Интервью

Отказаться от Excel при автоматизации бюджетирования нереально, но можно эффективно встроить его в систему. Интервью с экспертом

Как отказаться от таблиц с бесконечными колонками и кучи файлов? «Клерк» спросил эксперта, как построить бизнес-процессы и интегрировать ПО, чтобы не потратить на бездну времени и при этом, чтобы все работало. Наш собеседник: Лашин Никита Александрович, старший партнер и основатель проекта Планум.
Отказаться от Excel при автоматизации бюджетирования нереально, но можно эффективно встроить его в систему. Интервью с экспертом
Иллюстрация: Планум

Как сейчас устроен процесс планирования и бюджетирования в компаниях?

— Организация процесса во многом зависит от размера бизнеса и его структуры. На старте деятельности компании традиционно оформляют бизнес-процесс в виде расчетных моделей в Excel

С масштабированием бизнеса руководство переводит процессы в специализированные системы для формирования планов и бюджетов. Это связано с ростом объемов данных, учетных статей и записей, которые создает компания в ходе своей деятельности, а также усложнением моделей расчетов бизнес-показателей. Кто уже проходил автоматизацию прекрасно помнят, что именно привело их к такому решению. 

Например, таблицы с бесконечными колонками, множество книг с отдельными фрагментами данных, поскольку в один файл их не уместить. Или, как обычно бывает при формировании бюджета, множество однотипных файлов в одной папке от разных подразделений.

При этом даже высокий уровень автоматизации не исключает использования Excel в качестве базового инструмента аналитики. 

По данным Gartner 87% финансовых специалистов используют Excel для решения рутинных задач по планированию и бюджетированию. 

Суть в том, что при всей продвинутости, крупные аналитические системы не дают той гибкости в части построения гипотез или аналитики, которую может предоставить Excel.

План продаж, реализованный с помощью платформы Планум на базе Exce

Почему?

Объясняется это все сложностью самих систем и построением архитектуры учета бизнеса. 

Внедрение этих систем всегда сопровождается командой консультантов и разработчиков, которые прописывают методологию и пишут код. Простой пользователь при дальнейшем использовании системы не сможет внести изменения в формулы или справочники. Для решения этой задачи нужно снова привлекать разработчиков и консультантов.

Какие сейчас есть тренды на рынке автоматизированных систем?

— Основной тренд последних лет — полная цифровая трансформация предприятий. Она включает все направления бизнеса: производство, ремонты, управление запасами и, конечно же, финансы.

Крупные российские холдинги стараются полностью уйти от ручной обработки информации и автоматизировать все участки деятельности. Эта цель реальна. Мы видим множество примеров компаний, которым это удается

Сейчас появляется все больше бизнес-систем для решения различных производственных и административных задач. 

Например: для планирования занятости сотрудников, реализации проекта, контроля деятельности или производства продукции

И эти проекты можно вписать в существующий системный контур.

Интересно, что в среде финансовых специалистов становятся все более популярны гибридные платформы. Они совмещают пользовательскую работу в Excel и функционал крупных автоматизированных систем для планирования и бюджетирования. 

Эти системы сохраняют преимущества обоих аналитических инструментов: гибкость, доступность и функционал Excel с одной стороны, динамичность и производительность — с другой. 

Именно в таком классе систем мы сделали собственную разработку — платформу для планирования и бюджетирования бизнеса Планум

Пользователь взаимодействует с платформой полностью через Excel: создает там справочники, модели расчетов, вводит данные, делает аналитику. При этом вся информация хранится на сервере и доступна всем пользователям в любой момент.

С какими сложностями сейчас сталкивается российский рынок автоматизации финансовых процессов?

— Основная сложность — уход иностранных вендоров. Крупные системы, такие как IBM, Oracle и SAP, больше не доступны для внедрения российскими потребителями. 

Сейчас возможна только сервисная поддержка тех компаний, которые установили эти системы ранее. Дальнейшая работа оставшихся иностранных вендоров ПО пока остается под вопросом, а это не располагает к их внедрению в бизнес-процесс. 

Конечно, на повестке сейчас стоит вопрос поиска отечественных решений для автоматизации. При этом современные потребности клиентов в функциональности аналитических систем создают новые вызовы для отечественных решений и пока не все ниши закрыты.

Что именно важно учитывать при автоматизации финансовой деятельности компании?

— Мы внедряем системы автоматизации финансов уже 10 лет. За это время у нас было множество проектов из разных сфер: логистика, ритейл, банки, агробизнес — где используются абсолютно разные методологии учета и расчета ключевых показателей бизнеса. 

Поэтому однозначно могу сказать, что самый главный критерий при выборе системы — это ее гибкость.

Например, наш клиент из агробизнеса внедрял IBM Planning Analytics для организации системы операционного планирования по методологии снизу-вверх. Однако, стратегический план компания формировала по сверху-вниз.

Беда в том, что даже в такой мощной системе, как IBM Planning Analytics, совместить эти 2 подхода просто невозможно, поэтому для решения задачи мы внедряли ПО собственной разработки — платформу для планирования и бюджетирования Планум.

Сопоставление разных версий БДДС и план-фактного анализа на одной вкладке

Автоматизированные решения должны связывать все бизнес-процессы в компании в одну расчетную модель. 

Например, изменения в объемах производства сразу должны показывать планируемый финансовый результат. Изменение цен, например, также должно отражаться на итоговой выручке.

При этом важно, чтобы внедрение систем в бизнес было поэтапным. То есть автоматизировали один процесс, посмотрели, как он работает, как ведет себя система, насколько комфортно с ней взаимодействовать и т. д. Если по всем этим критериям система подходит, то можно переходить к автоматизации других участков.

Большая часть крупных систем не дает такой возможности, при этом их стоимость очень высока.

Наша платформа Планум позволяет идти поэтапно: компания может сначала автоматизировать сбор финансовой отчетности и консолидацию, потом перейти к сбору производственных показателей, труда, логистики и т.д.

Потребители все больше отдают предпочтение коробочным, или готовым, решениям, которые можно быстро вписать в бизнес-процесс и начать пользоваться ими как можно скорее. Заказная разработка, которая создается под конкретного клиента, интересна, но больше для нестандартных случаев.

Фактор времени, которое затрачивается на внедрение и адаптацию, становится как никогда определяющим. Дело в том, что в ситуации рыночной волатильности менеджменту необходимо отслеживать состояние бизнеса в реальном времени, чтобы оперативно видеть риски возникновения кассовых разрывов, просроченных задолженностей, находить те ресурсы предприятия, которые можно направить на инвестирование. 

Например, крупная система для планирования и бюджетирования может внедряться до 12 месяцев. В Планум мы сократили период интеграции до 2 месяцев, если не требуется сложная методология расчетов. Например, списание издержек в конце вегетативного периода в агробизнесе. 

Важна возможность полной интеграции с другими приложениями, которые уже установлены в компании, или со сторонними порталами. Если мы говорим о бухгалтерии, то это интеграция с 1С, системами банк-клиент, а также со сторонними веб-сервисами. 

Пример из нашего опыта — настройка регулярной и автоматизированной загрузки данных по курсам валют с сайта ЦБ. Мы это делали для клиента, которому устанавливали Планум, как первую систему управления финансами.

На базе платформы мы настроили передачу данных с сайта так, чтобы каждый день в определенное время в систему поступали свежие данные о курсах валют. При загрузке новых курсов все финансовые модели пересчитывались. 

Интеграция данных по курсам валют в систему, пересчет ключевых параметров в соответствии с актуальным курсом

Какие конкретные проблемы помогает решить автоматизация финансов?

— Основная задача автоматизации — максимально сократить ручной труд и ускорить процесс получения результата. 

Один из наиболее трудоемких процессов — сбор и консолидация данных.

Как обычно собираются бюджетные данные в компаниях? Пересылкой файлов по электронной почте или загрузкой файлов на общий диск. 

В итоге получается список однотипных файлов от разных подразделений, который надо свести к агрегированным показателям, и при необходимости учесть возможность детализации. 

Кроме того, после сбора и консолидации идет долгий процесс утверждения, и в итоге непонятно, какая версия документа последняя, и где находятся актуальные данные.

Многим, кто собирает бюджет в Excel, такая ситуация хорошо знакома. 

Нашему клиенту мы решили аналогичную задачу за счет внедрения Планум. На базе платформы мы сделали единую модель, доступную всем пользователям.

Права доступа к отдельным массивам информации в модели были разграничены в соответствии с регламентами безопасности. Пользователи могли создавать неограниченное количество версий одного документа.

Редактирование одной версии документа могло производиться несколькими пользователями одновременно прямо в Excel. При этом данные о том, кто и когда вносил изменения, сохранялись на сервере.

В целом организация хранения данных на сервере помогает решить множество рутинных задач. К примеру, оптимизировать процесс работы с большими массивами данных, а процесс управления справочниками и формулами модели сделать более универсальным. 

Например, для одного клиента из строительной сферы мы с помощью Планум автоматизировали процесс проектного планирования. Хранение данных, формул и управление структурой было организовано на облачном сервере.

В результате, вместо множества вкладок в Excel с разными проектами, пользователь стал работать только с одним листом Excel, где можно было выбирать проекты с помощью фильтра. Если администратор системы вносил изменения, то они отображались у остальных пользователей мгновенно.

Создание отчета о движении денежных средств и план-фактной аналитики по отдельным проектам

Важно, чтобы администраторами системы выступали сами целевые заказчики. 

Как обычно устроен процесс сервиса системы? 

Есть разработчик, который по запросам конечных пользователей, в нашем случае финансовых отделов, вносит изменения в расчеты и структуру данных. При этом конечные пользователи не могут самостоятельно оперативно внести какие-либо изменения, или даже просто посмотреть формулу, по которой считается показатель. Им все равно приходится перепроверять расчет вручную, а в случае ошибки — обращаться к разработчику, чтобы последний внес корректировки.  

При разработке Планума мы учли этот момент. Многие клиенты приходят с вопросом, а могут ли они самостоятельно что-то поменять? С нашей платформой это возможно.

Принцип работы платформы полностью опирается на логику и интерфейс Excel, а значит в ячейках отображаются формулы, которые применяются для расчета того или иного показателя. Пользователи с соответствующими правами доступа могут менять справочники продукции, складов и номенклатуры: изменения будут доступны мгновенно всем участникам процесса.

Какие у вас дальнейшие планы?

— В связи с уходом Microsoft с российского рынка становится актуальным вопрос дальнейшей работы Excel и других систем. Однако у большинства коммерческих компаний куплены пожизненные лицензии на офисное ПО Microsoft.

Переход на другие приложения с электронными таблицами пока регламентирован нормативно-правовыми актами для министерств, государственных учреждений и компаний. 

Кроме того, пока ни один другой продукт для работы с электронными таблицами не предоставляет такой набор функционала, как Excel. Поэтому наиболее перспективным вариантом дальнейшего развития продукта мы видим создание собственного интерфейса для работы с платформой.

Реклама: ООО «ПЛАНОМЕТРИКА», ИНН 7751254386, erid: LjN8K9Ry5

Что изменят в налоговой системе: Минфин внес пакет поправок!

Изменения коснутся ставок НДФЛ, УСН, НДС и НДПИ.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк. ру

Начать дискуссию

⚡️Минфин внес в правительство пакет поправок по налогам. С доходов свыше 2,4 млн в год НДФЛ будет 15 %

Министерство ожидает, что Госдума примет поправки в весеннюю сессию и они начнут работать уже с 1 января 2025 года.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бесплатное программное обеспечение от ФНС для работы с КЭП положено не всем

На сайте ФНС можно бесплатно скачать программу для работы с квалифицированной электронной подписью. Но это право есть при соблюдении ряда условий.

Зарплата

Среднюю зарплату от 150 тысяч рублей получают только в Магадане и на Чукотке

Специалисты на Чукотке получают в среднем 162,5 тысяч, а москвичи — 146,2 тысячи рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Экспорт

ЕАЭС будет свободно торговать с Ираном

Российские экспортеры начнут экономить до 300 млн долларов в год и смогут торговать с Ираном без запретов и ограничений на ввоз товаров.

Упростили условия получения субсидий для строительства модульных отелей

Правительство упростило условия выдачи субсидий на строительство модульных отелей на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере.

В НК будет новый налог. 👀«Ночной бухгалтер» № 1691

Так наши чиновники разошлись, что решили добавить в НК новую главу. Органам местного самоуправления дадут право введения на своей территории туристического налога. Минцифры предлагает ввести сбор за использование иностранного ПО, Блиновской начали разблокировку счетов, штраф ГИБДД можно удержать из зарплаты сотрудника и другие новости.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Госдума рекомендовала продлить инвестиционный вычет

По НК применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций прекращается в 2024 году.

Частные дома станут более качественными: для ИЖС утвердили ГОСТ

Росстандарт утвердил национальный стандарт зеленого индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

НДС

Для крупного общепита могут расширить освобождение от НДС

Пересмотр лимитов позволит ресторанам и кафе открывать новые точки и вкладываться в развитие собственного бизнеса. Ожидается, что вместе с этим вырастут и поступления в бюджет страны.

Бесплатно с ЕНП (единый налоговый платеж)

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Налог к уменьшению по первичной декларации на ЕНС отразится сразу, по уточненной — только через 3 месяца.

Как на ЕНС начисляют налоги по первичным и уточненным декларациям: таблица

Мотивация сотрудников: важны не только деньги

Люди идут на работу, чтобы получать зарплату. И этим никого не удивишь. Однако мы живем в мире, где увеличение доходов зачастую сопровождается ростом расходов, и, как следствие, чувство полной финансовой удовлетворенности остается недостижимым.

Мотивация сотрудников: важны не только деньги
Страхование

Как получить деньги в случае наступления страхового случая

Что можно сделать, если страховая компания не хочет платить, и как обезопасить себя от такой ситуации?

Как получить деньги в случае наступления страхового случая
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

Компании все чаще заключают трудовые договоры с работниками за пределами России. С 2024 подход к налогообложению доходов сотрудников за рубежом поменялся (с 2025 он поменяется и для зарубежных исполнителей по ГПХ). Расскажем о правилах, действовавших до 2023 года включительно, ведь периоды 2021–2023 для налоговой проверки еще открыты, и о новых правилах. 

Сотрудники за рубежом: способы оформления, риски, что учесть в договорах и документах

⚡️ Итоги дня: за дипфейки хотят ввести уголовку, чиновникам создадут собственную цифровую «Среду», а за оскорбление учителей будут штрафовать

Подготовили обзор главных событий дня — 28 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Рассказываем как работодателю составить платежное поручение на перечисление удержаний из доходов работника судебному приставу и как определить максимальный размер удержаний. Разберём особенности заполнения платежки на выплату зарплаты, из которой были удержаны суммы по исполнительному листу

Платежка для судебного пристава или удержания по исполнительному листу

Назван среднемесячный доход самозанятых на маркетплейсах

Число регистраций самозанятых продавцов на Wildberries выросло на 225%. В основном они продают свечи, одежду, аксессуары и зарабатывают около 50 000 рублей в месяц.

Банкротство

За что бухгалтер попадет под субсидиарную ответственность

Если на бухгалтера была возложена обязанность по хранению финансовых документов компании, его могут привлечь к субсидиарной ответственности за уничтожение, сокрытие и искажение информации о реальном положении дел бизнеса.

Суд начал снимать арест с имущества Блиновской

Арест сняли с квартиры, на которую нашелся покупатель, а также с одного из банковских счетов Елены Блиновской.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Совету Руководителей было озвучено, что только после того как они поймут, что те заклинания, которые были написаны в глубоком прошлом уже не могут существовать в новой реальности. Те цели, которые они ставили перед Старым Волшебником и есть то, что тормозит переход на новую программу.

Восьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Интересные материалы

Банки

Альфа-банк планирует создать свой пенсионный фонд

Запуск программы долгосрочных сбережений стал для Альфа-банка стимулом к созданию собственного негосударственного пенсионного фонда.