Госзакупки

Госзакупки: как выйти из реестра недобросовестных поставщиков

Согласно отчета Министерства финансов РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ) российские госзаказчики заключили в 2022 году контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей.

Из этого следует, что интерес к данному виду хозяйственного оборота не иссякает и является колоссальным.

Как известно, госзакупки — это инструмент, используя который государственные компании осуществляют поиск товаров, услуг и поставщиков необходимых товаров.

При этом, диапазон необходимых товаров и услуг весьма широк, от поставки офисной бумаги и иных канцелярских товаров до крупных строительных подрядов федерального масштаба. 

На первый взгляд система проведения торгов позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов].

Однако, как и во многих аспектах жизнедеятельности, в данной сфере имеется множество «подводных камней».

Предположим, что Вы являетесь главой весьма успешной подрядной организации с достаточно хорошей репутацией и успешными реализованными проектами.

Но в один момент из-за ошибок и разночтений в закупочной документации, размещенной на электронной площадке уполномоченным на то сотрудником Заказчика, Ваша успешная компания рискует быть внесенной решением Федеральной антимонопольной службы в реестр недобросовестных поставщиков.

Такое последствие несет убытки и  репутационные потери для компании порой даже без наличия вины последней.

В этой статье попытаемся разобраться в том, как действовать в аналогичной ситуации, возможно ли спасти деловую репутацию и выбраться из реестра недобросовестных поставщиков, а еще лучше – как не угодить в данный реестр.

Ситуация 1

Из анализа споров в сфере действия Федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ) следует вывод, что юридическое равенство участников гражданских правоотношений при наличии экономического неравенства хозяйствующих субъектов на товарном рынке превращается в полную фикцию и не может быть реализовано. Мерами гражданско-правового регулирования указанную ситуацию в полной мере исправить невозможно. Поэтому для обеспечения подлинного равенства участников рыночных отношений включаются механизмы публично-правового регулирования, содержащиеся в системе антимонопольного законодательства.

Предположим, что Заказчик указал в закупочной документации разные сведения. К примеру, в извещении указаны одни сведения о сроке подачи заявок, стоимости контракта, а в документации - сведения иные.

Причинами таких ошибок может быть банальная невнимательность и некомпетентность сотрудника Заказчика, который отвечает за размещение документации на электронной площадке.

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим сферу государственных закупок, является Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ.

В такой ситуации участнику закупки следует направить Заказчику запрос на разъяснения, в ответе на который Заказчик должен уточнить сведения, и вероятнее всего исправить, допущенные им ошибки.

Обращение составляют в свободной форме, так как в 44-ФЗ нет четких требований к форме и содержанию запроса на разъяснение положений извещения о закупке. Заказчик не может оставить запрос без ответа, даже когда документ не соответствует рекомендуемой форме, которая может быть приложена к извещению о закупке.

Следует учитывать, что  запрос на разъяснение подают только в конкурсах и аукционах. В запросе котировок и закупках у единственного поставщика, в том числе на торговой площадке по ч. 12 ст. 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ, подача запросов не предусмотрена.

В соответствии с ч.5 ст. 42 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При этом следует учитывать, что запросы на разъяснение, поступившие после установленного срока, заказчик не рассматривает. Из положений 44-ФЗ следует, что, после направления участником 3 запросов на разъяснения, Заказчик вправе не давать ответ на последующие запросы.

При этом заказчик обязан ответить на запрос разъяснений положений извещения, если он поступил в срок и поставщик не превысил лимит по обращениям. Ответ публикуют с помощью ЕИС (единая информационная система), чтобы его могли прочесть все потенциальные поставщики.

В случае непредставления Заказчиком ответа на запрос о разъяснениях или направления ответа за пределами установленного срока ему грозит штраф: сотрудник Заказчика получит штраф 15 тыс. рублей, а организация — 50 тыс. рублей.

Если заказчик не ответил на запрос,  следует обращаться в Антимонопольную  службу ( далее — ФАС). Обжаловать положения извещения о закупке можно до завершения срока подачи тендерных заявок (ч. 2 ст. 105 44-ФЗ). Жалобу рассмотрят в сжатые сроки — в течение пяти рабочих дней с даты поступления (ч. 3 ст. 106 44-ФЗ).

Обратиться в ФАС можно и после окончания приема заявок. В этом случае ведомство рассмотрит обращение не так оперативно — не более чем за 30 календарных дней (ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ).

Исходя из сказанного, следует, что направление Заказчику запроса на разъяснение положений извещения — действенный метод, чтобы получить официальный ответ от последнего. Заказчик должен дать ответ и разместить его в ЕИС. Если в извещении есть ошибка и поставщик смог это доказать, заказчик внесет правки в извещение. Главное, чтобы это позволяли сделать сроки. В противном случае действия заказчика можно обжаловать в ФАС.

Ведь в этой ситуации есть шанс, что ФАС отменит закупку и привлечет к ответственности сотрудника Заказчика, разместившего документацию и саму организацию, так как разночтение  в  закупочной документации недопустимо,  что нарушает ч.1 ст. 64 закона № 44-ФЗ (пример из практики: Постановление  Карачаево-Черкесского УФАС России о назначении  административного наказания по делу №З – 260/16 об административном правонарушении[6]).

Ситуация 2

При негативном развитии событий, есть большая вероятность попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Однако не стоит сдаваться и унывать в такой ситуации, ведь как показывает судебная практика, включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) можно благополучно избежать.

Представим следующую ситуацию, по итогам аукциона  подрядная организация заключает  контракт на выполнение подрядных работ с государственным учреждением. Однако в ходе работ Заказчик сам не предоставляет доступ к месту проведения работ, а затем и вовсе принимает решение об одностороннем отказе от контракта и обращается в УФАС с заявлением о включении  организации в реестр недобросовестных поставщиков.

В данной ситуации необходимо  действовать проактивно и отстаивать права и репутацию Вашей организации до победного конца.

В такой ситуации выстроить правильную правовую позицию Вам поможет своевременное направление Заказчику писем и уведомлений о согласовании доступа к месту к проведения работ,  о согласовании графика выполнения работ, даже если указанные формы не согласованы в Контракте.

В указанной ситуации есть шанс доказать добросовестность заказчика, а также намерение заказчика приступить к выполнению работ, когда сам Подрядчик чинит ему в этом препятствия.

В данной ситуации уместно также ссылаться на правовые позиции Конституционного суда РФ   (Постановления от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002  №15-П,  Определения от 07.06.2001 №139-О, от 07.02.2002 №16-О) из которых следует, что применяемые государственными органами санкции, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Следует отметить, что ключевым доказательством добросовестности Подрядчика в указанной категории экономических споров является активная позиция Поставщика/Подрядчика по оформлению писем (запросов) Заказчику.

Примером судебной практики, когда добросовестному заказчику удалось избежать попадания в РНП является решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.01.2022 г. по делу №А83-14875/2021, которым решение УФАС по Республике Крым №082/06/104-1038/2021-РНП об отказе включения Подрядчика в РНП признано законным, а Заказчику было отказано в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, следует учитывать, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиком (исполнителей, подрядчиков).

Из статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, то есть санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, приведшее к невозможности заключения либо исполнения контракта с этим лицом как победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Данные обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры.

Кроме того, при рассмотрении аналогичных дел следует ссылаться на правовые позиции ВАС РФ, изложенные в Определении ВАС РФ от 17.09.2012 № ВАС-11617/12[12], реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств.

Примером из судебной практики может также служить решение АС Ростовской области от 05.12.2022 г. по делу №А53-20536/22[13].

Из вышесказанного следует, что участник, оспаривающий решение уполномоченного органа о включении его в реестр недобросовестных поставщиков, должен доказать суду, что он не планировал уклониться от заключения контракта, что недобросовестность в его действиях отсутствовала. Ведь на практике часто случается так, что участники вынуждены действовать в сжатые сроки, а их действия зависят не только от них, но и от третьих лиц, которые не всегда действуют добросовестно.

Из сказанного следует вывод, что одним из главных условий включения в РНП является недобросовестность. Если же вы действовали добросовестно, то для защиты своих прав следует взять на вооружение предложенную нами судебную практику арбитражных судов.

Ситуация 3. Следует помнить о таком способе защиты прав как обращение в прокуратуру. Ведь в деле отстаивания деловых интересов и репутации Вашей организации хороши все средства, предусмотренные законодательством.

В соответствии со ст.1 Закона о прокуратуре, Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17.02.2015 №2-П, согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором. По смыслу данного положения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования, информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Следовательно, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно).

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что для защиты прав добросовестного участника закупки и привлечения к административной ответственности заказчика, действующего неправомерно или недобросовестно, можно так же обратиться в органы прокуратуры РФ с требованием о привлечении должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ст.7.32 КоАП.

Примером судебной практики, когда арбитражный суд отказывает в удовлетворении иска о признании действий органов прокуратуры по проведению проверки и привлечению к административной ответственности по ст.7.32 КоАП РФ незаконными является решение АС Новосибирской области от 23.08.2023 г. по делу №А45-15041/2023[15]  .

Библиографический список:

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

Постановления судов и органов исполнительной власти:

1. Определение ВАС РФ от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 по делу № А40-68744/11-120-541. https://kad.arbitr.ru/Card/30366489-faef-42bf-9bf6-135af406f4ed

2. Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2001 № 139.

 3. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 № 16-О.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 № 15-П.

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.

7. Постановление  Карачаево-Черкесского УФАС России о назначении  административного наказания по делу №З – 260/16 об административном правонарушении. https://br.fas.gov.ru/

8. Решение АС Новосибирской области от 23.08.2023 г. по делу №А45-15041/2023. https://kad.arbitr.ru/Card/0132ba9b-8d2c-4d48-9114-560183235c89

9. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.01.2022 г. по делу №А83-14875/2021. https://kad.arbitr.ru/Card/a7dea121-0635-48ed-b7b1-3d9b7ea245f8

10. Решение АС Ростовской области от 05.12.2022 г. по делу №А53-20536/22. https://kad.arbitr.ru/Card/81389725-b7b6-4a1e-a968-1af98c5d5386

Литература и источники:

Ежеквартальные отчеты Министерства финансов РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases

Гатаулина Л. Ф. Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта // Конкурентное право. 2014. № 2

Пузыревский С. А. Некоторые аспекты определения отраслевой самостоятельности конкурентного права // Юрист. 2016. № 1. С. 20—26.

Ежеквартальные отчеты Министерства финансов РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ). https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases

Гатаулина Л. Ф. Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта // Конкурентное право. 2014. № 2

Пузыревский С. А. Некоторые аспекты определения отраслевой самостоятельности конкурентного права // Юрист. 2016. № 1. С. 20—26.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

Постановление  Карачаево-Черкесского УФАС России о назначении  административного наказания по делу №З – 260/16 об административном правонарушении. : https://br.fas.gov.ru/

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П.

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 21.11.2002 № 15-П.

[9] Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2001 № 139.

[10] Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 № 16-О.

[11] Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.01.2022 г. по делу №А83-14875/2021. https://kad.arbitr.ru/Card/a7dea121-0635-48ed-b7b1-3d9b7ea245f8

[12] Определение ВАС РФ от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 по делу № А40-68744/11-120-541. https://kad.arbitr.ru/Card/30366489-faef-42bf-9bf6-135af406f4ed

[13] Решение АС Ростовской области от 05.12.2022 г. по делу №А53-20536/22. https://kad.arbitr.ru/Card/81389725-b7b6-4a1e-a968-1af98c5d5386

[14] Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П.

[15] Решение АС Новосибирской области от 23.08.2023 г. по делу №А45-15041/2023. https://kad.arbitr.ru/Card/0132ba9b-8d2c-4d48-9114-560183235c89

Начать дискуссию

НДС

НДС с полученного аванса можно взять на вычет после отгрузки: пример

С предоплаты надо платить НДС. Потом этот авансовый НДС идет на вычет, когда произойдет реализация, в счет которой был аванс.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Импорт

За ввоз контрафакта будет уголовная ответственность

Статью УК за оборот контрафакта дополнят наказанием для импортеров, которые ввозят товары без маркировки в Россию.

👔 Есть тенденция, которую хотел Минфин: микробизнес становится малым, а малый — средним. Это условно, а введение НДС будет только мешать, говорит юрист

В крупный бизнес перешли 876 компаний, а 26 тысяч микропредприятий выросли до категории малого бизнеса.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Абоненты всех регионов смогут поменять мобильного оператора и сохранить свой номер

ФАС вместе с Минцифры работают над новой системой, которая позволит абонентам переходить к другому оператору, не меняя номер телефона. Для этого придется унифицировать тарифы.

Какие платежи относятся к арендным по ФСБУ 25/2018

Решая вопрос о бухучете аренды, надо руководствоваться ФСБУ 25/2018, ПБУ 1/2008 и МСФО (IFRS) 16.

НДФЛ

Нилов: расширение прогрессивной шкалы налогообложения не приведет к массовому уходу от налогов

Введение с 2025 года в России усовершенствованной прогрессивной шкалы налогов не приведет к широкомасштабному уклонению от налоговых обязательств, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политики и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оформить передачу инвентаря самозанятому

Разбираемся, как правильно передавать инвентарь самозанятому без рисков переквалификации правоотношений в трудовые.

Как оформить передачу инвентаря самозанятому

🍠 Не ждите, что работодатель оплатит вам время обеда

Люди находятся на работе 9 часов, а платят им только за 8. Это законно.

Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам

При выплате зарплаты иностранным сотрудникам необходимо учитывать некоторые особенности. Рассказываем о четырех правилах, которые нельзя забывать работодателям.

Как и в какой валюте платить зарплату иностранным гражданам
УСН

Депутат: градация налоговых ставок при переходе от УСН к общему режиму — предмет дискуссии

Глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин назвал предметом дискуссии размер налогов при переходе от УСН к общей системе налогообложения (ОСНО).

НДФЛ

Невыплаченные дивиденды не включают в 6-НДФЛ и 3-НДФЛ

Если человеку полагаются дивиденды, но фактически они еще не выплачены, то дохода для НДФЛ нет. И отчетов по НДФЛ тоже.

«Клерк» в гостях у КубГУ. Репортаж из университета

Сходили с Борисом Мальцевым в гости к кафедре бухучета Кубанского университета. Поговорили о роботах в бухгалтерии, перспективах профессии и Клерке, естественно.

«Клерк» в гостях у КубГУ. Репортаж из университета
10
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Искусственный интеллект будет управлять бюджетным процессом

Нейросеть поможет Минфину принимать решения при изменении бюджета государственных программ, а также начнет проверять запросы на получение финансирования. Такой подход сократит число отказов и некорректных заявок.

8
Зарплата

Роструд: как считать выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

При расторжении трудового договора по соглашению сторон работнику может выплачиваться выходное пособие в порядке и размерах, предусмотренных коллективным или трудовым договором.

Что нужно знать при аренде коммерческой недвижимости

Непросто найти такие объекты, которые устроят по всем характеристикам, и чтобы оформление прошло гладко, и договор не содержал «подводных камней». Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы минимизировать эти риски.

Что нужно знать при аренде коммерческой недвижимости

👍 Минтруд вводит дополнительный документ расследования инцидентов на производстве. Это положительное изменение, считает эксперт

Пострадавшим от несчастных случаев на производстве не придется ждать страховые выплаты при затянувшемся расследовании.

Исключение из ЕГРЮЛ контрагентов не значит, что они не могли поставить товар

Очередное судебное дело. Налоговики решили, что налогоплательщик неправомерно применил вычеты по счетам-фактурам на поставку товаров, так как контрагентов исключили из ЕГРЮЛ.

Исключение из ЕГРЮЛ контрагентов не значит, что они не могли поставить товар

Как обезопасить себя при приеме на работу мигрантов, чтобы не получить штраф или дисквалификацию

Для компаний трудоустройство сотрудника из-за рубежа — не самая простая процедура. К тому же она сопровождается риском найма нелегальных мигрантов, что может аукнуться работодателю многотысячными штрафами и другими неприятным последствиям. Как избежать таких проблем при оформлении иностранного гражданина? И причем тут искусственный интеллект? Разбираемся в статье.

Как обезопасить себя при приеме на работу мигрантов, чтобы не получить штраф или дисквалификацию

Токены для ЭП

Токены для ЭЦП – это незаменимый инструмент для безопасной работы с электронными документами. В статье вы узнаете об их разновидностях, принципах работы, а также о том, как выбрать оптимальный вариант для ваших потребностей.

Токены для ЭП

Интересные материалы

За списанную кредиторку надо платить налог. Но есть исключения

Кредиторскую задолженность (обязательства перед кредиторами), списанную в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, по общему правилу включают в состав внереализационных доходов.