Маркетинг

Коллаборация и кобрендинг: как правильно объединить усилия для развития бизнеса 

Коллаборация — популярный формат взаимодействия у бизнеса совершенно разного уровня: от миллиардных корпораций до локальных компаний. Основная задача таких интеграций – расширение аудитории за счет ее пересечения у разных фирм.
Коллаборация и кобрендинг: как правильно объединить усилия для развития бизнеса 
Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Какими коллаборации бывают, какие у них плюсы и минусы и как понять, что нужно именно вам, рассказывает основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева.

Цели коллаборации могут различаться для малого и крупного бизнеса, но суть всегда одна — привлечение новых клиентов, расширение аудитории.

Основной принцип коллаборации как явления — польза для всех участников при примерно одинаковом вкладе. Форма, при этом, может быть очень разной — совместные продукты, рекламные и маркетинговые кампании, взаимная рассылка, общие мероприятия и т. д. Разберем, какие типы коллаборации для какого уровня бизнеса применяются наиболее часто. 

Малый бизнес и стартапы

Реферальный маркетинг

Практически самый простой и дешевый, но при этом эффективный и надежный инструмент. Применяться может по-разному, но смысл заключается в предоставлении скидки за рекомендацию.

Пример 1. В новом микрорайоне есть определенное число предприятий сферы услуг, ориентированных примерно на одну и ту же целевую аудиторию, но работающих в разных направлениях, скажем, парикмахерская, салон красоты и косметология. Они договариваются друг с другом о скидке для клиентов с флаером и отправляют своих посетителей  к коллегам, получая аудиторию всех трех компаний.

Пример 2. О реферальном маркетинге договариваются шиномонтаж, сервис по кузовному ремонту и фирма установки стекол. Они могут находиться в разных районах города, но иметь общую целевую аудиторию — автовладельцев.

Партнерский маркетинг

Это оптимальный вариант для небольших брендов, которые еще не имеют широкой популярности и аудитории, но объединяют усилия, чтобы исправить ситуацию.

Речь идет про коллаборацию, когда две организации делят между собой расходы на общую рекламную кампанию или событие, разыгрывают, например, ценный приз или туристическую путевку. Другой вариант — кобрендинг, создание совместного продукта, объединяющего разные аудитории.

Пример: коллаборация производителей игрушек «Блоп Топ» и бренда сладостей «Мармеладыч». Две небольшие компании запустили новогодние наборы, куда входили конфеты и мягкая игрушка. Анонс нового продукта они провели в своих соцсетях, показали и рассказали о деловом партнере. 

Сюда же можно отнести практику Giveaway в соцсетях. Ее суть заключается в розыгрыше приза среди тех, кто подписан на все каналы организаторов. То есть, условно, 10 каналов на тему лайфстайл организуют розыгрыш лимитированного мерча или премиального гаджета, но чтобы принять участие, нужно подписаться на все 10 каналов. После розыгрыша велика доля тех, кто может отписаться от канала, но если контент покажется человеку важным, полезным и интересным, он останется в подписчиках.

Средний бизнес

На этом уровне можно использовать все предыдущие технологии, но с более существенными возможностями для реализации — больше охват, крупнее проекты и бюджеты. Сюда еще в качестве рекомендаций можно добавить партнерские почтовые рассылки.

Как правило, предприятия среднего бизнеса обладают профессиональным штатом маркетологов и экспертов по продвижению, наработанной лояльной клиентской базой, которая получает рассылку с новостями или полезным контентом, пуш-уведомления или сообщения в мессенджерах.

Коллаборация в таком ключе позволяет взаимно расширить аудиторию и за счет такого простого действия привлечь новых клиентов. 

Пример: популярный блогер Михаил Гребенюк, ориентированный на предпринимательскую аудиторию, часто проводит коллаборации с онлайн-школой для бизнесменов «Фокус». Они с регулярной периодичностью делают e-mail рассылки по своим базам и в результате получает мотивированную профильную аудиторию. 

Крупный бизнес

Действительно крупный бизнес имеет совершенно другие возможности и на коллаборации может тратить миллионы долларов, ожидая долгосрочный эффект.

Варианты сотрудничества тут фактически не ограничены ничем. Это могут быть совместные продукты, привлечение звезд из различных сфер для создания новых проектов или маркетинговых кампаний. 

Пример 1.Коллаборация двух гигантов: Nike и Apple. Они сотрудничают много лет и за это время выпустили несколько уникальных совместных продуктов.

В 2006 году в Nike разработали датчик, который размещался в кроссовке и подключался тогда еще к iPod, позволяя следить за прогрессом тренировок. Через два года спортивный гигант сделал фитнес-браслет. Таким образом, коллаборация этих двух компаний оказалась у истоков всего направления фитнес-часов и умной фитнес-индустрии.

Развитием истории стало создание Apple Watch Nike+ с оригинальным дизайном и функциональным наполнением. Даже страшно представить совокупный объем инвестиций в эти проекты, но и результат сделал их законодателями мод на рынке спортивной электроники.

Пример 2. Samsung и Ivi. На протяжении нескольких лет Samsung занимал лидирующие позиции на рынке телевизоров в России. В 2022 году каждый четвертый купленный россиянами телевизор был этой фирмы.

В 2021 году южнокорейский производитель запустил масштабную коллаборацию с российскими онлайн-кинотеатрами. На пультах устройств появились кнопки прямого доступа к сервисами Ivi и Okko. Такая коллаборация позволила объединить аудиторию тех, кто смотрит телевизор и тех, кто готов платить за доступ к качественному видеоконтенту и объединить их буквально с максимальным комфортом и простотой.

Пример 3. Бейонсе и Levi’s. В начале апреля 2024 года популярнейшая исполнительница Бейонсе выпустила новый альбом, одна из песен в котором была посвящена джинсам бренда Levi Strauss «Levii's Jeans».

Бейонсе — одна из самых популярных блогеров в запрещенном в России Instagram, где у нее более 300 млн подписчиков. В день выхода песни акции Levi Strauss на Нью-Йоркской бирже подскочили на 20% и закрепились на этой отметке.

Компания и певица не объявляли официально о коллаборации, но это не значит, что таких договоренностей не было. Во всяком случае, производитель одежды из денима поддержали Бейонсе, и на время переименовали страницы в соцсетях на тот вариант, который указан в названии песни. 

Особенности коллабораций

Коллаборация — отличный маркетинговый инструмент для того, чтобы привлекать новую аудиторию и повышать узнаваемость. Но важно помнить, что это не волшебная кнопка, которая приносит моментальный результат. Есть ряд нюансов, которые стоит учитывать.

1. Долгая подготовка. Реферальные флаеры в одном бизнес-центре — это обычная договоренность двух человек. На уровне даже среднего бизнеса появляется масса моментов, требующих согласований, подготовки и отдельных ресурсов. Если же говорить о коллаборации с топовыми блогерами, звездами или другими крупными компаниями, то бюрократия будет на очень высоком уровне. Часто договоры о сотрудничестве длятся от нескольких месяцев, а в особо сложных случаях могут затянуться и на более долгий срок. 

2. Результат. В примере с Volvo компания смогла оцифровать прибыль от рекламной кампании, но наверняка там есть масса допущений. В большинстве случаев невозможно оценить реальный финансовый результат, он слишком неопределен и растянут во времени. 

3. Главный принцип коллаборации — примерно равный вклад ресурсов, средств, популярности, медийности и взаимный профит. Часто под коллаборацией подразумевают покупку трафика у блогеров или взаимодействие по типу «распаковки».

Для действительно эффективной коллаборации важно оценить риски, чтобы партнер был добросовестным, подходил по ценностям, миссии и целевой аудитории. 

Несмотря на то, что коллаборации, зачастую, реализуются довольно тяжело, долго и дорого, конечный эффект окажет благотворное влияние на бизнес. Взаимодействие в таком формате не только расширит аудиторию, но и внесет новые идеи и направления, заставит о себе говорить и получит новый импульс для развития.  

Комментарии

1
  • xkn

    ...?

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

Лучшие спикеры, новый каждый день

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Маркетинг

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Интересные материалы

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании