Душевный баланс главбуха или 5 способов, чтобы спастись от эмоционального выгорания

Если долго работать на пределе возможностей, можно перегореть. Хроническая усталость, потеря интереса к профессии, «севший» иммунитет, апатия ко всему вокруг — всё это признаки выгорания, с которым сталкиваются главбухи. Расскажем, как распознать и решить проблему до того, как она разрушит вашу карьеру и физическое здоровье.
Душевный баланс главбуха или 5 способов, чтобы спастись от эмоционального выгорания
Иллюстрация: Моё дело

Между «гореть любимым делом» и «выгореть» — один шаг: причины «выгорания» у бухгалтеров

  • Ответственность и накопленный стресс. За ошибки в учёте и отчётности платит не только компания, но и ответственное лицо — руководитель и главбух.

Страх промахов, которые могут дорого обойтись, стресс во время налоговых проверок, руководство целым отделом, где сколько сотрудников ни возьми, вечно не хватает рабочих рук, гонка за дедлайнами с отчётностью — всё это приводит к постоянному напряжению, которое не отпускает и за пределами офиса. 

Ночью сложно уснуть, от недосыпа срываешься на близких, выходных не хватает, чтобы восстановиться. Да и как их хватит, если каждую субботу нужно заехать в офис «решить пару задач». Афобазол уже не вывозит, пора идти к врачу за рецептом на что-нибудь, чтобы отпустило.

«Эмоциональное выгорание главного бухгалтера может иметь различные причины, и страх вполне может быть одним из них: 

  • страх ошибиться;

  • страх не справиться с задачами;

  • страх сесть в тюрьму из-за махинаций директора;

  • страх потерять работу или доверие руководства.

Эмоциональное выгорание главного бухгалтера с сильной нервной системой может быть вызвано высокими требованиями к себе и окружающим, сложными финансовыми вопросами, а у главного бухгалтера со слабой нервной системой — недостатком уверенности и неспособностью управлять стрессом.

«В любом случае управление эмоциональным выгоранием требует осознания собственных лимитов, умения выстраивать личные границы, понимания и себя, и ситуации, в которой ты работаешь, а также способности вовремя уйти. Есть старая индейская поговорка: “Лошадь сдохла — слезь”», — Ольга Ульянова, аудитор и налоговый консультант, автор проекта «Финансы под контролем».

  • Частые изменения в законах по налогам и бухучёту. Главбух вынужден всегда держать руку на пульсе, быстро адаптироваться под новые правила и перестраивать работу отдела. Мало разобраться во всём самому, нужно отследить, чтобы все подчинённые следовали новому регламенту. Это тоже отнимает много ресурса, в том числе и эмоционального. 

  • Постоянное общение с людьми. Главбух работает не только с цифрами. Приходится отвечать на вопросы подчинённых, на запросы руководителя и других подразделений, участвовать в переговорах с контрагентами, общаться с контролирующими органами. 

Переключаетесь в моменте с одной темы на другого собеседника, параллельный звонок по телефону, в кабинете толпятся люди, за дверью ещё целая очередь, время обеда давно прошло мимо. Охрипший к вечеру голос, осталась пачка запланированных, но не сделанных дел. А вот и 18:00 — наконец-то можно спокойно поработать, когда все ушли и телефон замолчал. Приходишь домой и просишь своих притвориться мебелью, будто дома никого нет.

  • Физиологические факторы. Регулярный недосып, малоподвижный, «сидячий» образ жизни, долгое экранное время — уже к 30 годам вы знаете, что колоть «от спины», чем сбить давление и как избавиться от «песка в глазах». Плохое самочувствие напрямую влияет на психологическое состояние.

«У главного бухгалтера очень насыщенный график, всё должно быть выполнено в срок, постоянный самоконтроль и контроль своих подчинённых, мониторинг изменений в законодательстве. Ты всё время находишься в тонусе, даже в состоянии “боевой готовности”. 

И всё это ради благополучия компании, её руководства, сотрудников, партнёров, в общем всё для кого-то. На себя времени и сил бывает не остаётся. Получается,что главбух бережёт чужое имущество, ворочает чужими миллионами. И если нет отдачи, понимания от руководства, то возникает закономерный вопрос: “Зачем, зачем мне все эти напряги?“», — Наталья Чеботарева, главный бухгалтер ООО «Кадастровый центр».

Симптомы выгорания: как не упустить момент

Есть обычная усталость, упадок сил и разочарование в профессии. Кто угодно устанет от 60 рабочих часов в неделю — но дайте здоровому человеку отпуск или возможность спокойно поработать месяц, и он восстановится.

Но симптомы усталости и выгорания слишком похожи. Поэтому легко пропустить реально выгорание — патологическое психо-эмоциональное состояние. 

Что с этим делать? В какой момент просто отдохнуть главбуху уже недостаточно, и нужно предпринимать меры по стабилизации душевного равновесия?

Будьте внимательны к таким «звоночкам»:

  • Потеря интереса ко всему, что приносило радость и удовольствие раньше. Не только к работе — ко всему.

  • Снижение работоспособности.

  • Отсутствие желания участвовать в спорах, конфликтах, обсуждениях.

  • Слабость и беспомощность даже в решении рутинных задач.

  • Социальная изоляция, избегаете общения с коллегами.

  • Физическое ухудшение здоровья — бессонница, головные боли, усталость и безразличие уже с начала рабочего дня.

Важное отличие выгорания от усталости — перманентность. Если сегодня 12:00 понедельника, а вы уже устали, что ж: у нас плохие новости. 

Есть ли шанс вновь испытать удовольствие от бухгалтерской работы, высечь искру там, где всякий энтузиазм «перегорел»? 

Как главбуху найти гармонию в мире цифр

Несколько способов, как спастись от эмоционального выгорания.

1. Организуйте рабочее время. Дадим базовые советы: 

  • Разнесите основные задачи на несколько блоков, составьте примерный план по их выполнению с учётом приоритетности. 

  • Всегда оставляйте небольшое «окошко» на внезапные запросы руководства и обращения коллег. 

  • Тщательно следите за сроками сдачи отчётности и ответов на «письма счастья» от налоговиков.

Отсутствие чёткого планирования повышает градус тревожности, а значит — приближает к выгоранию.

Их будет сложно выполнить, если у вас хронический аврал. От аврала помогут избавиться другие разделы.

2. Не откладывайте отправку отчётов на последний момент. Этот способ — следствие первой рекомендации. Любители дотянуть сдачу отчётности до крайних дат постоянно балансируют на кромке ножа. Технические проблемы сервиса, перебои с интернетом, ошибки в документах, составленных на скорую руку — и ежеквартальная обязанность налогоплательщика провалена. Поэтому старайтесь делать всё вовремя.

Но несложно делать всё в срок, если задачи реально укладываются в рабочий день. А если нет, этот способ не работает.

3. Не пытайтесь объять необъятное, пользуйтесь статусом главбуха с умом. Наверняка, к вам периодически обращаются за экспертной помощью коллеги, контрагенты, знакомые и друзья. Кто-то открывает бизнес на маркетплейсах, переходит с самозанятости на УСН, пытается разобраться с банк-клиентом — и все они заваливают вас вопросами:

  • «Как отразить модернизацию оборудования в 1С?»

  • «Есть помещение в центре, хочу открыть ресторан. Что лучше — упрощёнка или патент?»

  • «Я продаю пижамы на wb, но совсем не понимаю, что в налоговую сдавать. Подскажи, а?»

  • «Я не вёл учет, обороты были небольшие, декларации только сдавали через сервис банка. Теперь работа пошла, надо бы восстановить учёт.»

  • «А что КУДиР точно нужен? Я думал налоговая никогда не попросит.»

Не надо спасать людей. Не перегружайте себя дополнительными задачами, разрешите себе отдохнуть.

— Как — не перегружай? — спросит возмущённый читатель. — Это же мой хлеб!

Да, скорее всего, от дополнительных запросов придётся отказаться. Но никто не мешает рекомендовать знакомых и по договорённости получать от них комиссию. Кроме того, есть партнёрские программы у крупных компаний.

Чтобы не упускать выгоду, передайте запрос партнёрам — «Моё дело». Так вы не откажете в помощи другу и можете получить дополнительный доход без отрыва от основной работы и дополнительной нагрузки. За каждого ИП, обратившегося по вашей ссылке, сервис платит — 25 000 руб., за юрлицо — 45 000 руб. 

4. Переключайтесь между видами деятельности. Выгоранию бухгалтера в значительной степени способствует монотонность и однообразие работы. Меняйте периодически активность в течение дня. Чередуйте занятость «в компьютере» с деловыми совещаниями и обработкой бумажных документов, а в обеденный перерыв погуляйте на свежем воздухе.

Опять же, этот способ работает только при адекватной загруженности. А если нет, то…

5. Делегируйте задачи. Доверьте часть дел своим подчинённым.

Главная черта хорошего руководителя — умение рационально распределять работу. 

В первую очередь, передавайте рутинные задачи, которые не требуют глубоких знаний главбуха. Например, поручите коллеге подготовить пакет документов по требованию из налоговой, а ответ уже сформируете сами.

Постепенно можете усложнять поручения, но для этого нужно давать больше вводных сотруднику и потратить время на объяснения. Но часто и бухгалтер, и подчинённые работают на максимуме — и возможности делегировать сложную задачу нет. А эти задачи накатывают одна за другой — и остаются невыполненными.

Если чувствуете, что работы стало слишком много, и силами штатного подразделения её не унести — передайте рутинные участки аутсорсингу.

Преимущество сервиса «Моё дело Бухобслуживание» — это возможность делегировать работу частично. Например, только ведение кадрового и воинского учета или только подготовку ответов на требования ФНС. Вы можете отдать то, что отнимает у вас больше всего сил — и голова не болит!

Как убедить руководителя оплатить аутсорсинг

Покажите директору перспективу экономии

Например, штатный «бухгалтер по зарплате» обойдётся компании, в среднем, 40 000 — 100 000 руб. в месяц.

Тот же функционал — ведение кадрового учёта (с формированием отчётности и расчётом зарплаты) от аутсорсера №1 в России «Моё дело Бухобслуживание» стоит всего около 10 000 руб. в квартал. Выгода очевидная.

Помимо экономии вы получите:

  • опытного специалиста, который будет вести учёт выделенного участка;

  • надёжного помощника, который умеет слушать и слышать, что от него требуется;

  • качественный результат в строго регламентированные сроки;

  • прозрачное сотрудничество и понимание выполненного объёма задач, которые вы увидите в ежемесячной отчётности;

  • гарантированную компенсацию штрафов и ошибок, возникших по вине аутсорсера;

  • снижение нагрузки на отдел.

Когда это особенно удобно:

  • Вам срочно нужен специалист, но нет собственного HR-а и времени на поиски кандидата, услуги рекрутинговой службы стоят дорого.

  • У вас нет ресурса на обучение новичка, а опытный специалист не идёт на такой оклад, который вы готовы предложить.

  • Для нового вида деятельности нужен отраслевой / узкий специалист, но вы ограничены конкретным городом, районом, поэтому сложно найти такого профессионала.   

Частичный аутсорсинг бухгалтерских задач — это рациональное решение, которое поможет равномерно распределить нагрузку в бухгалтерии и уберечь главбуха от эмоционального выгорания.

Оставьте заявку на частичное бухгалтерское сопровождение

«Моё дело Бухобслуживание» поможет разложить учёт по полочкам и высвободить время для стратегических задач и проектов

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8KKWf5

Комментарии

6
  • Физиологические факторы. Регулярный недосып, малоподвижный, «сидячий» образ жизни, долгое экранное время — уже к 30 годам вы знаете, что колоть «от спины», чем сбить давление и как избавиться от «песка в глазах».

    Даешь пенсию главбухам с 30 лет!!!

    • Ольга Ульянова

      Даешь пенсию главбухам с 30 лет!!!

      это очень справедливо на самом деле! 🔥Ну не с 30 - это самый продуктивный возраст, а вот после 40 почему нет?

    • великолепная реклама! молодцы

      вы знаете, а для меня оказалась очень даже полезной. Изначально меня попросили просто прокомментировать тему статьи, а потом при ее прочтении выяснилось, что в ней идет речь об инструменте, который я давно искала и на который у меня лично есть запрос.

      Не знаю как для у бухгалтеров в штате, но когда ты самостоятельно принимаешь решения какими ресурсами решать задачи и у тебя свое дело, аутсорсинг участка может стать неплохой альтернативой.

      По крайне мере пока не попробуешь, не узнаешь на сколько эффективна подобная модель. У меня в планах есть протестировать.

  • buhvl

    замена опытного расчетчика и заодно кадровика на 300-400 человек за 10 000 в квартал ?

    даже при условии простой окладной системы

    брехня .

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Маркетинг

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Роструд: можно в декрете работать по совместительству

Действующее законодательство не запрещает трудиться по совместительству во время отпуска по беременности и родам на основной работе.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

Совет Федерации может отнять у маркетплейсов льготы по НДС

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.

Цифра дня. Про обеды на работе

Аналитики выяснили, что в среднем работающие россияне тратят на один обед около 438,5 рублей.

Цифра дня. Про обеды на работе
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кадры

30% работодателей привлекают сотрудников на аутсорсе

Чаще всего внешних специалистов привлекают представители микробизнеса. Это позволяет большинству работодателей сосредоточиться на основной деятельности и не искать персонал в штат.

Полезные фишки в Excel, которые пригодятся каждому бухгалтеру

Собрали для вас полезные советы, которые помогут упростить и ускорить работу в программе Excel.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

У «Тинькофф Капитал» появился биржевой фонд для инвестиций в IT

Впервые на рынке «Тинькофф Капитал» запустил фонд, инвестирующий в акции публичных технологических компаний России.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

Банк России решил избавить россиян от железной мелочи. Он запустил акцию «Монетная неделя». Все желающие смогут принести мелочь в банк и без комиссии обменять ее на бумажные купюры или зачислить средства на свой счет.

Не будь мелочным! ЦБ запустил акцию по обмену железной мелочи на бумажные деньги

С сегодняшнего дня запретили вывозить отходы и лом драгоценных металлов

Правительство ввело временный запрет на вывоз отходов и лома драгметаллов с 20 мая по 20 ноября 2024 года.

ВЭД

Грузы из Китая будут доставлять без отсрочки платежа

Бизнес не сможет получить отсрочку оплаты за перевозимые по железной дороге грузы из Китая. Товары не отправят в РФ до тех пора, пока деньги не поступят в КНР.

ФНС утвердила порядок налогового мониторинга для операторов лотерей

Налоговики будут контролировать выплаты выигрышей, а также проверять данные физлиц, которые получили меньше 15 000 рублей от операторов лотерей.

Интересные материалы

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий

3 мая 2024 года вступил в силу приказ СФР от 12.01.2024 № 9. Он утвердил единые правила электронного направления в Соцфонд России данных, необходимых для назначения и выплаты пособий. Рассказываем об изменениях и порядке представления данных в отделения СФР.

Оплата больничных 2024: СФР утвердил порядок подачи электронных сведений и документов для назначения пособий