Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех

Организация охраны труда (ОТ) обязательна для всех работодателей, независимо от численности сотрудников. Малый и микробизнес — не исключение. Рассказываем, насколько отличается охрана труда на микропредприятии.
Охрана труда на микропредприятии: проще или как у всех
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Какие предприятия относятся к микробизнесу

Микропредприятия, наряду с малым и средним бизнесом, относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Микропредприятия — это ИП и организации, у которых (ст. 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265):

  • доход в предшествующем году был не более 120 млн руб.;

  • среднесписочная численность не превышает 15 человек;

  • суммарная доля участия юрлиц, не относящихся к МСП, или иностранных компаний составляет не боле 49%, а доля государства, общественных или благотворительных организаций — не более 25% (только для организаций).

Сведения о субъектах микробизнеса вносятся в единый реестр МСП, который размещен на сайте ФНС. Основание для отнесения к категории микропредприятий — сведения, которые есть в ЕГРЮЛ (ЕГРИП для ИП) и в отчетности, представляемой в налоговую инспекцию.

Обязанности по охране труда

Если в компании или у ИП работает хоть один человек по трудовому договору, работодатель обязан обеспечить безопасные условия на рабочих местах и организовать охрану труда — это касается всех, в том числе и микробизнеса. 

Внушительный список обязанностей работодателей в области ОТ содержится в разделе Х Трудового кодекса, среди которых (ст. 214 ТК):

  • создание на предприятии системы управления охраной труда;

  • разработка внутренних документов по охране труда;

  • обязательное страхование сотрудников от «травматизма» — от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

  • обеспечение безопасности персонала при использовании инструментов, сырья и материалов, осуществлении технологических процессов, при эксплуатации производственных сооружений;

  • обучение по ОТ, проведение инструктажей и проверки знаний требований ОТ;

  • регулярное выявление профессиональных рисков, опасностей, проведение их оценки;

  • проведение СОУТ (спецоценки условий труда);

  • улучшение условий и охраны труда;

  • соблюдение режима труда и отдыха сотрудников;

  • приобретение для работников СИЗ (средств индивидуальной защиты);

  • контроль за соблюдением требований ОТ работниками, за правильностью применения ими СИЗ;

  • организация предварительных и периодических медосмотров сотрудников (когда они обязательны);

  • предотвращение производственных аварий, сохранение жизни и здоровья, оказание первой помощи пострадавшим при аварийных ситуациях;

  • учет и расследование несчастных производственных случаев, профзаболеваний, микротравм работников.

Малый бизнес, включая микропредприятия, разрабатывает собственную систему ОТ, ориентируясь на положения ГОСТ Р 120009-2009 (утв. приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 № 283-ст) и другие нормативные документы в области охраны труда.

Доверьте специалистам «ПрощеБизнес» подготовку пакета документов по охране труда. Пакеты от готового стандартного варианта до индивидуального, учитывающего особенности вашего предприятия, полностью закроют вопрос наличия обязательной документации по охране труда и позволят подготовиться к проверкам контрольно-надзорных органов.

Оставить заявку

Особенности организации ОТ на микропредприятиях

В целом субъекты МСП подчиняются общим требованиям по охране труда, но для микропредприятий все же есть некоторые послабления. Их совсем немного, расскажем об этом подробнее.

Не требуется создание службы ОТ

Предприятия, у которых численность сотрудников превышает 50 человек, обязаны создать у себя службу охраны труда или ввести отдельную должность — специалист по ОТ. 

Микропредприятиям создавать службу охраны труда или принимать на работу специалиста по ОТ с соответствующим образованием не обязательно, если этого не требует специфика деятельности (ст. 223 ТК). Функции этих органов может замещать руководитель компании (или лично ИП), либо назначенный им сотрудник.

Также микропредприятие вправе заключить договор ГПХ с ИП или организацией, оказывающими услуги в области охраны труда, при условии наличия у них обязательной аккредитации и соответствия специальным требованиям, установленным постановлением Правительства от 16.12.2021 № 2334.

Обучение по ОТ в упрощенном порядке

Микропредприятия могут проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи, использованию СИЗ только в виде инструктажей на рабочем месте (п. 100—103 Порядка обучения по ОТ, утв. постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464). Если на предприятии ведутся работы повышенной опасности, обучение проводится в общем порядке без каких-либо послаблений.

Вводные инструктажи по охране труда разрешено совмещать с инструктажами по ОТ на рабочем месте, регистрируя их проведение в едином журнале. Такие инструктажи при отсутствии службы или специалиста по ОТ может проводить сам руководитель микропредприятия (или ИП), либо назначенный им сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями.

Для проверки знаний работников по ОТ микропредприятиям не требуется создавать комиссию — руководителю (ИП) достаточно назначить для этого ответственное лицо, которое прошло обучение по ОТ в соответствующем учебном центре.

Не нужны локальные акты по СИЗ

Субъектам МСП, включая микропредприятия, можно не разрабатывать локальные акты о порядке обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты (п. 77 Правил, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н).  

Остальные обязательные документы на предприятии должны присутствовать, в их числе:

  • инструкции по ОТ — по должностям;

  • положение о системе управления охраной труда;

  • программы инструктажей сотрудников, журналы регистрации по ним;

  • реестр нормативных актов по ОТ для ознакомления с ними сотрудников;

  • планы мероприятий по ОТ;

  • документы по результатам проведения СОУТ и др.

Упрощенный порядок проведения СОУТ

Некоторым микропредприятиям с 1 января 2023 года разрешено проводить СОУТ самостоятельно в упрощенном порядке — без привлечения экспертной организации (приказ Минтруда от 31.10.2022 № 699н).

Упрощенная спецоценка доступна лишь предприятиям, чей основной вид деятельности соответствует указанным в списке п. 2 Особенностей СОУТ для МСП, утв. приказом № 699н, а именно:

  • разработка компьютерного ПО, консультационные услуги;

  • информационные технологии;

  • финансы и страхование;

  • операции с недвижимостью;

  • юридическая и бухгалтерская деятельность;

  • архитектура и инженерно-техническое проектирование;

  • реклама и исследование конъюнктуры рынка;

  • образование;

  • библиотечная, архивная, музейная деятельность;

  • деятельность головных офисов, управленческое консультирование;

  • административная и сопутствующая деятельность;

  • деятельность общественных организаций.

В ходе «упрощенной» СОУТ заполняются специальные проверочные листы, после чего микропредприятие подает декларацию СОУТ в территориальную трудинспекцию.

Проводить СОУТ своими силами в упрощенном порядке нельзя, если:

  • на предприятии трудятся работники, которые имеют право выхода на пенсию досрочно;

  • на предприятии есть рабочие места с вредными и опасными условиями труда.

Меньше отчетности в Росстат

Микропредприятиям не нужно подавать некоторую отчетность в Росстат:

  • форму № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профзаболеваниях»;

  • форму № 1-Т «Сведения о численности и зарплате работников».

Если у вас нет специалиста по охране труда, передайте эту функцию на аутсорсинг «ПрощеБизнес». Эксперты высочайшего уровня возьмут на себя организацию системы охраны труда и ведение необходимой документации, обеспечив защиту вашего бизнеса. 

Получите консультацию по охране труда

Специалисты Компании «ПрощеБизнес» проконсультируют по исправлению нарушений, выявленных в ходе профилактического визита (или внеплановой проверки), и предоставят все необходимые документы в сфере охраны труда и трудового права

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Лаборатория труда», ИНН: 9701006328, erid: LjN8Jw2zJ

Комментарии

3
  • Интересно, а если у меня интернет-магазин, есть оформленные сотрудники - но рабочих мест стационарных как таковых нет. Значит мне по охране труда оформлять ничего не нужно?

  • Проще бизнес

    Светлана, тот факт, что работа сотрудников осуществляется дистанционно играет роль при определении состава и объема документов по охране труда, но минимум все же должен быть. Как пример, приказ о том, как организована охрана труда с учетом такого формата работы сотрудников, о том, что инструктаж не проводится, работники от обучения по охране труда освобождаются и т.п. Кроме того, в трудовых договорах работников должно быть прописано, что они трудятся дистанционно.

    • Светлана

      Спасибо большое за подробный ответ. Вы знаете, пока статью не прочитала, даже не задумывалась о такой обязанности. Теперь в курсе, буду думать, как решать вопрос...

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.