Бухгалтерский учет

Что нужно знать о ведении бухгалтерии в ОАЭ перед открытием компании в Дубае

Для российского предпринимателя запустить с нуля или перевезти свой бизнес в Дубай не так уж и сложно. Труднее дается перенастройка отношения к бухгалтерскому учету и документообороту. В ОАЭ недостаток внимания и компетенций в этих вопросах может обернуться тем, что столь характерные для Эмиратов приятные экономические эффекты окажутся полностью нивелированы штрафами.
Что нужно знать о ведении бухгалтерии в ОАЭ перед открытием компании в Дубае
Иллюстрация: diana.grytsku/Freepik

О том, как избежать штрафов и грамотно выстроить бухгалтерский учёт в ОАЭ, рассказывает Ирина Богданова, CEO компании DocsInBox.

Опасные крайности

Мягкая налоговая политика, минимизированное давление санкций, удобное географическое расположение и возможность быстрого подбора персонала из огромного количества «понаехавших» — все это  делало ОАЭ чрезвычайно заманчивым местом для открытия бизнеса и до февраля 2022.

А уж после известных событий поток предпринимателей, создающих компании в Эмиратах, регистрирующих там штаб-квартиры или открывающих офисы для хранения капитала, превратился в лавину.

По непроверенным данным, за последние полтора года для русскоязычных людей напечатали порядка миллиона Emirates ID, то есть необходимых для проживания и работы удостоверений личности.

Однако опыт нашей компании DocsInBox показывает, что соотечественники тяготеют к двум крайностям.

Первая — сосредотачиваться на отладке бизнес-процессов, а в тонкости местного бухгалтерского учета вдаваться уже после того, как впечатляющие эмиратские штрафы начали пожирать прибыль.

Вторая — платить за услуги бухгалтеров и юристов, чтобы те организовали все «по-взрослому». Но эмиратские специалисты любого уровня компетентности склонны брать с любой фирмы, как с состоявшегося крупняка, неприлично много. 

Оба сценария мешают в полной мере насладиться преимуществами ведения бизнеса в ОАЭ, поэтому давайте разбираться, как их избежать.

Не в сказку попали

Поверхностное знакомство с системой налогообложения и документооборота в ОАЭ действительно может сформировать впечатление, что предпринимателей ждет сказочная страна.

ОАЭ

РФ

Налоговая система

0% налогов на старте. Единые пороги для регистрации для целей НДС и корпоративного налога. Единые налоговые ставки. 

Несколько налоговых режимов с разными требованиями по их применению и налоговыми ставками (ОСНО, УСН).

Декларирование

5% НДС, 9% налог на прибыль компаний (корпоративный налог). Декларации в электронном виде в ЛК налогоплательщика

Авансовые платежи по НДС, налогу на прибыль, налогу УСН. Декларации и в электронном виде и в бумажном в зависимости от налога/взноса/отчета через посредников за доп. плату.

Зарплатные налоги

Нет. Подоходный налог (НДФЛ) в Дубае — 0%.

Налог на зарплату в ОАЭ – 0%.

То есть если Вы сами себя трудоустроили на свою компанию в Дубае и платите себе зарплату – налог 0%.

Если Вы наняли сотрудников и платите им зарплату – налог 0%.

30% взносы в СФР, 13% НДФЛ для налоговых резидентов РФ, 30% для налоговых нерезидентов РФ.

Бухгалтерский учет

Обязательно.

Обязательно.

Налоговый учет

Принципы МСФО.

Принципы РСБУ.

Документооборот

Коммерческий инвойс как основной и почти единственный вид документов.

Счет, счет-фактура (на ОСНО), акт. Строгие требования к оформлению.

Принятие расходов

Практически любые расходы, касающиеся бизнеса, можно принять в затраты для целей налогообложения.

Ограниченность признания бизнес-расходов для целей налогообложения, особенно на УСН.

Вскоре выясняется, что сказка все-таки восточная, а значит, не без хитростей. И главная из них заключается в том, что регламент ведения бухгалтерии носит обманчиво рекомендательный характер.

Предпринимателей и бухгалтеров как бы просят, причем не очень настойчиво, проявлять некоторую инициативу. И позже оказывается, что делать это нужно обязательно и систематически.

Регуляторика Арабских Эмиратов в целом выдержана не в карательном, а в разъяснительном духе. Здесь не ставят целью во что бы то ни стало содрать штраф, а попытаются для начала подсказать, как действовать верно. Но тонкостей много, а ошибки обходятся дорого, от 10 до 50 тыс. дирхам (около $13500 или 1,15 млн. руб.).

Важно с первого дня своевременно и подробно вести бухучет, правильно оформлять сотрудников и проводить операции, чтобы в случае любого запроса аудиторов иметь возможность оперативно и корректно на него реагировать. 

Оказывая бухгалтерские услуги в ОАЭ на аутсорсе, наша компания многократно сталкивалась с последствиями инерционного мышления россиян.

К нам часто обращаются предприниматели, начинающие вести бухгалтерию спустя несколько месяцев после запуска бизнеса. Буквально все они уверены, что проверяющих удовлетворяет аудит по банковской выписке.

В Эмиратах система работает иначе: все транзакции должны быть отражены в бухучете.

Из них у проверяющих складывается понимание оборота компании, а от него, в свою очередь, зависит обязанность платить корпоративный налог и НДС, сдавать отчетность по ним. 

Неспособность бизнеса вести надлежащие бухгалтерские регистры — это минус 10 тыс. дирхамов ОАЭ на первый раз и вдвое больше в случае повторения.

Не лишено некоторого коварства и трудовое законодательство.

В ОАЭ действует система WPS, похожая на российский «зарплатный проект»: когда деньги переводятся сотрудникам через банк либо другого посредника.

И любые просрочки в этой цепочке также чреваты штрафами. Они сравнительно невелики, от 1000 до 5 тыс. дирхам, зато начисляются за каждое нарушение.

Как-то все не по-русски

Языковой барьер вносит свою нескромную лепту в освоение особенностей местного бухучета и законодательства. Местные проверяющие говорят на английском, но государственная система работает на арабском языке.

А ведь все предприниматели проходят жесткий банковский комплаенс, где от них ждут корректных формулировок и ответов. И при работе с крупными контрагентами всем компаниям тоже предстоит правильно ответить на множество бухгалтерских и юридических вопросов. Но и это еще полбеды.

Даже прекрасно владеющим английским бизнесменам здесь сложно общаться с иностранцами.

Сложилось так, что в многонациональных ОАЭ ниша бухгалтерских услуг по большей части занята людьми, чей английский отнюдь не нативен.

Его сложно воспринимать и в повседневной жизни, чего уж говорить о специальной налоговой, бухгалтерской, юридической терминологии или интерпретации текстов законов. 

Новый корпоративный налог как модная страшилка

С 1 июня 2023 года в Арабских Эмиратах ввели новый корпоративный налог и  заработали на нем в первую очередь консалтеры, воспользовавшиеся тревожностью некоторых предпринимателей. Налог не дает повода ни паниковать, ни даже спешить.

Если финансовый год компании начинается 1 июня 2023 и позже, то предприятию предстоит рассчитать и отчитаться по нему в течение 9 месяцев после завершения этого года.

Для тех же, у кого финансовый год начался раньше, вся эта история и вовсе обретет актуальность 1 января 2024. Иными словами, у предпринимателей в запасе как минимум год.

Консалтеры пытаются побудить разобраться с возможными затруднениями «на берегу». Но если компания благополучно зарегистрировалась до подачи первой декларации, никаких особых сложностей далее не предвидится. А справиться с регистрацией самостоятельно, на налоговом портале Federal Tax Authority, вполне реально. 

Другое дело, что уточнения и разъяснения, касающиеся послаблений для малого бизнеса и компаний с невысоким оборотом, продолжают регулярно появляться.

Есть основания считать, что изменений будет еще много. И если вы на них рассчитываете, то неплохо бы иметь внимательного бухгалтера, который будет следить за развитием событий и эффективно распоряжаться новой информацией.

В поисках бухгалтера

Для российских предпринимателей открываются несколько путей обустройства документооборота и бухгалтерии компании в ОАЭ.

Большинство начинают с попытки разобраться во всем своими силами. Однако наработка релевантного опыта занимает много времени, а ошибки и сопутствующие им штрафы обязательно появляются, потому немногие компаний дожидаются, пока их собственный бухгалтер «дорастет» до полного понимания местных процессов и законов.

Большинство вскоре либо нанимают штатного специалиста из (условно) местных, либо отдают бухгалтерию на аутсорс. Проблема в том, что и то, и другое может здесь обойтись дорого.

Наша компания изначально выходила в ОАЭ с идеей перезапуска сервиса автоматизации документооборота между ресторанами и поставщиками DocsInBox. Как и многим, нам казалось очевидным, что затраты на бухгалтерские услуги должны быть пропорциональны размеру бизнеса. Ну, как мы в России привыкли. Однако правда оказалась удручающей.

Штатная занятость специалиста со специфическим английским и всего двухлетним опытом обходится в 6-7 тыс. дирхам (от 120 тыс. руб.) в месяц.

А компании, занимающиеся бухгалтерскими и сопутствующими услугами на аутсорсе почти все ориентированы на крупный бизнес и никаких скидок для малышей или стартапов не делают.

Многие российские предприниматели, в спешке решившие открыть бизнес в Эмиратах в 2022, вынужденно вступили в досадно невыгодные трудовые отношения. Наша компания поняла, что в силах исправить ситуацию.

Мы сфокусировались на том, чтобы по-русски разъяснять нашим коллегам эмиратские особенности или же полностью брать на себя все тонкости бухгалтерии и документооборота, а также некоторые вопросы юриспруденции и кадровой политики. Но, в первую очередь, мы принципиально дружелюбны по отношению к начинающим.

DocsInBox в ОАЭ предоставляет бухгалтерские услуги по немыслимым для местных тарифам, от 500 дирхам в месяц в расчете на то, что компании наших соотечественников будут развиваться, преуспевать и выходить на новый уровень вместе с нами.

Реклама: ООО «ПИАРХАБ», ИНН 9710064220

Комментарии

5
  • Интересно, а какие конкретно штрафы могут быть применены к компаниям за неправильное ведение бухгалтерского учета в ОАЭ? Насколько они могут быть значительными?

  • Помнится, как в детстве мы мечтали оказаться в сказочной стране. Теперь вот предприниматели мечтают о Дубае, но, кажется, там тоже есть свои 'драконы' в виде штрафов

УСН превращается в ужасную систему налогообложения. Уведомления для освобождения от НДС и другие пугалки будущей реформы для упрощенцев. 😱«Ночной бухгалтер» № 1697

Бухгалтеры все больше нервничают — упрощенка превращается в усложненку прямо на глазах. Чтобы не влететь на НДС с 1 января придется подавать уведомление (что-то подсказывает, что направят его не все спецрежимники). Надо ли будет считать налог с авансов, подавать ли уведомление тем, кто уже работает на УСН, что будет со льготами для IT? Одни вопросы...

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

80 тысяч предпринимателей справились с тестом на правовую грамотность

Участники правового предпринимательского диктанта успешно ответили на практические вопросы тестов. Организаторы специально включили задания, с которыми сталкивается бизнес ежедневно.

Увеличение балансовой (остаточной стоимости) объекта основных средств

Что нам стоит, дом построить? Нарисуем, будем жить.

Увеличение балансовой (остаточной стоимости) объекта основных средств
Лучшие спикеры, новый каждый день

Верховный суд рассмотрел спор о предельных сроках взыскания налоговой задолженности

По истечение 3-х лет после рассмотрения знакового дела по срокам взыскания (Неринга) ВС РФ вновь напомнил как считать сроки взыскания при затягивании сроков налоговой проверки.

Не ПМЭФ единым: прошла презентация Кавказского инвестиционного форума

В Министерстве иностранных дел (МИД) России прошла презентация Кавказского инвестиционного форума, который пройдет в Грозном 15-17 июля.

Может ли несовершеннолетний стать самозанятым и платить НПД ?

Как быть, если свое дело хочется начать вести, не дожидаясь 18 лет? Например, вести блог и зарабатывать на рекламе в нем, рисовать и продавать картины, заниматься копирайтингом... Есть много вариантов, как подросток может заработать. Вопрос в том, может ли он законно зарегистрироваться плательщиком НПД и что для этого нужно.

Может ли несовершеннолетний стать самозанятым и платить НПД ?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Общество

Из Москвы в Санкт-Петербург будет ездить новый поезд «Аврора»

Обновленные поезд «Аврора» будет довозить пассажиров в среднем за шесть часов.

Есть акцепт, но нет договора. Когда отношения с контрагентом считаются оформленными, а договор заключенным

Как понять, что договор вступил в силу? Рассказываем, как избежать сотрудничества с недобросовестными контрагентами, даже если на руках нет договора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

От 16% до 18%, но ключевая ставка ЦБ уж точно не снизится

В пятницу 7 июня будет очередное заседание ЦБ по ключевой ставке, на котором её оставят без изменений с вероятностью от 50 до 70% или поднимут с вероятностью от 30 до 50%. Конечно, бизнесу тяжеловато развиваться в таких условиях, население тоже в печали, ставки по ипотекам конские, да и в целом кредиты дорогие. Это, конечно, не мешает людям их брать.

От 16% до 18%, но ключевая ставка ЦБ уж точно не снизится

ПМЭФ-2024 по показателям деловой активности превысил допандемийный уровень

Площадка готова, по количеству гостей превзошли допандемийный уровень 2019 года. Об этом сообщил директор ПМЭФ Алексей Вальков.

Налоговики назвали подозрительные признаки в договорах с самозанятыми

Самозанятым следует обратить внимание на системные риски, которые выявляют налоговики.

Ввели новый отчет для производителей алкоголя и этилового спирта

Производители этилового спирта и алкогольной продукции должны будут отчитаться перед Росалкогольтабакконтролем о бенефициарных владельцах и контролирующих лицах.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Проголосовать на онлайн-собраниях акционеров стало быстрее

Инвесторы сэкономят время и смогут голосовать на собраниях эмитентов сразу в приложении брокера «ВТБ мои инвестиции».

НДС

Депутат: НДС для МСП упростит работу с крупным бизнесом

Налог на добавленную стоимость для малого и среднего бизнеса упростит работу с крупным бизнесом, уверен глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, замруководителя фракции «Новые люди» Александр Демин.

⚡️ Итоги дня: открылся ПМЭФ, старые iPhone уничтожают за 18 секунд, на «Роза Хутор» можно любоваться онлайн, а мошенники раздают крипту в Telegram

Подготовили обзор главных событий дня — 5 июня 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Для ИП с 2-хлетним ребенком нет освобождения от фиксированных взносов

Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком и одновременно является ИП, но бизнес-деятельность не ведет, она может не платить фиксированные взносы. Но только до 1,5 лет.

Экспорт

Кабмин смягчит требования к продаже валютной выручки

Экспортеры смогут получить разрешение правительственной комиссии не проводить обязательную продажу валюты как по отдельным контактам, так и в отношении всей суммы.

Процесс пошел: 28 тысяч представителей МСП выросли до более высокой категории бизнеса

В крупный бизнес перешли 876 компаний, а 26 тысяч микропредприятий выросли до категории малого бизнеса.

Бесплатно с Зарплата

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 

Расчет зарплаты вахтовика — многоэтапная работа с множеством нюансов, которые влияют на итоговый заработок сотрудника. В этом разборе мы на примере разберем все этапы расчета зарплаты при вахтовом методе.

Алгоритм расчета зарплаты при вахтовом методе работы 

Интересные материалы

Искусственный интеллект добрался до программы и выступлений на Петербургском экономическом форуме

Заявлено, что над кратким содержанием сессий ПМЭФ-2024 и итогами выступлений работает искусственный интеллект.