Ведение бизнеса

Легко ли клиенту отдать вам деньги?

Нет такого копья, которое не cломалось хотя бы однажды в спорах о клиентоориентированности. Между тем всё предельно просто. Для того, чтобы понять клиентоориентированность своей компании, надо сделать всего три вещи.
Легко ли клиенту отдать вам деньги?
На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Нет такого копья, которое не cломалось хотя бы однажды в спорах о клиентоориентированности. Между тем всё предельно просто. Для того, чтобы понять клиентоориентированность своей компании, надо сделать всего три вещи.

Первое: надо запретить произнесение фразы «клиент всегда прав» даже мысленно.  Ибо нет больше греха в деле повышения клиентоориентированности, чем думать подобным образом. Проблема в том, что эту фразу многие знают вырванной из контекста. То есть, слова знаем, а кто, когда, при каких обстоятельствах их произнес - нет.  Ваше мнение о фразе может измениться, когда контекст будет восстановлен. Эту фразу сказал владелец отеля своим сотрудникам, и полностью она звучала примерно так: «Видите этого господина? Он оплатил пентхаус наличными на год вперед. ЭТОТ клиент всегда прав. Вы меня хорошо поняли?»

Итак, первое, что надо сделать, это ввести табу на любое упоминание сами знаете какой фразы, потому что не любой клиент и далеко не всегда бывает прав.

Второе. Если вы хотите чтобы клиенты оценивали вашу компанию как клиентоориентированную, то поймите ожидания ваших клиентов и максимально точно соответствуйте им.  С большей аккуратностью, слышите? С большой аккуратностью превосходите ожидания клиентов. Вы знаете сколько компаний загубили свой бизнес, бездумно превосходя ожидания клиентов? Не верите, что это возможно? Зря.

Представьте:  есть таксопарк, который хочет стать самым клиентоориентированным.  Что мы ожидаем от такси? Что оно приедет куда надо в нужное нам время, машина будет чистой, а водитель будет трезв и будет знать город достаточно хорошо, чтобы работать таксистом. Ну, вот, вроде и все (по крайней мере мои) ожидания от такси. Но что вы думаете, этот таксопарк решил превзойти мои (и, вероятно, ваши) ожидания и их водители стали:

а) выскакивать из машины, что бы открыть дверь для клиента;

б) дарить клиентам женского пола скромный букетик живых цветов;

в) предоставлять любые справки по архитектуре, культурной жизни города и курсу валют;

г) бегать к табачному ларьку за сигаретами и чистить ботинки клиента перед тем как он выйдет из машины…

…. достаточно? Они превзошли наши ожидания? Еще как!

А теперь в один из дней водитель этого таксопарка отказался чистить туфли клиента. Взял и отказался. Представляете?! А клиент ожидал, он надеялся. Он расстроился, он почувствовал досаду. Его ожидания не оправдались. Ну, и зачем они превосходили ожидания своих клиентов, а потом откатились назад? Не надо было этого делать. Не надо было откатываться назад. А если нет уверенности, что новый уровень сервиса будет стабильно выдерживаться -  не стоит изначально пытаться превосходить ожидания клиентов.

Ладно. Теперь мы знаем, что одна фраза у нас должна быть под запретом, и знаем, что следует соответствовать ожиданиям клиента и по возможности не превосходить их. По меньшей мере, каждое превышение ожиданий клиентов - это вопрос уровня совета директоров, а не менеджера по продажам.  

И наконец, третий аспект клиентоориентированности – необходимо убрать препятствия с пути клиента. Каждая компания вольно или не вольно, сознательно, а чаще бессознательно воздвигает перед своими клиентами многие препятствия. Как это происходит? Обычно так: в компании купили новый принтер для печати ценников, у которого есть особенность - он печатает только мелким шрифтом и голубым цветом. Короче, ничего не видно на ценнике. Вместо того, чтобы поменять принтер, компания заставляет нас с вами щуриться и вглядываться. Не жизненный пример, скажете?

Хорошо, вот вам другой пример - реальный. В Москве есть гостиница. Раньше была ведомственная, а теперь трехзвездочный отель. Так в этом отеле сделали евроремонт. Частью евроремонта был ремонт крылечка. На крылечке положили новый кафель - жутко скользкий под дождем и снегом. Сотрудники отеля это знают и  поэтому пробираются аккуратно. Но постояльцы не знают, и… Что сделал отель, заботясь о клиентоориентированности?  Ну, что вы, никто кафель не менял, как вы могли подумать такое. Просто натянули леску и во время дождя вешают на нее листки бумаги формата А4, упакованные в файлы (чтобы бумага не промокла),  на которых яркими фломастерами написано: «Осторожно! Скользкие ступени!».

Видно, что сотрудники потрудились, чтобы сделать листки бумаги красивыми, аккуратными, влагостойкими. Они клиентоориентированы? Сами сотрудники считают себя таковыми. Но клиентов они вынуждают к рискованным прогулкам, на которые те не давали своего согласия. Вот вам реальный пример, как компании ставят препятствия на пути клиентов.

Почему этот отель до сих пор не прогорел? Ответ есть и на этот вопрос. Низкая требовательность постояльцев. Отсутствие привередливых клиентов позволяет бизнесу не заботиться о том, насколько он не удобен клиенту. Как только число привередливых клиентов станет заметным, этот отель или исчезнет, или будет вынужден измениться. Были пейджинговые компания и куда-то делись. А все из-за нас - мы стали привередливыми. Нас перестало устраивать знание, что нас кто-то хочет слышать, мы захотели говорить с абонентом. Впрочем, допускаю, что остались еще непривередливые, которых устраивает пейджинг. Возможно, кому-то он удобен технологически, но широкого рынка пейджинговых услуг больше нет.  Вот что могут сделать с бизнесом привередливые клиенты. Откуда они берутся? Их делают компании, которые превышают ожидания своих клиентов.

Что делать с препятствиями на пути клиента?  Ведь пока вы не уберете самые вредные из них, не быть вашей компании клиентоориентированной.

Составьте список всех препятствий, которые ваша компания ставит перед клиентами. Если список содержит меньше сотни пунктов, знайте - вы ленитесь и вам надо взяться за эту работу всерьез. Если в списке две-три сотни пунктов, тогда можно переходить ко второму шагу работы с препятствиями.

Откажитесь от тех преград, весь смысл которых - традиция. В чем смысл заполнения анкеты при заселении в гостиницу? А в развитых странах об этом не знают что ли и поэтому достаточно лишь расписаться? Единственная причина заполнения анкет при заселении в гостиницу - традиция. Ничего больше. Вам нужны мои паспортные данные? Вот мой паспорт, отсканируйте и любуйтесь. Вам надо знать, зачем я приехал в город N? Предположим с преступным умыслом, мне это следует указать? Привычки въедаются и кажется, что без них никак нельзя. На самом деле это далеко не так. Когда откажитесь от всех устаревших привычек, переходите к тем препятствиям, которые упрощают жизнь персонала ценой создания трудностей для клиента. 

Ну, вот на год-два работы вам хватит. А потом я еще на эту тему напишу.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

4
  • akov
    Хорошая статья.
  • Харский Константин
    Анзор, спасибо.
    Обсуждение мест, с которыми вы менее согласны могло бы обогатить обоих. А может и не только нас с вами :)

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3