Примеры и практика оптимизации бизнес‑процессов

Сувир Мирчанди, обычный школьник из Питтсбурга, придумал, как правительству США сэкономить $400 миллионов в год. Он проанализировал расход краски на печать документов и учебников и пришел к выводу — более тонкий шрифт Garamond снизит затраты на 30%.
Примеры и практика оптимизации бизнес‑процессов

Это наглядный пример оптимизации процессов — поиск проблемы, разработка и внедрение решения. Вы можете сделать нечто подобное в своем бизнесе. Сэкономить миллионы долларов может и не получится, но увеличить прибыль на 5-10% вполне реально.

Почему бизнес-процессы нуждаются в оптимизации?

Бизнес-процесс (БП) — это последовательный набор операций для выполнения задачи и достижения цели. Он систематизирует действия сотрудников и повышает эффективность компании.

Бизнес-процессы принято фиксировать в отдельных регламентах. Впоследствии их можно оптимизировать и совершенствовать — сокращать затраты и экономить время сотрудников.

Персонал противится «оптимизации» из-за ассоциаций с «сокращением». Но на практике это происходит редко, потому что улучшение бизнес-процессов нацеливают на совершенствование существующих алгоритмов. Ваша задача как руководителя — преподнести грядущие изменения с положительной стороны.

Как понять, что нужна оптимизация?

Стагнация — один из главных признаков необходимости перемен. Особенно при увеличении штата, портфеля клиентов и проектов. То есть когда деловая активность растет, а результат — прибыль и рентабельность — остается на месте.

Оптимизация — это необязательно дорогие сотрудники или автоматизированное оборудование за миллионы рублей. Иногда для кратного увеличения прибыли достаточно исключения или корректировки пары-тройки элементов бизнес-процесса.

Изменения нужны, когда:

  • нет понимания, кто и за что отвечает. Взаимодействие в коллективе нарушено, невозможна оценка производительности сотрудников;
  • снижается качество продукции, работ или услуг — это подтверждают отзывы клиентов;
  • решения отнимают много времени. Например, если на согласование рекламных баннеров уходят недели;
  • между отделами нет согласованности.

Грамотная оптимизация бизнес-процессов улучшает финансовый результат. Например, после повышения качества продукции довольные клиенты приведут друзей. А налаживание связей между сотрудниками ускорит обработку входящих заявок.

Управленческий учет — источник идей для оптимизации бизнес-процессов. По оценке ключевых показателей вы узнаете об «узких горлышках» в бизнесе и поймете, какие элементы доработать. «КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует составление отчетов и повысит вашу личную эффективность. Забудьте про потерю клиентов — уверенно двигайтесь вперед.

Оптимизация бизнес-процессов за пять шагов

Оптимизация БП — это анализ данных, поиск проблем и разработка решений. Чтобы достичь максимума, соберите целую команду! Мозговой штурм — источник десятков идей, способных увеличить прибыль и открыть новые горизонты.

1. Поставить цель

Цель должна соответствовать проблеме. Например, если рентабельность снижается при росте выручке, оптимизируйте затраты и снижайте себестоимость.

Несколько примеров «правильных» целей:

  • увеличить количество обрабатываемых заявок на 10%;
  • сократить срок выполнения заказов с 7 до 5 дней;
  • уменьшить срок согласования рекламных материалов с двух рабочих дней до трех часов.

2. Описать текущий бизнес-процесс

Составьте «карту» бизнес-процесса (если не сделали это раньше), которая отвечает на несколько вопросов:

  1. Каковы «вход» и «выход» из процесса?
  2. Из каких операций состоит БП?
  3. Кто несет ответственность за операции — сотрудники, подрядчики и другие лица.
  4. Какой результат получает компания после выполнения бизнес-процесса? По возможности оценивайте в деньгах.
  5. Кто получает и как использует результат БП?

Не всегда на практике регламенты работают так, как описаны на бумаге. Проведите интервью с сотрудниками из процесса, чтобы составить объективную картину. Лучше доверить интервью третьему лицу — например, специалисту из сторонней организации. Сотрудники не всегда искренне отвечают на вопросы директора или руководителя подразделения.

3. Найти недостатки

Описывайте операции бизнес-процессов в цифрах, чтобы быстрее найти проблему.

Стандарт:

  1. Клиенты звонят по телефону, который указан на сайте.
  2. Менеджеры принимают заявки, отвечают на вопросы и предлагают решения.

С цифрами:

  1. 200 клиентов в день звонят по телефону, который указан на сайте.
  2. Менеджеры принимают 150 заявок в день, отвечают на вопросы и предлагают решения.

Во втором случае сразу определяем проблему — менеджеры не справляются с потоком заявок. Дальше анализируем, ищем причины.

Возможно, в отделе продаж недостаток специалистов. Или оператор связи оказывает плохие услуги — часть звонков не поступает на линию. Рассматриваем и проверяем все варианты.

4. Описать желанный бизнес-процесс

У вас есть исходное описание бизнес-процесса и проблема. Теперь опишите алгоритм, который устранит недостаток.

Например, проблема в недостатке менеджеров. Нужно понять, сколько звонков обрабатывает один специалист. У нас десять сотрудников, каждый принимает по 15 заявок. Нужно увеличить штат на четыре кадра.

Разработайте план оптимизации — запустите процесс найма новых менеджеров, руководителю отдела продаж поставьте задачу разработать порядок обучения новых специалистов.

5. Изменить процесс

Приступайте к корректировке, которую определили на четвертом шаге. Действуйте аккуратно и последовательно. Все процессы связаны между собой, поэтому изменение одного скажется на остальных.

Мы запланировали наем четырех менеджеров, поэтому начнем с одного-двух. Посмотрим, как с увеличением клиентов справится производственный и другие отделы. При резком росте может появиться спешка, которая редко способствует улучшению качества товаров или услуг.

Если качество продукции снижается после найма одного-двух менеджеров, оптимизируем производственный процесс. Находим и устраняем проблему, из-за которой вырос процент брака.

Оптимизация бизнес-процессов начинайте с оцифровки бизнеса. Оцифровка, помогает увидеть имеющиеся проблемы и потом показать эффект от оптимизации бизнес-процессов. Без грамотного управленческого учета поиск точек роста похож на «стрельбу по воробьям из пушки». «КУБ24 ФинДиректор» автоматизирует расчет ключевых показателей, чтобы вы видели эффект от каждого этапа изменений бизнес-процессов.

Никогда не оптимизируйте процессы просто так. Во-первых, это увеличивает нагрузку на команду, не давая положительных изменений. Во-вторых, это отвлекает от действительно важных проблем, из-за которых снижается рентабельность, производительность и другие ключевые показатели.

КУБ24 ФинДиректор

Сервис по контролю и планированию денег бизнеса

Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию сервиса:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Минфин предложил поднять ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний до 5% с 2025 года

С 2022 года для них действует льготная нулевая ставка.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

Минфин РФ предлагает расширить прогрессивную шкалу НДФЛ, снизив порог годового дохода для применения ставки 15% до 2,4 млн рублей и введя еще три ступени с максимальной ставкой 22% для доходов свыше 50 млн рублей.

Минфин решил ввести 5-ступенчатую систему НДФЛ. Чтооооо??? Вменение НДС части бизнеса на «упрощенке». Чтооооо???

⚡️⚡️⚡️ Минфин внес в правительство пакет поправок по налогам. С доходов свыше 2,4 млн в год НДФЛ будет 15%

Министерство финансов России ожидает, что Госдума примет поправки в весеннюю сессию и они начнут работать уже с 1 января 2025 года.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.

Зарплата

Среднюю зарплату от 150 тысяч рублей получают только в Магадане и на Чукотке

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Экспорт

ЕАЭС будет свободно торговать с Ираном

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Упростили условия получения субсидий для строительства модульных отелей

Правительство упростило условия выдачи субсидий на строительство модульных отелей на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере.

В НК будет новый налог. 👀«Ночной бухгалтер» № 1691

Так наши чиновники разошлись, что решили добавить в НК новую главу. Органам местного самоуправления дадут право введения на своей территории туристического налога. Минцифры предлагает ввести сбор за использование иностранного ПО, Блиновской начали разблокировку счетов, штраф ГИБДД можно удержать из зарплаты сотрудника и другие новости.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госдума рекомендовала продлить инвестиционный вычет

По НК применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций прекращается в 2024 году.

Частные дома станут более качественными: для ИЖС утвердили ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

НДС

Для крупного общепита могут расширить освобождение от НДС

Пересмотр лимитов позволит ресторанам и кафе открывать новые точки и вкладываться в развитие собственного бизнеса. Ожидается, что вместе с этим вырастут и поступления в бюджет страны.

Бесплатно с ЕНП (единый налоговый платеж)

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Налог к уменьшению по первичной декларации на ЕНС отразится сразу, по уточненной — только через 3 месяца.

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги
Страхование

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Что можно сделать, если страховая компания не хочет платить, и как обезопасить себя от такой ситуации?

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

Компании все чаще заключают трудовые договоры с работниками за пределами России. С 2024 подход к налогообложению доходов сотрудников за рубежом поменялся (с 2025 он поменяется и для зарубежных исполнителей по ГПХ). Расскажем о правилах, действовавших до 2023 года включительно, ведь периоды 2021–2023 для налоговой проверки еще открыты, и о новых правилах. 

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: за дипфейки хотят ввести уголовку, чиновникам создадут собственную цифровую «Среду», а за оскорбление учителей будут штрафовать

Подготовили обзор главных событий дня — 28 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Рассказываем как работодателю составить платежное поручение на перечисление удержаний из доходов работника судебному приставу и как определить максимальный размер удержаний. Разберём особенности заполнения платежки на выплату зарплаты, из которой были удержаны суммы по исполнительному листу

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу
Маркетплейсы

Назван среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах

Число регистраций самозанятых продавцов на Wildberries выросло на 225%. В основном они продают свечи, одежду, аксессуары и зарабатывают около 50 000 рублей в месяц.

Банкротство

За что бухгалтер попадет под субсидиарную ответственность

Если на бухгалтера была возложена обязанность по хранению финансовых документов компании, его могут привлечь к субсидиарной ответственности за уничтожение, сокрытие и искажение информации о реальном положении дел бизнеса.

Интересные материалы

Суд начал снимать арест с имущества Блиновской

Арест сняли с квартиры, на которую нашелся покупатель, а также с одного из банковских счетов Елены Блиновской.