Онлайн-кассы

Новые детали старого порядка применения ККМ

С 4 августа 2007 г. стало действовать Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – новое Положение). Ранее в отношении применения ККТ использовались Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (далее – старое Положение), Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36.

С 4 августа 2007 г. стало действовать Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее – новое Положение). Ранее в отношении применения ККТ использовались Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 (далее – старое Положение), Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом Госналогслужбы от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36.

Э. ГЛУХОВСКАЯ, эксперт АКДИ

О том, какие правила изменились, а какие остались прежними, вы узнаете из данной статьи.

Обязанность по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт установлена в п. 1 ст. 2 Закона РФ от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (далее – Закон № 54-ФЗ).

Контрольно-кассовые аппараты при этом должны соответствовать требованиям, установленным законодательством. Их использование регламентируется ст. 4 Закона № 54-ФЗ.

Соответственно организации и индивидуальные предприниматели, должны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

В статье 4 Закона № 54-ФЗ указывается, что непосредственно требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

Однако долгое время подобный акт, изданный непосредственно Правительством в рамках действующего закона, отсутствовал. Пользователи ККМ и налоговые органы руководствовались в основном старым Положением. Учет (регистрация) контрольно-кассовой техники производился в соответствии с Приказом Госналогслужбы № ВГ -3-14/36. Несовершенство устаревших актов компенсировалось обилием писем Минфина и налоговых органов, “подгоняющих” правовое регулирование под сложившиеся потребности.

Вступившее в силу с 4 августа 2007 г. Постановление Правительства РФ № 470 не решило все проблемы, но будем расценивать его как ожидаемое обновление нормативной базы, регулирующей указанную сферу деятельности.

Собственно порядок регистрации и применения ККМ не претерпел существенных изменений, однако новое Положение добавило ряд существенных деталей, о которых мы подробно поговорим.

В пункте 2 нового Положения предлагаются определения понятий, относимых к использованию ККТ, среди которых “некорректируемая регистрация информации” и “энергонезависимое долговременное хранение информации”. В отношении последнего установлен минимальный срок, который должен обеспечиваться посредством такого хранения – не менее пяти лет с даты регистрации соответствующей информации. Ранее термин “энергонезависимое долговременное хранение информации” был определен несколько иначе в Технических требованиях к фискальной памяти электронных контрольно-кассовых машин, утвержденных решением ГМЭК, протокол № 5/21-95 от 23.06.1995.

В новом Положении законодатели отказались от описания признаков неисправных ККМ, применение которых неправомерно. Если раньше в качестве свойств неисправной машины указывались даже такие недостатки, как неразборчивая печать реквизитов на чеке (п. 8 старого Положения), то теперь новое Положение содержит простую фразу: “ККТ должна быть исправна”. В то же время наглядно усматривается детализация характеристик исправной ККМ.

Помимо наличия корпуса ККМ должна:

1) иметь фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

2) обеспечивать собственно печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и то самое энергонезависимое долговременное хранение информации;

3) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации ККМ в налоговых органах;

4) обеспечивать возможность вывода фискальных данных;

5) эксплуатироваться в фискальном режиме и регистрировать на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима при его наличии; блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима;

6) иметь часы реального времени;

7) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

8) соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности;

9) иметь паспорт установленного образца;

10) иметь идентификационный знак установленного образца, марки-пломбы и эксплуатационную документацию (образец идентификационного знака уже разработан и утвержден Приказом Минпромэнерго от 05.09.2007 № 352, марка-пломба должна выглядеть в соответствии с образцом, установленным Приказом Минпромнерго от 05.09.2007 № 351);

11) иметь знаки “Государственный реестр” и “Сервисное обслуживание”, размещенные на стороне корпуса, обращенной к покупателю (образцы перечисленных в пункте знаков должны быть утверждены Минфином России по представлению Минпромэнерго в ближайшее время).

Обратите внимание! Ранее в соответствии с подп. “д” п. 4 старого Положения дата и время фигурировали как необходимый атрибут, но являлись обязательным реквизитом чека, а не технической характеристикой самой ККМ. То есть отсутствовали четко сформулированные требования к тому, какое время должно на чеке отображаться.

С принятием нового Положения ситуация изменилась. Часы, установленные в ККМ, должны отображать реальное время (п. 3 нового Положения). Согласно разделу 2 решения ГМЭК, принятому еще в 2000 г. (протокол № 2/56-2000), отклонение во времени на ККМ не должно превышать пять минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.01.1992 № 23 “О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации”. До принятия нового Положения даже превышающая пять минут разница не свидетельствовала о нарушении правил применения ККМ, так как указывалось, что данное обстоятельство не влияет на эксплуатацию ККТ в фискальном режиме и на обеспечение защиты прав потребителей (письмо УФНС России по г. Москве от 10.12.2004 № 11-24/80546).

Теперь, когда соответствующее техническое требование к ККМ четко сформулировано на уровне Правительства, возможно, что установленные решением ГМЭК пять минут станут решающими.

Акцент в новом Положении сделан также на судьбе моделей ККМ, исключенных из Государственного реестра, но срок амортизации которых не истек. Принципиально здесь ничего не меняется. В случае исключения модели ККМ из Государственного реестра ее дальнейшее использование правомерно (п. 5 нового Положения, письмо Минфина от 10.02. 2006 № 03-01-15/1-30и). При этом она должна соответствовать только тем требованиям, которые существовали при включении ее в Государственный реестр. Но следите внимательно за сроком амортизации ККМ. Теперь налоговый орган может самостоятельно (не по заявлению пользователя техники) произвести снятие с государственного учета ККМ с истекшим сроком амортизации. Безусловно, в соответствии с п. 19 нового Положения налоговый орган обязан известить пользователя о снятии с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации. Однако недоразумения возможны, так как:

1) пользователь может фактически получить уведомление гораздо позже, чем через один день, соответственно в течение определенного времени он будет использовать незарегистрированную ККМ;

2) пользователь, узнавший об истечении срока амортизации от налогового органа, не имеет достаточного времени для покупки и подготовки к использованию ККМ другой модели;

3) ответственность за неисполнение налоговым органом обязанности извещения пользователя не установлена.

Для сравнения напомним, что в соответствии с п. 8 Порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом Госналогслужбы № ВГ-3-14/36, о невозможности дальнейшего использования ККМ налоговые органы уведомляли пользователя за 30 дней до истечения срока их применения.

Изменения претерпели и нормы о центрах технической поддержки ККМ. Их действие максимально формализуется. Под центром технического обслуживания (далее – ЦТО) понимается лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технического обслуживания модели контрольно-кассовой техники.

На ККМ, обеспеченную технической поддержкой (а таковая должна быть в соответствии с подп. “л” п. 3 нового Положения) при ежегодном подтверждении такой поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак “Сервисное обслуживание”. После любой проверки исправности, замены, ремонта, технического обслуживания ККТ, т.е. после любого вмешательства в целостность корпуса техники, на нее наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса ККМ (п. 10 нового Положения).

Нанесение марок-пломб, знака “Сервисное обслуживание”, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККМ осуществляются только поставщиком или зарегистрированным ЦТО. При этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся только с участием представителей налоговых органов.

Лица, обеспечивающие техническую поддержку ККМ, а именно поставщик или техцентр, “не могут находиться в ведении пользователя этой техники”. На наш взгляд, приведенная норма п. 12 нового Положения обещает проблемы при любом случае аффилированности (заинтересованности, подчиненности) поставщика по отношению к пользователю. Картина, безусловно, прояснится, когда на этот счет начнет формироваться судебная практика. Предположительно, для пояснения ситуации будут заимствованы общие критерии зависимости юридических лиц, уже наработанные правоприменительной практикой.

Существующая на данный момент система регистрации ЦТО в органах исполнительной власти субъектов РФ в связи с принятием нового Положения не изменилась. Содержащиеся в этом Положении нормы о ЦТО никак не затрагивают порядок взаимоотношений между центрами технического обслуживания и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данный вопрос новым Положением не регулируется. В связи с этим Минфин в своем письме приходит к выводу, что действуют ранее принятые нормативные правовые акты в части, не противоречащей Закону № 54-ФЗ (письмо Минфина России от 08.10.2007 № 03-01-15/12-365). Таким образом, условия регистрации и деятельности ЦТО регулируются по настоящий момент Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденным Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ от 06.03.1995 № 2/18-95.

Аналогично складывается ситуация и в отношении других вопросов применения и регистрации ККМ, не урегулированных новым Положением. Ни один из документов, предшествующих принятию нового Положения, официально не отменен (не утратил силу). Соответственно в вопросах, не урегулированных новым Положением, но касающихся применения ККМ, следует руководствоваться прежней нормативной базой.

В отличие от правил регистрации и условий эксплуатации норма ст. 14.5 КоАП РФ не претерпела изменений и по-прежнему говорит о наличии состава административного правонарушения за неприменение ККМ в установленных случаях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Из постановления Пленума ВАС от 31.07.2003 № 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин” следует, что неприменение как таковое может выражаться не только в физическом отсутствии ККМ, но и в ряде нарушений технических показателей ККМ и правил эксплуатации. К примеру, на данный момент под неприменением ККМ следует понимать пробитие чека на сумму меньшую, чем уплаченная покупателем, либо наличие повреждений, свидетельствующих о возможности доступа к фискальной памяти.

Отметим, что Постановление Пленума ВАС № 16 применялось с учетом старой нормативной базы. Теперь, после принятия нового Положения, подходы арбитражных судов к применению ст. 14.5 КоАП РФ могут быть пересмотрены.

В связи с этим следите за арбитражной практикой.

Начать дискуссию

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

В РФ скоро появится новый бренд кредитной организации

«Экспобанк» закрыл сделку по покупке 100% дочки британского банка HSBC. Судя по релизу, она будет специализироваться на кредитовании корпоративных клиентов.

Микробизнес стал активно пользоваться «зонтичными» поручительствами

За год объем кредитования с помощью «зонтичных» поручительств вырос в 2,6 раза.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Инвестиции

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Посмотрел, как идут успехи с приведением портфеля акций к целевым значениям. Пока ещё портфель находится на стадии формирования и приведения к целевым значениям. Его размер составляет 999 тысяч рублей.

Мой портфель акций на 2 июня 2024

Какие риски переводов на карту

Что если вам переведет деньги на карту друг, коллега или кто-то еще? Начислят ли вам за это налоги? Много ходит слухов об этом, часть правдивых, часть нет.

Какие риски переводов на карту
НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Инвестиции

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

Интересные материалы

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.