,10 / 4,85

            Не такие уж пары копеек...

            А коммуналку еще необходимо перевыставлять арендаторам...

            • VadimBA

              Ошибка... Не 2028, а 2018

            • Не такие уж пары копеек...

              между отдельными месяцами - да.

              Так речь то в моём примере была о том, что за прошедший Апрель (например) выставили счёт, уже было начал по своей бухгалтерии его данные проводить... но спустя 2-3 дня счёт за этот же Апрель был исправлен на другие цифры - цена на пару копеек поехала...

              Видимо нашлись дополнительные затраты, которые вчерася ещё не вошли в из себестоимость..

  • Что делать, я же не хотела лезть в управленку? Такое ощущение возникло, что мне надо это прочитать.

    Вот, блин

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Мы люди отзывчивые, решили немного помочь ФНС. Потому что дальше увеличения ставки налога на прибыль до 25% мысль не идёт. А нужен креативный подход...

Давайте поможем ФНС придумать новые налоги в 2025 году

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Алексей Иванов. Сможет ли ученый методолог стать ведущим продуктологом?

Алексей Иванов - директор по продукту «Клерк.Премиум». Мои эмоции после интервью.

2

Правовое сопровождение сделок слияния и поглощения. Стандартный перечень документов, оформляемый при их заключении и исполнении

Целью данной статьи является предоставление информации о том пакете документов, которым (по нашему мнению) должна сопровождаться стандартная M&A сделка.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Елизавета Маркова. Универсальный солдат бизнес-сообществ или предприниматель?

Четвертый «ТоТ Еще разговор» вместе с Борисом Мальцевым в офисе Клерка мы провели в прекрасной компании основательницы «Молочное утро» Елизаветы Марковой. Пару слов после интервью.

3

Отмена ЕГЭ, мониторинг зарплат с 2025 года, помогать Минфину будет нейросеть: нет, это не новости из параллельной вселенной 🛸«Ночной бухгалтер» № 1698

Сегодня день богат на любопытные открытия. Минфин собирается привлечь ИИ для помощи с планированием бюджета (тут, наверное, без комментариев), сразу три партии подали в Госдуму проект закона об отмене ЕГЭ с 2025 года, из-за изменений в налоговой системе и в частности в ставках НДФЛ, за расчетами с физлицами будут пристально следить.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Ведение бизнеса

Фермеров призвали объединяться в кооперативы

В Госдуме рассказали, в каком случае фермеры смогут конкурировать с агрохолдингами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти планируют создать абсолютно новую категорию бизнеса — МСП плюс

В категорию МСП+ войдут компании, где работает от 250 сотрудников и оборот больше 2 млрд рублей.

Подайте, кто сколько может...

Это я не побираюсь))) Просто хочу рассказать, что на «Клерке» появились донаты. Заходите в пост — расскажу подробности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
Социальный вычет

ФНС в 2025 году будет предоставлять налоговые вычеты автоматически

Для получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ больше не придется писать заявления и подавать декларацию. Средства зачислят автоматически на карту, которую пользователи укажут в личном кабинете налогоплательщика.

Обзоры новостей

💝 Зарабатывайте донаты на «Клерке»!

Мы сделали возможность зарабатывать пользователям на собственном контенте на «Клерке».

Экономика России

Глава Минфина: активы «Макфы» и Соликамского магниевого завода будут продавать

Государство не собирается держать активы национализированных компаний и заниматься управлением ими. Имущество предприятий будет продано.

Проверки

Число проверок бизнеса по индикаторам риска выросло в 14 раз

Контрольные органы проверили 88 тысяч проверок в 2023 году, во многих случаях поводом стало срабатывание индикаторов риска.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На освоение земельного участка в законе наконец-то пропишут срок: какой

Госдума начала рассматривать законопроект Росреестра о сроке освоения земельных участков.

Роспатент и Корпорация МСП объявили о сотрудничестве

Малый и средний бизнес стал чаще интересоваться управлением нематериальными активами и работой с интеллектуальной собственностью. Соглашение с Роспатентом даст Корпорации МСП возможность обмениваться опытом в области защиты прав предпринимателей.

⚡️Что будет с налогами? Они все изменятся. Пора паниковать?

Минфин ошарашил всех налогоплательщиков законопроектом об изменениях в налоговой системе. А изменения просто революционные! Бухгалтерские интернет-сообщества гудят от обсуждений. Что будет, как это будет работать, что делать?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

Вышел новый перечень товаров для НДС 10%

Есть перечень продовольственных и детских товаров для ставки НДС 10%. Теперь утвердили еще один – на семена.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: на ПМЭФ гуляют роботы и амурский тигр, Сбер повысил ставки по кредитам, а на заводе Mercedes будут выпускать автомобили Maxeed

Подготовили обзор главных событий дня — 6 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

УНЭП в КЭДО: преимущества использования и особенности применения

Перевод кадрового документооборота в электронный формат решает как минимум две важные задачи: экономит время и помогает сохранять ресурсы. Причем ресурсы как финансовые (не надо тратиться на бумагу, отправку документов курьерами и хранение архивов), так и природные (меньше бумаги = меньше вырубленных деревьев).

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Госзакупки

Изменения в госзакупках, о которых нужно знать всем. Какие требования предъявляют к ИП для участия в тендере

В закон о госзакупках подготовлены изменения. Они коснутся всех участников без исключения. Расскажем, какие изменения вас ждут и как ИП подготовиться к участию в тендере и не допустить критических ошибок.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Инвестиции

Interactive Brokers закрывает счета российских инвесторов

Инвесторов с невысокой стоимостью активов американский брокер попросил закрыть счет или уменьшить его размер.