Интервью

Отказаться от Excel при автоматизации бюджетирования нереально, но можно эффективно встроить его в систему. Интервью с экспертом

Как отказаться от таблиц с бесконечными колонками и кучи файлов? «Клерк» спросил эксперта, как построить бизнес-процессы и интегрировать ПО, чтобы не потратить на бездну времени и при этом, чтобы все работало. Наш собеседник: Лашин Никита Александрович, старший партнер и основатель проекта Планум.
Отказаться от Excel при автоматизации бюджетирования нереально, но можно эффективно встроить его в систему. Интервью с экспертом
Иллюстрация: Планум

Как сейчас устроен процесс планирования и бюджетирования в компаниях?

— Организация процесса во многом зависит от размера бизнеса и его структуры. На старте деятельности компании традиционно оформляют бизнес-процесс в виде расчетных моделей в Excel

С масштабированием бизнеса руководство переводит процессы в специализированные системы для формирования планов и бюджетов. Это связано с ростом объемов данных, учетных статей и записей, которые создает компания в ходе своей деятельности, а также усложнением моделей расчетов бизнес-показателей. Кто уже проходил автоматизацию прекрасно помнят, что именно привело их к такому решению. 

Например, таблицы с бесконечными колонками, множество книг с отдельными фрагментами данных, поскольку в один файл их не уместить. Или, как обычно бывает при формировании бюджета, множество однотипных файлов в одной папке от разных подразделений.

При этом даже высокий уровень автоматизации не исключает использования Excel в качестве базового инструмента аналитики. 

По данным Gartner 87% финансовых специалистов используют Excel для решения рутинных задач по планированию и бюджетированию. 

Суть в том, что при всей продвинутости, крупные аналитические системы не дают той гибкости в части построения гипотез или аналитики, которую может предоставить Excel.

План продаж, реализованный с помощью платформы Планум на базе Exce

Почему?

Объясняется это все сложностью самих систем и построением архитектуры учета бизнеса. 

Внедрение этих систем всегда сопровождается командой консультантов и разработчиков, которые прописывают методологию и пишут код. Простой пользователь при дальнейшем использовании системы не сможет внести изменения в формулы или справочники. Для решения этой задачи нужно снова привлекать разработчиков и консультантов.

Какие сейчас есть тренды на рынке автоматизированных систем?

— Основной тренд последних лет — полная цифровая трансформация предприятий. Она включает все направления бизнеса: производство, ремонты, управление запасами и, конечно же, финансы.

Крупные российские холдинги стараются полностью уйти от ручной обработки информации и автоматизировать все участки деятельности. Эта цель реальна. Мы видим множество примеров компаний, которым это удается

Сейчас появляется все больше бизнес-систем для решения различных производственных и административных задач. 

Например: для планирования занятости сотрудников, реализации проекта, контроля деятельности или производства продукции

И эти проекты можно вписать в существующий системный контур.

Интересно, что в среде финансовых специалистов становятся все более популярны гибридные платформы. Они совмещают пользовательскую работу в Excel и функционал крупных автоматизированных систем для планирования и бюджетирования. 

Эти системы сохраняют преимущества обоих аналитических инструментов: гибкость, доступность и функционал Excel с одной стороны, динамичность и производительность — с другой. 

Именно в таком классе систем мы сделали собственную разработку — платформу для планирования и бюджетирования бизнеса Планум

Пользователь взаимодействует с платформой полностью через Excel: создает там справочники, модели расчетов, вводит данные, делает аналитику. При этом вся информация хранится на сервере и доступна всем пользователям в любой момент.

С какими сложностями сейчас сталкивается российский рынок автоматизации финансовых процессов?

— Основная сложность — уход иностранных вендоров. Крупные системы, такие как IBM, Oracle и SAP, больше не доступны для внедрения российскими потребителями. 

Сейчас возможна только сервисная поддержка тех компаний, которые установили эти системы ранее. Дальнейшая работа оставшихся иностранных вендоров ПО пока остается под вопросом, а это не располагает к их внедрению в бизнес-процесс. 

Конечно, на повестке сейчас стоит вопрос поиска отечественных решений для автоматизации. При этом современные потребности клиентов в функциональности аналитических систем создают новые вызовы для отечественных решений и пока не все ниши закрыты.

Что именно важно учитывать при автоматизации финансовой деятельности компании?

— Мы внедряем системы автоматизации финансов уже 10 лет. За это время у нас было множество проектов из разных сфер: логистика, ритейл, банки, агробизнес — где используются абсолютно разные методологии учета и расчета ключевых показателей бизнеса. 

Поэтому однозначно могу сказать, что самый главный критерий при выборе системы — это ее гибкость.

Например, наш клиент из агробизнеса внедрял IBM Planning Analytics для организации системы операционного планирования по методологии снизу-вверх. Однако, стратегический план компания формировала по сверху-вниз.

Беда в том, что даже в такой мощной системе, как IBM Planning Analytics, совместить эти 2 подхода просто невозможно, поэтому для решения задачи мы внедряли ПО собственной разработки — платформу для планирования и бюджетирования Планум.

Сопоставление разных версий БДДС и план-фактного анализа на одной вкладке

Автоматизированные решения должны связывать все бизнес-процессы в компании в одну расчетную модель. 

Например, изменения в объемах производства сразу должны показывать планируемый финансовый результат. Изменение цен, например, также должно отражаться на итоговой выручке.

При этом важно, чтобы внедрение систем в бизнес было поэтапным. То есть автоматизировали один процесс, посмотрели, как он работает, как ведет себя система, насколько комфортно с ней взаимодействовать и т. д. Если по всем этим критериям система подходит, то можно переходить к автоматизации других участков.

Большая часть крупных систем не дает такой возможности, при этом их стоимость очень высока.

Наша платформа Планум позволяет идти поэтапно: компания может сначала автоматизировать сбор финансовой отчетности и консолидацию, потом перейти к сбору производственных показателей, труда, логистики и т.д.

Потребители все больше отдают предпочтение коробочным, или готовым, решениям, которые можно быстро вписать в бизнес-процесс и начать пользоваться ими как можно скорее. Заказная разработка, которая создается под конкретного клиента, интересна, но больше для нестандартных случаев.

Фактор времени, которое затрачивается на внедрение и адаптацию, становится как никогда определяющим. Дело в том, что в ситуации рыночной волатильности менеджменту необходимо отслеживать состояние бизнеса в реальном времени, чтобы оперативно видеть риски возникновения кассовых разрывов, просроченных задолженностей, находить те ресурсы предприятия, которые можно направить на инвестирование. 

Например, крупная система для планирования и бюджетирования может внедряться до 12 месяцев. В Планум мы сократили период интеграции до 2 месяцев, если не требуется сложная методология расчетов. Например, списание издержек в конце вегетативного периода в агробизнесе. 

Важна возможность полной интеграции с другими приложениями, которые уже установлены в компании, или со сторонними порталами. Если мы говорим о бухгалтерии, то это интеграция с 1С, системами банк-клиент, а также со сторонними веб-сервисами. 

Пример из нашего опыта — настройка регулярной и автоматизированной загрузки данных по курсам валют с сайта ЦБ. Мы это делали для клиента, которому устанавливали Планум, как первую систему управления финансами.

На базе платформы мы настроили передачу данных с сайта так, чтобы каждый день в определенное время в систему поступали свежие данные о курсах валют. При загрузке новых курсов все финансовые модели пересчитывались. 

Интеграция данных по курсам валют в систему, пересчет ключевых параметров в соответствии с актуальным курсом

Какие конкретные проблемы помогает решить автоматизация финансов?

— Основная задача автоматизации — максимально сократить ручной труд и ускорить процесс получения результата. 

Один из наиболее трудоемких процессов — сбор и консолидация данных.

Как обычно собираются бюджетные данные в компаниях? Пересылкой файлов по электронной почте или загрузкой файлов на общий диск. 

В итоге получается список однотипных файлов от разных подразделений, который надо свести к агрегированным показателям, и при необходимости учесть возможность детализации. 

Кроме того, после сбора и консолидации идет долгий процесс утверждения, и в итоге непонятно, какая версия документа последняя, и где находятся актуальные данные.

Многим, кто собирает бюджет в Excel, такая ситуация хорошо знакома. 

Нашему клиенту мы решили аналогичную задачу за счет внедрения Планум. На базе платформы мы сделали единую модель, доступную всем пользователям.

Права доступа к отдельным массивам информации в модели были разграничены в соответствии с регламентами безопасности. Пользователи могли создавать неограниченное количество версий одного документа.

Редактирование одной версии документа могло производиться несколькими пользователями одновременно прямо в Excel. При этом данные о том, кто и когда вносил изменения, сохранялись на сервере.

В целом организация хранения данных на сервере помогает решить множество рутинных задач. К примеру, оптимизировать процесс работы с большими массивами данных, а процесс управления справочниками и формулами модели сделать более универсальным. 

Например, для одного клиента из строительной сферы мы с помощью Планум автоматизировали процесс проектного планирования. Хранение данных, формул и управление структурой было организовано на облачном сервере.

В результате, вместо множества вкладок в Excel с разными проектами, пользователь стал работать только с одним листом Excel, где можно было выбирать проекты с помощью фильтра. Если администратор системы вносил изменения, то они отображались у остальных пользователей мгновенно.

Создание отчета о движении денежных средств и план-фактной аналитики по отдельным проектам

Важно, чтобы администраторами системы выступали сами целевые заказчики. 

Как обычно устроен процесс сервиса системы? 

Есть разработчик, который по запросам конечных пользователей, в нашем случае финансовых отделов, вносит изменения в расчеты и структуру данных. При этом конечные пользователи не могут самостоятельно оперативно внести какие-либо изменения, или даже просто посмотреть формулу, по которой считается показатель. Им все равно приходится перепроверять расчет вручную, а в случае ошибки — обращаться к разработчику, чтобы последний внес корректировки.  

При разработке Планума мы учли этот момент. Многие клиенты приходят с вопросом, а могут ли они самостоятельно что-то поменять? С нашей платформой это возможно.

Принцип работы платформы полностью опирается на логику и интерфейс Excel, а значит в ячейках отображаются формулы, которые применяются для расчета того или иного показателя. Пользователи с соответствующими правами доступа могут менять справочники продукции, складов и номенклатуры: изменения будут доступны мгновенно всем участникам процесса.

Какие у вас дальнейшие планы?

— В связи с уходом Microsoft с российского рынка становится актуальным вопрос дальнейшей работы Excel и других систем. Однако у большинства коммерческих компаний куплены пожизненные лицензии на офисное ПО Microsoft.

Переход на другие приложения с электронными таблицами пока регламентирован нормативно-правовыми актами для министерств, государственных учреждений и компаний. 

Кроме того, пока ни один другой продукт для работы с электронными таблицами не предоставляет такой набор функционала, как Excel. Поэтому наиболее перспективным вариантом дальнейшего развития продукта мы видим создание собственного интерфейса для работы с платформой.

Реклама: ООО «ПЛАНОМЕТРИКА», ИНН 7751254386, erid: LjN8K9Ry5

Начать дискуссию

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Интересные материалы

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.