Секрет стратегических бизнес-побед: привязка к реальности и достойные кадры 

Как грамотно выстраивать стратегическое планирование и каких ошибок стоит избегать для его успешной реализации владельцам крупных и средних российских компаний, рассказываем в статье. 
Секрет стратегических бизнес-побед: привязка к реальности и достойные кадры 
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Стратегический менеджмент как инструмент достижения глобальных целей

Тема стратегического менеджмента — сложная и спорная, особенно для российского бизнеса, поэтому я хотел бы о ней более подробно поговорить. 

Стратегия — это инструмент для достижения глобальной цели, описывающий ключевые концепции.

Миссия — по общему определению, это то, что компания делает сверх зарабатывания денежных средств. Но я считаю, что коммерческий бизнес создается, чтобы зарабатывать деньги, и отрицать это — самообман.

По сути, миссия — это источник ограничений: если миссия компании — удовлетворять потребности клиентов в дешевой качественной доставке их грузов, то мы не будем производить пельмени. 

Видение – это то, чего хотят собственники, стратегическое видение – чего хотят собственники в течение периода. 

Стратегия должна создаваться на 7–10 лет, однако для российских компаний актуальна стратегия на один год. Я говорю не о Газпромнефти или Северстали, а о средних компаниях со штатом 200–2000 сотрудников на стадии перехода с детства на юность по модели Ицхака Адизеса.

Стратегия — не истина в последней инстанции, не волшебный инструмент и не набор алгоритмов. Я видел стратегии в виде ярких и красивых 300-страничных книжечек, которые работали подставкой для кофе у собственника. 

Хорошая стратегия должна объединять управленцев всех уровней

Техническим системам стратегия не нужна, даже самым сложным: если в машине заложено ехать из точки А в точку Б, то она поедет именно так. Социальные системы сложнее из-за множественных альтернатив. Когда у вас 5–10 сотрудников — это одно, когда их 300-500 — это другое, когда у вас 4 компании по 300-500 сотрудников — это третье.

Без четкого документа управленцы начинают принимать множественные решения, которые очень мало связаны с общей задачей. 

Это как в армии. У нее есть общая задача — победить врага, но если каждый начнет принимать самостоятельные решения, мы не только победы не получим, мы получим хаос. И в российских компаниях я часто вижу, как коммерческий директор достигает своих целей, директор по логистике — своих, по производству — своих, и все это разбегается в разные стороны. 

Целевое развитие компании идет именно от стратегии. Иначе из 20 отправленных вами торговать с Индией кораблей вы 7 через полгода обнаружите затонувшими на Карибах (причем неизвестно, что директор этих кораблей там искал), а еще 3 — на службе у испанской короны. Как это могло произойти? У них не было общей стратегической цели и каждый из них принимал свободные решения.

Временные масштабы и уровни стратегического планирования 

Стратегический горизонт — период времени, на который создается стратегия. Стратегические цели — то, чего мы хотим достичь. Также важны имеющиеся ограничения и стратегические альтернативы — чаще всего цели можно достичь не одним путем.

Корпоративная стратегия необходима для группы компаний, в ней прописывается общая цель всей корпорации. Бизнес-стратегия — это стратегия каждой бизнес-единицы.

Например, у вас есть агроферма, сеть автомоек и две пиццерии. Корпоративная стратегия описывает, как они взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели, а бизнес-стратегия — как должна развиваться агроферма. 

Функциональная стратегия — это HR-стратегия, стратегия цепи поставок, коммерческая стратегия, IT-стратегия в рамках каждой бизнес-единицы. Например, HR-стратегия агрофермы будет отличаться от HR-стратегии сети пиццерий — разные люди, разные человеческие ресурсы, разные потребности. При этом на уровне корпоративной стратегии могут быть прописаны общие принципы HR, и функциональная стратегия HR не может противоречить корпоративной.

Следовать стратегии значит действовать в ситуации максимальной неопределенности

Это всем известные матрица DCG, SWOT-анализ, матрица McKinsey и матрица Shell. Например, если по матрице McKinsey у нас средняя конкурентная позиция и средняя привлекательность отрасли, мы должны осторожно развивать бизнес и очень избирательно инвестировать.

Как все это определять?

Стратегия — это высший уровень неопределенности, поэтому необходим анализ рынка и эмпирический подход. Четких математически выявленных формул практически нет, но если мы неправильно оценим свой бизнес, то проиграем.

Я стараюсь оценивать бизнес как средний или между средним и сильным. Привлекательность отрасли высокая у сферы прорывного IT, у остальных отраслей привлекательность средняя.

Как запустить процесс стратегического планирования

Если вы не топ-менеджер или не внешний консультант, то запустить процесс стратегического планирования вы не сможете. Если вы топ-менеджер, то нужно объяснить собственнику, что без стратегии компанию швыряет в разные стороны и каждый такой маневр обходится дорого. Готовьте документы о потерях и начинайте процесс. 

Оценка финансовых и кадровых ресурсов 

К началу стратегического планирования у вас должно быть:

  • понимание финансового контура компании — финансовый результат, себестоимость, денежный поток и так далее;

  • HR-служба, которая поставила подбор и адаптацию, оценку, обучение и мотивацию,

  • внятный топ-менеджмент.

Необходимо определить ключевых участников — топ-менеджеров, собственников — и провести стратегическую сессию. 

Создание «дерева целей»

Вы должны выступать модератором на этой сессии и подключать владельца и топ-менеджеров к обсуждению. Например, вопрос: что является целью нашей компании? Вам говорят: зарабатывать миллиард. Рисуем кружочек на доске и стрелочки от него.

А как мы будем зарабатывать этот миллиард? Вам отвечают: например, запустить новые продукты. Нарисовали под стрелочкой кружочек «Запуск инновационных высокомаржинальных продуктов».

От него расходятся другие: запуск новых производственных линий, развитие службы маркетинга, привлечение дополнительного инвестирования. От кружочка «Запуск новых линий» расходятся еще несколько целей: покупка новых производственных площадей, обучение сотрудников.

Суть понятна: чем ниже уровень, чем более детализируется задача. Оптимально — не более чем на 3 подзадачи.

В завершение у каждого кружочка ставим примерную дату (в формате квартала) и имя ответственного. 

Оцифровка задач и привязка их к KPI

Например, когда цель верхнего уровня в миллиард будет реализована, то 10% от этой суммы будет разделено между топ-менеджерами в равной пропорции. 

Не рекомендую ставить премиальную часть за реализацию отдельных задач — их успешное выполнение не гарантирует достижения общей финансовой цели, а кучу премий вам платить придется. 

Реализуя стратегию, не забывайте про человеческий фактор. Часто реализации стратегии мешают недостатки менеджмента — низкая компетентность, непонимание ценности стратегического менеджмента и принципов управления корпоративной архитектурой, неумение делегировать. 

Контролируйте руководителей направлений

Если нет системы сбалансированных показателей, оцифрованной в конкретные значения, нужно собираться раз в 3–4 месяца.

Каждый руководитель докладывает о решении задач, модератор совещания контролирует сроки следующих задач, кто-то вносит инициативы — идет работа над реализацией стратегии. 

Иногда на совещаниях всплывает: «А если бы мы сделали не это, а что-то другое?» Владелец действительно может принять решение прекратить реализацию принятой ранее стратегии, но публично, с очень жестким обоснованием и только в случае крайней необходимости.

Доведите содержание стратегии до каждого сотрудника

Стратегия — не секретный документ, она должна быть доведена до каждого сотрудника компании. Проблема российского бизнеса в том, что сотрудники не видят связи между своим трудом и развитием компании, хотя сервис каждого сотрудника влияет на общий доход. 

Стратегический менеджмент: каких ошибок избегать

Противоречивость целей — залог краха стратегии

Вернемся к нашему примеру: цель — заработать миллиард, задачи — вывести новую продукцию и снизить издержки. Три кружочка, с виду все хорошо, а на самом деле безумие. 

Почему? Потому что разработка новой продукции требует серьезных затрат: привлечение высококвалифицированных инженеров-конструкторов, технологов, маркетологов. Найм дорогостоящего персонала — это дорого и сложно, может понадобиться хэдхантинговое агентство. Новый персонал скажет, что хочет обязательное ДМС, а если выдать его только новым людям — остальные взбунтуются и начнут увольняться. 

Итого: чтобы достичь первой цели, мы увеличиваем издержки. При этом вторая цель — снижение издержек. Цели противоречат друг другу.

Заявляйте реальную главную цель

Мы хотим заработать миллиард при оборотах в 300 миллионов. Реально ли за год увеличиться в три раза? Да, вы нарисовали прекрасное дерево целей и даже сбалансировали показатели, но если главная цель на самом верху не реалистичная (по разным причинам — сроки, цифры, что угодно) — это не имеет смысла.

Привлекайте к управлению высококвалифицированных руководителей

Чем выше уровень управления, тем нужнее умение планировать работу сотрудников, делегировать, координировать, организовывать, контролировать. И речь не о поточном контроле, когда топ-менеджер спит по три часа в сутки, потому что постоянно стоит за спиной у сотрудников.

Должен быть реализован механизм верхового контроля, механизм обратной связи.

Неквалифицированный топ-менеджмент — это те, кто либо принципиально не понимает, что такое стратегический менеджмент, либо настолько утонул в рутине, что не выполняет обязанности топ-менеджмента. В любом случае у него не хватает профессиональных, личностных либо управленческих компетенций.

Следуйте заданным курсом: бросание из стороны в сторону ведет в никуда

Владельцы-мечтатели в ходе реализации стратегии могут разворачиваться на 90 или 180 градусов и идти в другую сторону. Они не глупы и сыплют интересными идеями, но возможности бизнеса не соответствуют уровню их мечтаний. В итоге при реализации стратегии получается еще больше шараханий, чем до этого.

Приведу аналогию: мы строим особнячок на три этажа, по дороге решаем, что это дворец в стиле феодального замка, потом выясняется, что нужно что-то вроде виллы римского патриция. Мне как корпоративному архитектору сложно работать с такими людьми. Да, мы можем это сделать, но каждое изменение требует времени, сил и средств.

Воплощайте стратегию в реальных каждодневных делах

Стратегия готова, дерево целей разработано, цели сбалансированы и достижимы — а обеспечивать реализацию некому. Топ-менеджеры утонули в рутине или пытаются отписываться в задачах.

Я как корпоративный архитектор должен обеспечить создание целевой модели и реализацию трансформации, но если процессом стратегического менеджмента никто не владеет — это невозможно, все начинает рассыпаться. 

Пять балансиров успешной стратегии

Еще одна частая ошибка стратегии — зацикленность на финансовых показателях. Хотя в XX веке не раз были ситуации, когда компания имела прекрасные финансовые показатели, а потом радостно валилась в преисподнюю.

Бизнес-архитекторы Нортон и Каплан придумали систему балансировки. В ней пять  перспектив: финансовые цели, цели клиентов, цели внутренних бизнес-процессов и цели инновации и обучения. 

Они крепко связаны между собой. Вы можете сколько угодно ставить великие финансовые цели, но если клиенты не принесут денег, то целей вы не достигнете. Чтобы клиенты принесли деньги, нужны качественные бизнес-процессы, а для бизнес-процессов необходимы и IT, и HR, и служба качества — все, что может совершенствовать бизнес-процессы

Разберем на примере.

Финансовая цель — увеличить чистый денежный поток на 2% за год. Для этого нужен рост продаж (цель клиентов) на 7%. 

Цель бизнес-процессов — снизить затраты или увеличить скорость обслуживания. Нужна инновация — внедрение адресного хранения, потому что сборка заказа идет час, а мы хотим за 15 минут. Для этого надо приобрести IT-систему и интегрировать ее в текущую IT-инфраструктуру, а также обучить людей. 

Возможно ли это без customer?

В российской схеме нет, стратегия строится через внешнюю среду. Но в канонической схеме бизнес-процессы и финансовый блок могут напрямую влиять друг на друга.

Таким образом, задачей менеджмента становится балансировка внешней и внутренней среды в пяти перспективах: customer, financial, internal business, innovation and learning. 

Комментарии

1
  • Шикарная статья!

    на стадии перехода с детства на юность по модели Ицхака Адизеса

    Веселый этап))) Давай-Давай)

    …и все это разбегается в разные стороны. 

    Работать в одной компании и в одной команде - это разные вещи.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Интересные материалы

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить