Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы

Восстановление товарного учета — неотъемлемая часть работы, с которой рано или поздно может столкнуться бухгалтер маркетплейсов. В статье поделились пошаговым планом, который поможет не запутаться, а также наглядно показали операции по восстановлению на WB, Оzon, Яндекс Маркет и Мегамаркет.
Восстановление товарного учета селлеров: пошаговый план, стоимость, нюансы
Иллюстрация: Белая Бухгалтерия

Статья подготовлена Ксенией Червенко, практикующим бухгалтером с двадцатилетним опытом, основателем онлайн-школы «Белая бухгалтерия» и собственником аутсорсинговой компании «Райт Консалтинг».

Специфика восстановления учета на маркетплейсах

Зачастую предприниматели обращаются к бухгалтеру за помощью в восстановлении товарного учета отдельно от бухгалтерского или даже налогового.

Как правило, начинающего селлера редко интересуют цифры взаиморасчетов с контрагентами и сотрудниками, зато сильно волнуют товарные остатки: либо он просто в них запутался, либо те данные, что отражаются в личном кабинете маркетплейса, существенно отличаются  от его показателей.

Первое действие, которое важно сделать бухгалтеру перед восстановлением товарного учета — проанализировать текущее состояние учета: 

  • период и количество товарных позиций, подлежащих восстановлению;

  • наличие/отсутствие необходимых документов;

  • ошибки (неверные проводки, задвоения, неправильное применение налогового законодательства и тд).

Теперь, когда вы приблизительно понимаете масштаб бедствия, самое время оценить объем работы и выставить коммерческое предложение клиенту.

Только после согласования стоимости приступайте к выполнению услуги. Не раньше.

Восстановление товарного учета: порядок цен

Здесь сложно назвать твердую цифру, так как много сопутствующих факторов, которые влияют на стоимость.

Обычно цена стартует от 10 000–15 000 тысяч рублей и увеличивается пропорционально объему работ и количеству затраченного времени. А еще при калькуляции важно учитывать цель восстановления. Иногда цифры могут доходить и до 50 000–70 000 тысяч рублей.

Пример из практики: селлер, окончательно запутавшись в данных о товарных остатках, обратился к нам за восстановлением реальной картины. Расхождения в стоимостном выражении к тому времени уже достигли приличных сумм — более 400 тысяч рублей. А цена работы по восстановлению данных о движении товаров колебалась в районе 40 тысяч рублей. Есть разница?  Если еще учесть, что мы смогли не только восстановить полную картину и найти «товары-потеряшки», но и определили наиболее прибыльные из номенклатурных позиций. 

В итоге клиент привел в порядок учет товарооборота, а самое главное, смог использовать полученные данные для аналитики рентабельности продаж на каждой из площадок. Надо ли говорить, как он был нам благодарен и, кстати, до сих пор продолжает с нами сотрудничество.

Что если селлер отказывается вести товарный учет?

Открытый интенсив «Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам».

Программа интенсива — это 4 ступени, которые помогут выстроить продуктивные отношения с клиентами и выйти на стабильный доход:

  • Ступень 1. Бухгалтерия маркетплейсов: особенности и нюансы ниши.

  • Ступень 2. Ценообразование и доход.

  • Ступень 3. Формирование потока клиентов.

  • Ступень 4. Масштабирование.

Заберите подарок после регистрации — гайд «Как и сколько может зарабатывать бухгалтер маркетплейсов»

Зарегистрироваться

Что важно знать про товарный учет на маркетплейсах

Когда товаров меньше, чем по документам, то это недостача, больше — излишки. И хотя излишки вроде как звучит неплохо, то есть выявлено расхождение в нашу пользу, но радоваться все равно не стоит. Это тревожный сигнал, что пора проверить данные своего учета и площадки. Если общее количество верное, но одних товаров мало, а других слишком много, то это пересортица.

Основной фактор появления излишков — продажа не того товара и формирование пересортицы. Например, вы случайно по документам отгрузили белый чайник, а маркетплейсу передали красный.

Также пересортица может произойти из-за ошибки во время приемки товара. Допустим, поставщик передал 10 свитеров, а в систему вы случайно внесли 20. Так, по документам оказалось в два раза больше свитеров, чем есть на складе.

Старайтесь чаще сводить остатки товара у продавца, так легче выявить ошибку в учете и вовремя ее откорректировать.

Товарный учет селлера невозможен без идентификации товаров, т.е. нужно связать отчеты маркетплейса с данными своей учетной программы (например, 1С). Для этого заводятся уникальные артикулы (или SKU) для каждой товарной позиции, которую сортируют по цветам, размерам, качеству и т.д. 

Артикул должен совпадать с тем, что вы указали при загрузке товара на площадку. Иначе потом сложно будет сохранить порядок в выгрузках.

Онлайн-площадка также присваивает вашей товарной позиции уникальный идентификатор в собственной системе учета. Он создается автоматически и отображается в карточке товара. 

Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам

Получите готовую стратегию, как освоить перспективную нишу и выйти на доход от 100 000 ₽, тратя 4–5 часов в неделю

Пошаговый план восстановления товарного учета

Восстановить товарный учет при работе с маркетплейсами — задача с повышенным уровнем сложности. Единой методики никто не разработал. Все очень индивидуально и зависит от многих факторов, процесс усложняется еще тем обстоятельством, что зачастую селлеры покупают товар без документов и/или за наличный расчет, информация о товарных позициях и их количестве либо ведется «на коленке», либо вовсе отсутствует. Свести все в систему учета достаточно сложно, но если придерживаться точного алгоритма, то процесс пройдет быстрее и проще.

Проводите процедуру восстановления товарного учета в следующей последовательности:

  • Первый этап — по возможности восстанавливаем данные об оплате товара поставщикам. 

  • Второй этап — запрашиваем дубликаты о поступлении товара, чтобы завести номенклатуру и отразить в учете количество. По документам маркетплейсов мы можем восстановить информацию о передаче товаров на площадку. 

На WB для этого можно посмотреть архив сборочных заданий, если селлер работает по схеме FBS. Там же можно скачать акты приема-передачи. 

Если селлер работает с WB по схеме FBO, то информация об отгруженных товарах на склад маркетплейса содержится в разделе «Поставки»:

А данные о продажах и возвратах для восстановления учета мы берем из регулярных отчетов площадки или формируем их самостоятельно за выбранный период в личном кабинете селлера. Соответственно, в разделе «Аналитика» нужно будет создать «Отчет по продажам» и «Отчет по возвратам товаров»:

Для поиска данных о движениях товара на Озон вы можете воспользоваться разделом «Аналитика»«Отчеты». В нем содержатся разные варианты отчетов, причем по двум схемам работы: FBO и FBS. Можно даже сформировать оборотную ведомость по товарам, правда, с некоторыми ограничениями — за период не более одного года.

Для восстановления информации о движении товара на Яндекс Маркете, воспользуйтесь разделом «Логистика»«Поставки». Он аналогичен разделу в личном кабинете WB:

Также для сбора данных о движении товаров вам на помощь придет раздел «Заказы», тут вы можете переключиться между разными схемами — FBS, Экспресс или FBY, кроме этого, посмотреть текущие, еще не доставленные заказы, или вообще все заказы за выбранный период.

Если говорить о площадке Мегамаркет, то данные о движении товаров по разным схемам работы с маркетплейсом содержатся в соответствующих разделах личного кабинета. Здесь же можно скачать все отчеты по продажам и заказам и информацию о возвратах:

  • Ну и третий, заключительный этап — сделайте сверку по возвратам и поставкам. Таким образом, у вас появятся собственные данные товарного учета для сверки с данными площадок о текущих товарных остатках. Для устранения расхождений обращайтесь в техподдержку площадки. К сожалению, процесс небыстрый, но зачастую результативный, особенно если расхождения существенные.

Что делать, когда знаний по бухгалтерии маркетплейсов достаточно, но сложно найти клиентов?

Открытый интенсив «Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам»

На интенсиве подробно разберем нюансы работы на маркетплейсах: 

  • Отражение комиссий по услугам маркетплейсов;

  • Сверка взаиморасчетов;

  • Проведение реализаций юрлицам через маркетплейсы;

  • Дата признания выручки/дохода для налоговой базы;

  • Сверка товарных остатков с площадками.

И обязательно обсудим, как бухгалтеру сделать маркетплейсы основным и стабильным источником дохода.

Попасть на эфир

Бухгалтер маркетплейсов: с нуля к первым клиентам

Получите готовую стратегию, как освоить перспективную нишу и выйти на доход от 100 000 ₽, тратя 4–5 часов в неделю

Реклама: ИП ЧЕРВЕНКО КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, ИНН 780622006400, erid: LjN8KcZ7o

Начать дискуссию

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Лучшие спикеры, новый каждый день

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Интересные материалы

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде