Единые требования к кадровым электронным документам в 2023 году

Перевод кадрового производства в электронный вид поддержали многие российские работодатели. Очередное новшество КЭДО – приведение всех документов к единому формату с 1 марта 2023. Стандартизация позволит передавать файлы из информационной системы компании в другие системы, например, использовать их при взаимодействии с госорганами и в суде. 
Единые требования к кадровым электронным документам в 2023 году
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что говорит закон о формате и составе кадровых электронных документов

Возможность обмениваться кадровыми документами в электронном виде появилась у работодателей и работников с ноября 2021 года.

Тогда закон № 377-ФЗ от 22.11.2021 ввел в ТК понятие «электронного документооборота в сфере трудовых отношений», и в кодексе появились новые нормы: ст. 22.1 – 22.3., регулирующие порядок КЭДО. До этого был принят еще один значимый нормативный акт – закон № 407 от 08.12.2020, который допустил перевод на дистанционную (удаленную) работу сотрудников компании и установил порядок взаимодействия с «удаленщиками».

С помощью кадрового электронного документооборота (КЭДО) работодатель и работник могут обмениваться документами в электронном виде. Дублировать такие документы на бумажном носителе не нужно (ст. 22.1 ТК).

Все это время предприятия, использующие КЭДО, могли создавать и отправлять файлы в удобном для себя формате – DOC, XLSX, PDF, т. к. Минтруду требовалось время на разработку единых стандартов. Такие правила наконец были утверждены приказом ведомства № 578н от 20.09.2022 и вступили в законную силу с 1 марта 2023 (ч. 7 ст. 22.1 ТК).

Приказ Минтруда № 578н, в частности, устанавливает:

  • перечень структурных элементов и XML схему описания электронного рабочего документа;

  • перечень структурных элементов описания транспортного контейнера и его XML схему;

  • справочник основных видов электронных документов, связанных с работой.

Общие требования к формату и структуре распространяются на все рабочие электронные документы, которые не дублируются на бумаге: договоры, приложения к ним, приказы, распоряжения, соглашения и т. д.

Напомним, что некоторые акты перевести в цифровой вид нельзя (приказы об увольнении, журналы инструктажей по охране труда, протоколы о несчастных случаях), соответственно к ним нововведение не применимо.

Разобраться с изменениями самостоятельно кадровикам может быть сложно. Большой объем технической информации заставит подключать к обновлению IT-специалистов.

Однако если компания ведет КЭДО через специализированные сервисы (такие как, Бизнес-легко), сотрудники вообще не почувствуют разницы при подготовке, подписании и обмене рабочей документацией. Площадка сама доработает функциональность в соответствии с актуальными требования Минтруда и приведет формат файлов в нужный вид.

Требования к составу кадрового электронного документа

По новым правилам в кадровый электронный документ должны входить три файла:

  • основная часть – в PDF;

  • электронная подпись – в формате SGN;

  • описание электронного документа – в XML.

Машиночитаемая доверенность и приложения к основному электронному документу не являются обязательными элементами и добавляются при необходимости.

Наименование файла

Пояснение к формату и содержанию

Основная часть

Непосредственно содержание рабочего документа, например, текст трудового договора с новым сотрудником.

Файл в оформляется в PDF/A-1А.

Название должно соответствовать шаблону (приложение к приказу 578н).

Приложение к основной части (текст, таблица, изображение).

Добавляется при необходимости.

Файлы приложений создаются в форматах, предназначенных для текстовых, табличных, графических и структурированных данных.

Электронная подпись

Используется при подписании электронного документа усиленной квалифицированной или неквалифицированной ЭП.

Формат – SGN.

Машиночитаемая доверенность

Добавляется, если документ за руководителя подписывает ответственный сотрудник (физлицо).

Формат файла – XML.

Описание документа

Отдельный файл со всей информацией о кадровом электронном документе.

Создается в формате XML, схема его размещена на сайте Минтруда.

Описание электронного документа должно быть оформлено в кодировке «utf-8» без «BOM» (Byte Order Mark).

Описание электронного кадрового документа содержит обязательные и необязательные элементы, они подробно перечислены в приложении к приказу № 578н.

Например, «employername» – полное название организации или ФИО предпринимателя, «id» – уникальный идентификатор описания , «innemployer» – ИНН работодателя и прочие относятся к обязательным элементам. Другие: «jobtitle» – должность подписанта, «snils» – СНИЛС представителя работодателя и т.д. являются необязательными, их вносить можно по желанию.

Также есть отдельная группа элементов – условно необязательных, они используются при описании кадрового документа только определенными субъектами бизнеса. Допустим, «kpp» – КПП работодателя заполняется только юридическими лицами, у индивидуальных предпринимателей такого реквизита нет.

Вот, как выглядит перечень структурных элементов в приказе Минтруда.

Рисунок 1
Рисунок 2

Использовать указанные обозначения необходимо каждый раз при описании электронного документа, связанного с кадровой деятельностью, в формате XML.

Приказ № 578н также установил цифровые коды документов, кадровых мероприятий и иных сведений о работе, оформляемых в письменном виде. Ознакомиться более подробно можно в приложениях к нормативному акту.

Какие документы нельзя перевести в КЭДО

Напомним, что перевод делопроизводства в электронный вид все еще остается добровольным для работодателей. Но зачастую является единственным кадровым решением при найме сотрудников на дистанционную (удаленную) работу или при оптимизации внутренних процессов на крупных предприятиях с разветвленной структурой филиалов в разных регионах.

Даже при полном переходе на КЭДО есть перечень документов, которые нужно оформлять на бумаге, чтобы работник мог лично их подписать:

  • трудовые книжки;

  • сведения о трудовой деятельности;

  • акты о несчастных случаях на производстве;

  • приказы и распоряжения об увольнении;

  • документы, подтверждающие прохождение инструктажей по охране труда.

Все остальные документы, включая трудовые договоры, приказы о переводе сотрудника на удаленку или на другую должность, допустимо составлять и подписывать в электронном виде (в формате, утвержденном приказом Минтруда от 20.09.2022 № 578н).

Упростите себе работу — перейдите на КЭДО

Поможет чек-лист с понятными инструкциями.

Забирайте бесплатный чек-лист — переходите на КЭДО безболезненно

Чтобы получить чек-лист, заполните форму:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Какое наказание последует за нарушение формата

Ответственность за несоблюдение формата кадровых электронных документов на сегодняшний день пока не установлена.

Учитывая, что нововведения направлены на обеспечение возможности обмена документацией между информационной системой работодателя и другими системами, ошибки в оформлении файлов приведут к отказу в их обработке со стороны третьих лиц.

Проще говоря, госорганы перестанут принимать документы в неактуальном виде.

Есть вероятность также, что штрафы за нарушение порядка оформления бумажных кадровых документов, распространят и на цифровые аналоги (ч. 1 ст. 5.27 КоАП, для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб.; для организаций – штраф от 30 000 до 50 000 руб.).

Соблюдать требования закона к ведению кадрового электронного документооборота проще простого с провайдером СБИС – «Бизнес-легко!». Программа позволяет оформлять отпуска сотрудников, направления в командировку, переводы внутри компании, принимать на работу новичков, знакомить персонал с локальными актами и надежно хранить архив.

Приведение формата и состава каждого электронного документа в соответствие с правилами ТК гарантировано прямо сейчас.

Упростите себе работу — перейдите на КЭДО

Поможет чек-лист с понятными инструкциями.

Забирайте бесплатный чек-лист — переходите на КЭДО безболезненно

Чтобы получить чек-лист, заполните форму:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама: ООО «БИЗНЕС ЛЕГКО», ИНН: 9724022968, erid: LjN8K4yqK

Начать дискуссию

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

КЭДО — классная штука, которая помогает кадровикам не утонуть в бумажном водовороте. Если планируете избавиться от стопок с документами и навести порядок в приказах и заявлениях, читайте эту статью. В ней рассказываем, что стоит учесть при поиске системы кадрового электронного документооборота.

11 критериев по выбору КЭДО. Показываем на пушистых котиках

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как ограничить ответственность по договору

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору контрагента можно привлечь к ответственности. В некоторых случаях стороны ограничивают ее по взаимному согласию. К каким мерам ответственности можно привлечь провинившегося контрагента, в каких случаях ее размер можно ограничить, изложено в статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Число самозанятых IT-специалистов выросло на 20%

Согласно прогнозам, к 2030 году число IT-специалистов вырастет на 56%. Работодатели предпочитают сотрудничать с самозанятыми, чтобы сохранить ставку НДФЛ 13% с работниками из других стран.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Риски при работе с самозанятыми

Привлекая самозанятых для выполнения отдельных работ и поручений, не забывайте соблюдать баланс между экономической целесообразностью и возможным наступлением ответственности за нарушение налогового (и не только) законодательства.

Риски при работе с самозанятыми

Как бухгалтерам составить идеальное резюме и получить работу мечты? Расскажем на бесплатном вебинаре!

Приходите на бесплатный вебинар, где вы узнаете все про карьеру бухгалтера, составление идеального резюме и правильные места для поиска постоянной работы или заказчиков.

Банки

Минфин начнет активно развивать исламский банкинг

Большой потенциал рынка партнерского финансирования в исламском банкинге видит Минфин России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

74 процента малого и среднего бизнеса — семейные предприятия. Но проблемы есть

Семейное предпринимательство вносит значимый вклад в развитие экономики субъектов РФ и страны в целом.

Конституционный Суд: затянувшаяся налоговая проверка не продлит срок взыскания

Если налоговые инспекторы нарушили сроки проведения проверок, то это не изменит порядок исчисления сроков на взыскание налогов, пеней и штрафов.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

Лимит дохода самозанятого составляет 2,4 млн рублей в год. Что делать, если годовой доход оказался больше этой суммы.

Что делать, если лимит самозанятого исчерпан

С 2025 года начнет действовать соглашение об избежании двойного налогообложения с Малайзией

Ратификация соглашения запланирована на конец 2024 года. Дивиденды будут облагаться по ставке 10% и 15% в зависимости от доли участия в капитале.

До 20 мая нужно уведомить ФНС о контролируемых сделках

Если компании и физлица в 2023 году заключали сделки с взаимозависимыми лицами и с резидентами офшоров, об этом нужно сообщить налоговой.

Праздник дня. День рождения Интернета

В 2024 году Интернет празднует 33 годовщину.

Праздник дня. День рождения Интернета
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Кадры

Путин: европейские специалисты приезжают работать в Россию

Президент рассказал, что иностранные сотрудники зарабатывают в РФ больше, чем в Северной Америке и в Европе.

Бесплатно с Налоговые проверки

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Если организация продает самортизированные активы по низкой цене взаимозависимым лицам, ей доначислят налоги. Разбираем судебную практику.

Продажа авто учредителю по цене ниже рыночной: сколько доначислят налоговики

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

В несезон сложно находить клиентов, а денег не хватает на оплату счетов. Не всем хватает запасов, чтобы пережить затишье — бизнес приходится закрывать. Мы знаем, как смягчить падение продаж и доработать до начала нового сезона.

Как смягчить падение спроса в сезонном бизнесе?

Microsoft начал отключать подписки корпоративных клиентов

Российским компаниям остановили подписки на облачные сервисы Microsoft. Отключать доступ будут партиями, по 5-10 компаний.

Кадры

Больше 3,5 млн работодателей могут заполучить специалистов с помощью целевого обучения

Заявки начнут принимать на муниципальном уровне, где зафиксирован наибольший дефицит кадров. Это позволит привлечь в регионы молодых специалистов и оплатить их обучение за счет бюджета.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

В мире бизнеса, где сложность управления многопрофильной производственной деятельностью увеличивается с каждым днем, традиционные подходы к бюджетированию и финансовому планированию все чаще подвергаются переосмыслению.

Нестандартное использование модуля Бюджетирования в 1С:ERP

Суперцена на коллекцию курсов «От бухгалтера к финдиру»! Три онлайн-курса за 7 490 рублей!

В коллекции курсов есть все, чтобы вырасти до финансового директора. Вас ждет много полезного материала, детальный разбор рабочих задач и много практики под руководством преподавателей «Клерка». Сейчас вы можете купить коллекцию из трех курсов дешевле, чем купили бы любые два по отдельности!

Интересные материалы

ФСБУ

Для дебиторки и кредиторки — разные правила проверки на обесценение

Проверять на обесценение остатки по кредиторской задолженности не нужно, а по дебиторской обязательно только частично.