Налоговые споры

Как отстоять НДС и прибыль по транспортным расходам в налоговых спорах

Мы начинаем цикл статей о том, как компаниям, осуществляющим реальную финансово-хозяйственную деятельность, защитить свои права в спорах с налоговыми органами.
Как отстоять НДС и прибыль по транспортным расходам в налоговых спорах

Мы начинаем цикл статей о том, как компаниям, осуществляющим реальную финансово-хозяйственную деятельность, защитить свои права в спорах с налоговыми органами.

Начнем с короткого вступления.

Все статьи и наши советы основываются на реальной практике (арбитражные суды, досудебные споры и т.д), однако, в силу наших обязательств перед клиентами, мы не называем номера арбитражных дел и названия компаний. Желающие могут найти подробности через «Мой Арбитр».

Наши советы имеют смысл только для тех компаний, которые реально правы и готовы отстаивать свою правоту. Мы не защищаем компании, занимающиеся реальным уходом от налогов и, вероятнее всего, для них наши советы будут скорее вредны, чем полезны.

Статьи разбиты на два блока, в первом блоке мы рассмотрим ситуации, когда налоговая доначисляет налоги, пени и штрафы за нарушения, которых не было. К сожалению, такое встречается достаточно часто.

Второй блок будет посвящен налоговым спорам, имеющим возможность двоякой трактовки в зависимости от конкретных обстоятельств проведения налогоплательщиком хозяйственных операций.

Рассмотрим часто встречающуюся проблему отстаивания в налоговых спорах расходов на транспортировку товаров. Почему такие споры возникают постоянно:

  • транспортировка товаров — неотъемлемая составляющая практически каждого бизнеса;
  • крайне редко компании имеют свой автопарк, закрывающий потребности на 100%,
  • т. к. перевозка нужна здесь и сейчас (а не через месяц), то компании физически не в силах полноценно проверить каждый грузовой автомобиль, который им подали для загрузки (кому принадлежит, кто эксплуатирует, как владелец и организатор перевозки платят налоги и т. д.)

Итак, в процессе выездной или камеральной проверки налоговый орган снимает ваши расходы за транспортировку товаров, сырья и т. д. Аргументация налоговой — не представлены ТТН (ТН), данные документы заполнены не до конца, в них имеются неточности и другое.

Несмотря на созвучные названия, ТН и ТТН — разные документы.

ТТН — это товарно-транспортная накладная, обязательная для применения до 1 января 2013 года. С 2013 года ТТН уже необязательна. Это прямо прописано в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минфина № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ „О бухгалтерском учете“».

Цитата:

«С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению».

Проще говоря, никто не запрещает применять ТТН, но заполнять ее можно так, как это будет удобно всем хозяйствующим субъектам и на налогообложение никак не влияет.

ТН — это транспортная накладная. Это действующий документ, с ним ситуация немного сложнее.

Некоторое время назад налоговые эффективно использовали отсутствие ТН, как аргумент для снятия транспортных расходов и в некоторых письмах ФНС можно прочитать, что налоговая считает ТН обязательным документом для подтверждения транспортных расходов. Скорее всего, если вам будут говорить об отсутствии ТН, то сошлются, например, на письмо от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110.

Надо ссылаться на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» .

Цитата:

«20. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Устава заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Вместе с тем отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (часть 2 статьи 67 ГПК, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее — АПК РФ)».

Т. е. надо сослаться на нормативный документ, имеющий большую юридическую силу.

Как ни странно, косвенные расходы, в которые входят и транспортные, совсем необязательно подтверждать ТН или ТТН, а вполне можно и актами выполненных работ (об этом говорит НК)

Полная цитата статьи 252 НК:

«Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.»

Таким образом, смело ссылаемся на данную статью НК и, одновременно, говорим о том, что обязательность доказывать заключение договора перевозки только транспортной накладной прямо противоречит позиции Верховного Суда РФ. Даже если налоговый орган вы не убедите, то в суде наверняка отстоите свою позицию.

Если налоговая указывает на отсутствие в актах номеров машин и фамилий водителей (что вполне может быть), что делать?

Опровергать ссылкой на ФЗ «О Бухгалтерском учете», где четко прописано, какие реквизиты являются обязательными для первичного документа (а акт выполненных работ является первичным документом).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Данный перечень является закрытым, статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ не предусматривает расширение приведенного перечня иными реквизитами.

Сюда же полезно привести письмо Минфина 04.02.2015 № 03-03-10/4547 «О несущественности ошибок в первичных учетных документах» с безапелляционной фразой:

«Ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обуславливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль».

Логика законодателя, вообще говоря, правильная. Существуют обязательные реквизиты первичного документа, которые мы с вами обязаны проверять. Если не сделали — мы виноваты сами и в своих претензиях права налоговая. Таков закон и он логичен.

А вот если к обязательным реквизитам претензий нет, а налоговая начинает сомневаться в иных данных, указанных в актах (номера машин, тип автокрана, фамилия водителя и т. д.) — это не повод для непринятия данного документа, а повод для проведения проверки.

Если в процессе проведения проверки нашли другие машины, которые на самом деле перевозили груз или доказали, что поставки физически не было — это основание для доначислений.

А просто сомнения или фраза «Мне эти документы не нравятся» не являются основанием и доначисления незаконны.

Часто встречающийся в данных спорах вопрос «А как доказать факт поставки?» решается просто — через систему электронной налоговой отчетности, которую использует налогоплательщик. По всем спорным перевозкам готовим связку документов:

  • акт, с указанием адреса доставки (загрузки),
  • товарную накладную, в которой связываются адрес из акта и название/ИНН контрагента,
  • счет-фактуру, в которой связываются ИНН контрагента и № счета-фактуры,
  • выписку из системы электронной налоговой отчетности (СБИС или аналоги), в которой видно, когда данные по счет-фактуре были переданы в электронную систему.

Надо понимать, что все представленные данные налоговая обязательно проверит. Если вы реально осуществляли перевозку, то все подтвердиться и суд, наверняка, примет вашу сторону, а если не подтвердиться (или выясниться, что корректировка с указанными данными по системе электронной налоговой отчетности была совсем недавно) — вы, безусловно, проиграете.

Встречающаяся в судах ситуация, когда в подобном случае налоговая будет говорить:

  • «нас документы не убедили»;
  • «а в некоторых документах есть ошибки в необязательных данных»;
  • «а может быть налогоплательщик возил что-то иное или другими машинами».

Пусть вас не пугает, т. к. по данному вопросу практически всегда суды ведут себя адекватно и соблюдают презумпцию невиновности «налогоплательщик прав, если не доказано обратное».

Вторая часть данного спора — обоснованность транспортных расходов. Ситуация встречается намного реже, т. к. обычно все же перевозки осуществляются от поставщика или клиенту, но иногда встречаются, когда оспаривается перевозка со склада на склад или с одной производственной площадки на другую.

В этом случае надо понимать основной принцип — первоочередное значение имеет не доказательство совершения перевозки (свидетельства грузчиков, кладовщиков, учеты журнала въезда-выезда и т.д.), а доказательство экономического смысла данных действий.

Если вы после перевозки на другой склад (к примеру, региональный) развозили груз маленькими машинами — собираем документы об этом (товарные накладные, чтобы доказать идентичность товара, фото приемки регионального покупателя — чтобы доказать, что поставка 20 тонной машиной была физически невозможна и т. д.)

Если привозили на склад накопительный и затем грузили, к примеру, на судно — собираем документы и показываем прослеживаемость движения груза, судовые документы, документы о выгрузке в порту получателя.

Если везли на другую производственную площадку — собираем документы об оборудовании, находящемся на ней, и технологических операциях, которые можно было сделать только на данной площадке.

В споре об экономическом смысле перевозки, суд будет в большей степени следовать здравому смыслу и документам, подтверждающим необходимость такой операции, чем документам, формально говорящим о ее реальном совершении.

К примеру, практически нереально доказать экономический смысл перевозки одного и того же груза с места на место в течение дня, даже если все свидетели говорят о том, что груз реально перевозился.

Выводы:

1. Если вы реально осуществляли транспортные перевозки с привлечением сторонних компаний — есть огромная вероятность отстоять данные затраты в налоговом споре, даже если вы не можете предъявить ТТН или ТН.

2. Стратегия защиты в подобной ситуации — не спорить по поводу правильно / неправильно оформлены ТН или ТТН, а доказывать реальность перевозок и их экономическую обоснованность.

3. Вероятность отстоять свою позицию по транспортным расходам в досудебном споре очень сильно зависит от налогового органа, а вот в судах, как правило, реальные транспортные расходы можно отстоять почти всегда. К сожалению, по многим другим видам налоговых споров, все обстоит далеко не так радужно.

Будем благодарны за комментарии к данной статье. Если у вас есть предложения по обсуждению каких-то иных ситуаций — будем рады высказать свое мнение.

В следующей статье мы рассмотрим поведение в ситуации «неожиданно выяснилось, что поставщик является проблемным».

УК БизнесКонсалт

Юридическая защита при налоговых спорах. Вознаграждение только за результат.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит

Платная часть Клерка содержит кучу полезного контента. Пытаюсь разобраться в составе подписки и сценариях ее использования. Это не рекламы пост, а что-то вроде экзамена на понимание продукта. Обычно такие статьи мало кто читает, но мне будет интересно вернуться к ней через год и посмотреть что изменилось.

Дневник продакта. Зачем нужна подписка Клерк.Премиум и сколько денег она экономит
77

Комментарии

1
  • СанСанычТ

    Продолжайте пожалуйста. Очень логично и интересно начинается Ваш цикл статей.

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

С 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу. «Клерк» проводит серию вебинаров с ведущими экспертами: налоговыми консультантами, юристами, адвокатами, аутсорсерами. Не пропустите!

💥 Пять вебинаров по налоговой реформе-2025: готовимся к новым НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и УСН уже сейчас

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

У бухгалтеров стресс и выгорание, алкоголь подорожает с 1 июля, а блогеров хотят приравнять к СМИ. 🥂«Ночной бухгалтер» № 1703

Пятничные новости они такие. Сделали дайджест шок-новостей дня, разбавили их играми для глаз и разума, и любимая рубрика — «Что ест бухгалтер».

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

🍷 Минимальные цены на продажу крепкого алкоголя в рознице вырастут уже с 1 июля

Водка с 1 июля 2024 года подорожает с 281 до 299 рублей, коньяк — с 517 до 556, а бренди — с 375 до 403 рублей за 0,5 л.

Лучшие спикеры, новый каждый день
УСН

Как с 2025 года будут индексировать лимит дохода для перехода на УСН

Сейчас перейти на УСН с начала года можно, если доходы за 9 месяцев прошлого года не превысили 112,5 млн рублей с учетом коэффициента-дефлятора. С 2025 года лимит для перехода на УСН будет 337,5 млн рублей.

Онлайн-кассы

Если безналичная оплата за юрлицо пришла от физлица, надо применять ККТ

Иногда происходят такие ситуации: счет выписан на юрлицо, а оплата по безналу поступает от директора компании или иного физического лица.

Экономика России

Вечность пахнет нефтью…?

Вынесенная в заголовок фраза принадлежит авторству Егора Летова, о ее смысле можно полемизировать, но оставим это занятие литературным критикам, задавшись намного более прозаичным вопросом (но вполне в духе заголовка с учетом того, что жизненный цикл государства, в отличие от человеческого, намного более обращен в вечность).

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

В Италии задержали основателя портала «Право.ру»

По версии прокуроров из Милана, Дмитрий Чиракадзе помог сбежать из-под домашнего ареста Артему Уссу, которого обвиняют в контрабанде.

Кредитование

Нужно получать больше 100 000 рублей, чтобы комфортно выплачивать автокредит

С начала года по апрель россияне оформили кредиты для покупки автомобиля на общую сумму 706,7 млрд рублей.

Бесплатно с НДФЛ

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025

С 2025 года будут действовать пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ и две двухступенчатые.

Какие ставки НДФЛ будут действовать в 2025 году: обзор поправок в НК-2025
Основные средства

Как учитывать дорогостоящее оборудование, списывать в расходы кредитный автомобиль, пересмотреть ликвидационную стоимость: три вопроса по ОС бухгалтеру в закладки

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Введение электронной визы резко увеличило турпоток в Россию

По мнению экспертов, введение электронной визы в Россию дало мощный толчок для увеличения въездного туристического потока.

В 2025 у всех бухгалтеров будет сплошной стресс — готовимся встречать трудности уже сейчас! Давайте работать без выгорания

Обычно мы заботимся о ваших hard-скилах: обучаем работе с изменениями, рассказываем, как правильно считать налоги и заполнять отчеты. Но в работе бухгалтера так много стресса. К дедлайнам в отчетах, проверкам ФНС и хотелкам руководства добавилась налоговая реформа. Мы выпустили онлайн-курс, который поможет вам не выгореть и справиться со всеми трудностями.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Законопроекты

Уголовная ответственность за участие в нежелательных организациях: чего ожидать

11 июня 2024 года стало известно о принятии Госдумой на пленарном заседании в первом чтении законопроекта об уголовной ответственности за участие в деятельности любых иностранных организаций, признанных в РФ нежелательными, в том числе тех, учредителями которых выступают зарубежные госорганы.

Пенсии

Негосударственные пенсионные фонды будут обязаны выявлять конфликты интересов

НПФ должны вести обязательный учет информации о конфликтах интересов с 1 января 2025 года.

Стандартный вычет

Для стандартного вычета на детей лимит дохода считают по одному месту работы

Налоговый агент, который предоставляет физлицу стандартный вычет по НДФЛ на детей, считает налог с учетом только тех доходов, источником которых этот налоговый агент является.

Общество

Цены на такси в час пик не должны расти для пассажиров с детьми

В праздничные дни и непогоду операторы такси не должны повышать стоимость поездок для семей с детьми. С таким предложением выступил депутат Госдумы.

💘 Налоговая реформа-2025: обзор всех изменений для бухгалтера

При УСН будет НДС, но можно от него освободиться или выбрать пониженную ставку. По НДФЛ будет новая пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставку налога на прибыль увеличат. Налоговый кешбэк и амнистия по дроблению. Читайте дайджест всех актуальных изменений.

Блогеров с миллионом подписчиков могут приравнять к СМИ принудительно

Зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин (депутат фракции «Единая Россия») считает, что блогеров, имеющих миллион и более подписчиков, необходимо в принудительном порядке приравнивать к СМИ.

3

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию
Ипотека

Принят закон о продаже физлицом ипотечного имущества на выгодных условиях

Владимир Путин подписал федеральный закон с изменениями в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Интересные материалы

Бесплатно с Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс

Наименование является основным средством индивидуализации юридического лица, характеризует сферу деятельности. А проще говоря: «как вы яхту назовете так она и поплывет». В мини-курсе пошагово рассказываем, как сменить наименование ООО в 2024 году.

Смена наименования ООО в 2024 году: пошаговая инструкция. Мини-курс