Как разработать стратегию развития компании. Преимущества стратегического планирования

Рассказываем, как выделить ключевые цели организации и уверенно достигать их — следуя алгоритму из шести шагов. А ещё внутри огромный список ресурсов, которые помогут проанализировать рынок и аудиторию перед разработкой стратегии

Знаешь ли ты, какая стратегия у вашей организации? Сколько времени посвящается разработке этой стратегии каждый месяц? Если затрудняешься ответить — стоит построить гибкий и выполнимый стратегический план, чтобы достигать намеченных целей.

Что такое стратегическое планирование

📌 Стратегическое планирование — это инструмент влияния на развитие компании. Оно определяет цели и глобальные задачи на 3–5 лет.

Такой тип планирования помогает реагировать на изменения и фундаментальные проблемы: масштабирование компании, падение спроса, кризисы. Внутри компании стратегическое планирование помогает сфокусировать усилия команды.

Это дорожная карта для достижений бизнес-целей. И если ею пренебрегать, то не получится определить, находится ли бизнес на правильном пути или уже давно зашёл не в ту дверь.

Стратегическое планирование — это непрерывный процесс, а не разовое совещание. Оно требует времени, усилий и постоянной переоценки.

Большинство людей думают о стратегии как о событии, но мир так не работает. Когда мы сталкиваемся с непредвиденными возможностями и угрозами, мы должны реагировать. Иногда мы успешно отвечаем, иногда мы этого вовсе не делаем. Но большинство стратегий развиваются в ходе этого процесса. Чаще всего стратегия, ведущая к успеху, возникает в результате процесса, который работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю почти в каждой отрасли.


Клейтон Кристенсен, профессор Гарвардской школы бизнеса

Преимущества стратегического планирования

  • Создаёт единое видение, ориентированное на будущее. Если сотрудники и акционеры компании знают и понимают, как и почему были выбраны именно такие цели и что они могут сделать для их достижения, то возрастает чувство ответственности.

  • Устраняет предвзятость. При стратегическом планировании каждое решение нужно взвесить и объяснить, подкрепить данными, прогнозами или тематическими исследованиями. Это помогает бороться с когнитивными искажениями.

  • Возможность отслеживать прогресс. Стратегическое планирование даёт главное — знание того, чего хочешь добиться и каких целей достигнуть. А значит, ты всегда можешь проверить, насколько ты близко к точке Б. К тому же, на плечи сотрудников ложится понятный и выполнимый KPI, взятый не с потолка. 

  • Инструмент реагирования на изменения. Стратегическое планирование включает анализ возможных событий, которые могут произойти, а также меры реагирования на них. Это и риски — возможные отклонения, и точки роста — возможности на рынке, как тренды или глобальные перемены.

С чего начинать планирование — или анализ текущего положения компании

Чтобы разработать бизнес-стратегию, первым делом нужно объективно оценить рыночную позицию и текущее положение компании. Для этого надо сфокусироваться на происходящем вовне и внутри твоей компании.

Содержание этого этапа анализа включает:

  • Анализ размеров, динамики, структуры, тенденций рынка, уровня доходности

  • Анализ конкурентов

  • Сегментирование рынка и анализ сегментов

  • Определение доли рынка компании и динамика

  • Анализ услуг и продуктов компании

  • Анализ маркетинговой стратегии и продаж компании

  • Анализ сильных и слабых сторон компании  

Вот пара инструментов для этого.

Анализ метрик

Тут надо обратиться к текущим цифрам компании. Собрать и иметь на руках главные показатели: выручка, юнит-экономика, данные по трафику и другие подобные вещи. Это точка отправления к новой стратегии и её реализации.

SWOT-анализ

Метод выявляет сильные и слабые стороны организации и определяет возможности и угрозы, связанные с конкурентами или планированием проектов. Пригодится при оценке потенциала бизнес-идеи — насколько она жизнеспособна и будет ли приносить прибыль. 

PEST-анализ

Этот метод включает анализ правовых и экологических тенденций. Сейчас эти сферы сильно отражаются на многих сферах бизнеса, и в ближайшие 10 лет их влияние будет только расти. 

Конкурентный анализ 

Поможет определить возможности, не используемые конкурентами, и угрозы — области, в которых они особенно сильны. Стоит изучить прямых и косвенных конкурентов, в своей стране и за границей. Чуть ниже ты найдёшь список инструментов для этого.Интервью, кастдевы, опросы

Интервью с представителями компании, кастдевы и анкетирование текущих потребителей — если они уже есть. Если нет, надо набирать респондентов из портеров целевой аудитории. Ещё есть экспертные опросы — для этого нужно спросить коллег по рынку и представителей аналогичных компаний. И, наконец, прямые запросы участникам рынка под легендой.

Качественный и количественный анализ

Для этого можно пользоваться открытыми источниками данных. В них есть огромный массив информации о ключевых показателях рынка, целевой аудитории и конкурентах.

Где брать данные для проведения анализа:

  • СПАРК-Интерфакс, SBIS — выручка, прибыль, численность и другие финансовые и организационные данные о компаниях из России.

  • Bloomberg, MOEX — котировки ценных бумаг, цены на ресурсы и новости.

  • Сrunchbase, INC, Rusbase, РВК, vc-барометр — инвестиционные сделки.

  • Росстат, гос. органы статистики, Data.Mos, региональные органы статистики — данные из министерств и государственных ведомств, данные о населении, доходах и внешней торговле.

  • Ourworldindata — глобальные социальные и экономические данные.

  • Statista — исследования рынков и данные о потребителях.

  • «Ромир», РБК, Gfk, Euromonitor, J’son, DataInsight, Nielsen, TNS, CustomerBarometer, Ipsos, «Левада-центр» (Признан иноагентом в РФ), ВЦИОМ — здесь отчёты исследований, соцопросов, аналитики.

  • McKinsey, BCG, Bain, PWC, KPMG, Deloitte, EY — отчёты этих и других консалтинговых компаний.

  • Международный валютный фонд, Всемирный Банк, ЦБ России, Федеральная резервная система США — отчёты и статьи крупных финансовых институтов.

  • ВШЭ, РЭА им. Плеханова, МГУ, MIT, Stanford — исследования этих и других ведущих вузов.

  • Mention, Open Social Buzz — упоминания брендов.

  • SimilarWeb, ahrefs, SEM Rush — трафик и поисковые запросы.

  • Wordstat (Яндекс), Google Trends — количество или объём поисковых запросов.

  • HH.ru, glassdoor, SuperJob, LinkedIn, Your Career — зарплаты и сотрудники.

Теперь со всем массивом данных и проделанной предварительной работой можно переходить к составлению стратегии.

Этапы разработки стратегии компании

Этап 1. Определение миссии, видения и ценностей

Миссию и принципы можно сформулировать одним предложением или текстом на несколько страниц — как удобнее.

Главное, ответьте объективно на эти вопросы:

  • Каким бизнесом мы занимаемся? Какие потребности мы удовлетворяем?

  • Что у нас за организация?

  • Для чего мы существуем?

  • Как мы обслуживаем клиентов?

  • В чём сфера нашей деятельности? Какие рынки мы занимаем (и не занимаем)?

  • Какие активы и навыки мы выводим на рынок?

  • Как рынок будет расти и развиваться в будущем?

При составлении миссии избегай общих формулировок. Не злоупотребляй такими словами, как «лучший», «сообщества», «клиенты», «совершенство», «лидер» и «качество». Тогда точно создашь уникальное заявление о миссии и принципах без воды.

💡 А ещё миссия получится реальной, если сформулировать ценности — принципы, которые компания выбирает для себя на пути к цели.

Этап 2. Постановка долгосрочных целей

Стратегическое планирование подразумевает выбор целей. В большинстве случаев используются SMART-цели — конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные и ограниченные по времени. 

Измеримые цели помогут определить, насколько хорошо бизнес работает в соответствии с ними и общей миссией. При постановке целей сначала подумай, чего хочешь достичь в итоге, а затем двигайся в обратном направлении, раскручивая, что надо сделать для этого.

Например, у тебя бизнес в сфере образования. Цель может быть такой: выпустить первую версию платформы виртуального класса в течение двух лет. Или: увеличить продажи обучающего курса на 30% в следующем году. Или: увеличить акционерную стоимость предприятия на 50% за три года.

Хорошо работают каскадные цели, чтобы заинтересовать все стороны в реализации своей бизнес-стратегии и быть на одной волне:

  • Бизнес-цели. Высокоуровневые, которые применимы к организации в целом.

  • Цели отдела или команды. Ключевые задачи, делегированные отделам, помогают организации достичь общих целей.

  • Цели для сотрудников. Используя цели отдела, установи цели для отдельных сотрудников, чтобы каждый мог внести вклад в достижение общих бизнес-целей.

Также цели делятся на пять видов:

  • Технологические — использование современных технологий в работе.

  • Финансовые — увеличение продаж и сокращение расходов.

  • Производственные — замена оборудования на производстве и сокращение количества брака. 

  • Маркетинговые — работа с позиционированием компании и целевой аудиторией.

  • Социальные — обычно направлены на сотрудников, например, внедрение нового социального пакета или формирование корпоративной культуры.

Этап 3. Стратегический анализ

Если на этапе анализа текущего положения фокус был на настоящем, здесь он смещается на будущее.

Здесь закладываются целевые показатели — KPI, рост метрик и других показателей.

Нужно учесть и взять в работу точки роста и риски, которые выявили ранее на этапе SWOT и PEST-анализов. И рассмотреть с точки зрения роста и прогнозов массивы данных, которые собрали на этапе анализа конкурентов, метрик, цифр и большой статистики.

Этап 4. Выбор стратегии

Для выбора стратегии подойдут матрицы — инструменты с разными методы прогнозирования, портфельный анализ. 

Критерии выбора стратегии

  • Соответствует рыночным возможностям и угрозам, условиям отрасли и конкуренции, учитывает сильные и слабые стороны организации, её конкурентные возможности.

  • Направлена на рост эффективности работы организации, увеличении прибыльности бизнеса и укрепления рыночных позиций.

А теперь подробнее про то, как построить стратегию.

Виды стратегий

Матрица Ансоффа 

Применяют, чтобы понять возможные стратегии роста компании на рынке.

Матрица работает по четырём сегментам, которые соответствуют четырём стратегиям:

  • Проникновение на рынок. Если нужно увеличить продажи существующего продукта на существующем рынке.

  • Развитие рынка. Если нужно вывести существующий продукт на новый рынок. 

  • Развитие продукта. Эта стратегия работает, когда новый продукт нужно вывести на существующий рынок. 

  • Диверсификация. Если новый продукт нужно вывести на новый рынок. 

Матрица Бостонской консалтинговой группы (Матрица БКГ)

Поможет оценить успешность отдельных категорий товаров или направлений бизнеса. Она подойдёт, если компания продаёт больше одного продукта. С матрицей БКГ получается стабильно анализировать линейки товаров — чтобы увидеть, какие прибыльные, а какие несут только убытки.

Продукты или бизнес-направления распределяются на группы по двум метрикам: темп роста и доля рынка. «Дойные коровы» теряют популярность, но приносят прибыль, «звезды» прибыльны и продолжают расти на рынке, «трудные дети» пользуются спросом, но слабо представлены на рынке, «собаки» не интересны и плохо продаются 😕

Матрица McKinsey 

Помогает проанализировать продукты компании, определить самые ростовые и привлекательные для клиентов на рынке. Это таблица, в которой раскладываются конкурентоспособные стороны, слабые и сильные части бизнеса, а также потенциал  развития или риски, на которые следует обратить внимание.

Как понять, что стратегия реализуется успешно:

  • Работникам доходчиво объяснили цели, а те в свою очередь поняли, что от них требуется.

  • Руководители компании своевременно обеспечивают сотрудников ресурсами для достижения стратегии.

  • Каждый уровень руководства решает именно свои задачи, а не вмешивается в чужие или делегирует свои, осуществляет закреплённые за ним функции.

  • Нет существенных разрывов в заложенных и реальных показателях. Короче, сходятся дебет и кредит.

Этап 5. Реализация стратегии

Крупные задачи разбиваются на мелкие — происходит декомпозиция.

Надо составить WBS — work breakdown structure, иерархическую или структурную декомпозицию работ. Стратегический план на 3–5 лет разбивается на более короткие промежутки времени. Далее — ещё на более мелкие. 

Это происходит на уровне отделов, направлений, команд. Цель декомпозиции — составить из стратегии на годы вперёд конкретный план действий, который сотрудники будут выполнять каждый день.

💡 Здесь очень важна синхронизация внутри команды. Это включает и обратную связь, и сверку с метриками, и управление персоналом. Нужно единое рабочее пространство, регулярные встречи, отчёты на разных промежутках времени: месяц, три месяца, полгода.

Этап 6. Оценка и контроль выполнения

При оценке обращай внимание на следующие критерии: последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость, преимущество.

Как и с планом, устоявшиеся методы контроля одного предприятия могут не подойти другому. Имеет смысл смотреть на заложенные KPI, метрики, показатели роста.

В зависимости от результатов выбери одну из двух линий поведения:

  • Если состояние соответствует стратегии, то отмечай достижения, сообщай о ходе реализации команде и продолжай мониторинг.

  • Если что-то идёт не так, как задумывалось, проанализируй отклонения. Определи, что на это повлияло — внутренние или внешние факторы. Отмечайте, что именно сбылось и какие меры реагирования были заложены.

Примеры успешных стратегий

McDonald's

Сеть быстрого питания специально разработала «План скоростного роста» на три года: с 2017 по 2020. Их стратегический план вращался среди трёх основных столпов: 

  • Удержание: укрепление и расширение сильных сторон, таких как завтрак и семейные праздники.

  • Восстановление: сосредоточение внимания на качестве, удобстве и ценности продуктов питания, чтобы вернуть потерянных клиентов.

  • Конверсия: акцент на кофе и закусках для привлечения случайных клиентов.

Эти принципы помогают McDonald's стимулировать рост клиентов и максимизировать видимые преимущества для них в кратчайшие сроки.

Ну и секретный соус биг-мак.

Nike 

Известная компания спортивной одежды сформулировала миссию так: «Приносить вдохновение и инновации каждому спортсмену в мире». 

В организации разработали стратегию глобального роста в период с 2021 по 2025 годы. Она включает в себя 29 стратегических целей, основанных на принципах «люди, планета и оплата труда». Каждый приоритет тщательно определён, сопровождается конкретными действиями и измеримыми показателями.

Такой скрупулезный подход обеспечил прозрачность и согласованность действий в масштабах огромной организации.

В стратегическом плане Nike установлены такие цели:

  • Продвижение равенства в оплате труда

  • Обучение и профессиональное развитие сотрудников

  • Поощрение разнообразия и инклюзивности в бизнесе

Nike, уделяя приоритетное внимание этим областям, стремится обеспечить поддержку своему персоналу и создать среду, которая ценит и расширяет их возможности.

Кратко о главном в стратегическом планировании

  • Стратегический план начинается с глубокого анализа текущего состояния компании и рынка. Для этого нужно оценить метрики, изучить конкурентов, пообщаться с целевой аудиторией.

  • Стратегическое планирование начинается с постановки целей на 3–5 лет, а затем разбивается на более короткие промежутки времени: 1 год, месяцы, наконец, недели и дни.

  • Смоделировать стратегический план можно по моделям: матрице Ансоффа, матрице Бостонской консалтинговой группы, матрице McKinsey.

  • В реализации плана огромную роль играет синхронизация с командой. Важно не просто поставить задачи, но и регулярно анализировать прогресс по их выполнению.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
77

Начать дискуссию

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

С 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу. «Клерк» проводит серию вебинаров с ведущими экспертами: налоговыми консультантами, юристами, адвокатами, аутсорсерами. Не пропустите!

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

У бухгалтеров стресс и выгорание, алкоголь подорожает с 1 июля, а блогеров хотят приравнять к СМИ. 🥂«Ночной бухгалтер» № 1703

Пятничные новости они такие. Сделали дайджест шок-новостей дня, разбавили их играми для глаз и разума, и любимая рубрика — «Что ест бухгалтер».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

🍷 Минимальные цены на продажу крепкого алкоголя в рознице вырастут уже с 1 июля

Водка с 1 июля 2024 года подорожает с 281 до 299 рублей, коньяк — с 517 до 556, а бренди — с 375 до 403 рублей за 0,5 л.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

Как с 2025 года будут индексировать лимит дохода для перехода на УСН

Сейчас перейти на УСН с начала года можно, если доходы за 9 месяцев прошлого года не превысили 112,5 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. С 2025 года лимит для перехода на УСН будет 337,5 млн рублей.

Онлайн-кассы

Если безналичная оплата за юрлицо пришла от физлица, надо применять ККТ

Иногда происходят такие ситуации: счет выписан на юрлицо, а оплата по безналу поступает от директора компании или иного физического лица.

Экономика России

Вечность пахнет нефтью…?

Вынесенная в заголовок фраза принадлежит авторству Егора Летова, о ее смысле можно полемизировать, но оставим это занятие литературным критикам, задавшись намного более прозаичным вопросом (но вполне в духе заголовка с учетом того, что жизненный цикл государства, в отличие от человеческого, намного более обращен в вечность).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

В Италии задержали основателя портала «Право.ру»

По версии прокуроров из Милана, Дмитрий Чиракадзе помог сбежать из-под домашнего ареста Артему Уссу, которого обвиняют в контрабанде.

Кредитование

Нужно получать больше 100 000 рублей, чтобы комфортно выплачивать автокредит

С начала года по апрель россияне оформили кредиты для покупки автомобиля на общую сумму 706,7 млрд рублей.

Бесплатно с НДФЛ

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025

С 2025 года будут действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ и две двухступенчатые.

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025
Основные средства

Как учитывать дорогостоящее оборудование, списывать в расходы кредитный автомобиль, пересмотреть ликвидационную стоимость: три вопроса по ОС бухгалтеру в закладки

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Введение электронной визы резко увеличило турпоток в Россию

По мнению экспертов, введение электронной визы в Россию дало мощный толчок для увеличения въездного туристического потока.

В 2025 у всех бухгалтеров будет сплошной стресс — готовимся встречать трудности уже сейчас! Давайте работать без выгорания

Обычно мы заботимся о ваших hard-скилах: обучаем работе с изменениями, рассказываем, как правильно считать налоги и заполнять отчеты. Но в работе бухгалтера так много стресса. К дедлайнам в отчетах, проверкам ФНС и хотелкам руководства добавилась налоговая реформа. Мы выпустили онлайн-курс, который поможет вам не выгореть и справиться со всеми трудностями.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Законопроекты

Уголовная ответственность за участие в нежелательных организациях: чего ожидать

11 июня 2024 года стало известно о принятии Госдумой на пленарном заседании в первом чтении законопроекта об уголовной ответственности за участие в деятельности любых иностранных организаций, признанных в РФ нежелательными, в том числе тех, учредителями которых выступают зарубежные госорганы.

Пенсии

Негосударственные пенсионные фонды будут обязаны выявлять конфликты интересов

НПФ должны вести обязательный учет информации о конфликтах интересов с 1 января 2025 года.

Стандартный вычет

Для стандартного вычета на детей лимит дохода считают по одному месту работы

Налоговый агент, который предоставляет физлицу стандартный вычет по НДФЛ на детей, считает налог с учетом только тех доходов, источником которых этот налоговый агент является.

Общество

Цены на такси в час пик не должны расти для пассажиров с детьми

В праздничные дни и непогоду операторы такси не должны повышать стоимость поездок для семей с детьми. С таким предложением выступил депутат Госдумы.

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Блогеров с миллионом подписчиков могут приравнять к СМИ принудительно

Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин (депутат фракции «Единая Россия») считает, что блогеров, имеющих миллион и более подписчиков, необходимо в принудительном порядке приравнивать к СМИ.

3

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Ипотека

Принят закон о продаже физлицом ипотечного имущества на выгодных условиях

Владимир Путин подписал федеральный закон с изменениями в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Интересные материалы

Бесплатно с Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Наименование является основным средством индивидуализации юридического лица, характеризует сферу деятельности. А проще говоря: «как вы яхту назовете так она и поплывет». В мини-курсе пошагово рассказываем, как сменить наименование ООО в 2024 году.

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс