Налоговые проверки

Как обжаловать результаты камеральной проверки: возражения, апелляционная жалоба, заявление в суд

Камеральная налоговая проверка — основная форма налогового контроля. Ведь для проведения КНП не требуется решения руководителя налоговой инспекции. При этом камеральные проверки охватывают весь объем налогоплательщиков.
Как обжаловать результаты камеральной проверки: возражения, апелляционная жалоба, заявление в суд

Камеральная налоговая проверка — основная форма налогового контроля. Ведь для проведения КНП не требуется решения руководителя налоговой инспекции. При этом камеральные проверки охватывают весь объем налогоплательщиков.

По результатам камеральной проверки налоговики порой выносят решения о доначислениях и привлечении налогоплательщиков к ответственности. Какие шаги можно предпринять для оспаривания результатов проверки расскажем в нашем материале.

Налоговики проверяют все сданные декларации. Если по представленному отчету нет замечаний, то камеральная проверка обычно проходит незаметно для организации или предпринимателя.

По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев после сдачи налоговой декларации. Исключение составляет декларация по НДС, срок камералки которой составляет два месяца с возможностью продления еще на месяц.

В случае представления уточненной декларации камеральная проверка начинается заново.

В ряде случаев в ходе камеральной проверки налоговики запрашивают у налогоплательщика пояснения и дополнительные документы (ст. 88 НК РФ). Это может случиться, если:

  • обнаружены ошибки в декларации,
  • найдены противоречия между данными отчета и сведениями в документах,
  • представлена уточненная декларация с уменьшением суммы налога к уплате,
  • сдана декларация с убытком,
  • заявлена сумма к возмещению из бюджета,
  • имеются разрывы по НДС,
  • заявлены льготы по налогам,
  • выявлены расхождения между декларацией и системой прослеживаемости.

При получении требования налоговой в рамках камеральной проверки у налогоплательщика есть пять рабочих дней на предоставление пояснений, документов или исправление декларации.

Если пояснения компании не удовлетворили налоговых инспекторов, по результатам камеральной проверки может быть вынесено решение о доначислении налогов и привлечении налогоплательщика к ответственности.

Налогоплательщик вправе обжаловать это решение в случае несогласия с выводами налоговой. Действующее законодательство предусматривает обязательное досудебное урегулирование налоговых споров (ст. 138 НК РФ). Поэтому перед обращением в суд налогоплательщику предстоит пройти этап возражений на акт камеральной проверки, а также подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Возражения на акт проверки

Акт по камеральной проверке составляется в течение 10 рабочих дней после ее окончания. При несогласии с выводами инспекции, отраженными в акте, налогоплательщик подает возражения в течение одного месяца с даты получения акта (ст. 100 НК РФ).

В возражениях налогоплательщик излагает свою позицию в отношении нарушений, выявленных налоговиками, и при необходимости прикладывает подтверждающие документы. При этом возражения можно подать как на акт проверки в целом, так и на отдельные его положения.

Возражения можно подать лично или через представителя:

  • в канцелярию или окно приема налоговой инспекции,
  • по почте заказным письмом с описью вложения,
  • электронно, в том числе через личный кабинет налогоплательщика.

Подавая возражения на акт налоговой проверки, стоит иметь в виду, что по результатам рассмотрения возражений налоговики могут решить провести дополнительные контрольные мероприятия, такие как истребование документов, в том числе у контрагентов, проведение экспертиз, допросы свидетелей. Результаты дополнительных мероприятий также могут быть обжалованы.

При рассмотрении материалов камеральной проверки руководитель налогового органа принимает во внимание аргументы налогоплательщика, изложенные им в возражениях на акт проверки, а также высказанные устно в ходе рассмотрения материалов КНП. Поэтому не стоит пренебрегать написанием возражений и по возможности присутствовать на рассмотрении материалов проверки.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

После вынесения решения по камеральной проверке налогоплательщик имеет право оспорить его путем подачи жалобы в вышестоящую налоговую инспекцию.

Согласно ст. 101 НК РФ решение по результатам КНП вступает в силу через месяц после вручения проверяемому лицу. Для обжалования решения не обязательно дожидаться, когда оно вступит в силу. В течение того же срока налогоплательщик вправе подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Можно подать жалобу и после вступления в силу решения по КНП, налоговый кодекс разрешает это сделать в течение года (ст. 139 НК РФ). Однако, после того, как решение вступило в силу, у налогоплательщика возникает обязанность уплатить недоимку, пени и штрафы в бюджет или же представить банковскую гарантию (сроком не менее 6 месяцев) для приостановления взыскания на время рассмотрения жалобы.

При подаче жалобы в апелляционном порядке решение по проверке вступает в силу только после рассмотрения жалобы (ст. 101.2 НК РФ). Таким образом у налогоплательщика появляется законная отсрочка по уплате доначисленных налогов и штрафов. А в случае отмены решения вышестоящим налоговым органом не придется платить и разбираться с возвратом излишне уплаченного.

Рекомендуем не затягивать с подачей жалобы и уложиться в месячный срок до вступления в силу решения по проверке.

Жалоба направляется в письменном виде в налоговую по месту регистрации и уже оттуда передается в УФНС по региону. Подать жалобу можно лично или через представителя теми же способами, что описаны выше — по почте, лично или электронно.

Налоговый орган может отказать в принятии жалобы, если она составлена с нарушением установленного порядка. А пропуск сроков может привести в невозможности дальнейшего оспаривания решения налоговой инспекции. Налоговые юристы WhiteRock помогут составить жалобу на решение по проверке, проконсультируют по вопросам взаимодействия с налоговыми органами и при необходимости будут сопровождать всю процедуру от начала до конца.

Закажите звонок или напишите нам в Телеграм: @whiterock_pro

Решение по жалобе в связи с результатами налоговой проверки выносится налоговым органом в течение месяца (ст. 140 НК РФ). В отдельных случаях срок может быть продлен еще на месяц.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает решение:

  • об отмене решения по проверке, полностью или частично,
  • об оставлении решения без изменений.

Заявление в суд

В случае когда налогоплательщик не удовлетворен результатами рассмотрения жалобы, он может оспорить решение налогового органа в арбитражном суде. Сделать это можно в течение трех месяцев с даты получения решения по апелляционной жалобе (ст. 198 АПК РФ).

Исковое заявление и приложения к нему подаются в канцелярию суда, также возможно направление заявления в электронном виде.

Рассмотрение дела по налоговым спорам осуществляется судом в течение трех месяцев. В отдельных случаях этот срок может быть увеличен до шести месяцев (ст. 200 АПК РФ).

Если арбитражный суд не удовлетворил заявление налогоплательщика, его решение можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Как видим, у налогоплательщика есть несколько инструментов для обжалования результатов камеральных проверок. Для того чтобы эти инструменты работали успешно, стоит продумать тактику общения с налоговиками, подготовить аргументацию. Уверенное поведение налогоплательщика, подкрепленное вескими доводами, поможет отстоять свою позицию в спорах с налоговиками.

Именно поэтому имеет смысл как можно раньше подключить к ведению споров налоговых юристов, имеющих практический опыт общения с налоговыми органами и судами. Специалисты White Rock проконсультируют вас при камеральной проверке, помогут с обжалованием решений налоговых органов и подачей исковых заявлений. Закажите звонок или напишите нам в Телеграм: @whiterock_pro

На страже ваших интересов!

Сопровождение камеральных налоговых проверок, возражения на акты, обжалования решений.

Оставьте заявку на консультацию!

Поможем найти выход из сложной ситуации. Укажите ваши контакты ниже и мы вам перезвоним:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1
  • Вилен Гарбузов

    Пришло требование по отчету 6-НДФЛ за 2 квартал этого года, но далее в требовании указывают: в ходе камеральной проверки выявлено несоответствие в количестве физ.лиц по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ прошлого года. С момента сдачи данного отчета прошло более 6 месяцев. Действительно, выявилась ошибка в количестве физ.лиц, все остальное верно. Можно ответить, что срок камеральной проверки истек, но надо ли пояснять, что в 6-НДФЛ допущена ошибка, не подавая при этом уточненки. Либо же ничего не пояснять по ошибке? Интересен момент, что в связи с нерабочими днями в этом году, не были ли продленны камеральные проверки?

Как доказывается добросовестность при выборе подрядчика в стройке

Выездная. Период — 2017 — 2019 годы. Сняты вычеты по НДС, полученные от нескольких спорных поставщиков.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Налоговый учет при УСН

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс

В мини-курсе приводим перечень расходов, которые нельзя учесть в составе налоговой базы по УСН и рассказываем, какие расходы принять на учет можно и при каких условиях.

Какие расходы на УСН нельзя принять. Мини-курс
Пенсии

Работать на пенсии планирует 29% россиян

Только на пенсию собираются жить 15% сотрудников, а остальные планируют работать или тратить социальные выплаты вместе с личными накоплениями.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🏢 В платежки ЖКХ хотят снова включить страховку жилья. Им мало платы за капремонт? — возмущаются наши подписчики в ВК

Средняя стоимость страхового продукта в отношении жилого помещения будет составлять около 50 рублей в месяц. Владельцы жилья смогут отказаться от страховки.

Можно ли оформить пособие по уходу за ребенком без отпуска?

Законодательство РФ дает молодым мамам большие гарантии. В их числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком – с сохранением рабочего места и пособия. Более того, можно выйти из отпуска по уходу – на полный или неполный день – и сохранить право на пособие. Но нередко в процесс «вмешиваются» дополнительные факторы, которые надо учесть, чтобы правильно оформить и отпуск, и пособие.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
МИР

Оператора карт «Мир» привлекут к борьбе с отмыванием

Чтобы быстрее получать информацию об операциях с картами «Мир» и в СБП, Росфинмониторинг подключит НСПК к работе с отмыванием денежных средств.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ФСБУ

Подготовьтесь к применению нового ФСБУ 4/2023 вместе с экспертом!

Разберитесь в новом ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и подготовьтесь к применению новых форм бухгалтерской отчетности на вебинаре. Он состоится уже завтра.

НДС

👈👉 Минфин: восстанавливать НДС с аванса надо без оглядки на вычет у поставщика

Минфин неожиданно поменял свое мнение по поводу даты восстановления НДС с аванса, перечисленного продавцу.

ЦБ уточнит нормы о цифровом рубле

Банк России опубликовал проект изменений в свое положение от 03.08.2023 № 820-П «О платформе цифрового рубля».

Начал действовать регламент для комиссий по нелегальной занятости

12 мая 2024 года вступило в силу постановление правительства от 03.05.2024 № 571, которым утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости.

Большинство компаний из сферы электронной коммерции пользуются искусственным интеллектом

Представители сферы e-commerce инвестируют в новые технологии на базе искусственного интеллекта примерно 5% бюджета.

Финансисты нового времени: когда важнее лидерство, а не учет

Основа профессии финансиста — учет и отчетность. Важно уметь анализировать, проверять данные на соответствие законодательству, планировать и оценивать эффективность бизнеса. Такие требования были вчера, есть сегодня и будут завтра, однако только этого уже недостаточно. Чего ждут от современного специалиста — разбираемся в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
2
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

🔥 Бесплатно разместите вакансию или получите доступ к базе резюме на «Клерке»

Мы знаем, как тяжело сейчас найти хорошего специалиста, особенно в такой важной финансовой сфере. Поэтому «Клерк» будет бесплатно размещать ваши предложения о работе до конца мая.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Субъектам МСП приготовиться. В РФ увеличат доходы сотрудников малого и среднего бизнеса

Правительство сделает все, чтобы повысить зарплату работников в сегменте МСП. Для этого есть план и меры поддержки.

Правительство готовит отдельный закон для маркетплейсов

ФАС считает, что маркетплейсы — не торговые организации, поэтому их деятельность должен регулировать собственный закон.

Тренды в управленческом учете: какие показатели помогают бизнесу развиваться

Тренды в управленческом учете играют ключевую роль в успешном развитии бизнеса. Современные технологии и методы анализа данных позволяют компаниям эффективно управлять своими финансами, ресурсами и производственными процессами. Рассмотрим, какие показатели в управленческом учете являются наиболее важными для бизнеса и помогают ему развиваться в текущих реалиях.

Иллюстрация: Создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

ФНС не приняла электронный отчет: как разобраться в кодах ошибок и исправить их

ИФНС может не принять у компании или ИП электронную отчетность, если в ней содержатся ошибки. О нарушениях, обнаруженных при получении декларации или расчета, налоговики проинформируют налогоплательщика, направив ему уведомление с кодами ошибок. Разбираемся, как читать такие коды и исправлять допущенные недочеты.

ФНС не приняла электронный отчет: как разобраться в кодах ошибок и исправить их

Должная коммерческая осмотрительность — излишняя формальность или необходимость для применения налоговой льготы или выгоды

Что такое должная коммерческая осмотрительность и ее значение, правовые последствия в налоговых проверках. Что требует налоговый орган и как относятся суды. Кто и когда должен доказывать её проявление, налоговый орган, доказывая обоснованность начисленной недоимки или сам налогоплательщик в суде?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

📉 Малый бизнес стал реже получать господдержку. «В хорошей деловой среде поддержка не нужна», считает бизнес-практик

467 тысяч представителей МСП получили государственную поддержку для развития бизнеса на сумму 620 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом число получателей сократилось, но объем средств вырос.