Права потребителей

Обмен и возврат товара надлежащего качества: важные детали

Бывает, что покупка не подходит по размеру или цвету. В этом случае на стороне покупателя выступает закон о защите прав потребителей. Однако и здесь есть нюансы. Бывают ситуации, когда потребитель имеет расширенные права, а иногда, наоборот, потребитель не имеет право вернуть определенный товар.
Обмен и возврат товара надлежащего качества: важные детали

Не всегда информация, предоставленная продавцом, позволяет оценить свойства товара. Бывает, что покупка не подходит по размеру или цвету. В этом случае на стороне покупателя выступает закон о защите прав потребителей.

Однако и здесь есть нюансы. Бывают ситуации, когда потребитель имеет расширенные права, а иногда, наоборот, потребитель не имеет право вернуть определенный товар. Из этой статьи вы узнаете, как вернуть неподходящий товар.

Закон о возврате товара надлежащего качества

Отдельного закона о возврате товаров надлежащего качества нет. Право потребителя на возврат небракованного товара закреплено в действующем федеральном законе «О защите прав потребителей».

Двадцать второго мая 1991 года был принят первый в советско-российской истории закон «О защите прав потребителей», в котором впервые сформулировали права потребителей на государственную защиту их интересов, надлежащее качество и безопасность продукции, судебную защиту этих прав, а также право на объединение в общественные организации потребителей. Позднее, уже в феврале 1992 года, был принят соответствующий федеральный закон РФ, основанный на тексте одноименного закона СССР.

За прошедшие годы закон «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) претерпел существенные изменения, однако не утратил своей основной сути — значительное перераспределение прав в пользу потребителя, а не продавца. Закон исходит из неосведомленности и юридической неграмотности потребителя, поэтому любые сомнения толкуются в пользу потребителя. Потребителю не следует опасаться применять законодательство о защите прав потребителей, ведь суды, по статистике, чаще всего становятся на его сторону.

Кроме того, право покупателя обменять непродовольственные товары закреплено в ст. 502 ГК РФ.

Обратите внимание, что и в законе о защите прав потребителя, и в ст. 502 ГК РФ речь идет только о непродовольственных товарах. Продукты вернуть или обменять нельзя, кроме просроченных или испорченных.

Однако вопрос возврата товара регулируется не только федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 устанавливает перечень товаров, обмен которых при отсутствии брака не допускается.

Сроки обмена и возврата товара надлежащего качества

Согласно статье 25 закона «О защите прав потребителей» и ст. 502 ГК РФ, непродовольственную покупку можно вернуть с обменом на такую же в течение 14 дней. Если идентичный товар закончился у продавца на день обращения потребителя в магазин, потребитель вправе потребовать возврата суммы покупки. Продавец имеет право установить более длительный срок, в течение которого можно обменять его товар, но, как правило, этот срок не увеличивают в пользу покупателей. А вот уменьшать законный срок продавец не имеет право, даже указав этот пункт в договоре.

Если последний день срока оказался нерабочим, по закону срок продлевается до первого рабочего дня. Но со сроками есть свои тонкости. Например, если он заканчивается в воскресенье, а вы пришли в магазин в понедельник, вам могут отказать, потому что в это воскресенье магазин работал, поэтому вы пропустили сроки.

Особые товары установлены для вещей, реализуемых дистанционно. Покупатель имеет право отказаться от дистанционной качественной покупки (п. 4 ст. 26.1 закона № 2300-1, п. 22 постановления № 2463):

  • в любой момент до момента ее получения на руки;
  • не позднее 7 дней после получения на руки;
  • не позднее трех месяцев после получения на руки , если покупателя при доставке не проинформировали о порядке возврата покупки.

В срок, предоставленный для возврата, входят выходные и праздничные дни. Согласно статье 193 ГК РФ, если срок заканчивается в выходной, то он продлевается до ближайшего рабочего дня (Решение Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода от 14.03.2014 по делу № 2-644/2014~М-111/2014).

При этом суды отказывают в удовлетворении требований потребителя, если он пропустил срок обмена по уважительной причине, но не предоставил в суд доказательства такой причины. Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Так, в Краснодарском крае 18.03.2018 г. женщина приобрела платье. В дальнейшем выяснилось, что носить эту одежду не представляется возможным ввиду того, что оно было велико покупательнице. Женщина обратилась 23.04.2018 к продавцу для обмена платья и пояснила, что не смогла вовремя обменять платье из-за болезни. Но ей отказали в обмене товара, что послужило поводом для обращения к магазину с претензией. Торговое учреждение на претензию не ответило, в связи с чем потребительница обратилась с исковым заявлением в суд.

Первая инстанция встала на сторону покупательницы и иск удовлетворила. Но суд второй инстанции заметил, что в материалах дела отсутствует подтверждение обращения истца за медицинской помощью в период с 18.03.2018 по 23.04.2018, не было представлено оно и суду апелляционной инстанции. По мнению апелляции, истец не воспользовалась своим правом на обмен товара надлежащего качества в пределах срока, установленного законом. Решение первой инстанции было отменено, а в иске отказали.

Правила возврата товара надлежащего качества

Прежде чем возвращать непродовольственную и небракованную покупку, нужно убедиться, что соблюдаются все законные условия (п. 1 ст. 502 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 25 закона № 2300-1):

1) убедиться, что товар небракованный. Если вещь оказалась с дефектами, то закон предусматривает для покупателя намного больше прав и вариантов действий (ст. 18 закона о защите прав потребителей);

2) со дня покупки прошло не более 14 дней, не считая дня покупки товара, если изделие куплено недистанционно. Для дистанционных товаров этот срок составляет 7 дней, а если потребителю не предоставили требуемую законом информацию — три месяца. Продавцы иногда устанавливают расширенные сроки для возврата, поэтому эту информацию следует уточнить. Кроме того, возврат денег за товар возможен в любой разумный срок, если не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 закона № 2300-1, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.08.2020 по делу № 2-796/19/2019, 33-24509/2020);

3) должен быть сохранен товарный вид покупки. Не срывайте пломбы и фабричные ярлыки. Упаковку сохранять необязательно. Лучше всего сохранить чек (товарный или кассовый). Однако отсутствие чека не должно препятствовать возврату. Потребитель может ссылаться на слова свидетелей, а продавец — найти чек в своей кассовой ленте;

4) будьте готовы объяснить продавцу причину возврата: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Беспричинного возврата товара закон не допускает.

Форма заявления на обмен и возврат обычно имеется у продавца, однако можно использовать свою форму. В заявлении укажите данные продавца и покупателя, ваши требования, дату обращения. Составьте два экземпляра заявления, чтобы одном из них свою подпись о принятии поставил представитель продавца (с печатью, при наличии). Беспричинно вернуть деньги за товар покупатель не имеет право. По умолчанию он может просить лишь о замене товара. Однако при отсутствии необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму (абз. 2 п. 1 ст. 502 Гражданского Кодекса РФ, п. 2 ст. 25 закона о защите прав потребителей).

Так как сначала происходит возврат купленного товара продавцу, а потом уже возврат денежных средств, факт возврата желательно зафиксировать документально. Попросите оформить акт приема-передачи товара, один экземпляр которого остается у потребителя (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 25 закона № 2300-1).

Если продавец отказывается зафиксировать факт обращения, то составьте заявление дома. Затем отправьте его вместе с приложениями заказным письмом с описью вложения. Почтовые документы подтвердят факт и дату обращения к продавцу (пп. «б» п. 10 правил, утвержденных Приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234).

Тем не менее, не все товары с отсутствием брака потребитель имеет право вернуть. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 установлен список товаров, которые при отсутствии дефектов вернуть нельзя.

Среди них:

  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерно-косметические товары;
  • ювелирные изделия и другие товары из драгоценных металлов и камней;
  • автомобили;
  • книги;
  • домашние животные;
  • текстиль, ковры;
  • мебель;
  • текстильные и трикотажные изделия (в том числе нижнее белье);
  • технически сложные товары, на которые установлены гарантийные сроки не менее года.

Однако помните, что бракованный товар вы вправе вернуть и этот перечень на такую ситуацию не распространяется.

Возврат технически сложного товара надлежащего качества

Под технически сложными товарами (ТСТ) подразумеваются товары длительного пользования, имеющие сложное внутреннее устройство и выполняющие пользовательские функции на высокотехнологичном уровне с использованием различных энергоресурсов (смартфон, компьютер). Для этих товаров действуют особые правила возврата. Список таких товаров содержится в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

В соответствии с новыми правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и на основаниях, указанных в ст. 25 закона о защите прав потребителей.

Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не сродни покупке в магазине-офлайн, потому что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, удаленно. Так что закон установил дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.

Таким образом, при покупке ТСТ без дефектов дистанционным способом его возврат возможен в любое время до получения его на руки, а после доставки — не позднее 7 дней в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, а также чек на его покупку (информация Роспотребнадзора от 17.02.2021 «О правилах возврата и обмена технически сложного товара»).

Однако если чек утерян, это не лишает покупателя права ссылаться на другие доказательства покупки ТСТ (п. 4 ст. 26.1 закона о защите прав потребителей).

Образец заявления (претензии) о возврате товара надлежащего качества

Обязательная форма заявления на возврат товара не утверждена. Вы можете ориентироваться на такую:

Начать дискуссию

Банки

У ЦБ будет новое запретительное право

Если банки с универсальной лицензий допустят нарушения при уведомлении ЦБ о получении долей в иностранной организации, регулятор обяжет их продать акции, а также закрыть офисы за границей.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Власти предлагают перевести беременных и мам с маленькими детьми на удаленку

Власти хотят стимулировать компании к переводу беременных и матерей с малолетними детьми на удаленку. Такие рекомендации готовит Минтруд.

Минцифры хочет ввести на Госуслугах принцип одного диалогового окна: что это и зачем

На портале Госуслуг планируют сделать диалоговое окно, которое позволит сократить путь пользователя при составлении нужных документов для получения услуг.

Лучшие спикеры, новый каждый день

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО

Переход на электронный кадровый документооборот помогает компаниям сократить расходы и повысить эффективность, а иногда — еще и спасает от возможного судебного разбирательства. Мы изучили пять трудовых споров и прикинули, как бы все произошло, если бы у работодателя была система КЭДО.

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО
УСН

Компания на УСН уменьшает налог на взносы по мере их уплаты

Новые правила по учету взносов при расчете налога по УСН «доходы» независимо от факта их уплаты касаются только фиксированных взносов ИП.

💌 Ждите письмо из ФНС о нарушениях по ККТ

ФНС запустила автоматическую рассылку по ТКС и через личный кабинет информационных писем с информацией о возможных рисках нарушения порядка применения ККТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф ввел механизм возврата ошибочных переводов

Клиенты банка Тинькофф смогут подать заявку на возврат денег, отправленных по ошибке.

Шпаргалка для бухгалтера: как проводить операции по импорту

Какие оформлять документы, в каком порядке уплачивать НДС, как рассчитать налоговую базу и отчитаться перед ФНС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

С начала 2024 года экспортёрам упростили процедуру подтверждения нулевой ставки НДС. А с 1 июля 2024 года они будут формировать и направлять электронные реестры по новым правилам. Рассказываем об этих и других изменениях Налогового кодекса.

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

Кабмин: малый и средний бизнес «успешно преодолел последствия санкционных шоков»

Заместитель председателя правительства Александр Новак заметил, что в 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП.

У Клерка новый CEO

Мы усиливаем систему управлением компании.

У Клерка новый CEO
9

ERP бюджетирование: возможности применения

Блок «Бюджетирование» в 1С:ERP предназначен для комплексного планирования, контроля и анализа финансовых потоков внутри организации.

ERP бюджетирование: возможности применения
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Один из главных вопросов у бухгалтерской фирмы — как установить цены на свои услуги. Он актуален не только для новой компании, но и для тех, кто работает уже давно. Инфляция «съедает» прибыль, конкурентов становится больше, а требования клиентов — выше. Поэтому важно установить обоснованные цены, которые не отпугнут заказчиков и принесут прибыль самой фирме.

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Несовершеннолетним студентам дали больше трудовых прав

Студентам разрешат работать в выходные и праздники. Сейчас для сотрудников младше 18 лет действует запрет на работу по выходным (кроме творческих работников).

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

Используя электронный документооборот, можно удобно и дистанционно провести сделку по посуточной сдаче объекта недвижимости, подписав договор и акт передачи объекта с помощью кода из СМС-сообщения. Реализовать такую задачу можно с помощью сервиса «Подпислон», который работает на базе Простой электронной подписи (ПЭП). При этом арендаторам не нужно отдельно получать электронную подпись на токене. Все происходит в пару кликов.

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

Рассказываем, какие шаги предпринять для ликвидации АО в 2024 году, какие обязательные документы предоставить и где размещать необходимые сведения о ликвидации акционерного общества.

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

7 рабочих методов, доказывающих дробление, которые используют налоговики

Доказательств фиктивного дробления бизнеса множество. Есть прямые и существенные, есть косвенные доказательства, которые действенны только при рассмотрении их в совокупности. Те же доказательства дробления бизнеса могут быть реабилитирующие.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Интересные материалы

НДС

С товаров из ЕАЭС будут удерживать НДС на территории России

Если онлайн-площадки продают товары из ЕАЭС жителям РФ, то с заказов будут взимать НДС.