Правительство Забайкальского края постановлением № 337 от 29.07.2016 г. установило размер прожиточного минимума за 2 квартал 2016 года.

Минимум составил:

  • для трудоспособного населения - 11 259 рублей;
  • для пенсионеров - 8 572 рубля 88 копеек;
  • для детей - 11 140 рублей 87 копеек;
  • на душу населения - 10 775 рубля 98 копеек.
 

Многие организации восстанавливают суммы НДС, ранее принятые к вычету по недостаче товаров, выявленной в результате инвентаризации. Однако делать этого не следует. В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.02.2016 года № Ф10-43/2016 отмечается, что перечень случаев, при которых можно восстановить принятый ранее к вычету НДС, является закрытым и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Недостача товара, установленная в процессе проведенной налоговым органом инвентаризации, к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относится.

Сложившейся правоприменительной практикой (постановления Президиума ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11, от 23.10.2006 N 10652/06) подтверждено, что ст. 170 НК Российской Федерации не предусматривает восстановления НДС, ранее принятого к вычету, при списании товара с истекшим сроком годности, а также в случаях хищения товара или его недостачи, обнаруженной при инвентаризации.

 

В последнее время происходило массовое преобразование ЗАО в ООО. Данная реорганизация не так проста, как кажется, и таит в себе «подводные камни». Многие организации считают, что после преобразования они могут автоматически продолжать применять упрощенную систему налогообложения, на которую перешли будучи акционерными обществами. Однако это не так. Такой подход чреват существенными штрафами: организация будет считать, что правомерно применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), в то время как ей следует подавать декларации и уплачивать налоги по правилам общего режима налогообложения.

Как отметили судьи в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2016 года по делу N А75-8406/2015 вновь созданная организация вправе применять упрощенную систему налогообложения только при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, то есть путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган. Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. При отсутствии соответствующего волеизъявления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организация применяет общий режим налогообложения.

Таким образом, в настоящей статье мы рассмотрели наиболее на наш взгляд знаковые судебные решения, информация по которым может помочь организациям не переплатить налоги в бюджет и защитить свои экономические интересы.

Среди этих постановлений есть решения, которые могут предостеречь налогоплательщиков и помочь избежать ненужных штрафных санкций и переплат налогов. Приведены решения, которые помогут более аргументированно отстоять свою позицию в защите своих прав при споре с представителями налоговых органов.

 

Может ли организация, временно приостановившая деятельность, по которой применяли налоговый режим ЕНВД,  не уплачивать ЕНВД за период, в котором деятельность, подпадающая под ЕНВД, фактически не велась?

Судьи в Постановлении Арбитражного суда ПО от 26.05.2016 года № Ф06-8702/2016 однозначно ответили на этот вопрос. Налог, уплачиваемый в связи с применением ЕНВД является вмененным налогом, то есть уплачивается вне зависимости от того осуществляет налогоплательщик заявленную деятельность или приостановил ее. Для того, чтобы избавиться от необходимости исполнения обязанностей налогоплательщика ЕНВД необходимо подать соответствующее заявление и сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД. Согласно приведенной в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 157 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации» позиции, в силу пункта 1 статьи 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую названным налогом. Следовательно, предусмотренный абзацем 3 пункта 3 статьи 346.28 механизм, направленный на прекращение статуса плательщика ЕНВД, должен применяться как при отказе от ведения соответствующей деятельности, так и при прекращении ее осуществления на определенное время.

 

Если налогоплательщиком искусственно создаются условия для того, чтобы сделка не отвечала признакам контролируемой, или манипулирование налогоплательщиком ценами в сделках приводит к получению необоснованной налоговой выгоды, со стороны налоговых органов возможно установление фактической взаимозависимости лиц, в том числе в соответствии с пунктом 7 статьи 105.1 НК РФ, или признание сделки контролируемой на основании положений пункта 10 статьи 105.14 НК РФ, а также доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, в том числе с применением методов, установленных главой 14.3 НК. Об этом предупреждает Минфин в письме № 03-01-18/40957 от 13.07.2016 г.

 

 

 

На сайте ФНС появился  специальный раздел, посвященный новому порядку применения контрольно-кассовой техники. В разделе описаны положения закона № 290-ФЗ, регулирующего порядок использования онлайн-касс, разъяснены особенности применения нового закона, создан форум.

Напомним, что с 15 июля вступили в силу существенные изменения в законе 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (закон от 03.07.2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

В разделе ФНС России обращает внимание на то, что новая технология дает добросовестному владельцу ККТ такое преимущество, как снижение ежегодных расходов на ККТ. Кроме того, к достоинствам новой системы отнесены возможность в режиме реального времени следить за своими оборотами и показателями, и лучше контролировать бизнес, а также регистрация ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган, и ряд других.

Обращаем внимание, что в понедельник Клерк.Ру совместо с компаний "Мойсклад" подготовил карточку, разьясняющую существенные изменения в законе 54-ФЗ. Не пропустите: Принят новый закон об онлайн-кассах. Как сэкономить деньги и избежать штрафов?

 

В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2016 года по делу № А45-18641/2015 судьи признали, что возмещение затрат на занятие фитнесом не облагается страховыми взносами. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.


Такой вывод был сделан в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2016 года по делу № А45-18641/2015. При этом судьи не приняли во внимание противоположную позицию, которая была изложена в Письмах Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 № 647-19 и от 19.05.2010 № 1239-19, сославшись на то, что данные разъяснения носят рекомендательный характер и не должны противоречить законодательству.

 

Важный вопрос – учет компенсации работникам, выплаченной на основании соглашения о расторжении трудового договора в расходах, принимаемых для целей исчисления налогооблагаемой прибыли. Понятно, что организации хотели бы учитывать данные затраты в налоговых расходах. К сожалению, суды в настоящее время встают в таких налоговых спорах на сторону контролирующих органов.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2016 г. по делу № А40-67556/2014 судьи указали, что компенсация при увольнении работников по соглашению сторон, выплачиваемая на основании соглашения о расторжении трудового договора, не может быть признана обоснованной и, соответственно, учтена на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Нужно учитывать, что:

  • выплаты увольняемым работникам не связаны с выполнением ими своих трудовых обязанностей;

  • выплаты в пользу работников не являются компенсационными начислениями, связанными с режимом работы или условиями труда,

    • не связаны с выполнением ими трудовых обязанностей,

    • не поставлены в зависимость от достижения ими какого-либо производственного результата, не направлены на стимулирование работников к продолжению трудовых отношений.

Напротив, данные выплаты направлены на их прекращение. В этой связи они не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

 
Для организации важно соблюсти все условия вычета НДС. В противном случае такой вычет может быть признан неправомерным, а компании грозят штрафные санкции и взыскание недоимки. Для вычета НДС, ранее уплаченного с аванса, необходим фактический возврат предоплаты прежним контрагентом. На это указал Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 15.02.2016 года по делу N А40-6698/2015.
 
В настоящее время происходит существенная трансформация банковской системы. ЦБ РФ производит активную санацию кредитных организаций. Если выясняется, что банк не исполнял требования законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, то у него отзывается лицензия. В связи с этим возникают ситуации, когда организация уплачивает страховые взносы или налоги, а деньги «зависают» в проблемном банке с отозванной лицензией. Считается ли в таком случае взнос или налог уплаченным?

Ответ был дан в Постановлении Арбитражного суда МО от 28 января 2016 г. по делу N А40-82076/2015, который рассматривал вопрос уплаты организацией страховых взносов. Судьи указали, что в данной ситуации необходимо рассматривать вопрос добросовестности плательщиков. Необходимо проверять – не направлены ли действия организации на получение налоговой выгоды путем формального осуществления платежей в счет исполнения обязательств – по уплате обязательных платежей через «проблемный» банк? Конституционная обязанность налогоплательщика – юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка. Поэтому если плательщик действовал добросовестно и не пытался получить необоснованную налоговую выгоду, то платеж взноса (налога) считается осуществленным, несмотря на то, что деньги «зависли» в кредитной организации и не попали в бюджет.
 
Важное для налогоплательщиков решение было принято в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.03.2016 № А67-8553/2014. Можно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость ликвидируемого объекта незавершенного строительства? «Цена» данного вопроса для налогоплательщика налога на прибыль очень велика: стоимость объекта незавершенного строительства может составлять значительную сумму.

В рассматриваемом Постановлении судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. Указано, что запрет на отнесение налогоплательщиком затрат по стоимости объектов незавершенного строительства к расходам ставит его в неравное положение с лицом, которое ликвидирует основные средства и имеет право на включение в расходы их остаточной стоимости в виде суммы недоначисленной амортизации. В связи с этим, правомерным является не только списание расходов на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (в том числе в виде суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), но и учет стоимости объекта незавершенного строительства при его ликвидации в составе внереализационных расходов.
 

Сенаторы намерены разработать поправки в законодательство, по которым Центробанк будет отвечать за развитие российской экономики в целом, заявил РИА Новости первый замглавы бюджетного комитета Совета Федерации Владимир Петров.

Банк России ранее сохранил ключевую ставку на уровне 10,5% годовых. В регуляторе отметили, что хотя динамика инфляции и соответствует прогнозам, снижение инфляционных ожиданий приостановилось.

"Центробанк перестраховывается, это прискорбно. Будь я председателем ЦБ или членом совета директоров, я определил бы ставку в 9,9% годовых. Нужно задать тренд, показать, что у нас инфляция – это однозначная цифра", — сказал Петров.

Отвечая на вопрос, готовы ли сенаторы внести соответствующие поправки в законодательство, Петров ответил: "Готовы". "Сейчас выйдем с каникул (осенняя сессия Совета Федерации начинается 27 сентября — ред.) и обсудим этот вопрос на комитете", — добавил он.

"Центробанк сейчас, отвечая за узкий сегмент, не отвечает за развитие экономики в целом", — отметил Петров. Он напомнил, что ФРС США отвечает и за развитие экономики, и за безработицу.

 

С целью информирования налогоплательщиков об особенностях уплаты налогов и сборов, порядка сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, изменениях налогового законодательства в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию Межрайонные инспекции ФНС России по Санкт-Петербургу проводят семинары для налогоплательщиков.

График семинаров по конкретной налоговой инспекции можно найти на сайте УФНС по Санкт-Петербургу

 

Минтруд приказом от 27.06.2016 № 313н утвердил "Правила подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления в 2016 году".

Документ принят во исполнение Федерального закона от 23.06.2016 N 181-ФЗ "О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году", которым предоставляется право на единовременную выплату в размере 25 000 рублей лицам, получившим государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и проживающим на территории РФ, если право на его получение возникло (возникает) по 30 сентября 2016 года включительно независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Чтобы получить единовременную выплату, необходимо подать заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда не позднее 30 ноября 2016 года.

 

Сумма платежей по оплате налогов и сборов физических лиц через сайт nalog.ru с начала 2016 года превысила 10 млрд рублей, отчиталась ФНС РФ на своем сайте.

Сервисы ФНС России, позволяющие физическим лицам оплатить налоги онлайн – «Личный кабинет налогоплательщика» и «Заплати налоги» – доступны клиентам кредитных организаций, с которыми ФНС России заключила соответствующие соглашения об информационном обмене.

Наглядную и подробную информацию о работе сервисов сайта можно найти в соответствующем разделе Видеопомощника (http://nalog.ru/files/media/video/7-2014-ZaplatiNalogi-H.mp4/).

На данный момент технически реализована возможность оплаты у 23 кредитных организаций, в том числе у Сбербанка России, Газпромбанка, Альфа-Банка, Промсвязьбанка.

 

 

С 1 января 2015 года в соответствии со ст. 23 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон № 52-ФЗ от 02.04.2014) у налогоплательщиков появилась обязанность о сообщении в налоговый орган об объектах недвижимости, напоминает УФНС по Новгородской области.

Если налогоплательщик, имея объекты недвижимости или транспортные средства, не получил налоговое уведомление и, как следствие, не оплатил налог, то он обязан сообщить о наличии у него этих объектов налогообложения в налоговые органы по месту жительства (либо по месту нахождения данных объектов недвижимого имущества и транспорта). К этому сообщению необходимо приложить копии правоустанавливающих  документов.

Форма «Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами» утверждена приказом ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@.

Представить такое сообщение в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения необходимо однократно в срок до 31 декабря 2016 года, учитывая, что указанным законом предусмотрены штрафные санкции, начиная, с 01.01.2017.

В случае представления налогоплательщиком сообщения в 2016 году, налог, начисленный за 2013-2015 годы, предъявляться налоговым органом не будет.

С 01.01.2017 за непредставление информации об объектах налогообложения предусмотрен штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении каждого объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено или несвоевременно представлено указанное сообщение  (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Если физическое лицо получило налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получило налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы, то никакого сообщения в налоговый орган ему отправлять не надо.

 

Правительство Самарской области утвердило размер прожиточного минимума за 2 квартал 2016 года в размере:

  • для трудоспособного населения - 10 755 рублей;
  • для пенсионеров - 7 751 рубль;
  • для детей - 9 785 рублей;
  • на душу населения - 9 810 рублей.
 

В связи с тем, что 30-31 июля в этом году выпало на выходные дни, срок сдачи некоторой отчетности перенесен на 1 августа, понедельник. Какую налоговую отчетность надо не забыть сдать в этот день:

  • 6-НДФЛ за 1 полугодие 2016 г.;
  • декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2016 г.;
  • расчет по налогу на имущество за 1 полугодие 2016 г.

Вы можете воспользоваться нашим Календарем налогоплательщика и включить функцию напоминания о нужном вам событии.

 

Минфин РФ в письме № 03-07-11/40217 от 08.07.2016 г. ответил на вопросо налоговом контроле во сделкам между взаимозависимых лиц.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.

Территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов. При этом в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не отвечающих признакам контролируемых, территориальным налоговым органом может быть доказано получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных главой 14.1 НК РФ.

 

При ликвидации ЮЛ необходимо соблюдать срок составления промежуточного ликвидационного баланса, напоминает УФНС по Орловской области на своем сайте.

За 1 полугодие 2016 года в Межрайонную ИФНС России № 9 по Орловской области (Единый центр регистрации) поступило 336 уведомлений о добровольной ликвидации юридических лиц.

В связи с возникающими вопросами Единый центр регистрации напоминает, что порядок ликвидации юридического лица определен статьями 62 и 63 ГК РФ, в соответствии с которыми орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, должен назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Следует учитывать, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока:

- предъявления требований кредиторами;
- вступления в законную силу решения суда по делу (иного судебного акта), по которому судом принято к производству исковое заявление, содержащее требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации;
- окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.