Достижения мэров российских городов будут оценивать по системе, похожей на KPI

Муниципальные власти российских городов должны ввести у себя систему индикативных показателей - аналог принятой в практике корпоративного управления системы ключевых показателей эффективности (KPI). Об этом в ходе IV Тульского экономического форума заявил новый губернатор Тульской области Владимир Груздев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Главным документом форума стала так называемая "Тульская градостроительная инициатива" - аналитический доклад, призывающий федеральную власть пересмотреть подход к формированию городских территорий.
«Мы в России до сих пор продолжаем двигаться по конвейерной траектории, сложившейся еще в хрущевские времена, - отметил Груздев. - Это обезличенные квадратные метры любой ценой, все остальное – по остаточному принципу. Но это – путь в никуда. Как сейчас мы сносим хрущевки, так довольно быстро станут проклятым местом районы так называемой комплексной спальной застройки.
В городе должно быть приятно жить, творить, общаться, растить детей, встретить старость. Если не следовать этому новому тренду, то не помогут ни денежные вливания, ни программы сверхдоступного жилья, ни административный ресурс – люди будут просто уезжать».
«Есть распространенное заблуждение, что гуманизацию могут позволить себе только очень богатые страны, - отметил губернатор. - Это не так. Мировой опыт свидетельствует об обратном: наиболее активны в развитии новых форм градообустройства сейчас такие страны, как Китай, Индия, Бразилия».
«Тульская инициатива» Груздева, помимо анализа лучших градостроительных практик мира, предлагает ввести в масштабах страны систему индикативных показателей муниципального управления - некий аналог известной в бизнесе системы ключевых показателей эффективности (KPI). Эти показатели должны быть понятны и доступны всем, будучи выложены в открытый интернет-доступ. Предлагается устроить некое заочное соревнование разных городов. Результаты такого рейтинга должны становиться основанием для финансирования из федерального бюджета, и, конечно же, инвестиционным магнитом.
Система ключевых показателей эффективности городского развития (проект)
| Показатель | Ед. изм. за год | Источник информации |
| Общие показатели | ||
| 1 Рождаемость | Чел./тыс. жителей | Муниципальная статистика |
| 2 Детская смертность | Чел./тыс. жителей | Муниципальная статистика |
| 3 Средняя продолжительность жизни | Лет | Муниципальная статистика |
| 4 Миграционный прирост | Чел./тыс. жителей | Муниципальная статистика |
| Экология | ||
| 5 Доля твердых бытовых отходов, захораниваемых на полигонах | Куб. м/общий объем | Оценочная независимая экологическая экспертиза |
| 6 Уровень выбросов в атмосферу от стационарных источников | Тонн | Муниципальная статистика |
| 7 Площадь озеленения на душу населения | Кв. км/общегородская площадь, включая балконы и крыши домов | Оценочная независимая экологическая экспертиза |
| Безопасность | ||
| 8 Доля освещаемых в вечернее и ночное время улиц и дворов | Кв. км/общегородская площадь | Муниципальная статистика, независимая оценка |
| Жилищная обеспеченность и качество жилья | ||
| 9 Доля легального коммерческого арендного жилья в общем жилищном фонде | Ед. жилищ/общее количество жилищ | Данные регистрационной палаты |
| 10 Доля жилья, сертифицированного по классу энергоэффективности не ниже D в общем жилищном фонде | Ед. жилищ/общее количество жилищ | Независимая экспертиза, рейтинги (сертификация) энергоэффективности здания по российским и международным стандартам |
| 11 Доля благоустроенного малоэтажного жилья в общем жилищном фонде | Ед. жилищ/общее количество жилищ | Независимая экспертиза, расчеты по данным муниципальной статистики |
| 12 Доля социального жилья в общем жилищном фонде | Ед. жилищ/общее количество жилищ | Муниципальная статистика |
| 13 Достаточность жилья | Ед. жилищ/численность домохозяйств | Расчеты по данным муниципальной статистики |
| Транспортная доступность | ||
| 14 Плотность городской автодорожной сети | Км. полос/тыс. жителей | Муниципальная статистика |
| 15 Плотность велосипедных/пешеходных дорожек | Км/тыс. жителей | Независимая экспертиза |
| 16 Средняя скорость движения общественного транспорта с учетом остановок | Км/ч | Независимая экспертиза |
| ИКТ | ||
| 17 Доля интернет-пользователей | Число пользователей/тыс. жителей | Данные интернет-провайдеров |
| 18 Средняя скорость интернет-трафика | Kbps | Данные интернет-провайдеров |
| 19 Объем потребляемого интернет-трафика | Террабайт | Данные интернет-провайдеров |
| Культурно-историческая привлекательность | ||
| 20 Посещаемость музеев, ресторанов, кафе (гостиниц) | Выручка/объем доходов горожан | Муниципальная статистика, социологические опросы |
| Социальная активность | ||
| 21 Вовлеченность населения в муниципальные выборы, референдумы и опросы по вопросам развития городской среды | Количество референдумов и социологических опросов | Данные избиркомов, публичные отчеты о социологических исследованиях |
| 22 Количество публичных обращений граждан на официальном сайте городской администрации | Ед./тыс. жителей | Данные с официального сайта городской администрации |
Стоит отметить, что бывшему бизнесмену и депутату Владимиру Груздеву достался регион с разноречивыми показателями. С одной стороны, за первое полугодие 2011 объем инвестиций в Тульскую область превысил на 48% показатели того же периода докризисного 2008 года. А с другой, показатели строительства жилья за полугодие сократились на 22% по сравнению с прошлым годом - это одно из самых серьезных падений по России. С 2009 года дефицит регионального бюджета только возрастал и сегодня составляет около 4 миллиардов рублей.


Начать дискуссию