Налоговая витрина: зачем она вам нужна и как ее создать

Логин-пароль от учетной системы в руках налогового инспектора... при одной мысли об этом мороз по коже. Понятно, что налоговый мониторинг, игра в открытую — это новая ступень взаимодействия, доверия, превентивного контроля и т. д. Но как можно допустить инспектора в учетную систему так, чтобы «вторжение» не помешало и не нервировало главного бухгалтера, для которого программа — это святая святых?
Налоговая витрина: зачем она вам нужна и как ее создать

Логин-пароль от учетной системы в руках налогового инспектора... при одной мысли об этом мороз по коже. Понятно, что налоговый мониторинг, игра в открытую — это новая ступень взаимодействия, доверия, превентивного контроля и т. д. Но как можно допустить инспектора в учетную систему так, чтобы «вторжение» не помешало и не нервировало главного бухгалтера, для которого программа — это святая святых?

Оптимальный способ лишь один — это организация налоговой витрины, т. е. единого пространства взаимодействия налогоплательщика и налоговиков, в рамках которого представляется лишь необходимая для налогового контроля информация.

А что, и так можно?

Конечно! Задача налогового мониторинга  это наладить информационное взаимодействие, т. е. представить налоговому органу доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени. Решить это можно тремя способами (на которые, кстати, указывают сами налоговики):

  • предоставлением доступа к информационной системе (об опасностях такого «решения» см. ниже);
  • по ТКС через оператора ЭДО (до 1 января 2024);
  • созданием аналитической витрины данных, т. е. налоговой витрины.

Почему информационная открытость — это плохо

Нет смысла констатировать очевидное (то, что архивы не у всех оцифрованы, взаимоувязаны с проводками, внести в них все документы рук не хватает и т. п.).

Не менее очевидно то, что внутренняя IT-система в целом и учетная система в частности — это фактически ядерный чемоданчик. К таким вещам не то что посторонних, не всех своих подпускают.

Спросим себя также: разберется ли посторонний в вашей «кухне»? Ведь в формировании отчетности задействовано столько данных, процессов, форматов. Вы скажете: отлично, так и задумано (и мы согласимся). Однако в свете налогового мониторинга, который базируется на открытости и информационном обмене, это совершенно недопустимо.

Можно ведь наладить обучение, предоставить особые права доступа. Тоже вариант, но тогда IT-специалистам потребуется «поддерживать» не только своих, но и чужих, т. е. сотрудников ИФНС. Выделить сотрудника, который будет отвечать за общение с налоговиками.

И чем же, скажете вы, налоговая витрина лучше прямого доступа?

Плюсы налоговой витрины

Налоговый инспектор получает собственное автоматизированное и понятное рабочее место (через веб-интерфейс), откуда у него есть доступ к областям данных ИБ:

  • налоговая отчетность;
  • бухгалтерская отчетность;
  • аналитические регистры обоих учетов;
  • учетные документы;
  • сканы первички;
  • контрольные отчеты.

Это в разы упрощает проверку правильности ведения учета. Любое изменение фиксируется, инспектор сразу видит, что и как исправлено, и, при необходимости, может сразу же сделать запрос и получить разъяснения.

При грамотном построении архитектуры и правильно налаженных связях сдаваемой отчётности и расшифровывающих документов и регистров, нет нужды ни дублировать данные, ни расшифровывать их для налоговиков. Это происходит автоматически.

При интеграции с электронным архивом первичные документы не дублируются на витрине, а открываются по ссылке на соответствующей «полке». На налоговую витрину можно «выставлять» данные не только архивов, но и биллинговой и ERP-систем, что позволит расшифровать и снять все вопросы по каждой строке итоговой отчётности, вплоть до единичных транзакций.

Таким образом, налоговая витрина позволяет:

  • дать налоговикам доступ лишь к тем документам, которые необходимы для налогового мониторинга;
  • автоматизировать формирование налоговых регистров в учетной системе;
  • упростить и ускорить взаимодействие с инспектором;
  • сократить налоговые риски, опасность штрафов и пеней.

Зачем нужен отдельный электронный архив?

Частично мы уже ответили на этот вопрос: затем, чтобы можно было обеспечить доступ налогового инспектора к каждому документу по каждой транзакции, причем независимо от способа создания  сканирование, получение от оператора ЭДО. Не все пока к этому готовы, но все равно придется, если вы хотите сократить:

  • трудозатраты на налоговое администрирование и сопровождение налогового контроля;
  • число истребуемых документов;
  • резервы по неопределенным налоговым позициям;
  • время закрытия годового периода;
  • количество запросов от ИФНС;
  • количество бумажных документов для них же и т. п.

И, что самое главное, формировать отдельный архив надо потому, что на базе вашей ERP-системы не получится создать полноценную среду для эффективного налогового мониторинга. Это системы разного класса, они предназначены для решения различных задач. Однако грамотно созданный архив легко коммутируется с ERP-системой и ЭДО.

Электронный архив бухгалтерских документов «Делис Архив» — это решение всех вопросов, связанных с документами, в т. ч. массовая выборка любых объемов по различным параметрам, разграничение прав доступа, локальные и облачные решения и многое другое. А бумажные документы любого объема вы можете отправить в специальное хранилище.

Организация налоговой витрины. С чего начать

Из вышесказанного понятно, что со сбора документов в единое хранилище, т. е. с создания единого электронного архива. Причем он должен не только обеспечивать быстрый доступ к данным, но и:

  • регулярно делать бэкапы для быстрого восстановления данных;
  • гарантировать защиту данных при разграничении прав доступа;
  • поддерживать различные модели безопасности (дискреционная, мандатная, контекстно-ролевая);
  • легко интегрироваться с ERP и ЭДО;
  • позволять управлять метаданными, структурой, без программирования формировать новые учётные формы и реестры, структурировать информацию;
  • поддерживать все виды поиска, функции ведения журналов и т. п.

Далее можно начать с готовых систем, которые способны обеспечить налоговому инспектору удаленный доступ ко всем декларациям и регистрам, возможность расшифровки, доступ к документам системы внутреннего контроля, поиск и запрос первички, т. е. создать условия для коммуникаций и информационного взаимодействия в рамках налогового контроля.

Или же, если есть возможность, то заказать индивидуальное решение, которое не только будет поддерживать все базовые функции, но и те, которые вы в нее заложите, и будет расти с вашим бизнесом.

Ведь, если абстрагироваться от недоверия к налоговым органам, идея налоговой витрины — отличное решение. Особенно если вспомнить, что налоговый инспектор  это далеко не единственно возможный внешний пользователь, заинтересованный в понятном и удобном (и безопасным для вас) доступе к учетной системе. Среди таких можно назвать потенциальных инвесторов, аудиторов, кредитные организации, учредителей и т. д.

Правильно сформированная налоговая витрина облегчит аудит, как внешний, так и внутренний, создаст удобную рабочую среду для аналитика или финансового директора для формирования бюджета, вообще станет эффективным инструментом оперативного управления, полноценным кабинетом руководителя, в котором можно будет, получив любые сводные данные, оценить риски и целесообразность того или иного решения.

Знаете ли вы, что 95% запросов на предоставление документов могут быть исполнены без привлечения бумажного оригинала? «Делис Архив» возьмет на себя создание электронного архива документов, чтобы вы экономили на хранении и обслуживании бумажных оригиналов уже сегодня.

Современный архив бухгалтерии

Безопасный документооборот, хранение, архивная обработка, уничтожение документов

Оставьте заявку, чтобы получить консультацию

Впишите свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Банки

Банки будут тщательнее выбирать платежных агентов

Дабы исключить высокорисковые операции, регулятор просит следить, чтобы агенты не использовали персональные данные клиентов без их ведома.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🎓 Глава комитета ГД по налогам объяснил, что значит «справедливая налоговая система». Важнее получить по механизмы и границы взаимодействия бизнеса и влас, считает юрист

Совершенствование налоговой системы — это важная часть работы над национальными проектами, отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Маркетплейсы приравняют к розничным магазинам по налоговому бремени

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Лучшие спикеры, новый каждый день

🔥 Работодатели будут компенсировать при увольнении и неиспользованные отгулы

При увольнении сотрудников работодатели будут оплачивать им неиспользованные отгулы за труд в выходные или праздничные дни.

ФНС объяснила, когда нужно менять квалифицированный сертификат подписи

Налоговиков спросили, нужно ли менять квалифицированный сертификат электронной подписи при смене регистрации индивидуального предпринимателя. В ФНС подготовили ответ.

👜 Инофирмы и ИП из ЕАЭС будут платить НДС при онлайн-продаже товаров российским физлицам. У первых будут сложности, но есть обходные пути, объясняет эксперт

При продаже товаров физлицам через электронные площадки продавцами из стран ЕАЭС местом реализации будет считаться Россия. В этой связи такая онлайн-торговля будет облагаться НДС в России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти и СПБ Биржа обсудят выплату дивидендов по замороженным активам

Если СПБ Биржа и российские регуляторы договорятся, платежи могут быть проведены за счет выплат по внешнему госдолгу.

Автоматизация розницы под ключ

Вы думаете, как автоматизировать свои розничные точки или только столкнулись с Честным Знаком или Меркурием и не знаете, что делать дальше? Просто обратитесь в «Бизнес Легко».

Автоматизация розницы под ключ

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Этот пост навеян предстоящим ПМЭФ. Точнее его меню. Еще точнее Питерско/Кавказской Панна-коттой.

Что ест бухгалтер. Всякие молочные вкусности

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же покупка предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

Помните общепит 20 лет назад? Официант принял заказ, записал на листок, отнес его на кухню и потом так же от руки выписал вам чек? Представьте, какое количество ошибок содержалось в этих операциях? А теперь добавьте к этому 54-ФЗ, системы маркировки и т.п. Сегодня общепит требует комплексной и эффективной автоматизации и поможет в этом Fusion POS.

Как автоматизировать общепит и ничего не забыть

❗ Проверьте документы по самозанятым: чек-лист

В 2024 году правила и схемы работы с самозанятыми изменились. Работать с плательщиками налога на профессиональный доход по старым правилам нельзя.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

В России почти 10 млн самозанятых — налоговый режим НПД стал популярным среди огромного количества граждан. Но в сотрудничестве с самозанятыми есть свои особенности и риски, связанные с оформлением договора, выплатами, лимитами дохода на НПД. Снизить риски можно, если сотрудничать с исполнителями через специальную платформу, такую как «ЯЗАНЯТ». 

Как сотрудничать с самозанятыми без риска

Wildberries будет давать покупателям рублевые баллы за отзывы

Если в течение 5 дней с момента получения товара написать отзыв на него, можно получить баллы, эквивалентные рублям.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

Если не соблюдать логику, заложенную разработчиками и просто загрузить движения регистров, не глядя на содержимое документа, то разобраться потом в данных программы будет невозможно. Обязательно выплывут ошибки в данных, связанные с нарушением проектной логики разработчиков.

Седьмое Правило Волшебника. Хроники перехода с 7-ки на 8-ку

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Компании, которые обмениваются бумажными документами с контрагентами, знают, сколько головной боли это приносит. Сначала нужно подготовить документы у себя, потом отправить их курьером или почтой и ждать, пока их доставят. А потом бывает и так, что документы не возвращают, и приходится проходить весь путь заново. С такой проблемой к нам обратилась Валерия Шентова. Рассказываем, как при помощи СБИС мы помогли наладить документооборот. 

«Когда зарплата?» Как МЭДО помог менеджерам трубного завода получать зарплату быстрее

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать

Тема аутсорсинга стала популярной еще в пандемию, но и сейчас бухгалтерский аутсорс сохраняет свою актуальность, как у бухгалтеров, так и у предпринимателей. Расскажем, как не допустить ошибок при выходе из найма.

Как бухгалтеру уйти в «аут». Как стартовать, где искать клиентов, на чем зарабатывать
Проверки

С проверяющими можно будет заключить соглашение

Сенаторы обсудили подготовку изменений в федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в части регулирования перехода на риск-ориентированный подход при проведении контрольных и надзорных мероприятий».

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Приходилось ли вам ощущать себя несовременным в мире, где ежедневно появляются новые устройства, программы и облачные сервисы? Страх новых технологий присущ людям разных профессий и возрастов. Бухгалтеры тоже сталкиваются с этой проблемой. Рассказываем, как перестать бояться технологий и обратить их себе на пользу.

Как бухгалтеру перестать бояться технологий и начать их использовать

Интересные материалы

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года

В апреле 2024 года опубликовали закон, по которому оплата за сверхурочную работу должна включать компенсационные и стимулирующие выплаты. Закон начнёт работать 1 сентября 2024 года, но есть рекомендации применять новый порядок расчёта уже сейчас.

Как оплачивать сверхурочную работу по новым правилам: изменения с 1 сентября 2024 года