Комьюнити, байкеры и Альфа-Банк

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

Все хотят иметь лояльных клиентов, которые не просто постоянно покупали бы услуги банка, но и ощущали свою общность с банковским брэндом. Примерно как тот мальчик в незапамятной рекламе Альфа-Банка: «Да, это мой банк».

В этом номере журнала в дайджесте зарубежной прессы мы пишем, как 73-летний дедушка, владелец и единственный сотрудник деревенского банка, самого маленького в Германии, предлагает своим клиентам самые выгодные условия. Банкир обслуживает только односельчан — он знает их наперечет как облупленных. Риски сведены к минимуму. И односельчанам другой банк не нужен — зачем? Вот уж суперлояльные клиенты. Банковская клиентура полностью и неизбежно совпала с сельской общиной.

Феномен формирования сверхлояльной потребительской группы на базе некоего сообщества — комьюнити известен давно. Один из классических примеров — поклонники Harley Davidson. Косматые татуированные мужики на байках, называвшие себя Hell's Angels, были верными покупателями всего, что составляло их атрибутику и антураж. В эту модную тусовку невозможо было попасть, если ты не пьешь определенное пиво, не носишь определенную одежду. А главное — жизненно необходимо иметь набор самых разнообразных аксессуаров Harley.

Эффект потребительских сообществ, объединенных не потребительской, а коммуникативной целью, привлек внимание маркетологов. Люди тянутся друг к другу по интересам. И если в ядре этого интереса лежит какой-либо брэнд, образующий имидж комьюнити, то обладателю этого брэнда гарантированы большие прибыли.

Девушки-зайчики из Playboy, как известно, живут не только на страницах журнала. Клубы и вечеринки Playboy стали для многих прообразом светской жизни плэйбоя. Cosmopolitan пытается создать образ «девушки Cosmo». Вообще, особенно усердствуют в этом направлении производители товаров и услуг для женщин — прежде всего парфюма. Они заводят со своими потребительницами постоянную переписку, пытаются втянуть в какие-то промо-акции — в общем навязывают определенный образ жизни, который, конечно, немыслим без потребления товаров и услуг компании-затейника.

Классическим образцом потребительского комьюнити являются футбольные фан-клубы. Разве можно быть болельщиком «Динамо» без обладания полным набором бело-голубой атрибутики? Чтобы соответствовать — покупай.

Главные признаки комьюнити — объединение сообщества «непотребительским» интересом, персонализация вертикального и горизонтального общения, укрепление связи с каждым членом сообщества. Недавно автосалон прислал мне поздравительную открытку. Надо же, извлекли из паспортных данных дату рождения и не забыли поздравить. Тоже, значит, заманивают в комьюнити.

А самый яркий пример спонтанного формирования комьюнити недавно наблюдала вся Москва, когда по призыву Владимира Соловьева из «Серебряного дождя» автомобили нарядились белыми ленточками. Мы в журнале как раз думали, стоит ли давать в «Серебряный дождь» рекламу — что там за аудитория? В первый день акции (когда еще не было второй информационной волны) посмотрел я на машины с ленточками, все больше иномарки, и оценил: ничего так, нормальная аудитория.

Эта акция, конечно, была против беспредела на дорогах, против мигалок и все такое. Но на самом деле ленточками украсились потребители «Серебряного дождя». Слушаешь «Серебряный дождь» — надевай ленточку. Надел ленточку — включай «Серебряный дождь».

Браво. В истории российского маркетинга это первый случай удачного формирования столь масштабного потребительского комьюнити — люди хотели общаться с Соловьевым и друг с другом. Думаю, коллеги из «Серебряного дождя» сейчас ломают голову над тем, как извлечь новую пользу из образовавшегося успеха.

Хотя, наверное, первым в России все-таки был Мавроди. Впрочем, нет — ведь потребители МММ соорганизовались в комьюнити только тогда, когда Мавроди прекратил выплаты. Вот тогда общность интересов спаяла их. Так крепко, что они даже избрали Мавроди в Госдуму.

И вот удачный повод примерить комьюнити к банковскому бизнесу. Банковские потребители тоже иногда создают потребительские комьюнити. Это происходит после разорения банка, когда обманутые вкладчики знакомятся, начинают перезваниваться и дружить семьями.

Возможно ли объединение клиентов банка в комьюнити до того, как банк разорился? Если какой-то банк сумеет ответить на этот вопрос положительно, он обречет свой бизнес на успех. Награда — сверхлояльные потребители.

Пока что ближе всех к заветной цели подошли два банка — Сбербанк и Альфа-Банк.

Материал для формирования комьюнити потребителей Сбербанка очевиден. Это завсегдатаи сберкасс, плательщики коммунальных платежей, получатели пенсий. Это комьюнити, наследующее советской очереди в окошко сберкассы. Особый колорит сбербанковских очередей устойчив, узнаваем. Каждый участник очереди легко встраивается в этот колорит или воссоздает его.

И не стоит, кстати, относиться к этому комьюнити потребителей Сбербанка с небрежением. Это ведь действительно стиль жизни старшего поколения, он дорог традицией, какая бы она ни была. Более того, излишне усердные попытки модернизировать этот стиль даже могут нанести Сбербанку вред — сберкассы могут стать для этих людей чужими. Им и так тяжело привыкать к терминалам управления пластиковыми картами. Лучше уж в привычной очереди посудачить-посетовать. Время-то есть. Общения не хватает.

Любопытный пример являет Альфа-Банк. С самого начала банк пытался реализовать новую философию потребления банковской услуги, стараясь связать банк с клиентом притяжательным местоимением «мой» — «Да, это мой банк». Открывшийся новый формат работы банка — «Альфа Банк Экспресс» — может создать неплохую материальную платформу для реализации этой философии. Потребители банковских услуг нового формата, имеющие массу дополнительных бонусов за свою принадлежность к этому формату, вполне могли бы сформировать какое-то подобие комьюнити.

Это на самом деле перспективное направление. Лично я, еще «доэкспрессовский» клиент Альфа-Банка, жду не дождусь, когда этот формат заработает в полном соответствии с заявленным глянцем. Это будет удобно и на уровень выше розничного сервиса прочих банков.

Однако парадокс. Альфа-Банк, исповедующий самый современный подход в розничном сервисе, рискует получить комьюнити, которое образовано на тех же принципах, что и комьюнити Сбербанка, а именно — совместное ожидание в очереди.

Но только в Сбербанке это ожидание соответствует стилю жизни людей, которые туда ходят, для них это возможность общаться, причем «по делу». Поэтому Сбербанк скорее выигрывает от такого рода комьюнити. В Альфа-Банк ходят люди другого рода. Их интересы надо бы объединять другим образом.

Вот и выходит, что из всех возможных форм банковских комьюнити у нас реализуются пока только две: комьюнити обманутых вкладчиков и сообщество очереди, где объединение интересов обеспечивается ожиданием.

Объяснение этому есть. Рынок розницы находится в той стадии, когда нужно интенсивно наращивать объемы. Вот когда встанет вопрос о сохранении объемов, тогда надо будет по-настоящему заботиться о повышении лояльности клиентов. Вот тогда, возможно, появятся и другие формы комьюнити банковских потребителей.

Первым, по-видимому, окажется все тот же Альфа-Банк. Просто потому, что он первым стал на этот тернистый путь. Когда еще остальные банки оприходуют всю растущую неохваченную клиентуру, чтобы перейти к заботливой консервативной политике…

Или лучший сервис, нахлынув, предложат западные банки.

Андрей Мирошниченко,
главный редактор

"Банковское обозрение", №6, июнь 2004 г.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

ЭДО

Кейс. Подключение ГК «Градиент» к сервису Айтиком.Доверенности 

Как удалось упростить и ускорить бизнес-процессы в компании «Градиент» за счет автоматизации работы с машиночитаемыми доверенностями.

Кейс. Подключение ГК «Градиент» к сервису Айтиком.Доверенности 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Многодетным семьям в Санкт-Петербурге будут платить маткапитал на каждого новорожденного

Теперь право на региональный материнский капитал у многодетных семей будет при рождении или усыновлении третьего ребенка, а также последующих детей.

⚡️ Внимание: «Клерк» запускает серию вебинаров по налоговой реформе 2025!

Уже с 2025 года все изменится, и половина НК будет переписана. Поэтому важно уже сейчас понять, какими будут новые правила игры и как организовать свою работу.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Что такое комплексное обслуживание 1С по SLA и зачем оно нужно бизнесу

Использование информационных технологий и стабильность работы программных продуктов, таких как 1С, — критические факторы успеха современного бизнеса. Перебои в работе ПО грозят потерей данных, снижением производительности и упущенной прибылью. Комплексное обслуживание на основе SLA — способ сделать работу 1С непрерывной и эффективной.

Что такое комплексное обслуживание 1С по SLA и зачем оно нужно бизнесу

Депутат Госдумы Милонов предложил сажать в тюрьму доступных девушек , которые приезжают на ПМЭФ

Милонов высказал недовольство слишком толерантным отношением к проституции в России и считает, что она должна быть наказуема. Он предложил отправлять этих девушек на пару лет в колонию-поселение, а затем на ферму, где они смогут использовать свои навыки доярок.

Госдума в приоритетном порядке готовится к индексации выплат работающим пенсионерам

Индексация пенсий начнется с 1 февраля 2025 года. Законодатели оперативно готовят нормативные документы для этого.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Маткапиталом нельзя оплатить обучение своего ребенка в своей школе

В общем случае обучение ребенка можно оплатить материнским капиталом.

Общество

Оформление шенгенской визы подорожало на 12%

Рост цен на услуги визовых центров не повлиял на спрос среди туристов в отношении шенгенской визы. Теперь стоимость консульского сбора составляет 90 евро.

👔 Налоговая амнистия не затронет уголовные дела. Потому что купирует уголовные риски на будущее, объясняет адвокат

Если в отношении бизнеса уже открыто уголовное дело или административное производство, то такие предприниматели не получат налоговую амнистию.

2

Стало известно, как власти будут развивать маркировку товаров

Минпромторг обозначил планы развития системы маркировки.

Кадры

Юридические профессии могут объединить в рамках адвокатуры

На ПМЭФ-2024 была проведена отдельная сессия, посвященная этому вопросу, в ходе которой нашел свое подтверждение вывод о необходимости объединения юридической профессии в рамках института адвокатуры.

Временные сотрудники получат трудовые гарантии

В Трудовом кодексе закрепят нормы, которые сейчас есть в законе «О занятости».

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Долг Хабиба Нурмагомедова вырос до 309 млн рублей

Размер задолженности чемпиона UFC перед ФНС за месяц вырос на 3,5 млн рублей.

Ипотека

Первоначальный взнос по льготой ипотеке вырос до 60%

ВТБ в два раза увеличил размер первоначального взноса для клиентов, которые планируют оформить льготную ипотеку.

КС РФ: землю под подземным гаражом можно оформить в собственность или аренду

Конституционный Суд допустил возможность предоставления в собственность или в аренду земельных участков, на которых расположены подземные гаражи, их владельцам.

Экспертные разборы за неделю: поправки в НК по УСН, учет импорта, расчет зарплаты вахтовиков, самые важные письма Минфина, ФНС и другие

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

Учет простого процентного векселя третьего лица, полученного от покупателя в оплату товаров, работ, услуг в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Продолжим разбор сложных нестандартных ситуаций. В этом материале поговорим о случае, когда покупатель передал простой процентный вексель третьего лица в качестве полной предоплаты за товар поставщику в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0. 

Учет простого процентного векселя третьего лица, полученного от покупателя в оплату товаров, работ, услуг в 1С:Бухгалтерии предприятия ред. 3.0
ПСН

Для перехода с ПСН на УСН надо прекратить патентную деятельность

Если ИП на ПСН+УСН хочет отказаться от патента и остаться только на упрощенке, это возможно лишь при прекращении деятельности, которая облагается налогом по ПСН.

Вакансии

Новые вакансии для бухгалтеров и финансистов Добавить вакансию

Цитата дня. Про индексацию пенсий

Индексация пенсий работающим гражданам будет возобновлена с 1 февраля 2025 года.

Цитата дня. Про индексацию пенсий

Интересные материалы

Как работать с маркетплейсами в 2025 году: каких изменений ждать бизнесу

Власти анонсировали изменения налоговой системы и собираются принять новые законы. О чем нужно знать селлерам?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру