Почему выемка предметов и документов —худший «ночной кошмар» налогоплательщика

Сразу стоит запомнить одну из аксиом налоговой выемки: вопреки расхожему мнению, которое можно часто встретить на просторах сети интернет, ИФНС может привлекать работников проверяемой компании  в качестве понятых!

Почему выемка предметов и документов —худший «ночной кошмар» налогоплательщика

1 часть статьи «Почему выемка предметов и документов – худший «ночной кошмар» налогоплательщика» доступна по ссылке: https://www.klerk.ru/user/2208776/582715/

Содержание статьи:

I. Порядок проведения выемки и распространенные проблемы, с которыми сталкивается при этом  налогоплательщик (продолжение)

  • Кто может и кто  обязан присутствовать при выемке.

  • Кто может выступать в статусе понятого, кроме приглашенных налоговиками лиц. Как они помогут компании.

  • Как начинается выемка. Поможет ли компании отказ представить документы и предметы.

  • Почему на практике  часто изымают много лишних документов и предметов (носителей информации). Как от этого защищаться.

  • Обязанность налоговиков копировать  изымаемые  документы  и информацию. Как происходит изъятие большого объема документации на практике. Окончательное оформление результатов выемки.  

II. Выводы 2 части настоящей статьи.

I. Порядок проведения выемки и распространенные проблемы, с которыми сталкивается при этом  налогоплательщик (продолжение).

  • Кто может и кто  обязан присутствовать при выемке

Выемка производится в присутствии:

1. не менее двух понятых (хотя судебная практика порой сокращает это число и до одного понятого, если это само по себе не нарушает прав налогоплательщика (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2021 № А40-35042/2021)

2. представителей организации, в которой проводится выемка;

Если Выемка проведена без участия представителя компании, то это является грубым нарушением пункта 3 статьи 94 НК , которое аннулирует ее результат (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2004 №А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1) 

3. привлеченных инспекторами специалистов (например, если имеется необходимость в исследовании и копировании электронных носителей информации, взломе дверей и запирающих устройств и т.д.).

При изъятии электронных носителей инспекторы должны отразить  в протоколе сведения о квалификации специалиста, а также о  предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (постановления арбитражных судов Московского округа от 22.10.2020 № А40-257645/2019, Северо-Кавказского округа от 05.03.2017 № А53-278/2016). Причем специалистом не может выступать работник инспекции, так как это заинтересованное лицо (постановление 2ААС от 10.03.2010 №А31-4924/2008). Компания вправе настаивать на том, чтобы специалист подтвердил свою квалификацию документально.

4. Сотрудники полиции при выездной налоговой проверке,  согласно ст.13 п.1 подп 28 ФЗ о полиции,  совместному Приказу МВД №495, ФНС №ММ -7-2-347 от 30.06.2009г.

Дополнительную  охрану полицейских и инспекторов может обеспечить ОМОН Росгвардии.

  • Кто может выступать в статусе понятого, кроме приглашенных налоговиками лиц. Как они помогут компании.

Сразу стоит запомнить одну из аксиом налоговой выемки: вопреки расхожему мнению, которое можно часто встретить на просторах сети интернет, ИФНС может привлекать работников проверяемой компании  в качестве понятых!

Считается, что работники не заинтересованы в результатах выемки, пока не будет доказано обратное. Поэтому оспаривать законность мероприятия только на основании факта привлечения сотрудников в данном качестве бессмысленно - суд однозначно будет на стороне налоговиков. При этом работник может быть понятым, даже если выемку документов проводят в его кабинете (постановление АС Уральского округа от 11.06.2019 по делу №А34-6365/2018).

Важно, чтобы сотрудник не растерялся, если в момент проведения выемки директора или бухгалтера компании не окажется на месте. Работник (например, юрист компании) должен сам контролировать процесс, а затем  -  внести замечания в отношении производства выемки в протокол, т.к. в нем он будет заявлен как присутствующее лицо (а излюбленная формулировка судов, оправдывающая любые не зафиксированные в протоколе нарушения инспекторов, звучит как «от присутствующих лиц замечаний в ходе выемки не поступило»).

Понятые не обязаны ходить по всем кабинетам с инспекторами. Достаточно, чтобы налоговики показывали им изъятые предметы и при них заносили в протокол. Следить за действиями инспекторов могут сами работники компании (постановление АС Московского округа от 23.12.2021 №А40-34955/2021).

Поэтому, как и в случае с осмотром, важно заранее снабдить сотрудников памяткой о том, как им вести себя при проведении выемки, где были бы подробно разъяснены их права и обязанности в качестве понятых и представителей компании, а также полномочия проверяющих, детально раскрыта процедура проведения данного мероприятия налогового контроля.

  • Как начинается выемка. Поможет ли компании отказ представить документы и предметы.

Сначала инспектор должен предложить лицу, у которого производится выемка, добровольно выдать документы. И только в случае отказа выемка производится принудительно.

Причем и в первом (добровольном) и во втором (принудительном) случаях составление протокола выемки по правилам ст. 99 НК обязательно. Без этого запрещено выносить какие-либо предметы и документы с территории налогоплательщика и удерживать их у себя (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2016 № А78-7499/2015).

Стоит особо заострить внимание на том факте, что до проведения выемки инспектор разъясняет всем присутствующим лицам их права и обязанности (именно разъяснеет устно, а не просто подписывает об этом соответствующую графу в протоколе). Однако указать на неисполнение данного требования закона лучше уже после завершения мероприятия при внесении замечаний в протокол.

В отличие от осмотра проверяющие при проведении выемки  вправе вскрывать  двери, сейфы, замки и т.д., если их отказываются открыть добровольно (постановление АС Московского округа от 25.10.2019 №А40-245268/2018, определение ВС от 13.06.2019 №305-ЭС19-7994). При этом они обязаны избегать «причинения не вызываемых необходимостью повреждений». Если считаете, что нанесен необоснованный вред имуществу, стоит зафиксировать это в протоколе, чтобы затем попытаться взыскать его с ИФНС. Однако на законность самой выемки этот факт, конечно, не повлияет.

  • Почему на практике  часто изымают много лишних документов и предметов (носителей информации). Как от этого защищаться.

Изъято может быть лишь то, что имеет отношение к предмету проверки (пункт 5 ст. 94 НК). Поэтому перечень изымаемых документов и предметов должен быть указан в постановлении, однако судебная практика далеко не всегда признает это требование  закона абсолютным

Так, в одном деле суд не счел нарушением тот факт, что перечня не было в постановлении, т.к.  инспекция не знала, как именно ведется бухучет фирмы, точный состав и объем необходимой документации. Поэтому ИФНС заранее не могла установить, какие документы относятся к предмету проверки и какие из них потребуется изъять. Выемка проходила на территории налогоплательщика, все действия по изъятию документов сотрудники компании контролировали, составляли их опись и упаковывали в  пакеты (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 15.08.2018 по делу №А19-20216/2017)

Также признаются правомерными действия ИФНС по изъятию всего массива бумаг, если в офисе, например,  хранились документы не только налогоплательщика, но и иных компаний, и они никак не были отделены друг от друга, а фирма не содействовала их идентификации (постановление АС Московского округа от 15.07.2020 №А40-141420/2019)

Данный подход, несомненно, развязывает руки налоговикам и в части изъятия электронных  носителей информации, на которых могут содержаться данные, вовсе не относящиеся к предмету проверки (например, серверов, компьютеров, ноутбуков, содержащие базу данных «1С: Бухгалтерия» и т.д.). Единственным условием для выемки  в данном случае будет тот факт, что сотрудник не назовет пароль для доступа к устройству.

На практике фискалы часто изымают все, что посчитают нужным!

Поэтому определенную ценность могут представлять те судебные прецеденты, которые содержат иную точку зрения на проблему  изъятия  документов и предметов  «всем скопом».

Инспекторы не имеют права изымать все подряд, а потом разбираться, что имеет отношение к проведению выездной проверки, а что нет (постановление АС Центрального округа от 23.07.2020 №А54-583/2019).

На основании электронных документов, содержащихся на ноутбуках и флеш-картах, не может быть установлена правильность исчисления и уплаты налогов  и сборов (постановление АС Центрального округа от 10.03.2015 №А64-1522/2014, ФАС Поволжского округа от 25.06.2014 №А12-23096/2013).

 Также проверяющие не могут изымать предметы и документы, которые не относятся к проверяемому периоду и выходят за его пределы (уже рассмотренное ранее постановление АС Центрального округа от 01.03.2016 №А54-1021/2015).

Проверяющие должны составить подробную опись документов с указанием наименования изъятых документов и их идентифицирующих признаков (пункт 7 ст.94 НК РФ). заносить в протокол выемки только наименования папок и коробок , как это часто делают чиновники, недостаточно.

Все изъятое обязательно предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки

  • Обязанность налоговиков копировать  изымаемые  документы  и информацию. Как происходит изъятие большого объема документации на практике. Окончательное оформление результатов выемки.

При изъятии оригиналов документов инспекторы обязаны изготовить с них копии, заверить их и передать налогоплательщику. Если это невозможно сделать на месте, то копии должны быть переданы в течение пяти дней после изъятия (п.8 ст. 94 НК).

Аналогичные требования предъявляются и при изъятии электронных носителей. При невозможности копирования на месте инспекция должна вызвать налогоплательщика  на их осмотр, а также предоставить ему скопированные на месте сведения в течение пяти дней со дня их изъятия (постановление ФАС Уральского округа от 15.03.2012 №А76-9906/2011). Как вариант, получив электронные копии, можно заявить о том, что изъятые электронные документы не относятся к проверяемому периоду, если не сделали этого ранее в протоколе.

При этом ст.94 НК не обязывает инспекторов распечатывать электронные документы, лично нумеровать, прошивать и заверять их. Также не обязаны они этого делать и при изъятии бумажных документов (только заверить снятые налогоплательщиком копии), достаточно лишь попросить представителей компании подписать сшивки и заверить печатью (при наличии). В случае отказа налогоплательщика об этом в протоколе делается специальная отметка.

На практике, в случае невозможности идентификации документов проверяемого лица из массива документов иных налогоплательщиков, а также при большом их объеме или при противодействии работе инспекторов, последние могут упаковывать их в полиэтиленовые пакеты способом, исключающим проникновение к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке. Пакеты опечатывают клейкой лентой, прикрепляют на них ярлыки, на которых ставят подписи должностные лица инспекции и понятые. Суды против подобных действий не возражают

Однако вскрывать эти пакеты у себя в инспекции налоговики без представителей компании не имеют права. Также при вскрытии должны присутствовать понятые (определение ВС от 25.03.2020 № 305-ЭС20-2738).

После этого представители организации должны вместе с налоговиками разобраться, какие документы они действительно имеют право изъять, а какие — нет (постановление АС Московского округа от 15.07.2020 №А40-141420/2019). Со всех изъятых в налоговой инспекции документов должны быть изготовлены копии.

Копия протокола о выемке документов и предметов в обязательном порядке вручается налогоплательщику под расписку или высылается ему по почте заказным письмом.

Выводы 2 части настоящей статьи:

1. При проведении выемки предметов и документов налоговики изымают важнейшие доказательства вины компании. Чтобы затруднить проверяющим  этот процесс необходимо заранее провести правовой ликбез среди сотрудников, раздав ответственным лицам, в чьи обязанности будет входить общение с налоговиками, соответствующие памятки. Стоит заранее назначить лиц, которые, при необходимости, будут играть роль представителей компании и понятых при выемке. Знание ими своих статусных прав может оказать фирме неоценимую помощь (или, по - крайней мере, помочь продержаться до прибытия адвоката, контакты которого всегда стоит иметь при себе).

2. Присутствие сотрудников полиции при выемке при выездной налоговой проверке – довольно распространенная ситуация. При этом они обязаны руководствоваться ФЗ об ОРД.

3. Не стоит сообщать о замеченных нарушениях сразу же, чтобы проверяющие не успели их исправить (например, неразъяснение понятым их прав до начала выемки), лучше дождаться завершения мероприятия и внести их в протокол. Однако на наиболее вопиющих нарушениях можно сразу заострить внимание понятых (например, изъятие «лишних» предметов и документов), сообщив им об этом вслух, затем - требовать их обязательного внесения в протокол.

4. На практике налоговики изымают большое количество документов и предметов, не относящихся к предмету проверки. Настаивайте на необходимости подробного описания в протоколе каждого изъятого предмета и документа с указанием их идентифицирующих признаков. Это отчасти облегчит процедуру их возврата.

5. Обязательно копируйте всю изымаемую  информацию и документы. Делать это лично налоговики не обязаны.

6. Вскрытие пакетов с изъятыми документами и предметами производится в помещении инспекции при обязательном присутствии представителей компании и понятых.

Начать дискуссию

Как получить кредит на открытие бизнеса с нуля

Для открытия бизнеса нужен стартовый капитал, сумма которого может составлять до нескольких миллионов рублей. Если у начинающего предпринимателя нет своих накоплений, можно взять кредит. Рассказываем, как его получить и какие есть особенности у целевого кредита на бизнес. 

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Резко выросло число самозанятых IT-специалистов: почему

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

ИП с сотрудниками: налоги и отчетность

Если у предпринимателя есть сотрудники, он уплачивает те же налоги, что ИП без работников. Кроме того, он платит за работников страховые взносы, удерживает с их зарплат НДФЛ и перечисляет его в бюджет. Все нюансы изложены в нашей статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Бесплатное обслуживание банком счетов оказалось не таким уж и бесплатным

ПАО Банк Синара исполнил предупреждение ФАС с требованием разместить достоверную информацию о брокерских услугах на своем сайте.

Банки

Центробанк рекомендует усилить контроль за платежными агентами

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Цифровизация в школах чрезмерна, показал опрос председателя Госдумы

Вячеслав Володин у себя в телеграм-канале провел анонимный опрос о чрезмерности цифровизации в школе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Информация о компаниях будет храниться в открытом доступе 1 месяц

ФНС сократила срок хранения открытой информации об организациях с года до одного месяца.

Самозанятых и начинающий бизнес в новых регионах поддержат дополнительно

Правительство приняло решение дополнительно выделить из федерального бюджетам ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областям 3,75 млрд рублей.

Логика вышла из чата: за несданную декларацию по НДС ИП на патенте и самозанятым грозят блокировкой счета.✍«Ночной бухгалтер» № 1685

Бухгалтеры возмущены: их клиентам и работодателям летят требования сдать декларации по ОСНО, такие уведомления получают даже самозанятые. ФНС рекомендует не отвечать на сообщения, если они не касаются компании или ИП, но бухгалтеры опасаются блокировок.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Трудовые отношения

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Характеристика может понадобиться не только для трудоустройства у нового работодателя, но и для суда, военкомата и для расследования происшествий внутри фирмы. Обязан ли работодатель давать характеристику? И если да, то что в ней должно быть?

Трудовые споры: обязан ли работодатель выдавать работнику характеристику

Создадут единую платформу по борьбе с киберпреступлениями

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

⚡️ Итоги дня: садоводам предложили выдавать бесплатные семена, в Москве подорожал проезд в метро, а стоимость золота обновила рекорд

Подготовили обзор главных событий дня — 20 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Где безопасно обменять наличные на крипту

За 15 лет существования криптовалюты* не только не утратили своей актуальности, но наоборот — по популярности приблизились к фиатным деньгам и ценным металлам. Так, капитализация того же Биткоина сегодня превышает 1,4 триллиона долларов, что уже выше, чем у серебра! Неудивительно, что обмен крипты на наличные сегодня так востребован.

Где безопасно обменять наличные на крипту

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов-2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Зарплата

Удержание из заработной платы неизрасходованных подотчётных сумм в 1С:ЗУП ред. 3.1

Сотрудник, получая денежные средства под отчет, обязан отчитаться по ним в течение установленного срока, либо должен вернуть средства обратно. Если этого не происходит, сумма неизрасходованного и вовремя невозвращенного аванса будет считаться долгом подотчетного лица.

 Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.