Как передать ведение учета на аутсорсинг. 10 правил работы с бухгалтерией на удаленке для руководителя

Решились перейти на дистанционное обслуживание? Выбирайте вариант: перевести на удаленку свою бухгалтерию или передать учет на аутсорсинг. Со своей бухгалтерией вопросов не возникает, ведь сотрудники знают компанию и у них есть право подписи. Главное — наладить автоматизацию. С аутсорсингом сложнее. Как доверить «внутреннюю кухню» в чьи-то чужие руки?
Как передать ведение учета на аутсорсинг. 10 правил работы с бухгалтерией на удаленке для руководителя

Начнем с законодательства — закон № 402-ФЗ и положение по бухучету, утвержденное приказом Минфина № 34 разрешают руководителю организации не только возложить обязанности по ведению бухучета на главного бухгалтера компании или иное должностное лицо, но и заключить договор со специализированной организацией.

Аутсорсингом как раз и называют передачу ведения какого-либо участка деятельности компании сторонней организации, например, ведение бухгалтерии. В таком случае заключается договор на оказание услуг по правилам .

Давайте посмотрим, какими правилами, должен руководствоваться руководитель, при выборе аутсорсера.

Правило № 1. Как можно больше узнать до заключения договора

Прежде, чем заключать договор, нужно проверить репутацию компании, риски, связанные с новым партнером.

Для этого можно использовать открытые источники — сайт компании, отзывы в сети, причем как от клиентов, так и от работников, сайт ФНС (раздел Прозрачный бизнес), судебные дела, сайт судебных приставов (ищите не только данные об организации, но и о ее руководители и учредителях, как физлицах) и др.

Обратите внимание на сайты вакансий — набирает ли аутсорсинг бухгалтеров, каких навыков от них требует, какой квалификации. С такими исполнителями вам придется работать, важно знать, что компания хочет видеть в своих рядах специалистов.

При консультации или встрече поинтересуйтесь — какие сервисы и программы использует компания-аутсорсер в своей работе. Уточните, будет ли у вас личный кабинет, как можно общаться с закрепленным за вами бухгалтером, как передавать первичку и получать документы, какой отчет предоставит аутсорсер по итогам месяца. Задавайте вопросы — чем увереннее ответы будущего исполнителя, тем больше к нему доверия.

Идеально, если вам дадут пробный доступ или тестовый период. Сможете осмотреться в личном кабинете, опробовать работу поддержки, убедится, что загрузка или выгрузка документов не вызывает трудностей.

Не забудьте поинтересоваться, какие еще услуги предлагает аутсорсер, возможно в компании есть юристы или айтишники, консультации которых можно получить в рамках обслуживания или за дополнительную плату.

Электронный архив — бесплатно!

Делис Архив поможет вам избавиться от гор бумажных документов и разместить их в электронном архиве.

Акция для новых клиентов!

Закажите сканирование и пользуйтесь системой «Электронный Архив» целый год бесплатно. Оставьте заявку прямо сейчас:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Правило № 2. Определиться с объемами передаваемых работ

После того, как будет выбрана компания-аутсорсер, следует обозначить условия, на которых организации будет передана бухгалтерия или конкретные участки учета.

Нужно определить объем передачи дел:

  • Аутсорсер будет только сдавать отчеты или полностью вести бухгалтерию, в том числе составлять накладные, акты, договоры и т. д.?
  • Будет ли вестись кадровый, воинский учет или только бухучет и налоги?
  • Также компании сдают отчеты в статистику, центр занятости, а некоторые и в другие госорганы.

Например, некоммерческие организации сдают дополнительные отчеты в Минюст (приказ Минюста от 30.09.2021 № 185), компании, занимающиеся продажей или производством алкогольных напитков — в Росалкогольрегулирование (приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396), организации, работающие в деревообрабатывающей промышленности — в ЕГАИС (гл. 2.3 Лесного кодекса).

Если у компании есть необходимость в предоставлении отчетов не только в ФНС, ПФР и ФСС, а также обязанности по размещению дополнительной информации на госресурсах (например, «Работа в России»), то такие услуги следует обговорить отдельно.

Правило № 3. Установить сроки

Третий важный пункт в переговорах с аутсорсером — нужно предусмотреть сроки выполнения работы: в какие даты должна быть сдана отчетность, сформированы и переданы заказчику первичные документы и отчеты об оказанных услугах.

Также желательно учесть в договоре возможность передачи заказчику любых документов, связанных с его деятельностью, по его запросу с определенными сроками.

Дополнительно в договоре может быть предусмотрена обязанность аутсорсера по предоставлению отчетности на согласование с заказчиком до даты ее сдачи в налоговую и иные госорганы.

Правило № 4. Разобраться в ценообразовании услуг

Это стандартный камень преткновения заказчика и исполнителя — сумма по счету.

Если аутсорсер работает по абонентской плате, то следует подробно прописать все услуги, которые входят в абонентскую плату.

Также в договоре должны быть указаны стоимость и наименование услуг, которые компания-аутсорсер предоставляет дополнительно. Важно — обговорите, как будут акцептоваться такие услуги, т. е. как с их оказанием будет соглашаться заказчик. Достаточно просто дать поручение или надо будет подписывать какие-то соглашения. Иначе может получиться так, что вы попросите аутсорсера выполнить какую-то работу, не входящую в абонентскую плату, а затем удивитесь, почему счет вырос в два раза.

В договоре наименования услуг и их стоимость должны быть четкими и понятными для заказчика и не предусматривать дополнительных компенсационных выплат, процентов или иных скрытых платежей.

Правило № 5. Правильно передать право подписи

Серьезным моментом является передача права подписи руководителя организации. Помимо подписи директора компании сотрудникам аутсорсера могут быть переданы подписи главного бухгалтера и иных сотрудников организации-заказчика.

В доверенности на передачу права подписи должны быть указаны документы, в которых сможет расписываться сотрудник компании-аутсорсера, должность и ФИО того, кто передает право подписи и данные сотрудника, которому передается право подписи (). Также в доверенности лучше предусмотреть срок, на который она выдается.

Причем с доверенностями схема довольно сложная, т. к. для сдачи в налоговую отчетов применяются электронные доверенности, как и для отчетов в другие структуры, но механизм работы с ними недостаточно отлажен. Поэтому возможно будет удобнее, если аутсорсер будет только готовить документы, а подписывать их будет руководитель или иной ответственный сотрудник организации-заказчика.

Дополнительно можно отметить, что помимо отчетов и иных регистров и первичных документов, сотрудниками компании-аутсорсера могут быть подписаны также кассовые документы (пп. 4.2 п. 4 Указаний № 3210-У).

Правило № 6. Определить порядок работы с бухгалтерской программой и документами

Сейчас компании ведут учет при помощи программного обеспечения, но при этом делятся на тех, кто работает только с ЭДО (электронным документооборотом), только с бумажными документами или смешанным способом.

Поэтому есть важные нюансы, которые нужно решить до заключения договора:

  • В какой конкретно программе будет вестись учет (наименование, конфигурация)?
  • Аутсорсер будет вести учет компании-заказчика в программе, правами на которую она владеет (или приобретет) самостоятельно, или программное обеспечение предоставит заказчик?
  • Если права на программу будут принадлежать аутсорсеру — будет ли по окончанию (расторжению) договора передана база с учетными данными компании-заказчику и в каком виде?
  • Если программу предоставляет заказчик, то по какому регламенту с ней будет работать аутсорсер? Будут ли предоставлены удаленные доступы сотрудникам компании-аутсорсера к компьютерам (серверам) компании или учет будет вестись в облачном сервисе?
  • Если у заказчика электронный документооборот, то как аутсорсеру будут переданы базы или доступы к ним? Каков будет порядок работы с электронными документами?

То есть все нюансы обработки информации с помощью компьютерных программ должны быть также оговорены и прописаны в договоре.

Что касается обработки бумажных документов, то порядок документооборота также должен быть прописан в договоре. Так, если заказчик передает аутсорсеру документы на бумаге, или наоборот, то их лучше передавать в папках с описью вложения по акту приема-передачи. В акте должны быть зафиксированы данные сотрудников компании-заказчика и компании-аутсорсера, которые занимаются сдачей/приемкой документации.

Важно определить место хранения документов. Хранить их у себя заказчику может быть неудобно, но и аутсорсер не всегда готов выделить место для большого количества первички.

Можно хранить документы вне офиса — в специальном архиве. Специалисты Делис Архив не просто заберут документы на хранение, но еще и отсканируют их и создадут электронный архив, работать с которым могут как заказчик, так и аутсорсер.

Делис Архив может еще и собирать первичку и сразу забирать ее к себе, сканировать и помещать в электронный архив.

Правило № 7. Установить ответственность сторон

После согласования всех нюансов работы с аутсорсером, нужно установить ответственность бухгалтерской компании.

Нужно отметить, что к ответственности привлекают должностное лицо, по вине которого такие ошибки возникли в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. То есть ответственным перед законом по прежнему остается руководитель компании-заказчика, за ошибки в отчетности несет ответственность именно он (, ч. 1, 3 ст. 7 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Административный штраф за подобные нарушения может быть наложен только на должностных лиц ().

Таким образом, проверяющие в любом случае будут привлекать к ответственности компанию-заказчика и её сотрудников, а не компанию-аутсорсера.

Однако, как и в любом другом договоре гражданско-правового характера, в договоре на оказание услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета, можно предусмотреть пункт о компенсациях (возмещении) штрафов, пеней, которые возникли по вине исполнителя, а также иного рода компенсации.

В договоре можно предусмотреть возмещение расходов на оплату санкций, которые были наложены не только проверяющими органами, но и при работе с прочими контрагентами.

Например, штрафы за несвоевременно представленные документы клиенту, за нарушение сроков передачи оригиналов документов заказчику или контрагенту заказчика и т. д. Также в договоре можно предусмотреть страхование профессиональной ответственности аутсорсера.

Правило № 8. Позаботиться о персональных данных сотрудников

Не забудьте, что для передачи в обработку персональных данных сотрудников аутсорсеру, необходимо получить согласие работников на передачу и обработку ПД (п. 1 ч. 1 ст. 6 закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Кстати, до 1 сентября работодатели должны подать в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных (изменения внес закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ).

Если вы обрабатываете данные сейчас самостоятельно и подадите такое уведомление до того, как начнете работать с аутсорсинговой компанией, а после 1 сентября передадите, например, кадровый учет аутсорсеру, то придется снова направить уведомления (об изменениях).

Хранение кадровых документов имеет свои особенности, начиная от сроков и заканчивая соблюдением закона о персональных данных. Делис Архив заключил соглашение с ПФР, наши специалисты сами подготовят и предоставят по запросам ваших работников или УПФР любые виды архивных справок. Наша компания является оператором персональных данных на обработку документов третьих лиц.

Узнайте сроки хранения документов в бесплатном сервисе Архивист.Онлайн

Правило № 9. Определить правила проверки работы аутсорсера

Следует предусмотреть варианты такой проверки, в том числе возможность для заказчика самостоятельного выбора аудиторской компании, а также внеплановых проверок внутренним персоналом или привлеченным третьим лицом со стороны заказчика.

Правило № 10. Узнать, что еще может предложить аутсорсер

Когда все самые важные вопросы решены, можно обратить внимание на дополнительные услуги и мероприятия, которые предоставляет компания-аутсорсер.

Самые важные из них — возможность проведения инвентаризации, и в первую очередь дебиторской и кредиторской задолженности с контрагентами, в т.ч. с ФНС, а также услуги по взаимодействию с ФНС и прочими проверяющими службами.

Можно осведомиться, составляет ли компания-аутсорсер для заказчиков ответы на запросы проверяющих, сопровождают ли проверки, участвуют ли в передаче корреспонденции для ФНС и иных проверяющих органов, сопровождают ли сотрудников компании-заказчика на опросы, допросы и прочие налоговые и иные мероприятия контролирующих служб.

Также можно обратить внимание на то, проводит ли компания-аутсорсер обучение сотрудников организации-заказчика, предоставляет ли консультационные услуги и т. д.

Что еще нужно не забыть при передаче бухгалтерии на аутсорс?

  • экономически обосновать перевод бухгалтерии на аутсорс, например, снижением расходов на канцтовары, обучение персонала, содержание рабочих мест, и т.д. (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 № Ф04-1991/2008(2362-А46-25), от 11.07.2006 № Ф04-3725/2005(23668-А46-26);
  • зафиксировать передачу ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней организации в учетной политике;
  • указать в договоре, что учет ведется в соответствии с нормами российского законодательства, действующими на дату совершения операции (заполнения отчета);
  • предусмотреть документальное оформление услуг аутсорсера (например, составление акта оказания услуг) для того, чтобы услуги компании можно было принять в налоговых расходах без споров с проверяющими;
  • дополнительно можно оговорить вопросы о подписании соглашения о коммерческой тайне или о неразглашении конфиденциальных сведений.

Если при работе с аутсорсинговой компанией получится соблюсти все эти пункты, то вы можете быть уверены в качественном ведении учета своей компании.

Подписывайтесь на канал «Бумажный мир Делис Архив»

Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты. Без спама, рекламы или ложной информации.

Комментарии

2
  • К сожалению, большинство компаний вообще об этом не думают, они для себя в голове решили, что, раз они передали бухгалтерию на аутсорс, то априори им будут делать все, что связано с документами, и желательно без какого-либо участия с их стороны. Договор прочитать тоже не все удосуживаются. Серьезный бизнес, как правило, стремиться иметь своего бухгалтера.

  • julia19762008

    какие документы можно запросить с бухгалтерской фирмы, если в акте выполненных работ расшифровки нет

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо