Бюджет по балансовому листу: в чем смысл

Начинающие предприниматели полагают, что цель бизнеса – это получение прибыли. Но опытные бизнесмены скажут, что цель – это получение запланированного объема прибыли и достижение целевых показателей. Сформировать план и обозначить цели бизнесу поможет бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Бюджет по балансовому листу: в чем смысл

ББЛ – третий «слон» управленческого учета

Управленческий учет (УУ) – это система сбора, хранения, представления и структурирования информации для принятия управленческих решений. Управленческие решения руководители компании принимают для достижения необходимых результатов.

Другими словами, чтобы принять правильное решение, главе компании нужно сначала сформировать план, сделать прогноз и указать результаты, которые нужно достичь.

Составление прогноза развития бизнеса – задача многоэтапная. Сначала формируют Бюджет доходов и расходов (БДР), затем на его основе составляют бюджет движения денежных средств (БДДС). БДР позволяет запланировать уровень прибыльности компании, а БДДС – степень ее платежеспособности. Но для устойчивости системы двух «точек опоры» недостаточно, нужна еще одна опора. Такой «опорой» и является Бюджет по балансовому листу (ББЛ). Именно ББЛ дает объемную и полную картину перспектив развития бизнеса.

Вот эти три прогнозных отчета – БДР, БДДС и ББЛ – и являются тремя «слонами» УУ, с опорой на которые руководство компании определяет плановые значения целевых показателей бизнеса в отчетном году.

Модуль Табула позволяет настроить формы для планирования, расчетов, план-факт анализа, используя принципы построения таблиц с формулами как в Excel.

С помощью Табулы настраивают: БДР, БДДС, ББЛ и вспомогательные бюджеты с использованием шести дополнительных уровней аналитики. Табула позволяет настраивать сложные отчеты произвольной структуры.

Протестируйте модуль Табула!

Бесплатно 30 дней!

Что расскажет ББЛ

ББЛ помогает найти ответ на вопрос: почему нет денег, если есть прибыль? Ответ кроется в изменении показателей статей ББЛ за несколько лет. Анализ таких изменений покажет, куда потрачена полученная компанией прибыль или она «спрятана», например, в дебиторской задолженности.

Если прибыли нет, но активы растут, то показатели ББЛ укажут на источник такого роста: внесенные владельцем бизнеса средства или рост какой-либо задолженности. То же применимо и для ситуации, когда при отсутствии прибыли происходит снижение объема активов.

Использование ББЛ и основных бюджетов позволяет главе компании установить план по показателям ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также показателей эффективности для стимулирования работников. Поэтому ББЛ составляют при формировании планов на отчетный период (год, квартал и т. п.).

С помощью ББЛ можно решить задачу оптимизации капитала компании, а, следовательно, и ее стоимости. Эта задача является уже «фигурой высшего пилотажа» для владельцев бизнеса. В процессе ее решения моделируют деятельность компании на долгую перспективу в несколько лет или десятилетий.

В чем отличия от бухгалтерского баланса

ББЛ по своей структуре очень похож на бухгалтерский баланс. Он так же состоит из двух частей: активов и пассивов. Однако, если бухгалтерский баланс составляют по строгим правилам бухучета, установленным государством, то ББЛ формируют, исходя из задач УУ, определенных владельцем бизнеса.

Поэтому смысл показателей некоторых статей ББЛ может существенно отличаться от аналогичных статей бухгалтерского баланса. Особенно заметно такое различие при отражении показателей основных средств, накопленной амортизации, прибыли, дебиторской и кредиторской задолженностей.

Бухгалтерский баланс – это итоговый документ, отражающий результаты деятельности компании за отчетный период, когда что-то изменить уже невозможно. А ББЛ составляют для руководства компании (центров финансовой ответственности (ЦФО)), то есть для тех, кто управляет деятельностью компании и несет за это ответственность.

Поэтому анализ данных ББЛ позволяет принять управленческое решение на этапе планирования, когда многое в деятельности компании еще возможно исправить.

Можно ли не составлять ББЛ

Можно. Однако нежелание составлять и вести ББЛ приведет к недостоверности показателей деятельности компании в системе бюджетного управления.

По сути, нежелание «заморачиваться» с ББЛ создает ситуацию «заметания мусора под ковер». При создании ББЛ за отдельные его показатели отвечают определенные ЦФО. Например, решение о закупке дорогостоящего оборудования принимают на «верхних этажах» управления компанией, а не руководители нижестоящих подразделений.

Поэтому распределение ответственности за сформированные показатели – это основная трудность при ведении ББЛ именно как бюджета, а не обычного отчета нарастающим итогом. Но рано или поздно все «косяки» и просчеты вылезут наружу и станут неприятным «открытием» для владельца бизнеса.

Все трудозатраты, связанные с ведением ББЛ, окупятся сторицей! Особенно в условиях нестабильной экономической ситуации, когда обстоятельства требуют принятия нетривиального, нестандартного решения. Такое решение проще принять, когда владелец бизнеса обладает всей полнотой информации и перед ним полная «картинка» бизнеса.

Постановка управленческого учета с продуктом ФинОфис это:

  • Автоматизация независимо от отрасли и количества учетных баз.

  • Объединение данных в едином инфопространстве.

  • Использование Excel-подобного конструктора форм и отчетов.

  • Сокращение сроков планирования и сбора фактических данных.

  • Поддержка любой методологии финансовой модели, используемой в компании.

  • Лицензирование программы независимо от количества пользователей.

Вместо названия ББЛ часто используют понятие «прогнозный баланс» или «управленческий баланс». Но «имя» ББЛ более предпочтительно, поскольку прогноз и план будущего – это одно, а управленческий баланс, который отражает состояние компании в текущий момент, совсем другая история.

Бесплатное тестирование продукта 30 дней!

Избавьтесь от рутины в Excel

Тестируйте программный продукт бесплатно

Оставьте заявку

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

📄 В личном кабинет ИП новая функция. Это очередной шаг перевода всего документооборота в электронный формат, объясняет налоговый юрист

На главной странице личного кабинета ИП в разделе «Жизненные ситуации» во вкладке «Электронные доверенности» появилась новая вкладка «Между организациями».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Предпраздничный пост для поднятия настроения

Сокращаем расходы. Как увеличить прибыль без ущерба для клиента?

Для того чтобы сократить расходы и увеличить прибыль компании, необходимо провести тщательный анализ всех расходов.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Перед тем как выдать кредит, банки будут его согласовывать с родственниками клиентов

Чтобы дополнительно защитить средства на счетах клиентов, Госдума собирается принять закон с новым механизмом верификации финансовых операций. Если доверенное лицо в течение 12 часов не подтвердит транзакцию, банк отклонит ее.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

Сегодня будут три простые задачки с вариантами ответов. Викторина.

🧠Предпраздничный мозгонапрягатель х3

🙉 Налоговики требуют переделать декларацию по УСН с возвратом аванса, чтобы доход нарастающим итогом не уменьшался

Предоплата от покупателя при УСН – это доход, возврат предоплаты – это сторно дохода. Возврат отражают в том периоде, когда он фактическим был. Но ИФНС такое не устраивает – инспекторы требуют, чтобы доходы нарастающим итогом не уменьшались.

Через суд с физлиц взыщут не только долг по налогам, но и пени

Если человек, который не ИП или был ИП, но закрыл бизнес, имеет налоговые долги, ФНС взыщет их за счет имущества. В том числе пени.

🙅 Минфин отказался отменять фикс. взносы для ИП-пенсионеров. Вообще, на них можно уменьшать налог или стать самозанятым, подсказывает эксперт

По мнению Минфина, если ИП-пенсионеров освободить от уплаты фиксированных страховых взносов, начнется перерегистрация бизнеса на пенсионеров ради экономии на взносах. Поэтому освобождать пенсионеров от «фиксов» не будут.

1

Обзор изменений в закон о несостоятельности (банкротстве)

Даю свое экспертное мнение об изменениях в закон о банкротстве, как они повлияют на дальнейшую правоприменительную практику.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Россияне взяли кредиты на рекордные 36 трлн рублей

Кредитный портфель населения вырос сразу на 634 млрд рублей. В основном, клиенты банка обращаются за необеспеченными ссудами, выдачу которых пытается ограничивать Центробанк.

При корректировке таможенной стоимости импортеры должны доплатить НДС и пени

При помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сроком уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, является срок выпуска товаров. Но иногда приходится платить позже.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот

Теперь навигационное меню можно свернуть и оно запомнит свое состояние.

Проблема навигации на «Клерке». 20 лет мы искали решение и вот
3
Общество

К 2030 году на одного человека должно быть не менее 33 кв. метров жилья

Президент установил целевые показатели и задачи для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

ФСБУ

В связи с новым ФСБУ 4/2023 отменяют старую нормативку по бухотчетности

С отчетности за 2025 год надо будет применять новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская отчетность». Теперь стала ясна судьба трех нормативных актов, которые сейчас регулируют этот вопрос.

🏃🏃 Не забудьте сегодня уйти с работы пораньше

8 мая 2024 года — предпраздничный рабочий день. Это значит, что он сокращается на 1 час.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга

Этот способ финансирования часто используется для покупки аппаратуры, транспорта и других активов без полной предоплаты. У финансового лизинга есть ряд существенных преимуществ.

Коротко о том, в чём плюсы финансового лизинга

Интересные материалы

Электронная подпись физического лица: почему она должна быть у каждого. Личный опыт

Часто для совершения каких-либо сделок, например, продажи квартиры или заключения контракта, нужно личное присутствие. Но есть способ, как вести дела удалённо и не тратить время на поездки и встречи. Разобрались, как такое возможно и что для этого нужно. Вот несколько историй реальных людей, которым применение ЭП решило многие проблемы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру