Маркировка рекламы

Маркировка рекламы в 2024: как не попасть на штрафы

Реклама — действенный, но не всегда прозрачный способ продвижения товаров и услуг. Чтобы исключить серые схемы, в сентябре 2022 года рекламодателям РФ законодательно предписано маркировать рекламу. С 1 сентября 2023 введены штрафы за нарушение требований о маркировке.  
Маркировка рекламы в 2024: как не попасть на штрафы
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Требование Роскомнадзора в ноябре 2023 года маркировать рекламу в Instagram (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ) вновь всколыхнуло общественный интерес к теме.

Ранее вопрос трактовался в ином ключе: после блокировки в России запрещенной соцсети рекламные размещения в ней не попадали под регулирование закона, заявляла ФАС в августе 2023.

О том, что именно считать рекламой и как неумышленно не нарваться на штрафы в будущем году, совершив противозаконные действия, рассказываем в статье.

Что считать рекламой

Реклама отличается от предоставления информации призывом к покупке. Однако призыв не всегда легко считывается аудиторией, нередко действуя на эмоциональном уровне. Маркировка, напротив, демонстрирует преследование источником коммерческих целей и помогает избежать манипуляций в отношении спроса на товар.

Согласно пункту 1 статьи 3 закона «О рекламе»: «реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Другими словами, реклама привлекает внимание неопределенной аудитории в определенный срок, продвигает продукт, содержит ссылку на соцсети или сайт.

«Неопределенный круг лиц» здесь означает, что информация не отправляется конкретным людям и может заинтересовать сторонних пользователей.

Для внесения ясности в то, что нужно маркировать, а что нет, воспользуйтесь списком. 

Не маркируем/Не реклама:

  • Аналитика, обзор, новость. Направлены на ознакомление с информацией; 

  • Социальная реклама. Содержит четкий список адресатов;

  • Email-рассылка. Есть пометка «на правах социальной рекламы»;

  • Сайт или интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу. Знакомит с ассортиментом продукции;

  • Акции, цены, мероприятия и иные действия в текущей хозяйственной деятельности в постах компаний;

  • Нативная интеграция. Товар упоминается в жизненном контексте автора без обзора на его функции;

  • Бизнес-страницы сообщества Вконтакте. Обладают справочно-информационным характером, предназначены для получения сведений о деятельности компании, товарах и ценах.

Да, реклама/Маркируем. В контент входит: 

  • Призыв к покупке; 

  • Призыв обратиться в личные сообщения; 

  • Упоминание артикула бренда;

  • Карточка товара;

  • Ссылка на сайт компании;

  • Розыгрыши с перечислением призов;

  • Репосты с сайта;

  • Размещение на онлайн-сервисе бизнеса сведений о товарах и продуктах различных производителей;

  • Приемы рекламных интеграций на площадках Telegram, ВК, Одноклассники, Instagram. Посты, статьи, сторис, видеоролики, аудиосообщения, аудиотрансляции, видеотрансляции. 

  • Бартерная реклама. Размещения, которыми компании обмениваются — имеют стоимость, их нужно маркировать;

  • Реклама на Авито. Маркировке подлежит реклама, которая размещается через Яндекс Директ, а также собственная медийная реклама Авито.

Как маркировать

У разных ведомств свои правила маркировки рекламы. ФАС (Федеральная антимонопольная служба) требует пометку «реклама» и информацию о рекламодателе и его сайте, а Роскомнадзор (Федеральная налоговая служба) Идентификатор (токен) erid и отчетность.

Чтобы отметить маркетинговый контент, внесите данные о рекламной кампании в ОРД (оператор рекламных данных). Укажите, с кем состоялся договор, дату сделки, стоимость, публикацию с наполнением. ОРД передаст эти данные в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) Роскомнадзора. +

После заключения договора и оплаты услуг необходимо получить токен — маркер рекламы. На выходе маркировка будет содержать информацию о рекламодателе: название организации и ИНН, ERID-идентификатор + код токена. Например, «Реклама. ООО «Дом». ИНН 6739629476 ERID: FjN9KJLH4».

Обратите внимание! На отправку отчета по статистике и актов выполненных работ у рекламодателя есть 30 дней, следующих за месяцем размещения объявления. Статистику подает тот участник процесса, который получал токен.

В ней должна быть указана запланированная дата выхода рекламного контента и предполагаемые охваты рекламных действий, а также фактическая дата и охваты. Следует указать и соцсеть или сайт, где размещена реклама, стоимость и акты выполненных работ.

Мы, как рекламное агентство, подаем два акта по каждой рекламной интеграции: с клиентом (работодателем) и с рекламораспространителем. 

Обратите внимание! В посты необходимо добавлять информацию о рекламодателе и токен в начале текста. В сторис  токен вставляется поверх видео или в следующей истории после рекламной. В видео следует указать информацию о рекламодателе и добавить рекламный токен на видеоизображение в описании или в комментарии к нему. На подкасте/кружке в Telegram указывается токен, рекламодатель и отметка «Реклама» в описании или первом комментарии к нему.

Штрафы

Вопросы контроля за соблюдением требований к рекламе в интернете разделены между ФАС и Роскомнадзором. Размеров штрафов:

  • для граждан — от 10 000 до 30 000 ₽;

  • для должностных лиц — от 30 000 до 100 000 ₽;

  • для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 ₽.

Если лицо не получило уникальный идентификатор — токен, не разместило его в рекламе или разместило с нарушениями, то штрафы от ФАС:

  • для граждан — от 30 000 до 100 000 ₽;

  • для должностных лиц — от 100 000 до 200 000 ₽;

  • для юридических лиц — от 200 000 до 500 000 ₽.

Следует учитывать, что одна реклама суммирует штрафы от разных ведомств, отвечающих за распространение информации.

То есть одна реклама без надлежащей маркировки может собрать состав нарушений по разным ведомствам. Например: за 4 рекламных поста без маркировки ИП заплатит не 220 000, а 880 000 рублей.

Обратите внимание! Отслеживают наличие маркера у рекламы не только блюстители закона. Жалобу в  антимонопольный орган  может подать любой неравнодушный гражданин. 

Осенью 2023 года небезызвестный уфимский паблик в Telegram-канале, который находился в статусе ИП, не внял к введению штрафов за маркировку и продолжил публиковать рекламу по старинке. После жалоб неравнодушных граждан владельцу публичной страницы было присвоено штрафов на несколько миллионов рублей сразу от двух ведомств. 

Поправки в закон о рекламе предупреждают распространение информации, нарушающей законодательство, и делают рынок интернет-рекламы прозрачным.

Пользователи самостоятельно могут считать, кто и с какой целью предлагает им товар. Бизнес, привыкший иметь дело с документооборотом, в 2024 году будет полностью адаптирован к получению токена. Тем, кто в 2023 еще не приобрел привычку к отчетности в рекламной деятельности, в 2024 году придется ей обзавестись.

Блогерам, публичным лицам, компаниям или новым фирмам, имеющим небольшой опыт в качестве рекламодателей, стоит обращаться за профессиональной поддержкой в данном вопросе, чтобы из-за поверхностного понимания вопроса и безотчетных действий не подвергнуться штрафным санкциям. 

Комментарии

1
  • "Мы, как рекламное агентство, подаем два акта по каждой рекламной интеграции: с клиентом (работодателем) и с рекламораспространителем" - вы же и маркируете, и статистику с актами/отчетностью вносите?
    А рекламораспространитель - ничего? Датель понятно ничего, он товар делает, ему некогда маркировать он вас нанял. А распространитель тоже на вас полагается? Что вы все акты внесете, аккуратно заполненные? :)

Предпринимателям Оренбургской области продлят сроки уплаты налогов на имущество

Отсрочку на 12 месяцев по уплате налогов получат предприниматели, которые пострадали от паводков.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💬 На сайте «Клерка» заработал новый бесплатный инструмент, полезный всем!

Новый бесплатный сервисный инструмент «Сумма прописью онлайн» на «Клерке» поможет быстро перевести сумму, записанную цифрами, в сумму прописью по всем правилам орфографии русского языка.

Сложные вопросы перехода на ФСБУ 14 и доработки для эффективного перехода на ФСБУ 14 предприятий с большим количеством НМА и РБП

С 2024 года стал обязательным к применению стандарт ФСБУ 14 «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина от 30.05.2022 № 86н.

Сложные вопросы перехода на ФСБУ 14 и доработки для эффективного перехода на ФСБУ 14 предприятий с большим количеством НМА и РБП
Лучшие спикеры, новый каждый день

Цитата дня. Про самозанятых

Налоговый режим для самозанятых не будут менять до 2028 года.

Цитата дня. Про самозанятых

Женщинам за рождение детей до 25 лет хотят платить 200 000 рублей

Для улучшения демографической ситуации депутаты предлагают установить единовременные пособия молодым мамам.

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС

С 2024 года в конфигурации «1С:Бухгалтерия 8» действует новый принцип учета расчетов на ЕНС. Что касается самого порядка учета и исчисления налогов или взносов, то он остался прежним. Рассмотрим на конкретных примерах, как сейчас в «1С:Бухгалтерия 8» происходит начисление налогов.

Начисление налогов в 1С в 2024 году: что изменилось в условиях ЕНС
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обзор сервисов по работе с самозанятыми, физлицами и ИП 2024. Поиск исполнителей, документы, проверки, расчеты

В нашем обзоре мы собрали сервисы, которые помогают бизнесу и самозанятым решать все задачи – поиск исполнителей, расчеты, обмен документами, проверка партнеров и т. д. Кроме того, многие из таких площадок работают с обычными физиками и ИП. Так что можно закрыть вопросы сотрудничества с любыми исполнителями.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👑 Госдума хочет повысить налоги на роскошь. Надежда на благоразумие региональных властей, говорит эксперт

Регионам планируют дать право участвовать в определении налоговой ставки на дорогостоящую недвижимость и люксовые автомобили.

Глава ТПП: от совершенствования налоговой системы должен выиграть честный бизнес

Представители бизнес-сообщества сформулировали свои предложения и замечания по совершенствованию налоговой системы.

Как ответить на требование ФНС по самозанятым: инструкция для заказчика

Если вам поступил запрос от Федеральной налоговой службы (ФНС) с требованием предоставить сведения и документы, касающиеся сотрудничества с самозанятыми, это может означать, что вас подозревают в маскировке трудовых отношений через договоры с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД). У вас есть пять рабочих дней на подготовку ответа. Важно действовать быстро и грамотно, чтобы устранить все сомнения ФНС.

Как ответить на требование ФНС по самозанятым: инструкция для заказчика

Работа есть! Аналитик 1С ― самая дорогая вакансия в мае

Самые дорогие вакансии для удаленных работников в мае — аналитик 1С. Его заработок доходит до 450 тысяч рублей в месяц. Зарплаты таких работников отличаются в зависимости от уровня компетенций конкретного специалиста, локации работодателя и других факторов. Расскажем про все подробней.

Работа есть! Аналитик 1С ― самая дорогая вакансия в мае

Минфин может снять ограничение по числу договоров долгосрочных сбережений

Участники программы долгосрочных сбережений пока что могут заключить только 3 договора.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Современному бизнесу расстояния — не помеха. Можно легко масштабироваться и выйти на совершенно другой уровень дохода, если не ограничивать себя одним регионом, одной аудиторией и расширять партнерские связи. 

Как дистанционно подписать документы с клиентом-физлицом: возможные варианты

Какими документами можно подтвердить продажи на маркетплейсах

Маркетплейсы самостоятельно формируют и отправляют селлерам документы, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете продавца.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами

Работа с внештатниками — лучший выход в ситуации, когда нужны исполнители на разовые задания или на сезонные работы. Как с ними сотрудничать, не допуская ошибок, особенно если самозанятых стало критически много? Вам поможет платформа Qugo.

Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми, ИП и физлицами

Амнистию по дроблению бизнеса могут провести в течение 2025 года

Налоговую амнистию получат не все компании и ИП. От наказания не уйдут те, кто намеренно применял искусственное дробление с целью уклонения от уплаты налогов.

Введут право на самозапрет сделок с недвижимостью

Для защиты владельцев жилья от мошенников на портале Госуслуг появится возможность установить самозапрет на сделки с недвижимостью.

3

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году

В 2024 году владельцы отелей могут снизить ставку НДС до 0% для многих дополнительных услуг, получить грант или субсидию на строительство гостиницы, выкупить государственный участок земли без торгов и использовать другие льготы. Собрали все возможности в статье.

10 программ господдержки для сферы туризма в 2024 году

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

В финансах есть много лайфхаков и многие из них посвящены теме сбережений и накоплений. Ведь без накопления КАПИТАЛА ни о каком финансовом процветании и речи быть не может.

Денежные лайфхаки: метод 4 конвертов

Интересные материалы

Отказ от выкупа лизингового имущества суд признал продажей имущественных прав и доходом

Компания занизила налог на прибыль, поскольку не отразила продажу имущественных прав.