Самозанятые

Что самозанятый может сдавать в аренду

Самозанятые могут не только оказывать те или иные услуги, но и сдавать в аренду жилье и транспортные средства. Но чтобы делать это в рамках действующего законодательства, нужно знать нюансы и ограничения, которые здесь имеются. О том, что плательщик налога на профессиональную деятельность (НПД) может сдавать в аренду, рассказывают эксперты платформы для самозанятых «Наниматель».
Что самозанятый может сдавать в аренду
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что можно

Самозанятый может вести арендный бизнес, сдавать как жилую недвижимость, так и иное имущество. Но он не имеет права нанимать работников, а только привлекать подрядчиков к определенным задачам.

При этом согласно закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», самозанятый эту деятельность осуществляет без необходимости готовить отчеты, вносить обязательные страховые взносы, вести бухгалтерию.

Плательщик НПД может сдавать в аренду следующие объекты:

  • Жилую недвижимость: комнаты, дома, квартиры. При условии, что есть документы, подтверждающие статус помещения как жилого.

  • Транспортные средства: катера, авто, автобусы и т.д. Причем как физлицам, так и индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Как следует из письма Минфина от 17.02.2020 № 03-11-11/10799, положения 422-ФЗ «не предусматривают запрета на применение специального налогового режима НПД для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению в аренду транспортного средства без экипажа как физическим, так и юридическим лицам, при условии соблюдения норм указанного Федерального закона».

  • Спецтехнику, оборудование, инвентарь: строительную, коммунальную, сельскохозяйственную.

Самозанятый может сдавать сколько угодно недвижимости, хоть пять авто сразу или несколько квартир. Но надо помнить, что за год доход плательщика НПД не должен превышать лимита в 2,4 млн. рублей.

Учитываются все платежи по аренде, а также, если самозанятый оказывает еще и другие услуги, к примеру, занимается репетиторством. Кроме того, самозанятый может сдавать имущество с субаренду, если на это имеется согласие собственника жилья.

Что нельзя

Самозанятый, решивший заняться арендным бизнесом, также должен знать и о существующих ограничениях. Вот что он не может сдавать в аренду:

  • апартаменты, даже если они предназначены для проживания. Это следует из письма Минфина от 7.12.2020 г. № 03-11-11/106478;

  • помещения, которые являются нежилыми. Речь идет о банкетных залах, салонах красоты, офисах, кабинетах и т.д.;

  • земельные участки, так как они не являются жилым помещением.

Чтобы сдавать в аренду нежилые помещения, гражданину придется стать обладателем статуса индивидуального предпринимателя (ИП).

В этом случае придется отказаться от спецрежима НПД и перейти, к примеру, на УСН. Также можно сдавать эти объекты как физлицо. В этом случае необходимо платить НДФЛ в размере 13%.

Алгоритм действий

Если самозанятый сдает в аренду жилую недвижимость, то в приложении «Мой налог» он может выбрать в качестве деятельности любую из категорий «Услуги по временному проживанию» или «Аренда квартир».

В случае, когда речь идет о транспортных средствах, нужно использовать пункт «Аренда машин». Остальные «движимые» объекты можно заносить в категорию «Прокат».

Самозанятый обязан арендатору, после того, как он произвел оплату, выдать чек, который формируется в приложении «Мой налог». По нему налоговая служба будет взимать налог.

Нужно помнить, что самозанятый за каждый непробитый чек может получить штраф в размере 20% от той суммы, которую он получит за аренду. В чеке должна быть указана и оказываемая услуга. К примеру, «арендная плата по договору от 25 марта 2023 года».

Так же, как и при оказании услуг, самозанятый с аренды от физических лиц платит налог в размере 4%, от юрлиц — 6%.

Оплата производится ежемесячно: до 12 числа налоговая служба пришлет уведомление, где будет указана сумма налога за предыдущий месяц, которую требуется уплатить. Самозанятому никаких расчетов самому делать не нужно. Заплатить налог надо до 28 числа.

Важные нюансы

При арендном бизнесе самозанятому следует учесть некоторые нюансы, чтобы не войти в противоречие с действующим российским законодательством.

К примеру, если в арендную плату включены коммунальные услуги, то придется налог платить со всей суммы.

Но НПД не надо платить, если оплата производится по счетчикам, например, за свет. Эти суммы поступают напрямую тем, кто предоставляет услуги.

Часто при аренде жилья вносится депозит. Обычно он равен месячной арендной плате.

Если арендатор что-то испортил в квартире, то самозанятый, удерживая депозит, не платит с этой суммы налог. В случае, когда депозит удержан в счет арендной платы НПД, надо будет заплатить.

Самозанятый в России может заниматься арендным бизнесом, но делать это нужно в рамках действующего законодательства. Здесь имеется много нюансов и подводных камней, о которых не следует забывать.

В противном случае придется платить штрафы и рисковать статусом плательщика НПД. 

Начать дискуссию

Банки

У ЦБ будет новое запретительное право

Если банки с универсальной лицензий допустят нарушения при уведомлении ЦБ о получении долей в иностранной организации, регулятор обяжет их продать акции, а также закрыть офисы за границей.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Власти предлагают перевести беременных и мам с маленькими детьми на удаленку

Власти хотят стимулировать компании к переводу беременных и матерей с малолетними детьми на удаленку. Такие рекомендации готовит Минтруд.

Минцифры хочет ввести на Госуслугах принцип одного диалогового окна: что это и зачем

На портале Госуслуг планируют сделать диалоговое окно, которое позволит сократить путь пользователя при составлении нужных документов для получения услуг.

Лучшие спикеры, новый каждый день

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО

Переход на электронный кадровый документооборот помогает компаниям сократить расходы и повысить эффективность, а иногда — еще и спасает от возможного судебного разбирательства. Мы изучили пять трудовых споров и прикинули, как бы все произошло, если бы у работодателя была система КЭДО.

5 уроков из судебной практики: как избежать трудовых споров с помощью КЭДО
УСН

Компания на УСН уменьшает налог на взносы по мере их уплаты

Новые правила по учету взносов при расчете налога по УСН «доходы» независимо от факта их уплаты касаются только фиксированных взносов ИП.

💌 Ждите письмо из ФНС о нарушениях по ККТ

ФНС запустила автоматическую рассылку по ТКС и через личный кабинет информационных писем с информацией о возможных рисках нарушения порядка применения ККТ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

Тинькофф ввел механизм возврата ошибочных переводов

Клиенты банка Тинькофф смогут подать заявку на возврат денег, отправленных по ошибке.

Шпаргалка для бухгалтера: как проводить операции по импорту

Какие оформлять документы, в каком порядке уплачивать НДС, как рассчитать налоговую базу и отчитаться перед ФНС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

С начала 2024 года экспортёрам упростили процедуру подтверждения нулевой ставки НДС. А с 1 июля 2024 года они будут формировать и направлять электронные реестры по новым правилам. Рассказываем об этих и других изменениях Налогового кодекса.

Как экспортёрам подтверждать нулевую ставку НДС: изменения с 1 июля 2024 года

Кабмин: малый и средний бизнес «успешно преодолел последствия санкционных шоков»

Заместитель председателя правительства Александр Новак заметил, что в 2024 году сохраняется тенденция к росту численности МСП.

У Клерка новый CEO

Мы усиливаем систему управлением компании.

У Клерка новый CEO
9

ERP бюджетирование: возможности применения

Блок «Бюджетирование» в 1С:ERP предназначен для комплексного планирования, контроля и анализа финансовых потоков внутри организации.

ERP бюджетирование: возможности применения
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Один из главных вопросов у бухгалтерской фирмы — как установить цены на свои услуги. Он актуален не только для новой компании, но и для тех, кто работает уже давно. Инфляция «съедает» прибыль, конкурентов становится больше, а требования клиентов — выше. Поэтому важно установить обоснованные цены, которые не отпугнут заказчиков и принесут прибыль самой фирме.

Чек-лист для бухгалтерской компании: как устанавливать цены на услуги, чтобы не прогореть

Несовершеннолетним студентам дали больше трудовых прав

Студентам разрешат работать в выходные и праздники. Сейчас для сотрудников младше 18 лет действует запрет на работу по выходным (кроме творческих работников).

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

Используя электронный документооборот, можно удобно и дистанционно провести сделку по посуточной сдаче объекта недвижимости, подписав договор и акт передачи объекта с помощью кода из СМС-сообщения. Реализовать такую задачу можно с помощью сервиса «Подпислон», который работает на базе Простой электронной подписи (ПЭП). При этом арендаторам не нужно отдельно получать электронную подпись на токене. Все происходит в пару кликов.

Электронный документооборот в посуточной аренде. Зачем нужен? Как организовать

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!
2

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Старт обучения уже 1 июня!

Глоток зимнего воздуха летом! Набираем первый летний поток-2024 по новогодним ценам с максимальными скидками. Начало обучения 1 июня. Скорее записывайтесь, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

Рассказываем, какие шаги предпринять для ликвидации АО в 2024 году, какие обязательные документы предоставить и где размещать необходимые сведения о ликвидации акционерного общества.

Ликвидация АО 2024: как правильно ликвидировать акционерное общество без лишних затрат

7 рабочих методов, доказывающих дробление, которые используют налоговики

Доказательств фиктивного дробления бизнеса множество. Есть прямые и существенные, есть косвенные доказательства, которые действенны только при рассмотрении их в совокупности. Те же доказательства дробления бизнеса могут быть реабилитирующие.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1

Интересные материалы

НДС

С товаров из ЕАЭС будут удерживать НДС на территории России

Если онлайн-площадки продают товары из ЕАЭС жителям РФ, то с заказов будут взимать НДС.