Автоматический контроль дебиторки: как он помогает сокращать просрочку

Давайте разберемся, как работать с дебиторкой, чтобы предлагать партнерам выгодные условия, но при этом минимизировать собственный ущерб.
Автоматический контроль дебиторки: как он помогает сокращать просрочку

Большинство компаний, которые не связаны с розничной торговлей или эксклюзивной продукцией, поставляют товары с отсрочкой платежа. Если вы не относитесь к этим категориям, то наверняка сталкивались с просроченной дебиторкой и риском кассового разрыва.

Обсуждая с новым клиентом партнерские условия, предметом торга становится не только цена, но и срок отсрочки платежа. Многие организации даже отказываются от скидок в пользу увеличения периода оплаты товаров после отгрузки. Но даже при своевременном получении денег сохраняются риски кассового разрыва. А ведь не все отличаются пунктуальностью. Некоторые не платят месяцами!

Неконтролируемая, постоянно растущая дебиторка — опасность для любой компании. Она замораживает оборотный капитал, и бизнес либо лишается части прибыли, либо вовсе теряет деньги и попадает в кассовый разрыв.

Дебиторская задолженность — хорошо или плохо?

Некоторые предприятия отгружают товар только после 100-процентной предоплаты. С одной стороны, они минимизируют риск потерять деньги из-за несостоятельности контрагентов, но с другой — теряют клиентов, а соответственно и прибыль.

Большинство компаний соглашаются на рассрочку из-за рыночных условий — без нее от сотрудничества отказываются многие крупные клиенты. В некоторых высококонкурентных отраслях условия рассрочки — одно из главных конкурентных преимуществ.

В борьбе за клиентов компании расширяют период отсрочки, увеличивая собственную кредитную нагрузку. Поставляя товар с отсрочкой платежа, вы кредитуете контрагента за счет собственных средств. Поэтому важно понимать допустимость и стоимость такого кредита.

Получается, дебиторка — это хорошо? Да, но только при предварительной подготовке и тщательном контроле. Когда фирма поставляет товары без предоплат всем подряд, долги контрагентов растут в геометрической прогрессии и становятся проблемой. Они замораживают оборотный капитал, ограничивая развитие фирмы. А в некоторых ситуациях становятся причиной остановки деятельности.

Управление дебиторской задолженностью — это искусство, которое помогает снизить процент просрочек и негативные последствия. Всё начинается с построения систематичности и определения четкого порядка действий.

Контроль дебиторки как отдельный бизнес-процесс

Если регламенты и процедуры взаимодействия с должниками уже разработаны, вы находитесь на верном пути. Но чтобы добиться снижения просрочек и своевременно реагировать на проблемных партнеров, необходима систематизация используемых правил — объединение отдельных документов и норм в единый бизнес-процесс.

Однако без автоматизации процессов любой подход к контролю дебиторки принесет минимум пользы. Эффективная система — это автоматизированная система, способная самостоятельно рассчитать показатели и определить риски.

Регулярный план дальнейших действий

Вы всегда должны понимать, как действовать дальше. Поэтому нужны еженедельные, а еще лучше — ежедневные отчеты по дебиторской задолженности. Кто, сколько должен и какой срок просрочки.

Если у вас больше 15-20 клиентов и 4-5 отгрузок в день, ручная подготовка ежедневных отчетов — невыполнимая задача. Опытные руководители пользуются специальными программами, которые считают показатели в режиме реального времени и за доли секунды составляют информативные отчеты.

Обсуждайте просроченные задолженности с ответственными сотрудниками. Например, раз в неделю проводите совещание. Обяжите работников не просто отчитываться о суммах дебиторки, но и предлагать конкретный план по её сбору и рассказывать про уже предпринятые действия.

Еженедельные собрания — оптимальный вариант. Если увеличить периодичность до 2-3 недель или месяца, можно упустить из виду некоторые задолженности.

Длительность совещания ограничивайте 30-40 минутами. Во-первых, чтобы не отнимать много рабочего времени. Во-вторых, долгие собрания неэффективны. Участники устают и плохо концентрируются на важных вопросах.

Ваши сотрудники должны с первого дня работать над возвратом просроченной дебиторки:

  • прекратить отгрузки до погашения обязательств;
  • регулярно связываться с клиентом для решения проблемы;
  • проводить очные переговоры;
  • в положенный срок запускать процедуру судебного взыскания задолженностей.

Контролируйте платежную дисциплину

Многие компании не следят за изменением платежного поведения контрагентов. Поэтому проблемы возникают «из ниоткуда», хотя их можно выявлять заранее.

Отслеживайте увеличение сроков оплаты после отгрузок. Например, сегодня клиент платит через 10 дней после поставки продукции при 20-дневной отсрочке — это хорошо. Через два месяца срок оплаты увеличивается до 18 дней — в рамках 20-дневной рассрочки это по-прежнему хорошо, но уже очевидна отрицательная динамика.

В подобных ситуациях не откладывайте активные действия: узнайте причину увеличения срока, изучите отчетность и ознакомьтесь с рыночными новостями. Возможно, компания столкнулась с финансовыми трудностями. Тогда задумайтесь о пересмотре условий сотрудничества уже сейчас, не тяните до получения безнадежной дебиторки.

Но не принимайте импульсивных решений. Даже если компания всегда задерживает оплаты на несколько дней, проводите предварительный анализ.

Добавьте к отчету о платежной дисциплине результаты АВС-анализа. Если клиент относится к группе «А» (читай — важный партнер, который приносит много выручки), пересмотрите условия сотрудничества: например, увеличьте период рассрочки. Если же клиент относится к категории «С», прекратите взаимодействия или перейдите на условия предоплаты.

Учитывайте оплаты по сделкам

Денежные средства учитывайте не по договорам, а по конкретным сделкам — счетам или накладным. Часто случается, что контрагент не согласен с одной отгрузкой, но все последующие оплачивает своевременно. При учете полученных денег на договор в целом компания теряет понимание, какую отгрузку или услугу не оплатил партнер.

В бухгалтерских программах возможен учет платежей по сделкам: пользуйтесь этой функцией, чтобы не терять долги.

Работайте с любыми суммами

Распределяйте усилия на всех должников. Не концентрируйте внимание только на тех, кто не оплатил 80-100% от суммы поставленных товаров или оказанных услуг.

Если клиент из 1 миллиона оплачивает 900 тысяч, задолженность кажется незначительной и может «подождать еще пару недель». Фактически при рентабельности, например, в 15% вы теряете значительную часть чистой прибыли.

Оцените риски

Систематизируйте должную осмотрительность. Установите, какие данные собирать сотрудникам для определения кредитного лимита и в каких случаях отказывать в предоставлении отсрочки.

Сегодня для сбора информации недостаточно данных из ЕГРЮЛ, ФССП, финансовой отчетности и других подобных источников. Копайте глубже: связывайтесь с партнерами потенциального клиента, общайтесь с его сотрудниками и т. п.

Мотивируйте сотрудников

Сделайте так, чтобы доходы менеджеров зависели от финансовых результатов и благополучия компании. Тогда они ощутят, что плывут с вами в одной лодке, станут работать ответственнее и допускать меньше просрочек.

Например, рассмотрите введение:

  • премий за отгрузку товаров по предоплате;
  • начисления зарплаты и бонусов не по количеству отгрузок, а по объему фактически полученных денег;
  • учета расходов на рассрочку в конечной доходности;
  • штрафов за просрочку оплаты контрагентами;
  • материальную ответственность за проверку контрагентов с грубыми нарушениями.

В подобных условиях менеджеры тщательнее проверяют клиентов и не раздают кредитные лимиты направо и налево в угоду выполнения объема продаж. А при возникновении просроченной дебиторки, проявляют максимум активности для ее погашения — ведь от этого зависит их персональный финансовый результат.

Не бросайте улучшение бизнес-процесса

Не пускайте на самотек разработанный бизнес-процесс. Анализируйте показатели, следите за динамикой скорости возврата дебиторки. Считайте не только полученную от рассрочки прибыль, но и понесенные затраты:

  • стоимость денег по средней процентной ставке кредитов;
  • ущерб от «безнадежной» дебиторки;
  • ФОТ сотрудников, которые предоставляют рассрочку и работают над возвратом;
  • госпошлины, командировочные, представительские и другие издержки, возникающие в процессе возврата долгов.

Внимательно изучайте непогашенную дебиторку. Ищите в бизнес-процессе «пробелы», которые привели к потере денег. Регулярный анализ поможет усовершенствовать механизмы. Это снизит объем долгов и вероятность подрыва финансовой стабильности предприятия.

Автоматизация повышает эффективность

Дополните свои бухгалтерские программы, ERP- и CRM-системы наглядными графиками и дашбордами.

Программа «КУБ24.ФинДиректор» за 2 500 рублей в месяц предлагает готовое решение, которое дополнит вашу 1С всеми необходимыми отчетами и дашбордами, и не придется нанимать дорогостоящих программистов.

Вы получите:

  • ежедневные отчеты по дебиторке;
  • расчет динамики изменения суммы задолженностей;
  • определение размера и соотношения текущей, просроченной и безнадежной дебиторки;
  • оценку платежной дисциплины клиентов, чтобы прогнозировать возникновение просрочек и своевременно прибегать к превентивным мерам;
  • оценку среднего времени возврата долгов;
  • расчет затрат на возврат дебиторки;
  • определение стоимости денег по процентной ставке кредитов;
  • расчет бонусов менеджеров, чтобы они могли видеть свои доходы в режиме реального времени — дополнительная мотивация;
  • учет оплат по сделкам.

Можете работать по-старинке в Excel-табличках. Но эффективность все равно останется низкой из-за большого объема ручной работы.

Возможно доработать вашу бухгалтерскую программу под отчеты и графики, но сравните стоимость часа работы 1С-программистов и будет понятно, что проще и быстрее воспользоваться профессиональным инструментом, который закроет все ваши потребности.

КУБ24 ФинДиректор

Сервис по контролю и планированию денег бизнеса

Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?

Оставьте заявку на бесплатную демонстрацию сервиса:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1
  • Alex_321

    🤔

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Основы предпринимательской экспертизы: как стать успешным предпринимателем

Каждая профессия предполагает наличие у человека определенных качеств. Одни считают, что их можно развить, другие называют это талантом и врожденным даром.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Новости ФНС

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Бухгалтеры

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Интересные материалы

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру