ЕНВД

Раз объект организации торговли, два объект организации торговли… (о сохранении права на применение ЕНВД)

Бизнесменов, осуществляющих розничную торговлю, не может не волновать вопрос сохранения всех налоговых преимуществ, предоставляемых ЕНВД по сравнению с УСН (не говоря уже об общей системе налогообложения), и уплата налога в фиксированном (весьма небольшом) размере, не зависящем от результатов хозяйственной деятельности, бесспорно, занимает среди них ведущее место.

Кому надо знать: собственнику, руководителю, бухгалтеру, юристу

Бизнесменов, осуществляющих розничную торговлю, не может не волновать вопрос сохранения всех налоговых преимуществ, предоставляемых ЕНВД по сравнению с УСН (не говоря уже об общей системе налогообложения), и уплата налога в фиксированном (весьма небольшом) размере, не зависящем от результатов хозяйственной деятельности, бесспорно, занимает среди них ведущее место.

Однако бизнес растет, совокупная площадь торговых залов увеличивается, и уложиться в скромные 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, дающих право на применение ЕНВД, становится проблематично. Конечно, этот вопрос не стоит, когда несколько магазинов находятся в разных зданиях.

А как быть в том случае, если у компании (предпринимателя) на праве собственности или на праве аренды имеется несколько торговых залов, расположенных в одном объекте недвижимости, ведь согласно букве закона (подп.6 п.2 ст.346.26 НК РФ) ЕНВД может применяться только в случае, если площадь торгового зала не превышает 150 кв. м по каждому объекту организации торговли? Неужели нет иного выхода, кроме как смена системы налогообложения?

Пользуясь крылатой фразой барона Мюнгхаузена, мы отвечаем: безвыходных положений не бывает! И настоящее мини-исследование – тому яркое подтверждение.

Итак, дано: 2 или более торговых зала розничной торговли, расположенные в одном объекте недвижимости, каждый площадью менее 150 кв. м. Совокупная площадь всех торговых залов превышает 150 кв. м.

Требуется определить условия, при выполнении которых сохранится право на применение ЕНВД.

Очевидно, что законодатель разделяет 2 понятия - «торговый зал» и «объект организации торговли», однако дает официальное толкование только первому, указывая в ст.346.27 НК РФ, какие именно помещения следует включать в торговую площадь для целей применения ЕНВД.

Таким образом, главный камень преткновения состоит в том, что именно считать «объектом организации торговли» - здание в целом или его часть.

В подобных ситуациях необходимо применять какие-то единые критерии, которые действующим российским законодательством не предусмотрены, а потому налогоплательщики апеллируют к правоприменителям – судебно-арбитражной практике и письмам Минфина России.

В разное время специалистами Минфина России формулировались разные критерии обособленности.

1. В письмах от 21.12.04 г. №03-06-05-05/43 и от 16.03.05 г. №03-03-02-04/1/74 шла речь о необходимости выполнения таких условий, как наличие двух договоров аренды (либо иных правоустанавливающих документов) и установка в каждом торговом зале отдельных кассовых аппаратов.

Если установка отдельных кассовых аппаратов выглядит разумной и понятной (обеспечивается ведение раздельного учета реализуемых товаров), то обязательное наличие двух договоров аренды вызывает сомнения, поскольку данное условие явно носит сугубо формальный характер и неприменимо в чистом виде, что подтвердила и судебная практика.
Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.04.09 г. по делу №Ф09-2398/09-С3 рассматривается ситуация наличия у предпринимателя двух договоров субаренды, однако суд пришел к выводу о том, что занимаемые торговые помещения (4 торговых зала) представляют собой один объект организации торговли, поскольку они конструктивно друг от друга не обособлены, и из одного зала можно попасть в другой. Кроме того, суд руководствовался еще одним критерием – наличие общего для всех отделов штата работников.

Приведенный судебный прецедент, по нашему мнению, достаточно наглядно иллюстрирует формальность использованного Минфином РФ критерия о необходимости двух правоустанавливающих документов, поскольку само по себе наличие одного свидетельства на право собственности, без учета иных обстоятельств, не может служить основанием для признания нескольких торговых залов единым объектом организации торговли.

2. В 2007 г. Минфин России пошел несколько дальше, указав в письме от 06.02.07 г. №03-11-05/20, что «в том случае, если объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, на основе нескольких договоров аренды сдается частями одному юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), то в целях применения единого налога на вмененный доход арендатору следует учитывать суммарную площадь всех арендуемых торговых залов торгового объекта, фактически используемых для организации торговли и определяемых на основе инвентаризационных документов и заключенных договоров аренды».

Мы полагаем, что данный критерий также неприменим в том виде, в котором он сформулирован, поскольку аналогичная ситуация рассматривалась в постановлении ФАС Уральского округа от 10.12.07 г. по делу №Ф09-10061/07-С3.

В указанном деле предприниматель занимала на основании отдельных договоров аренды 2 торговых зала, расположенных на разных этажах торгового комплекса, но применяла упрощенную систему налогообложения, поскольку общая площадь торговых залов превышала 150 кв. м. Однако и налоговый орган, и суд установили, что спорные торговые залы следует признать самостоятельными объектами организации торговли, поскольку они не сообщаются между собой и имеют разные входы. Кроме того, «в каждом торговом помещении имеются свои кассовые аппараты и обслуживающий персонал. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные объекты торговли имеют общие подсобные, административно-бытовые помещения, а также общие помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, материалы дела не содержат».

В рассматриваемом деле суд также признал не имеющим правового значения тот факт, что предприниматель заключила один договор на обслуживание и охрану, в котором предметом выступала совокупная торговая площадь двух залов.

3. 17 апреля 2009 г. Минфином России было выпущено последнее на сегодняшний день письмо №03-11-09/142, касающееся критериев определения числа объектов организации торговли при наличии нескольких торговых залов, в котором признано, что возможно рассматривать в качестве нескольких объектов организации торговли помещения, расположенные в многофункциональном комплексе административно-торгово-бытового назначения, конструктивно обособленные друг от друга, при условии ведения в каждом из них раздельного учета полученных доходов с применением контрольно-кассовой техники.

По сравнению с предыдущими письмами, данное письмо по логике рассуждений наиболее приближено к аргументации, приводимой судейским сообществом, однако все равно являются неполными и недостаточно структурированными.

Мы взяли на себя смелость сформулировать основные критерии обособленности торговых залов, выполнение которых позволит рассматривать их в качестве самостоятельных объектов организации торговли: физическая (конструктивная), экономическая и организационная обособленность.

Подробнее каждый их указанных критериев мы рассмотрим в следующий раз.

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, торопитесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

⚡️ Итоги дня: ВС подчеркнул равенство обоих родителей, штрафных баллов для водителей не будет, сегодня День окрошки

Подготовили обзор главных событий дня — 30 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Трудовые отношения

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен

По общему правилу, работника, который постоянно трудится дистанционно, нельзя вызывать в офис. Но в отдельных случаях работодатель вправе вызвать дистанционного работника, а он — обязан приехать. Разбираем, когда такая ситуация возможна.

Вызов дистанционщика в офис в 2024 году: когда возможен
Лучшие спикеры, новый каждый день

Только один вид реорганизации не мешает IT-компании применять налоговые льготы

IT-компании, которые были реорганизованы после 01.07.2022, не могут применять льготную ставку налога на прибыль 0% и тариф взносов 7,6%. Но есть исключение – реорганизация в форме преобразования.

Бесплатно с 6-НДФЛ

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

В мини-курсе рассказываем, когда сдача корректировки 6-НДФЛ обязательна, как оформить исправленный расчет и сдать.

Как сдать корректировки по 6-НДФЛ. Мини-курс

Для фиксированных взносов ИП-военных пенсионеров важна дата 24.06.2023

В 2023 году был принят закон, который исключает ИП-военных пенсионеров из числа страхователей и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Причиной стало решение Конституционного суда от 2022 года.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников

Государство тщательно следит за тем, чтобы компании соблюдали правила обработки и хранения персональных данных сотрудников. Юрист Юлия Девяткова рассказала, о чем важно помнить работодателю, чтобы не получить штраф.

Пять вопросов об обработке и хранении персональных данных сотрудников
Отпуска

Как оформить заявление на отпуск вне графика

Сотрудники должны ходить в отпуск по графику. Но работодатель может разрешить и отпуск вне графика. Минтруду задали вопрос, как в этом случае составить заявление.

Судебным приставам очертят рамки полномочий

Депутаты поддержали в первом чтении законопроект о предоставлении сотрудникам органов принудительного исполнения (приставы ФССП) права на применение в установленных законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Налоговая реформа 2024 год. Краткий комментарий

Вопросы справедливости не могут решаться одними налогами.

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Слово «аудит» прочно ассоциируется именно с бухгалтерским аудитом, поэтому мало кто пользуется налоговым аудитом. Вместе с тем налоговый аудит является эффективным инструментом не только для проверки активов перед покупкой, но и для подготовки к выездной налоговой проверке. Сегодня мы расскажем, чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского или зачем бухгалтеру может понадобиться налоговый юрист.

Чем налоговый аудит отличается от бухгалтерского и зачем бухгалтеру налоговый юрист

Использование служебного автомобиля в личных целях

Сотрудники могут использовать служебные автомобили в личных целях с разрешения работодателя. Какие документы в этом случае нужно оформить и какие налоги придется заплатить, изложено в статье.

Использование служебного автомобиля в личных целях
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»

Цель: усилить управление компании и сделать миллиард годового оборота. Да, да, у нас пока нет своего миллиарда.

Карина Хапиште – новый CEO «Клерка»
9
Зарплата

Как отвечать на требования налоговой по зарплате в 2024 году: образец пояснений для ФНС

Налоговая проверяет расчеты по страховым взносам и форму 6-НДФЛ не только на предмет правильного расчета взносов и налога, но и на предмет реальности размера заработной платы работников. При появлении подозрений в занижении налогооблагаемой базы инспекторы потребуют объяснение.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Для льготного налога на прибыль ПО должно быть в реестре на момент оказания услуг

Условие для применения ставки налога на прибыль 0% аккредитованной IT-компанией – доля профильных доходов от 70%. Доходы считают методом начисления.

НДС

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются

С 1 июля 2024 года налогоплательщикам из стран Евразийского экономического союза (EAЭС) придется уплачивать НДС, при продаже товаров гражданам через электронные торговые площадки.

НДС при онлайн-продажах товаров из ЕАЭС: правила меняются

О сотрудниках без военного билета надо сообщить в военкомат

В течение 3 рабочих дней с момента приема на работу необходимо направлять в военкомат информацию о выявлении сотрудников, не состоящих на воинском учете, но обязанных быть на нем.

Интервью

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю. Интервью с BRG

Кому и когда необходимо применять МСФО 17, в чем его отличие от предыдущего стандарта, какие трудности возникают при его внедрении и как с ним работать в 1С, рассказывает Маковеев Денис Юрьевич, директор компании «BUSINESS RELATIONSHIP GROUP -- CONSULTING».

Внедрение МСФО 17 в страховые компании: что нужно знать бухгалтеру и руководителю. Интервью с BRG

Бренду быть?

Бренд, логотип, торговая марка — это обывательские понятия. Мы же, юристы, используем термин «товарный знак».Для того чтобы появился товарный знак, необходим ряд условностей.

Бренду быть?

Интересные материалы

API: решение для бизнеса с большим количеством исполнителей

Интеграция по API — актуальное и перспективное решение для компаний, работающих с большим количеством исполнителей в любом статусе (самозанятый, ИП или лицо без специального статуса). Она позволяет информационным системам взаимодействовать друг с другом, выстраивая единую цифровую среду для обмена данными.

API: решение для бизнеса с большим количеством исполнителей