Сколько времени нужно хранить документы в организации

Расскажем, как долго нужно хранить бухгалтерские, налоговые и кадровые документы, и что делать с бумагами, у которых истек срок хранения
Сколько времени нужно хранить документы в организации
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для ведения бизнеса нужны договоры, счета, приказы, бухгалтерские и налоговые отчеты и так далее. Все эти документы по закону нужно хранить определенное количество времени — нельзя просто выкинуть их, когда пропадет надобность. В статье мы расскажем, где и как хранить в компании важные бумаги, и кому можно делегировать эту задачу. Также вы узнаете о сроках хранения разных документов и о том, как правильно уничтожить их, когда закончится срок хранения. 

Какие документы нужно хранить

По закону, предприниматели обязаны хранить все документы, касающиеся работы бизнеса: договоры, журналы операций по счетам, чеки, акты, накладные, приказы о приеме на работу и увольнении сотрудников. Также нужно хранить трудовые договоры, личные дела работников и копии их документов, например, паспорт, диплом, ИНН, СНИЛС, справки об отсутствии судимости. 

Помимо требований закона, документы могут понадобиться и самому предпринимателю. Например, бухгалтерские счета можно предъявить налоговой и доказать, что компания получала деньги законно. А договоры с партнерами при наличии разногласий пригодятся в суде, чтобы доказать факт нарушения соглашения.

Документы бывают временного и постоянного хранения. «Временные» документы нужно хранить от 1 года до 75 лет, документы постоянного хранения — в течение 10 лет. После этого их передают в архив самой компании или сторонней организации. 

Срок хранения документов определен Приказом Росархива № 236 от 20.12.2019. Он отсчитывается с 1 января года, следующего за годом даты закрытия документа. Например, если сотрудника уволили 25 октября 2023 года, то срок хранения его документов начнет отсчитываться с 1 января 2024 года. Для договоров c контрагентами действует такое же правило.

Пример

ООО «Строймонтаж» заключило с производителем договор на поставку бетонных блоков. Договор подписали 15 ноября 2022 года, через 10 дней ООО «Строймонтаж» оплатило всю сумму контракта со своего счета, но товар привезли только 30 марта 2023 года. 2 апреля 2023 года стороны подписали акт приемки-передачи, подтвердив исполнение обязательств по договору. 

Срок хранения документов по этой сделке будет отсчитываться с 1 января 2024 года, так как договор был исполнен только в 2023 году. 

Сроки хранения документов

Документы налогового и бухгалтерского учета нужно хранить от 1 года до 75 лет после завершения отчетного периода.

Вид документов

Срок хранения

Свидетельства о постановке на учет и уведомления о снятии с учета в ФНС

1 год

Первичные бухгалтерские документы:

  • Договоры, накладные акты, квитанции, чеки

  • Кассовые документы

  • Счета-фактуры

  • Договора банковских счетов

  • Налоговые декларации

  • Книги учета доходов и расходов


5 лет 

Расчеты по страховым взносам

  • 75 лет, если делопроизводство закончено до 2003 года;

  • 50 лет, если делопроизводство завершено после 2003 года

Устав компании

Положения

Протоколы собраний учредителей

Бухгалтерская отчетность

Документы о ликвидации организации

Постоянно

Документы кадрового учета нужно хранить какое-то время после исполнения договора или увольнения сотрудника. 

Вид документов 

Срок хранения

Правила внутреннего трудового распорядка 

1 год

Графики отпусков

3 года

Согласие на обработку персональных данных

3 года после истечения срока действия согласия или его отзыва

Документы, связанные с применением дисциплинарных взысканий: характеристики, докладные записки, справки

3 года

Журналы учета рабочего времени

Табели

Авансовые отчеты 

5 лет

Документы по ведению воинского учета 

5 лет

Документы о несчастных случаях на производстве 

45 лет

Трудовые договора

Личные дела сотрудников

Табели и журналы учета рабочего времени при вредных и опасных условиях труда

Невостребованные оригиналы личных документов сотрудников

  • 75 лет, если делопроизводство закончено до 2003 года;

  • 50 лет, если делопроизводство завершено после 2003 года

Штатное расписание

Постоянно

Личные документы работников: трудовые, аттестаты, свидетельства, дипломы

До востребования владельцем документа

Невостребованные документы хранят 50/75 лет

Как хранить бумажные документы

Разделить документы на текущие и архивные. Документы текущего хранения – те, которые еще находятся в работе. Например, это могут быть неисполненные контракты и действующие трудовые договоры. Документы со сроком хранения менее 10 лет нужно хранить в компании: например, в шкафу или в сейфе в кабинете директора или бухгалтера. После окончания срока хранения их уничтожают. 

Важно! После оцифровки документов уничтожать бумажные носители до окончания срока хранения, установленного законом, нельзя.

Отправить ненужные документы в архив компании. Если по прошествии 10 лет срок хранения документов еще не истек, их нужно передать в архив организации. Для этого: 

  • разложить документы в хронологическом порядке;

  • пронумеровать страницы;

  • составить опись: указать названия документов и порядковые номера страниц;

  • заполнить лист-заверитель: в нем содержится общая информация о документах и их физическом состоянии, там нужно указать количество листов в деле и наличие испорченных страниц;

  • подписать лист-заверитель: это должен сделать сотрудник, который готовил бумаги к хранению, например, для кадровых документов – специалист по кадровому учету.

За хранение документов в архиве компании отвечает руководитель или ИП, если он работает один. Эти полномочия он может передать приказом главному бухгалтеру или завхозу.

Важно! Помещение для архива должно иметь сигнализацию, систему вентиляции и пожаротушения. Документы нужно защитить от сырости и прямых солнечных лучей, поэтому для хранения в архиве обычно используют закрытые стеллажи и полки. 

Передать документы в сторонний архив. Если в компании нет подходящего помещения для хранения документов, можно передать их во внешний архив. Обычно такие компании предлагают не только хранение, но и подготовку документов к архивации, перевозку, оцифровку и уничтожение документов. Стоимость принятия на хранение одного дела – около 850 ₽ за весь срок хранения документов. Когда срок хранения истечет, с этой же организацией можно заключить договор на уничтожение бумаг.

Можно заказать также услугу внеофисного хранения документов и освободить место в офисе (источник: https://www.archivarius.ru/ceny/

При передаче документов нужно подписать акт приема-передачи. После этого ответственность за сохранность документов в течение всего срока хранения несет архив. 

Так выглядит акт передачи документов в архив (источник: https://assistentus.ru/forma/akt-priema-peredachi-del-na-arhivnoe-hranenie/view)

О том, сколько положено хранить электронные документы, какие штрафы грозят за нарушения правил хранения и как правильно уничтожить документы, читайте в продолжении статьи в Life Profit

Комментарии

5
  • tmv33

    Очень поверхностно, многое не соответствует законодательству. А приказ Росархива 77 от 31.07.2023? (Там, кстати и про другие сроки передачи в архив). А примечание к срокам хранения в 236 Приказе "При условии проведения проверки"? А 6 лет по страховым взносам? А отдельные сроки для АО? А подтверждение убытков? А первичка по основным средствам и НМА? И много другого.

    • Олег Колесников

      Мне понравилась часть про хранение копии паспорта и диплома в личном деле сотрудника, что давно запрещено 😁

    • Ак Барс Банк

      Здравствуйте. Ответим вам по пунктам:

      1. Требования к комплектованию бумажной документации и обеспечению сохранности бумажных дел не изменились. Остались прежними и сроки хранения документов, которые были регламентированы Приказом Росархива от 20 декабря 2019 года №236.

      2. Примечание к 236 приказу "При условии проведения проверки" - Документы сохраняются до принятия решения по делу: если пришла проверка, она оповестит о сроках хранения документов. Потому эту информацию мы не стали включать в текст. О том, что делать, если документы были удалены ещё до проверки, мы написали в статье.

      3. В тексте статьи вшита кликабельная ссылка на ст 23 НК РФ, в которой указано: в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов. Мы не описываем в статье все нюансы, чтобы не перегружать текст. На часть из них даем ссылку.

      4. "Отдельные сроки для АО? А подтверждение убытков? А первичка по основным средствам и НМА? И много другого" - статья рассчитана на предоставление базово необходимой для работы информации: сколько хранить документы, и как это делать правильно. Нюансы, касающиеся крупных компаний (АО) в материале не учитывали. Аудитория статьи - малый бизнес.

      • tmv33

        Ну вот я и говорю, что очень поверхностно и много не соответствует законодательству. Теперь выясняется, что и название статьи не соответствует содержанию.

        Согласен, что тема хранения документов объемная. Но разве среди малых предприятий нет АО? Разве для малых предприятий есть свои отдельные правила? Начиная с закона об архивном деле. Кроме 236 приказа есть масса нормативных документов. Если хотели сделать обзор выдержек из 236 приказа, стоило так и указать. Если не касается АО и ещё много чего, тоже можно это указать. Но этого нет ни в заголовке ни по тексту и может ввести в заблуждение, что того, что Вы описали достаточно.

        По пункту 2 а Вы о какой именно проверке? Мы по этому поводу и по поводу разных сроков в разных нормативных актах в Росархив запрос писали, они только признали неопределённость сроков, обещали проработать вопрос в будущем.

Банки

ЦБ: платежный рынок России — один из самых технологичных в мире

Регулятор вместе с банками планирует усовершенствовать работу цифровых финансовых сервисов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Банкротство: 8 важных изменений в 2024 г.

Закон о банкротстве — один из самых меняющихся законов. Без преувеличения, это касается каждого, кто занимается бизнесом, т.к. у вас могут работать сотрудники, которые банкротятся, либо у вас есть контрагенты, которые будут прибегать к банкротству. Не говоря о том, что и вы можете увидеть полезной для себя такую перспективу

Банкротство: 8 важных изменений в 2024 г.

Удаленка и неполный рабочий день не лишают права на оплату дня проверки здоровья

Роструд разъяснил предоставление дня освобождения от работы для диспансеризации сотрудника, работающего удаленно на неполной ставке.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что такое личный бренд и зачем он предпринимателю

Зачем нужен личный бренд? Он помогает установить авторитет, привлечь клиентов, выделиться на рынке и создать конкурентное преимущество.

Самозанятые

Для налогообложения у ИП не важно, когда услуги оказаны

Минфин разъяснил, как облагаются доходы ИП при переходе с налога на профессиональный доход самозанятого (НПД) на общую систему налогообложения (ОСНО).

1
Банки

Прогноз: из-за ЦБ спрос на кредиты упадет. А на что вырастет?

Россияне перейдут к сберегательной модели поведения и будут больше средств вносить на сберегательные счета, тогда как большинство откажется от кредитов в условиях жесткой денежно-кредитной политики Центробанка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Купить криптовалюту: где и как делать это безопасно

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту в России: для инвестиций, для сохранения капитала, для перевода средств за рубеж, и т.д. В РФ существует много способов легальной покупки и продажи крипты, но далеко не все из них можно назвать безопасными. На какие сервисы стоит делать ставку, если безопасность для вас на первом месте?

Купить криптовалюту: где и как делать это безопасно
Общество

В России можно производить никотин не для курения. А продавать нельзя

Минфин дал разъяснение по вопросам производства и продажи никотинсодержащей продукции, предназначенной для сосания – «никотиновых паучей».

Бизнес-образование выйдет на новый уровень

Бизнес-тренеры и преподаватели научат предпринимателей мыслить критически, выступать перед публикой, а также работать в команде.

1

45 млн тапают хомяка, отскок индекса, льготные ипотеки, КС 16%, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Пока 45 млн людей тапают хомяка, случился отскок! Отскочили и акции, и облигации, только доллар никуда не отскочил. Рубль в ближайший месяц будет крепким, остался последний месяц массовых льготных ипотек, так что все пытаются вскочить в последний льготный вагон. Собрал все важные новости недели и упаковал в пост, который лучше прочитать, чем нет.

45 млн тапают хомяка, отскок индекса, льготные ипотеки, КС 16%, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Минцифры изменят порядок оформления займов через «Госуслуги»

Минцифры изменит порядок оформления займов через «Госуслуги» из-за мошенников

Краткая всемирная история газификации

Идея использования газа много веков привлекала внимание, однако «укротить» газ удалось, по историческим меркам, совсем недавно. И вот уже на свете есть страны, где благодаря ему формируется большая доля государственных бюджетов.

Краткая всемирная история газификации
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Массовое погашение кредитов оказалось схемой мошенников

Сбер нашел мошенников, которые погашали кредиты сразу за нескольких заемщиков. Это позволило выявить новую схему финансовых пирамид.

Алексей Петров — как держать миллиард в руках и не положить в карман

Очередным собеседником в нашем «Тот еще разговоре» стал Алексей Петров. Этот человек, словно герой из романа, вызывал интерес и восхищение своими проектами.

Алексей Петров — как держать миллиард в руках и не положить в карман
2

Взнос в уставный капитал хозяйственного инвентаря

В хорошем хозяйстве ничего не пропадает. Что там? Веревочка? Давай и веревочку! И веревочка в дороге пригодится: тележка обломается, или что другое, подвязать можно. Гоголь Н. В. «Ревизор».

2
Маркетплейсы

Маркетплейсы обяжут подтверждать качество всех товаров

20 маркетплейсов добровольно участвуют в сертифицировании товаров у Росаккредитации. Это требование хотят сделать обязательным для всех участников рынка.

НДФЛ

Если дивиденды по факту не выплачены, в отчетности их не отражают

Если человеку полагаются дивиденды, но фактически они еще не выплачены, то дохода для НДФЛ нет. И отчетов по НДФЛ (3-НДФЛ и 6-НДФЛ) тоже.

Криптовалюта

Где и как купить Эфириум за рубли в России

В ТОП-3 самых популярных мировых криптовалют входит Ethereum (Эфириум, или просто «Эфир»), оптимально подходящий для инвестиций в 2024 году. Сегодня многие стремятся вложить в него деньги, и в России это можно сделать без каких-либо ограничений. Чтобы купить ETH в Москве, СПБ, ЕКБ, Сочи или любом другом крупном городе, достаточно воспользоваться одним из доступных криптовалютных сервисов!

Где и как купить Эфириум за рубли в России

Минфин: можно ли дважды получить вычет при покупке квартир, оформив вторую на ребенка

Получить имущественный налоговый вычет по НДФЛ можно только на предельную сумму (сейчас – 2 млн рублей). Второй раз при покупке второй квартиры вычет не дадут, даже если она оформлена на имя ребенка.

1

Интересные материалы

Инвестиции

Американская брокерская компания начала прессовать российских инвесторов

Инвесторов с невысокой стоимостью активов американский брокер попросил закрыть счет или уменьшить его размер.