Идеальная процедура проверки контрагента в 2023г. Как составить регламент должной осмотрительности

Расскажем, какие собрать доказательства, чтобы отмести любые обвинения налоговиков в «непроявлении коммерческой осмотрительности». Часть 2: Основная и Окончательная проверка. Фиксация результатов.
Идеальная процедура проверки контрагента в 2023г. Как составить регламент должной осмотрительности

Итак, в первой части статьи мы подробно рассмотрели, какую информацию в первую очередь собирает организация о потенциальном контрагенте, еще до того, как обратиться к нему с запросом документов и раскрыли процедуру оформления данных сведений. Их отсутствие будет прямо ориентировать налоговый орган, на то, чтобы обвинить предприятие в неосмотрительном выборе контрагента. Теперь же расскажем, какие еще собрать доказательства, чтобы отмести любые обвинения налоговиков в «непроявлении коммерческой осмотрительности».

Основная проверка. Какие документы обязательно должны быть истребованы у контрагента.

У контрагента подлежат обязательному истребованию на основании письменного запроса следующие документы о его финансово-хозяйственной деятельности:

  1. Свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для фирм и ИП, зарегистрированных до 01.01.2017г., после — лист записи).

  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ИНН (для всех организаций и ИП).

  3. Решение единственного участника или протокол о назначении руководителя (с 25.12.2019г. заверяется нотариально, если иное не предусмотрено Уставом либо не принято нотариально удостоверенное решение (протокол) об избрании в дальнейшем альтернативного (без обращения к нотариусу) способа удостоверения решений путем простого их подписания всеми участниками организации. Данный документ также подлежит истребованию).

  4. Приказ о вступлении в должность руководителя и главного бухгалтера.

  5. Устав в действующей редакции (все страницы).

  6. Доверенности, уполномочивающие должностных лиц организации (ИП) на заключение и подписание договора, иных документов от имени контрагента (при необходимости).

  7. Копии документов, подтверждающие право собственности на помещение, арендные договоры, подтверждающие сведения о фактическом местонахождении контрагента, договоры аренды, лизинга транспортных средств, ПТС, документы, подтверждающие наличие основных средств.

  8. представленные налоговые декларации за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, в т.ч. 6-НДФЛ, НДС (при общем режиме налогообложения).

  9. карточка реквизитов компании-контрагента (ИП) с контактными данными (телефон, электронная почта) руководителя и (или) иных ответственных лиц.

Все копии документов должны быть заверены руководителем организации — контрагента либо ИП («копия верна», печать организации, подпись руководителя и ее расшифровка, дата).

Для подтверждения факта отправки запроса вышеуказанных документов по электронной почте, компетентный сотрудник может сделать скриншот электронной переписки с контрагентом.

Сразу обращаю внимание, что перечень документов, приведенный выше, может быть истребован в случае, когда заключение договора не терпит никаких отлагательств (например, при срочных грузоперевозках). Этот тот самый минимум, который желательно иметь в наличии каждой компании. Здесь нет указаний на наличие документов об основных средствах, т.к. предполагается, что об их существовании и так известно из ранее упоминаемых доступных источников. После оформления договора и выполнения обязательств по нему их обязательно нужно запросить.

Если же время заключения договора терпит, то к вышеизложенному перечню можно добавить, например, следующие:

  1. Копия паспорта руководителя и учредителя(ей) организации либо ИП.

  2. письменное согласие субъектов персональных (паспортных) данных на их обработку.

  3. Среднесписочная численность персонала контрагента (с 2021г. в составе расчета по страховым взносам (РСВ);

  4. Копии документов, подтверждающие право собственности на помещение, арендные договоры, подтверждающие сведения о фактическом местонахождении контрагента.

  5. Копию письма в налоговый орган в соответствии с подп 3 п.2 ст.23 НК с отметкой инспекции о принятии, если юридический и фактический адреса контрагента не совпадают.

  6. Копию подтверждающего документа (уведомление, заявление и пр., если контрагентом применяются специальные режимы налогообложения (УСН, патент и т.д.).

  7. Договоры аренды, лизинга транспортных средств, ПТС; документы, подтверждающие наличие складских помещений, станков, оборудования, иных основных средств.

  8. При выполнении работ по договору строительного подряда — штатное расписание; справка о привлечении субподрядчиков с указанием их реквизитов и контактных данных.

Все копии документов должны быть заверены руководителем организации — контрагента либо ИП («копия верна», печать организации, подпись руководителя и ее расшифровка, дата).

Рекомендуется также истребовать у контрагента представленные налоговые декларации за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, в т.ч. 6-НДФЛ, НДС (при применении общего режима налогообложения) бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о прибылях и убытках за последний год, также пояснения к бухгалтерской отчетности, из которых было бы видно наличие самортизированных (либо арендованных) основных средств на забалансовом счете 001. Однако сведения из сданных деклараций являются налоговой тайной, т.е. контрагент вправе отказать в их представлении. В данном случае истребовать у него официальный отказ от их представления со ссылкой на данные обстоятельства.

Можно добавить в этот список, например, еще гарантийное письмо, подтверждающее, что контрагент уже исполнял аналогичные работы по строительному подряду, а также копии благодарственных писем от его заказчиков, штатное расписание. Если контрагент привлекает третьих лиц, можно истребовать у него справку о привлечении исполнителей с указанием их наименований и ИНН.

Очень важно располагать сведениями, за счет каких ресурсов и с привлечением каких соисполнителей контрагент будет исполнять договор (п. 31 Обзора судебной практики № 1 (2017), утв. Президиумом ВС 16.02.2017, постановление АС Московского округа от 05.06.2020 №А40-109189/2019).

Наиболее оптимальный срок проведения Основной проверки (опять же, по опыту автора) может составить до 5 (пяти) рабочих дней.

Возможно, что такой перечень истребуемых документов кому — то покажется чрезмерным. Но современные реалии налогового администрирования таковы, что каждого контрагента приходится проверять буквально «под микроскопом», особенно, если цена договора весьма существенна. Лучше собрать ворох бумаг на первоначальном этапе сотрудничества, чем потом долго судиться с ФНС или пытаться взыскать через тот же суд с контрагента недополученную налоговую выгоду (профискальный подход судей известен, пожалуй, каждому читателю этой статьи), а то и отвечать на вопросы оперативников и следователя.

Окончательная (комплексная) проверка). Фиксация и хранение результатов.

Последним этапом проверки является оценка соответствия условий сделки положениям действующего гражданского и налогового законодательства, после чего непосредственно формируется папка-досье на контрагента

При этом подлежат исключению из договора все условия, отличающиеся от существенных правил (обычаев) делового оборота (например, длительная отсрочка платежа, оказание значительного объема услуг (выполнение работ) без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты неликвидными векселями и т.п. Подлежит обязательной проверке получение необходимого в силу закона или учредительных документов согласия органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления на совершение сделки, должны быть составлены, исходя из характера исполнения, и приложены к договору все необходимые документы.Если организация или ее контрагент планируют привлечь третьих лиц к исполнению сделки, то это условие обязательно стоит включить в договор.

Также необходимо учитывать разъяснения ФНС о том, что о создании искусственного документооборота может свидетельствовать отсутствие необходимых реквизитов в договоре (Письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060 № БВ4– 7/3060@). Окончательную проверку проводит юридическая служба (юрист) Организации. При необходимости к проверке может быть привлечен также штатный бухгалтер Организации.

На данном этапе также стоит уделить внимание наличию переписки с контрагентом, а также полного комплекта документации, перечисленного выше. Данную проверку также может проводить юридическая служба (юрист) Организации.

По результатам окончательной проверки может быть составлена справка, подтверждающая ее проведение, а также опись вложения всех необходимых документов в папку-досье на каждого контрагента. Данное досье также может быть дополнено новыми документами по мере их поступления с указанием их в описи вложения.

Каждая папка-дело (досье) по соответствующему контрагенту подлежат хранению, как минимум, в течение 5 (пяти) лет с отчетного года исполнения сторонами условий договора (обязательств по нему) в архиве Организации по месту нахождения ее единоличного исполнительного органа (данный срок предусматривает ФЗ о бухучете). В случае представления документов в электронном виде (скан-копии), досье по соответствующему контрагенту также может быть оформлено и храниться в электронном виде.

При этом учитывайте, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по части 2 ст. 199 УК РФ составляет с 29.03.2023г. 6 лет (ранее он был равен 10 годам), поэтому целесообразно хранить материалы на контрагента в течение именно этого временного периода.

Как поступить с теми сделками, которые были заключены до введения в компании процедуры проверки контрагента, если последние отвечают признакам фирм-однодневок?

Если компания ранее уже заключала сделки с лицами, которые подпадают под признаки организаций – однодневок по такому критерию как «отсутствие сведений, подтверждающих наличие у контрагента производственных, складских, торговых или иных площадей, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, соответствующего опыта, квалифицированных кадров, транспортных средств» и исполнение по ним было реально произведено, то рекомендуется истребовать документы, перечисленные в настоящей статье. Стоит собрать и сохранить всю деловую переписку с данными контрагентами по рабочим вопросам. Это будет свидетельствовать о времени, датах, сроках и местах исполнения сделок, что может послужить дополнительными доказательствами ведения Компанией и ее контрагентом реальной деятельности (например, решение АС Свердловской области от 07.03.2019 по делу № А60-62441/2018).

Особо добросовестный налогоплательщик (такие, наверное, тоже есть) может исключить сомнительные операции и подать соответствующую налоговую декларацию.

К уточненной налоговой декларации можно приложить пояснительную записку, в которой указать приблизительно следующую мотивировку: «При самостоятельной оценке рисков установлены факты недостаточности документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе контрагента (контрагентов) по сделке (ряду сделок), осуществленной нашей Компанией за соответствующий период. С целью исключения налоговых рисков в части возможности квалификации налоговым органом таких операций, как соответствующих способам ведения деятельности с высоким налоговым риском, произведен перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов и представлена уточненная декларация. Приведенные факты не носят системного характера и не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду».

Итак, выполнение действий и рекомендаций, а также получение перечисленных в частях 1 и 2 данной статьи документов, в конечном счете, может оградить бизнес от злоупотреблений со стороны налоговых органов и солидных доначислений по причине «непроявления должной осмотрительности» при отборе контрагентов.

Комментарии

2
  • gnews spb

    К уточненной налоговой декларации можно приложить пояснительную записку, в которой указать приблизительно следующую мотивировку: «При самостоятельной оценке рисков установлены факты недостаточности документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе контрагента (контрагентов) по сделке (ряду сделок), осуществленной нашей Компанией за соответствующий период. С целью исключения налоговых рисков в части возможности квалификации налоговым органом таких операций, как соответствующих способам ведения деятельности с высоким налоговым риском, произведен перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов и представлена уточненная декларация. Приведенные факты не носят системного характера и не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду».

    Пояснительная записка - это , мягко говоря , излишество. Тем более написанная в таком ключе.

    Возможно, что такой перечень истребуемых документов кому — то покажется чрезмерным. Но современные реалии налогового администрирования таковы, что каждого контрагента приходится проверять буквально «под микроскопом»,

    Не покажется. Он действительно чрезмерный 

    Кроме того, у налогоплательщика нет возможности проверить цепочку контрагентов дальше своего поставщика, в то время как налоговики могут проверить до десятого колена и дальше

    + нет законодательных критериев ( и вряд ли они когда-нибудь появятся), что есть должная / коммерческая осмотрительность.

    И при неблагоприятном развитии событий (тьфу-тьфу-тьфу)налоговики обычно идут по пути наименьшего сопротивления ( туда, где есть что взять и/или кто ближе) , а не "трясут" кого-то из десятого колена из цепочки  и  собранное досье превращается  в макулатуру.

  • Добрый день, данная статья посвящена проверке именно  своего контрагента - поставщика ( т.е. первого звена). Минфин не раз обращал внимание, что осмотрительный налогоплательщик не может нести ответственность за разрывы во 2 и т.д. звеньях цепочки НДС. Список документов, равно как и вся статья и формулировки в ней, - лишь рекомендация. Законной обязанности собирать досье на контрагента нет ( это изобретение судпрактики и Минфина) При обвинении по п.1 ст.  122 НК РФ (при отсутствии или недоказанности умысла) досье может реально помочь при отстаивании права на вычеты (при наличии внятной деловой цели сделки). Поэтому чем больше доказательств, тем лучше.

    И да, выгодоприобретателем всегда назначают фирму, у которой есть ресурсы, на которые можно наложить взыскание. Нет смысла банкротить однодневки - "пустышки", достаточно разорвать на каком-то звене цепочку и обвинить во всем реально работающую фирму.

Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Интересные материалы

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.