Госзакупки

Самые неприятные «скрытые комиссии» в закупках: посчитайте, сколько вы теряете на претензиях клиентов

Закупки — это не просто снабжение организации, а функция, обладающая серьёзным потенциалом по развитию бизнеса. При этом существенные эффекты можно получить без долгих поисков инноваций, а лишь должным образом выстроив процессы и систему контролей.
Самые неприятные «скрытые комиссии» в закупках: посчитайте, сколько вы теряете на претензиях клиентов
Иллюстрация: vecstock/freepik

Уравнение с тремя известными

«Три столпа», на которых держатся закупки, — цена, скорость и качество.

Печальная аксиома состоит в том, что рынок никогда не позволит выиграть по всем этим параметрам одновременно.

Позитивная — сделать акцент на решении стратегически приоритетных задач компании, оценивая процессы с позиции интересов ключевых для бизнеса участников закупок, вполне реально.

Если смотреть на примере производства, то самому закупщику нужно дешевле, механику — надёжнее, а производственнику — быстрее. Создаётся некая суперпозиция внутрикорпоративных интересов, с одной стороны, заставляющая особенно тщательно выбирать поставщиков, а с другой — препятствующая быстрому принятию решений. И здесь на уровне внутренних регламентов по закупкам есть несколько путей:

  • Первыйс позиции силы: привилегии в принятии решений даются одной из сторон, и получается «классическое снабжение».

В итоге всё происходит срочно и за любую цену, потому что заказчик так требует, или же, наоборот, в компании действует «диктатура закупок»: возим то, что дешевле, и исключительно в регламентные сроки.

  • Второйпартнерский, подразумевающий более гибкую схему в принятии решений за счёт внедрения категорийного управления затратами.

Такой подход позволяет объединить для достижения наилучшего результата усилия всех специалистов и заинтересованных лиц и рационально расставлять приоритеты и зоны ответственности для каждого участника процесса.

Почему не во всех организациях реализован этот очевидно оптимальный подход? Всё просто: он требует ведения диалога «на равных» на уровне руководителей функций.

Однако какой бы путь ни был выбран, закупки — процесс достаточно четко регламентированный. Запрос должен пройти по всем внутренним алгоритмам, в процессе чего неизбежно возникнут потери времени и по закону больших чисел — ошибки.

В конечном итоге придется осознать, что коммерческая служба по закупкам давно перестала быть для компаний просто сторонним исполнителем. Она встала с ними в один ряд в роли полноценного партнера. При этом аналогичным партнёром она является и для поставщиков.

«Выученная беспомощность»: непреходящие финансовые риски

Наиболее часто финансовые потери (неприятные как сами по себе, так и из-за того, что отнимают ещё и время) возникают в связи с возвратом некачественной поставленной продукции. И даже четкий регламент по претензионной работе здесь бессилен помочь на все 100%.

Претензии же возникают чаще всего именно из-за хаотичной организации закупок. И неспроста, ведь при таком подходе клиента ждут всё новые и новые расходы, вызванные:

  • Несвоевременностью поставок;

  • Поставками не того, что было заказано;

  • Отсутствием оптимальной стоимости;

  • Остановками производства, приостановкой ремонта оборудования или остановкой работы критически значимого сервиса;

  • Отсутствием возможности планировать бюджет;

  • Нерегулярностью платежей;

  • Задвоением закупок (вообще покупка большего числа позиций или объёмов, чем это было необходимо).

Кроме того, как это ни прискорбно, практически неистребимыми в корпоративном секторе остаются коррупционные схемы. Чаще всего недобросовестный сотрудник, ответственный за организацию закупок, не проводит необходимые процедуры вовремя, зато в момент, когда уже «горит», обращается к знакомому подрядчику, у которого нужная деталь стоит в 5 раз дороже.

Логистические издержки — еще одна распространенная «болевая точка»: товар привозят «срочно-срочно», а потом — не забирают со склада, и за простой взимается плата.

Чтобы предупредить реализацию подобных негативных сценариев, мало просто четко зарегламентировать каждый шаг в рамках закупочного процесса.

Прозрачным и доступным для анализа должно стать само движение корпоративных финансов. И вот уже такого рода прозрачность — серьезный качественный скачок в снижении обидных и бессмысленных затрат на реализацию закупочной функции.

Помочь в обеспечении такого подхода может только одно: создание безошибочно функционирующей контрольной среды.

Как сформировать контрольную среду

По своей сути контрольная среда является набором стандартов, процессов и структур, формирующих основу для организации систему внутреннего контроля в компании. Это процессы над процессами: методология, порядок внедрения изменений, структура персонала, которая соответствует целям компании, кадровая политика. Строится она, исходя из пяти основных принципов:

1. Честность и этические ценности.

Прежде всего, этому принципу должно следовать руководство компании. Тогда и сотрудники «подтянутся».

Если же руководитель предлагает провести операцию без оформления необходимых документов «для улучшения показателей», просит сделать что-либо срочно, а подготовить соответствующие документы «когда-нибудь потом», — не стоит удивляться, что сотрудники перестают считать достоверность отчётности необходимой.

Помимо личного примера руководства, соблюдение принципа честности среди сотрудников поддерживается также введением обязательных санкций за отклонение от него.

2. Постоянное совершенствование качества.

Этот принцип и вовсе должен стать философией менеджмента. Он подразумевает внедрение в систему контроля качества определённых «ритуалов»: постановку задач по разработке матрицы рисков и контрольных процедур, внедрение маркеров контролей, ведение отчётности и т.п.

3. Гибкая оргструктура и грамотное распределение полномочий и ответственности.

Зачастую именно организационная структура становится камнем преткновения на пути к развитию. Два подразделения с похожими функциями, размытая ответственность, разросшийся и дифференцированный (или наоборот, недостаточно дифференцированный) отдел, которым один руководитель уже не в состоянии эффективно управлять, — всё это будет мешать вашей компании двигаться вперёд.

Оргструктура должна быть гибким механизмом, который можно в любой момент перестроить, перегруппировать, убрать или, напротив, добавить новые звенья в цепочки процессов.

4. Выверенная кадровая политика и компетентность персонала.

Ошибка при определении требований к должности для того или иного функционала может вести к неэффективной работе всего подразделения. Например, можно столкнуться с передачей экспертного функционала транзакционному специалисту. При работе по инструкции сотруднику, безусловно, будет всё понятно.

Однако если эксперт в момент незапланированного изменения процесса самостоятельно определит, что нужно сделать, то транзакционный специалист может допустить ошибку или в принципе не понять, как необходимо поступить и каких рисков стоит ожидать.

На предупреждение таких ситуаций отлично работают должностные инструкции и тщательный подход к подбору сотрудников, их адаптации, обучению и развитию. А при необходимости не стоит бояться и увольнений.

5. Подотчетность сотрудников.

В компании обязательно должны быть созданы подотчетность сотрудников и условия для несения ответственности за свои действия по осуществлению внутреннего контроля. Прописываются они обычно в должностных инструкциях и ключевых показателях эффективности.

Но что же делать, если контрольная среда выстроена, коррупционные схемы раскрыты и исключены, а претензии все равно возникают? Автоматизируйте претензионную работу!

Что дает автоматизация претензионной работы

Чтобы понять выгоды от автоматизации на этом направлении, начать стоит со сбора статистических данных и ответа на следующие вопросы:

  • Сколько претензий вам выставляется за конкретный период времени?

  • Каков основной характер претензий?

  • В какие моменты они возникают?

  • Какую долю составляет сумма претензионных товаров в общем обороте закупок?

  • Какие и сколько ресурсов расходуется на решение каждого претензионного вопроса?

  • Какой процент компенсации выплачивается и как скоро?

  • Закреплена ли за специалистами ответственность?

Учтите время специалистов по закупкам, которые занимаются претензионной работой, посчитайте, какая доля фонда оплаты труда уходит на оплату их услуг, и вопрос о целесообразности автоматизации более не будет возникать.

Автоматизация работы с претензиями позволяет сделать компанию более эффективной, производительной и прозрачной, а значит, более привлекательной для любых контрагентов и вызывающей доверие со стороны органов государственной власти.

Как это работает на практике: один из сотрудников берет на себя все заботы по претензиям, и больше не выполняет никаких других задач. Он получает заявление, затем по номеру договора находит все связанные с ним документы, официальную переписку и другие материалы из систем 1С, CRM, ERP.

Исходя из полученной информации, специалист делает вывод о перспективах судебного разбирательства и принимает решение об урегулировании вопросов до суда. В результате шанс выиграть дело и вернуть денежные средства значительно повышается.

Какой должна быть система автоматизации претензионной работы

Если говорить в целом, то работа должна быть выстроена по типовым договорам с понятным претензионным порядком.

Это позволит выставлять претензии без привлечения юристов, а в 95% случае — вообще в автоматическом режиме и при одностороннем зачёте, если поставка происходит по постоплате.

Для этого:

  • Система автоматизации претензионной работы не должна дублировать функции уже существующих программ;

  • Она должна стать надёжным инструментом, позволяющим выигрывать дела по вопросам претензий, сохранять и увеличивать прибыль компании;

  • Программа должна быть доступной для пользователей не только с офисного рабочего места, но и в дистанционном формате;

  • Система должна быть снабжена механизмами для обеспечения конфиденциальности данных и их защиты от незаконного доступа;

  • Должна быть предусмотрена возможность перенести в систему всю необходимую информацию или использовать заранее разработанные в организации шаблоны.

Не забудьте про поставщиков

Помимо внутреннего партнерства важны и взаимоотношения с поставщиками.

Внедрение системы управления взаимоотношениями с поставщиками или SRM (Supplier Relationship Management) сделает выбор поставщика прозрачным, а также решит ряд других связанных задач, таких как сегментация, оценка, проверка на добросовестность и аудит производства.

Кроме того, система SRM позволит выгружать аналитическую информацию, которая поможет сделать правильные выводы и принять эффективные тактические и стратегические решения.

Подводя итоги, для того, чтобы избавиться от «скрытых комиссий», сделать процесс закупок понятным и прозрачным, а также найти баланс между ценой, скоростью и качеством в этом процессе, вам потребуется:

  • Внедрить контрольную среду, чтобы защитить компанию от претензий, созданных недобросовестной работой сотрудников;

  • Автоматизировать претензионную работу на случаи, когда претензии всё же возникают;

  • Отрегулировать систему взаимоотношений с поставщиками.

Придётся потратить много времени и усилий, однако в конечном итоге это принесёт свои результаты, и процесс закупок перестанет быть эдаким «котом в мешке», подкидывающим малоприятные сюрпризы из месяца в месяц.

Можно пойти и более простым путём с сохранением эффективности решения — передать процесс закупок на аутсорсинг.

В этом случае вам будут обеспечены доступный сервис, простые и понятные процедуры, специалисты уровня, зачастую недоступного для инхаус-найма, а также контроль качества и всех необходимых сроков.

Отдельными приятными бонусам станут экономия до 10% от привычного бюджета закупок при сохранении всей номенклатуры; страхование финансовых, правовых и иных видов рисков, которые провайдер принимает полностью на себя; раз и навсегда избавление ваших закупщиков (и вашего бренда в целом) от вникания в претензионную работу — зачастую по банально несправедливым, надуманным основаниям.

Начать дискуссию

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

Большинство финансовых директоров перешли на эту должность из позиции бухгалтера. Разберемся, в чем принципиальные отличия в задачах финдира и главбуха, а также выясним, что необходимо бухгалтеру для перехода на новую позицию.

Бухгалтер vs финдир. Какие знания нужны главбуху, который перерос свою должность

В России впервые промаркировали пиво для собак (фото)

В ходе эксперимента промаркирована партия пива для собак методом этикирования, код нанесен на крышку на производстве «Апиценна».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

Обучение детей станет более безопасным: утвержден первый ГОСТ на электронные учебные устройства

Росстандарт утвердил национальный стандарт ГОСТ Р 71345-2024 «Средства обучения. Устройства учебные электронные для детей общие требования».

Порядок заполнения электронного путевого листа

Путевые листы необходимы для учета и контроля работы водителя и транспортного средства. С 1 марта 2023 года их можно заполнять в электронном виде. Рассказываем о заполнении электронных путевых листов.

Порядок заполнения электронного путевого листа
Законопроекты

Госдума придумала, что делать с авторскими гонорарами иноагентов

Власти планируют заблокировать доходы от монетизации авторов и исполнителей, которые были признаны иностранными агентами. Их деньги будут лежать на специальном счете до тех пор, пока они не вернутся в Россию.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Для осуществления трудовой деятельности в России иностранным гражданам из «визовых» стран необходим полный комплект разрешительных документов. Кроме того, работодатели тоже обязаны в большинстве случаев оформлять различные разрешения для найма иностранцев на работу.

Рабочая виза в Россию «монтажные работы» для иностранных работников. Что это и кому нужно

Чтобы принять у доставки заказ, не обязательно знать его номер

Роспотребнадзор разъяснил, может ли принять заказанный и доставленный товар родственник или коллега, знакомый.

Инвестиции

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Ребят, срочно отодвигаем в сторону пивас и шашлык, берём рулетки и измеряем свои квартиры. Они уменьшились на 25%. Хорошо, что не наши, а в среднем в новостройках за 5 лет. Лукойл обвалился на 3%, выплатив 6% дивидендов. Рубль не стал обваливаться, новые облигации на паузе, а я продал Газпром и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Квартиры стали меньше, но дороже. Месяц крепкого рубля. Дивиденды, облигации, снижение биткоина и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Нужно ли платить налоги при выходе из ООО

Налоговые последствия выхода участника из ООО: в каких случаях и какие налоги будет необходимо уплатить.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример

По каждому принятому сотруднику нужно отчитаться в СФР — заполнить подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Даём пошаговую инструкцию для отчётов 2024 года.

Приняли на работу нового сотрудника: как оформить ЕФС-1 в 2024 году, пример
Экономика России

Поставлена задача войти в число 25 ведущих стран мира по роботизации

Для достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» президент поставил задачу по плотности роботизации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

📕 💪 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

Успейте купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей до 13 мая! Для акции мы выбрали нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1

🔥 Акция «Не МАЙся — заниМАЙся!»: топовые онлайн-курсы по 3 690 рублей

До 13 мая вы можете купить лучшие онлайн-курсы «Клерка» по учету на маркетплейсах, финансовому моделированию, ВЭД, зарплате и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах
3
Новости ФНС

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Интересные материалы

Инвестиции

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо