Как отличить хорошего финансового директора на аутсорсинге от плохого

Финансовый директор как топливо для двигателя — помогает набирать обороты и разгонять автомобиль. Но топливо бывает плохим и хорошим. Ошибетесь с выбором — и здравствуй капитальный ремонт. Рассказываем, на что ориентироваться при выборе финансового директора. Не важно куда выбираете в штат или внешнего, внештатный финансовый директор.
Как отличить хорошего финансового директора на аутсорсинге от плохого
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

В российской деловой практике сложился стереотип, что с задачами финансиста справится бухгалтер. В чем-то их функции действительно схожи, но есть и существенная разница. Если кратко, то бухгалтер систематизирует данные прошлых периодов, а финансовый директор еще и прогнозирует будущее.

Найм первого попавшегося специалиста — не выход. Он не принесет пользы и не приблизит к достижению стратегических целей. Поэтому вы, будучи руководителем, должны отличать хорошего финдира от плохого.

Признаки плохого финансового директора

В качестве примера рассмотрим Светлану Петровну, которая семь лет работала главным бухгалтером оптовой организации. Она решила, что пора на повышение — стать финансовым директором. И ведь функции схожи — считай, составляй отчеты и показывай руководителю.

Думает только про отчеты

Светлану Петровну назначали финдиром в штате. Начинается месяц, и в блокноте появляется ключевая задача: получить данные от всех подразделений компании, чтобы подготовить 3 отчета: отчет о движении денежных средств (ОДДС), отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) и баланс.

По окончанию месяца она получила от бухгалтера сводку по хозяйственным операциям из 1С, и данные из других подразделений и вручную готовит красивые таблички в Excel. Месяцы сменяют друг друга, Светлана Петровна гордится полнотой отчетов и что они готовы к 10 числу каждого месяца. Также создано впечатление у руководства, что с подготовкой отчетов справится только она. Тем самым «привязала» к себе работодателя.

Вот только компания как приносила 600 тысяч чистой прибыли, так и осталась на этом уровне. А все потому, что финансовый директор сфокусирован на красоте и своевременности отчетов.

Она не занимается анализом отчетов, считая, что это задача руководства, а ее задача предоставить отчеты.

Плохо оценивает риски

Светлана Петровна — консерватор, во всем следует правилу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Это не плохо и тоже обеспечивает рост, хоть и медленный. Но бизнес — это принятие решений, которые связаны с риском.

Наша героиня боится ответственности за потери и не рискует, поэтому рассматривает только 100% варианты.

За год компания упустила возможность стать лидером в одном из двух направлениях! А все потому, что неудача сулила сокращение прибыли на 10–15%.

Другая крайность — бросаться во все стороны без оценки последствий. Это еще губительнее для компании, чем подход Светланы Петровны. Пара-тройка провалов способны привести к банкротству. Если финдир не умеет оценивать и управлять рисками — это плохой специалист. 

Рутина, рутина и опять рутина

Светлана Петровна не занимается изменением бизнес-процессов, нет правил и регламентов для отделов компаний по сбору и предоставлению ей данных. В итоге чтобы подготовить и сдать отчет вовремя, она в дни перед сдачей отчета, засиживается допоздна. Эта привычка осталась со времен работы бухгалтером. Как следствие все время тратится на сбор данных и подготовку отчетов, а на анализ данных и формирования гипотез и предложений времени не остается.

Участвуя в собраниях руководителей отделов, она иногда предлагает собственные идеи. Но плохо доносит суть и не может обосновать свои предложения. В результате инициативы так и остаются в воздухе, и не помогает бизнесу двигаться вперед.

План есть, результата нет

Руководитель и собственник планируют в следующем году увеличить выручку и прибыль на 40–50%. Наш финансист готовит очередные таблички с прогнозными показателями по месяцам, которые дадут нужный результат по году.

Все красиво, но нет привязки к данным прошлого года, нет учета сезонности, расходы растут пропорционально выручке, хотя это не коррелирует с реальной ситуацией в бизнесе.

Например, новый менеджер по продажам делает минимум продаж несколько месяцев, пока не выйдет на нужный объем. 

Получается, что план есть, но он бесполезный, для галочки

И вместо того, чтобы в течении месяца контролировать достижение плана, сравнение плана и факта делается только по итогам месяца и только  фиксируется отставание от плана, без анализа причин невыполнения плана. 

В следствии того, что изначально не был разработан пошаговый план действий для подразделений компании, то каждый отдел что-то делает, но это не согласовано и хаотично, в результате прирост выручки есть, но до достижения плана далеко.

К концу года плановые показатели не достигнуты. Финансист сетует, что так сложились рыночные обстоятельства. Возможно, удастся достичь цели в следующем году.

Отличия хорошего финансового директора

Владимир Иванович — полная противоположность Светланы Петровны. Он обучался на экономиста, начинал работу в аудиторской компании, затем прошел курсы повышения квалификации на финансового директора, работал финансовым директором в разных компаниях. Сейчас работает в компании, которая оказывает услугу финансового директора на аутсорсинге.

Прекрасно понимает, что задачи финансиста не ограничиваются отчетами — его задача находить точки роста выручки и прибыли, предлагать бизнес-решения, обосновывать их и контролировать достижение цели. Хороший финансовый директор — это как ваш партнер, который заинтересован в успехе компании.

Ориентирован на результат

Для Владимира Ивановича отчеты — одна из задач, а не конечный результат работы. Поэтому он с первых дней занимается внедрением финансовых систем управления, чтобы максимально автоматизировать сбор данных и построение отчетов. Это позволяет ему самому, как финансовому эксперту, в дальнейшем не тратить на это время. 

Он не ограничивается классическими тремя отчетами (ДДС, ОПиУ и Баланс), а дополняет их отчетами, которые помогут решить имеющиеся в компании проблемы или помогут расти быстрее.

Например, платежный календарь, отчеты по продажам, отчеты для бизнес-планирования и финансового прогнозирования. 

Выстраивает бизнес процессы по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью, чтобы компания не попадала в кассовые разрывы и не замораживала деньги в дебиторке. 

Анализу данных выделяется наибольшее количество времени. Анализирует полученные данные, делает анализ финансовой отчетности, чтобы найти проблемные места и точки роста.

На основе результатов разрабатывает рекомендации, которые выведут бизнес на новый уровень. Если нужно привлечь деньги в бизнес, то делает анализ инвестиционных возможностей и расчет эффективности привлеченных денег.

В начале каждого месяца руководитель получает отчеты, интерпретацию анализа и рекомендации. Это упрощает принятие управленческих решений, т.к. они основаны на фактических данных.

Владимир Иванович контролирует одни показатели ежедневно, другие еженедельно, если что-то начинает отставать от плановых показателей, то начинает разбираться в причинах этого и может скорректировать запланированные шаги. 

Стратегическое мышление

Владимир Иванович помогает не только в тактических решениях на дистанции 2–3 месяцев. Он выявляет глобальные тенденции и предлагает вектор долгосрочного развития. Умеет планировать ключевые показатели на пару лет вперед и предлагает варианты достижения целей.

Параллельно определяет долгосрочные проблемы — например, которые могут произойти из-за рыночной ситуации или устаревания оборудования. Поэтому компания плавно огибает трудности без потерь.

Иными словами, руководитель — пилот гоночного болида, а финансовый директор — штурман, который отвечает за маршрут и предупреждает о резких поворотах. С таким тандемом больше шансов дойти до желаемой цели.

Организация сильной команды

Владимир редко составляет отчет самостоятельно. Он получает их в готовом виде, чтобы проанализировать данные и сделать выводы. Компания не привязана к специалисту — еще в первые месяцы он автоматизировал формирование отчета ДДС, ОПиУ и баланса. Система продолжит работать даже после его ухода.

Но главное — он мотивировал сотрудников отделов обеспечивать качество и полноту финансовой информации. Донес важность задачи, чтобы компания непрерывно агрегировала важные данные, а также внедрил мотивационную часть не только для продажников, но и других отделов продаж.

Хороший финансовый директор стоит дороже

Плохой финансовый директор стоит порядка 60–80 тысяч рублей в месяц. В погоне за экономией задумайтесь: это стоимость таблиц, которые не приносят пользы. Да, они будут красивыми и отразят текущую ситуацию в компании, но не упростят принятие управленческих решений, поиск точек роста и нарастающих проблем.

Хороший финансист автоматизирует финансовый учет, который будет работать и без него. Он нацелен приносить пользу компании. Результат его работы — не таблицы, а рекомендации по улучшению деятельности.

Опытный финансовый директор в штате стоит в 2–3 раза дороже, но многократно окупает затраты в долгосрочной перспективе. Решите, что для вас важнее: красивые таблицы за 60 тысяч или реальная польза, которая приведет к росту выручки и прибыли.

Где найти хорошего финансового директора

Зарплата хорошего финансового директора стоит 150–200 тысяч рублей в месяц и это без учета налогов на зарплату. Такая сумма не по карману малому бизнесу. Что же делать если нужен финансист, а такой суммы на него нет?

Есть простое решение — аутсорсинг финансовых услуг. То есть вы получаете эксперта по финансам на аутсорсинге. Многие компании малого и среднего бизнеса уже пользуются аутсорсингом бухгалтерского учета. Финансовый учет на аутсорсинге сегодня становится все более популярным, поэтому и вы можете передать функции финансового директора также на аутсорсинг.

Плюсы от работы с удаленным финансовым директором такие же,  как и с аутсорсингом бухгалтерских услуг. 

Стоимость финдира на аутсорсе меньше, чем зарплата штатного финансиста. Зарплатные налоги платить не нужно. Конфиденциальность прописана в договоре. В договоре определяются функционал, который входит в услуги финансового консультанта. Например, перечень отчетов, анализ бизнес-показателей, которые формируются на аутсорсинге.

Есть предприниматели, которые опасаются отдавать финучет на аутсорсинг из-за ощущения, что придется раскрыть внутренние бизнес-процессы. Рекомендуем прочитать об этом в нашей статье «7 страхов предпринимателя связанных с аутсорсингом финансового директора»

КУБ24 предлагает услугу финансового директора на аутсорсе. Предлагаем организовать встречу с нашим финансовым экспертом, где мы расскажем о нашей технологии ведения финансового учета на аутсорсинге и ответим на все имеющиеся у вас вопросы.

Переходите на наш сайт  КУБ24 финдиректор на аутсоринге и оставляйте заявку на встречу.

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал где мы рассказываем про финансовый учет, какие показатели нужно отслеживать и рассказываем кейсы, которые мы решаем.

Бесплатный чек-лист по диагностике кассовых разрывов

Определите проблемы в кассовом потоке и разработайте план действий для улучшения финансовой ситуации в вашем бизнесе!

Заполните форму, бесплатно вышлем вам чек-лит на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «КУБ», ИНН 9705052396, erid: LjN8KK9CC

Комментарии

13
  • Статью до конца не дочитал, поэтому можете меня поправить😏

    Правильно ли я понимаю из контекста написанного, что из бухгалтера не получится хорошего финика? И чтобы стать таковым необходим бэкграунд, как у Владимира Ивановича?🤔

    И еще пара вопросов из двух предложений ниже🙂

    За год компания упустила возможность стать лидером в одном из двух направлениях! А все потому, что неудача сулила сокращение прибыли на 10–15%.

    1. Как определили, что компания реально могла стать лидером одного из направлений?

    2. Окончательное слово по пушу направления за разве за фиником?

    • Жанна

      +100

      И чтобы стать таковым необходим бэкграунд, как у Владимира Ивановича?🤔

      ну да, чтобы стать хорошим финансовым директором, надо много лет поработать финансовым директором 😜. Тоже мне америку открыли. Тетя из первого примера лет через 10 этого В.И. запростро за пояс заткнёт.

      Для корректного сравнения с начинающим финдиром из первого примера хотелось бы узнать про достижения Владимира Ивановича на его первом месте работы в этой должности, а так же почему ему пришлось много раз менять место работы, если он такой грамотный и квалифицированный.

      • ну да, чтобы стать хорошим финансовым директором, надо много лет поработать финансовым директором

        А мы знаем, что много отработанных лет есть стаж😉Не факт, что опыт😏Вопросов больше, чем ответов🤔

        • Жанна

          к сожалению, многие из таких вот рекламных статей написаны дилетантами и поэтому вызывают, скорее, реакцию неприятия, чем задуманный авторами интерес к их услугам.

          Может быть, им тоже следует обращаться к профессионалам для написания текстов? 🤔

          • Жанна, про написание отдельная тема) Я далеко не профи в этой науке, но выкладывать пост на бухгалтерский сайт и выбирать в качестве плохого финика девушку?! Светлану Петровну! Без всяких гендерных придирок😉Чисто за контекст статьи. Это стопроцентное непопадание в целевую аудиторию😏

            Знаю, что один пост выкладывается на разных площадках. Но как-то адаптировать можно же😉

            • Татьяна

              Реально резануло глаз, что бывший ГБ-женщина стала плохим фииником, куда хуже, чем мужик. Тут гендерное неравенство шито белыми нитками, хотя меня подобное крайне редко задевает

    • LIrina-1973

      Окончательное слово по пушу направления за разве за фиником?

      В моём представлении - нет.

      Для этого есть генеральный + коммерческий или директор по продажам.

  • LIrina-1973

    Вы тут рассуждаете о профессиональных качествах С.П. и В.И, а вся статья написана ради одной фразы:

    Есть простое решение — аутсорсинг финансовых услуг.

    И самое главное:

    КУБ24 предлагает услугу финансового директора на аутсорсе.

  • А мне вот это понравилось:

    Руководитель и собственник планируют в следующем году увеличить выручку и прибыль на 40–50%

    Представляю себе картинку: сидят два мужика, общаются.

    - А давай в следующем году возьмём и увеличим выручку и прибыль на 40%

    - Да чего там на 40 -давай на 50!

    - Точно, 50-то лучше. Наливай ещё по одной.

    • Magic Automation

      Видно, что коммент написал бухгалтер

      • Татьяна

        Данное замечание вы же как комплимент бухгалтеру сказали?))

Бесплатно с Валютный контроль

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

В мини-курсе разберем, как изменились правила валютного контроля после поправок в Указание ЦБ.

Валютный контракт до 1 млн рублей: какие документы предоставить в банк для контроля. Мини-курс

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

📩 Присылать уведомления о судебных процессах будут автоматически. Это важное для всех новшество, но на исход не влияет, пояснил адвокат

На Госуслугах оповещения о ходе судебных разбирательств начнут присылать всем участникам процесса, а не только тем, кто заранее подключил эту опцию на портале.

Управляющую компанию «Макфы» национализировали

Решение суда о передаче активов «Макфы» под контроль Росимущества привели в исполнение. Первой национализировали управляющую компанию бизнеса.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Необлагаемую компенсацию дистанционщикам считают или по норме, или по документам

Дистанционным сотрудникам нужно компенсировать расходы на интернет, электричество и за износ оборудования. Но не вся компенсация необлагаема НДФЛ.

Корпоративное обучение в эпоху удаленной работы: новые вызовы и решения

Пандемия кардинально изменила привычный уклад жизни и ведения бизнеса. Ключом к сохранению вовлеченности и развития сотрудников в новых условиях стала организация эффективного дистанционного обучения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДС

На практике идентичный товар от двух поставщиков может идти с разными ставками НДС

Пониженную ставку НДС 10% на товар подтверждает его включение в перечень Правительства и регистрационное удостоверение.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Приходящий персонал уравняют со штатным по зарплате и охране труда

Для частных кадровых агентств занятости в ТК установят ряд запретов, а персоналу на аутстаффинге дадут права и гарантии, как у штатных работников.

1

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница, коллеги

Прикольное задание. Можете посоревноваться на время с коллегами.

🧠Синий мозгонапрягатель. Пятница,  коллеги

Спецификация к договору поставки в 2024 году

Заключая договор поставки, контрагенты нередко согласовывают лишь общие моменты. Конкретные условия поставки прописывают позже в отдельном документе — спецификации. Как правильно составить такой документ, на какие нюансы обратить внимание, расскажем в нашей статье, а также приведем образец, доступный для скачивания.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как перенести отпуск сотрудника, если он утвержден графиком отпусков

График отпусков обязателен как для сотрудника, так и для работодателя. При этом сотрудник может перенести отпуск на другой срок с согласия руководителя.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Дополнительная работа по своей инициативе — не основание для доплаты сверхурочных. Судебная практика

Еще одно интересное судебное решение нашла. Работник потребовал у работодателя доплату за сверхурочную работу, работодатель отказался, разбираться пошли в суд.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года

С этой даты налоговики объявили крестовый поход против нелегальной занятости и уклонения от уплаты налогов с сумм, которые платят физическим лицам. В зону особого внимания попадут заказчики, которые привлекают для выполнения работ, оказания услуг плательщиков НПД. Рассказываем о том, какие риски учесть, если вы относитесь к этим лицам.

Мониторинг самозанятых с 1 марта 2024 года
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду

В создании любого продукта должны участвовать люди, которые считают юнит-экономику и отвечают за продукт. Это продакт-менеджеры. Мы это поняли, и поэтому у меня важные продуктовые новости.

Три новости на Клерке: Ашан, Эвотор и популярность за еду
2
УСН

Нужен ли кассовый чек при закупке товаров у физлица для перепродажи на УСН

НК напрямую не регулирует, какие документы нужны для обоснования расходов по УСН при покупке товаров у физического лица для последующей перепродажи.

Зарплата

Можно ли маленькую зарплату выдавать 1 раз в месяц и не делить на части

Роструд разъяснил, можно ли при работе на неполной ставке от МРОТ получать зарплату 1 раз в месяц без разделения на аванс и основную часть.

Ипотека

Минфин: в июле ипотека под 8% закончится

Власти пришли к консенсусу и не будут продлевать программу льготного кредитования для тех, кто хочет приобрести жилье в новостройках под 8% годовых.

НДФЛ

Часть подарка от работодателя не облагается НДФЛ

Если работодатель подарил подарок за 12 700 рублей, то НДФЛ он должен удержать с суммы 8 700 руб.

Маркетинг

Российские бренды заняли все свободные торговые площади

После того как иностранные компании ушли из страны, отечественные бренды заняли их места в торговых центрах.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Чем финансовая аренда отличается от операционной

Арендодатель обязан классифицировать аренду как финансовую или операционную — так предписывает великий и ужасный ФСБУ 25/2018. Объясняю, в чем разница и почему нельзя считать любую аренду операционной. Даже если очень хочется.

Чем финансовая аренда отличается от операционной